Управление занятостью населения

Дата добавления: 25 Ноября 2011 в 13:07
Автор: Пользователь скрыл имя
Тип работы: курсовая работа
Скачать полностью (44.95 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

Курсач.docx

  —  47.48 Кб
 

МИНИСТЕРСТВО  КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ. 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

по дисциплине: Система государственного и муниципального управления

на тему: «Управление занятостью населения»

Выполнил: студент IV курса ФМК (ГМУ)

Жук Павел 
 
 
 
 

Преподаватель: Кутузов С.В. 

Санкт-Петербург.

2011

Список  литературы.

Введение.

Глава 1. Общие понятия управления и  регулирования в сфере труда  и занятости населения……………………………………………………………..5

    1. Понятие рынка труда и рабочей силы……………………………………...5
    2. Международно-правовые акты и национальное законодательство о понятии «занятость»………………………………………………………....19
    3. Службы занятости населения: федеральные службы, региональные службы, фонды занятости…………………..................................................13

Глава 2. Перспективы и основные пути повышения  труда и занятости населения………………………………………………………………………..20

Заключение.

Список  литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

       Проблема занятости населения – главная на сегодняшний день во всем мире. От нее зависит многое, и, прежде всего такие факторы как уровень жизни населения, наличие квалифицированной рабочей силы, уровень эмиграции. Сегодня, в условиях глобализации, вопрос занятости является проблемой для всех государств. Отношения в сфере занятости и трудоустройства регулируются целым комплексом нормативных актов: международными нормативными актами, Конституцией РФ, законами и иными нормативными актами, локальными нормативными актами.

Граждане, будучи собственниками рабочей силы, имеют цель реализовать свое право на труд путем поиска подходящей оплачиваемой работы. Работодатель заинтересован в найме рабочей силы для организации и осуществления производственной или иной деятельности, приносящей ему пдоход. Государство выступает в указанных отношениях в качестве регулятора и координатора в сфере, способствуя их цивилизованному развитию. Оно способствует  возникновению и упрочению социального партнерства между гражданами (наемными работниками, объектами)  и работодателями – будущими субъектами трудовых отношений.

Правовые, экономические и организационные  условия обеспечения занятости  и гарантии реализации прав граждан  на труд определяются законодательством.

Эти положения  в общих чертах определяют государственную  политику в области обеспечения занятости и гарантий реализации права граждан на труд. Конкретное же регулирование правовых, экономических и организационных условий обеспечения занятости и гарантий реализации права граждан на труд определяются текущим законодательством.

населения. Для полного раскрытия и исследования темы, с целью изучения основных правовых аспектов, анализа ведущих тенденций в сфере трудовых отношений хочу выделить основные задачи:

- рассмотреть  государственную политику в области  занятости и трудоустройства  граждан;

- изучить  деятельности государственной службы  занятости;

- рассмотреть  перспективы и дальнейшие пути  совершенствования в сфере занятости  населения;

Необходимо  учитывать сложившиеся условия переходного периода,  когда в стране продолжают формироваться рыночные отношения, необходима целенаправленная ориентация результатов проводимых реформ на человека с помощью эффективной политики занятости населения.

В содержании правового статуса гражданина в сфере занятости, важнейшим следует признать право на выбор места работы (ст.9 Закона о занятости). Государство же призвано в лице органов службы занятости,  стать посредником между работником и работодателем по содействию в трудоустройстве населения (п.1 ст.8).

Сейчас  на передний план выходят новые приоритеты, а именно - повышение и рациональное использование трудового потенциала страны. Для того чтобы политика занятости стала эффективной и результативной, необходимо, чтобы она была ориентирована на перераспределение рабочей силы по отраслям, территориям и видам занятости в интересах роста эффективности труда. Основная цель работы заключается в том чтобы изучить и отразить: насколько государство способно справиться с поставленными задачами, эффективны ли современные меры, правовые нормы в области содействия занятости населения и каким образом на сегодняшний день складывается ситуация на рынке труда.

Среди международных норм в области  занятости можно выделить один из основополагающих нормативных актов - Конвенцию МОТ № 122 «О политике в области занятости» (1964 г.) в которой провозглашена цель, к которой должны стремиться все государства мира - полная, продуктивная и свободно избранная занятость. По определению данной конвенции решение проблемы занятости должно быть основной целью политики правительства.

Глава1. Общие понятия  управления и регулирования  в сфере труда  и занятости населения. 

1.1 Понятие рынка  труда и рабочей  силы. 

         Рынок труда - это система общественных отношений, связанных с наймом и предложением рабочей силы, или с ее куплей и продажей. Рынок труда - один из важнейших элементов рыночной экономики. Он представляет собой систему общественных отношений, призванных обеспечить нормальное воспроизводство и эффективное использование товара «рабочая сила». Этот рынок выполняет функции механизма распределения и перераспределения рабочей силы по сферам и отраслям хозяйства, видам и формам деятельности на основе критерия эффективности ее использования в соответствии со структурой общественных потребностей и форм собственности. Рассмотрим основные элементы этого механизма.

Предложение рабочей силы. Оно позволяет определить численность и состав различных  категорий граждан попадающих на рынок труда (по полу, возрасту, образованию, профессиям, квалификации и другим характеристикам).

В соответствии с Международным классификатором  статуса занятости выделяются шесть  групп занятого населения:

  1. Наемные работники;
  2. Работодатели;
  3. Лица, работающие за свой счет;
  4. Члены производственных кооперативов;
  5. Помогающие члены семьи;
  6. Работники, не классифицируемые по статусу.

Достижение  полной и эффективной занятости  является одной из ключевых задач  социально - экономической политики государства, важнейшей проблемой  экономической науки.

Понятие «полная занятость» не имеет однозначного толкования. В зависимости от критерия, положенного в основу его характеристики, оно трактуется по-разному.

Другим  показателем, характеризующим рынок  труда, является спрос на рабочую силу. Устойчивость спроса на труд будет зависеть:

  1. От производительности при создании товара (услуги).
  2. От рыночной стоимости товара, произведенного с его помощью.

В результате действия экономических факторов происходит сокращение потребности предприятий  государственного сектора экономики  в работниках. Одновременно развитие негосударственного сектора экономики  сопровождается увеличением численности  занятых.

Следующим показателем, характеризующим рынок  труда, является соотношение спроса и предложения рабочей силы. При  рассмотрении этого показателя определяется тенденция превышения предложения  над спросом, дисбаланс спроса и  предложения в целом по области  и основным социально-демографическим  группам, вызванный, прежде всего, нарушением хозяйственных связей, договорных обязательств и финансовых затруднений.

Что касается значения рынка труда, то необходимо отметить, что он приводит в движение все другие рынки, все другие ресурсы, ибо здесь формируется и распределяется по профессиям, предприятиям, регионам и отраслям и включается в действие наиболее важный национальный ресурс - рабочая сила. Через него обеспечиваются занятость экономически активного  населения, его включение в сферу  производства и в сферу услуг, создается возможность получения  необходимого заработка. Через рынок  идет комплектование предприятий нужной рабочей силой, в необходимых  количествах и должного качества. Рынок является своеобразным светофором, который показывает, какие профессии  нужны, а какие имеются в излишестве, что должны делать ищущие работу в  своей подготовке, переподготовке, расширении имеющихся знаний и умений для получения работы. Рынок через  конкуренцию наемных работников стимулирует их к расширению профессионального мастерства, повышению их квалификации и универсализации. Рынок труда регулирует складывающиеся на нем потоки рабочей силы. Рынок труда обеспечивает распределение и перераспределение экономически активного населения в связи со структурными изменениями в экономике.

Одной из принципиальных особенностей современного западного рынка труда является значительная распространенность предпринимательской  деятельности. Примерно каждый десятый  работающий в США, Франции, Великобритании, каждый седьмой в Японии, каждый пятый в Италии является предпринимателем. Почти 2/3 из них возглавляют средние  и мелкие предприятия.

Труд  в условиях частной собственности, когда она является не враждебным и противостоящим человеку понятием, а полным или частичным личным достоянием, формирует особо важные качества рабочей силы, которые высоко ценятся на рынке труда и быстрее  всего закрепляются в людях, облеченных ответственностью предпринимателя. Личное владение утверждает в человеке сознание и чувство ответственности за принадлежащую ему частицу национального  богатства, развивает в нем социальный инстинкт сбережения материальных и  духовных ценностей, желание их развивать  и укреплять. Около 80% занятых в  западных странах в той или  иной форме выступают владельцами  или совладельцами семейного  дела, мелких, средних и крупных  предприятий, обладателями акций фирм и корпораций.

Реальные  основания для участия в развитии производства, независимо от профессионального  статуса, имеют, прежде всего, получившие современное среднее специальное, высшее и научное образование, которое  во всех своих звеньях обычно в  первую очередь направлено на выявление  и развитие творческих способностей учащихся.

Современный рынок труда имеет мощную корневую систему. Он опирается на гигантские организационные структуры, охватывающие не только экономику, но и многочисленные государственные, общественные и частные институты, включая национальную систему образования, в том числе принадлежащую фирмам, учреждения культуры, здравоохранения, различные некоммерческие социальные организации, институт cемьи.

Рабочая сила представляет собой товар особого  рода, производственные созидательные  качества которого целиком определяют эффективность конкурентной экономики, ее возможности создания высокосортных  товаров и комфортных услуг, масштабы и темпы научно-технических и  организационных преобразований. Поэтому  подготовка и выпуск на рынок труда  образованной и творчески активной рабочей силы, обеспечение ее квалификационной и территориальной мобильности  является одной из первооснов жизнедеятельности  народного хозяйства. И чем выше общий уровень развития экономики, чем более сложные задачи ей приходится решать, тем значительнее потребность  в рабочей силе высшей квалификации.

Рабочая сила - товар особого рода еще  и потому, что она сама в первую очередь является, как правило, наиболее заинтересованной стороной в развитии своих созидательных возможностей, реализуемых в народном хозяйстве  и выражающих индивидуальные, особенно творческие, способности личности.

Преобладающая общность интересов товара рабочей  силы и ее потребителей - экономики  и государства - является важнейшей  социально - экономической чертой рыночной экономики, создающей прочную гуманистическую  основу развития народного хозяйства  и всего общества. Несомненно, что  организованный, во многом управляемый  государством и поддерживаемый предприятиями  товарной экономики, постоянно совершенствуемый по мере развития народного хозяйства  рынок рабочей силы является одним  из ключевых, жизненно важных звеньев  социально - экономической системы  любой страны.

На рынке  труда встречаются продавец и  покупатель, как при любой сделке купли - продажи. Продавцы - это работники, предлагающие свою рабочую силу (способность к труду), а покупатели - это трудовые коллективы или отдельные предприниматели, которые могут самостоятельно решать, сколько и каких работников им требуется.

Страницы:123следующая →
Описание работы
Проблема занятости населения – главная на сегодняшний день во всем мире. От нее зависит многое, и, прежде всего такие факторы как уровень жизни населения, наличие квалифицированной рабочей силы, уровень эмиграции. Сегодня, в условиях глобализации, вопрос занятости является проблемой для всех государств. Отношения в сфере занятости и трудоустройства регулируются целым комплексом нормативных актов: международными нормативными актами, Конституцией РФ, законами и иными нормативными актами, локальными нормативными актами.
Содержание
Введение.

Глава 1. Общие понятия управления и регулирования в сфере труда и занятости населения……………………………………………………………..5
Понятие рынка труда и рабочей силы……………………………………...5
Международно-правовые акты и национальное законодательство о понятии «занятость»………………………………………………………....19
Службы занятости населения: федеральные службы, региональные службы, фонды занятости…………………..................................................13

Глава 2. Перспективы и основные пути повышения труда и занятости населения………………………………………………………………………..20

Заключение.

Список литературы.