Фамилии

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 13:53, контрольная работа

Описание работы

Интересна история самого слова фамилия. По происхождению своему оно латинское и в русский язык попало в составе большого числа заимствований из языков Западной Европы. Но в России слово фамилия поначалу употребляли в значении «семья»; английское family, французское famille, испанское familia тоже переводятся как «семья». В XVII - XVIII веках еще бытовало слово прозвище: оно-то в те времена и обозначало, называло фамилию. И только в XIX веке слово фамилия в русском языке постепенно приобрело свое второе значение, ставшее затем основным: «наследственное семейное именование, прибавляемое к личному имени».

Содержание

Содержание:

Ведение 3
1. Появление русских фамилий 3
2. Происхождение фамилий, образованные от крестильных имен: 4
2. Происхождение фамилий, образованные от мирских имен 8
4. Фамилии, образованные от профессиональных прозвищ 12
5. Происхождение фамилий, образованные от географических названий 15
6. Фамилии потомков православного духовенства 16
Заключение 21
Список источников 22

Работа содержит 1 файл

История русских фамилий+++ версия для печ.doc

— 112.00 Кб (Скачать)

     Так, например, в "архивных списках по Сольвычегодскому уезду" записаны: Евдоким Савельев Костромитин, владелец трети Соловьевской земли, 1544 г.; сольвычегодский посадский человек Аврам (прозвище Пятой) Васильев Костромитин с братьями, владельцы на пожню в Пицком наволоке, 1606 г. В других исторических документах: Иринарх Костромитин, старец Саввина Сторожевского монастыря Феодосий Костромитин, старец, строитель Рождественского Пурдышевского монастыря.

     Возможно, что записанное в XVI веке прозвище Костромитин  является еще "дедичеством", т.е. отчеством  отца, образованным от прозвища деда, но место, где позднее появилась  и фамилия Костромитин, сомнений не вызывает.

6. Фамилии потомков православного духовенства

     ГИЛЯРОВСКИЙ

     Представители этой фамилии могут гордиться  своими предками, сведения о которых  содержатся в различных документах, подтверждающих вклад, внесенный ими  в развитие российской культуры и государственности. История фамилии Гиляровский начинается в XVII веке в центральных и западных областях древнерусского государства и неразрывно связана с историей Русской Православной Церкви. Конечно, с течением времени представители этой фамилии могут жить и в других исторических областях.

     Фамилия Гиляровский относится к типу самых необычных российских фамилий. Эта фамилия возникла особым путем, и поэтому историками определяется как "искусственная фамилия". Такие  фамилии появлялись на протяжении XVII -XIX вв. в среде русского православного духовенства. Искусственные фамилии иногда давались вместо уже имеющихся или присваивались в духовных училищах ученикам, ранее не имевшим фамилий. Поскольку православные священники могли вступать в брак, то их искусственные фамилии наследовались детьми и таким образом получали дальнейшее распространение.

     Изобретательность людей, дававших фамилии, была практически  неистощимой, и поэтому фамилии  русского духовенства не только чрезвычайно  разнообразны и необычны, но и нередко очень живописны. Зачастую они давались вопреки традициям русской языковой культуры, поэтому легко узнаваемы в общей массе российских фамилий. Такие фамилии образовывались: от названия местности, города или села, откуда прибыл ученик, от имен святых, от названий церковных праздников, от экзотических животных и растений, от имен античных богов и героев и т.д. Семинаристы сложили остроумную формулу получаемых фамилий: "По церквам, по цветам, по камням, по скотам, и яко восхощет его преосвященство".

     Кроме того, необычайно популярны были и  фамилии, так или иначе отражавшие черты характера семинариста. Как  правило, они давались в качестве награды или наказания. Хотя мужество и жизнерадостность считаются в  числе основных христианских добродетелей, тем не менее в духовной школе выше всего на практике ценилось смирение и послушание (Богобоязнов, Мягков, Мягкосердов, Долеринский /от лат. - скорбеть/, Липеровский /от греч. - печальный/). Сравнительно редко встречаются фамилии, указывающие на противоположные качества: Смелов, Неробеев, Веселов, Веселовский, Смехов, Забавин и их "латинские однофамильцы".

     В их число входят и фамилии Гиляровский, Гиляров и Гилляров. Они образованы от латинского слова hilaris - "веселый". Маловероятно, что эти фамилии  давались в качестве награды: веселый нрав и независимость в семинариях не только не ценились, но и, более того, - не поощрялись. "В миру" же, в среде образованных людей того времени, такие фамилии воспринимались, несомненно, как некий "Знак качества", подтвержденный к тому же "авторитетом" семинарской администрации.

     По  окончании духовной семинарии, ее выпускники далеко не всегда получали распределение  в свою епархию, поэтому сегодня  их потомки могут жить в любом  регионе России. Дети священников, как  правило, имели возможность получить хорошее образование, поэтому уже в конце XVIII века среди российских государственных деятелей, ученых и писателей представители этой фамилии встречаются очень часто. Одним из самых знаменитых представителей этой фамилии, несомненно, является Гиляровский Владимир Алексеевич (1853-1935), замечательный русский писатель и журналист, выдающийся исследователь истории России, нравов и обычаев русского народа.

     ПОКРОВСКИЙ

     Представители этой фамилии могут гордиться  своими предками, сведения о которых содержатся в различных документах, подтверждающих вклад, внесенный ими в развитие российской культуры и государственности. История фамилии Покровский начинается в XVII веке в центральных областях России и неразрывно связана с историей Русской Православной Церкви. Конечно, с течением времени представители этой фамилии могут жить и в других исторических областях.

     Эта фамилия историками определяется как "искусственная фамилия". Такие  фамилии появлялись на протяжении XVII -XIX вв. в среде русского православного духовенства. Духовенство было единственной социальной группой в России, систематически вводившей в употребление искусственные фамилии. Эта практика началась в самом конце XVII века и продолжалась свыше двух веков. Искусственные фамилии иногда давались вместо уже имеющихся или присваивались в духовных училищах ученикам, ранее не имевшим фамилий. Поскольку православные священники могли вступать в брак, то их искусственные фамилии наследовались детьми и таким образом получали дальнейшее распространение.

     Поначалу  искусственные фамилии служили  просто для фиксации личности безымянных детей, но в дальнейшем создание таких  фамилий стало повсеместной практикой. Они могли меняться запросто по одному только решению руководства духовного  училища, семинарии или высшей духовной академии.

     Фамилии, как правило, давались в качестве награды или наказания. Изобретательность  людей, дававших фамилии, была практически  неистощимой, и поэтому фамилии  русского духовенства не только чрезвычайно  разнообразны, но и живописны. Такие фамилии образовывались: от названия местности, от имен святых, от названий церковных праздников, от экзотических животных и растений. Также пользовались популярностью фамилии, которые, давались с целью выделить поведение и моральные качества их носителей. Семинаристы сложили остроумную формулу получаемых фамилий: "По церквам, по цветам, по камням, по скотам, и яко восхощет его преосвященство".

     Праздник  Покрова Пресвятой Богородицы, установленный  в середине XVIII века в царствование византийского императора Льва, в память чудесного явления Богоматери, распростершей над Царьградом свой покров - как небесную защиту города от осадивших его сарацин, принял у новообращенных христиан - славян своеобразную окраску. Из целого ряда вызванных этим праздником в представлении славян преданий особенно популярно было следующее.

     В стародавние годы Богородица странствовала  по земле, случилось ей зайти в  одну деревню, где жили забывшие о  Боге и обо всяком милосердии люди. Стала проситься Матерь Божия  на ночлег - нигде ее не пустили. Услышал жестокосердные слова проезжавший в это время по небесной стезе над деревнею святой Илья-пророк - не мог снести он такой обиды, причиненной Деве Марии и на отказавших Божественной Страннице в ночлеге низринулись с неба громы-молнии, полетели огненные и каменные стрелы, посыпался град величиною с человеческую голову, полил ливень-дождь, грозивший затопить всю деревню. Всплакались испуганные нечестивые люди, и пожалела их Богородица. Развернула она покров и накрыла им деревню, чем и спасла своих обидчиков от поголовного истребления. Дошла благость неизреченная до сердца грешников, и растопился давно не таявший лед их жестокости: сделались все они с той поры добрыми и гостеприимными.

     Поэтому на Руси издревле праздник "Святого  Покрова" отмечался с особой торжественностью и пышностью, а в семинариях ученикам, которые выделялись своими успехами в науках и богословии и подавали большие надежды, нередко присваивалась фамилия, образованная от названия этого светлого праздника. Кроме того, фамилию Покровский обычно получал священник, служивший в церкви Покрова Святой Богородицы.

     Дети  священников, как правило, имели  возможность получить хорошее образование, поэтому уже в конце XVIII века среди  российских государственных деятелей, ученых и писателей представители этой фамилии встречаются очень часто.

 

Заключение

 

     Следует отметить, что история большинства русских фамилий насчитывает всего около 100 лет. Официально основная масса населения России получили фамилии только после первой и единственной всероссийской переписи населения 1897 г. До того момента фамилии бытовали в деревнях только в виде прозвищ («уличных фамилий»). Те, кто проводил эту перепись, не мудрствовали лукаво при подборе фамилии крестьянам. В основном они давались по отчеству отца или деда Поэтому, из списка 100 наиболее популярных русских фамилий, первые места занимают – Иванов, Васильев, Петров, Михайлов, Федоров, Яковлев, Андреев, Александров…

     До  принятия христианства у славян были имена, которые называли человека по какому-либо существенному его признаку, внешнему или внутреннему, происходили от названия животных, растений, отражали порядок появления новых членов семьи и отношения к ним – Косой, Рябой, Бел, Мал, Буян, Молчан, Любим, Козел, Комар, Ждан, Волк, Заяц, Первуша, Третьяк и т.д. Обычай именоваться двумя именами (христианским и некалендарным) появляется у князей в XI-XIII вв. и исчезает с XIV в. В то же время этот обычай появляется у бояр, посадников и лучших людей (дьяков и воевод) , а со 2-й пол. XV в. – у непривилегированного сословия. До 2-й пол. XV в. низший класс употреблял только одно имя и преимущественно русское.

 

Список источников

    1. "Мир  имен и названий", Авторы-составители - В.МАКСИМОВ, Е.КУЛИГИНА, Научный консультант – профессор М.ГОРБАНЕВСКИЙ. М.: -1998. - 318с.
    2. Русский язык. Стилистика. М:. “Просвещение”1980г. - 436с.
    3. Современная разговорная речь и ее особенности. Сиротина О.Б. М.: 1984г. – 524с.

Информация о работе Фамилии