Анализ системы подготовки специалистов по социальной работе в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 13:33, реферат

Описание работы

Представители традиционного мышления, прежде всего, подчеркивают роль социального образования в подготовке, переподготовке и повышении квалификации специалистов по социальной работе, практических психологов, социальных реабилитологов и др. Между тем профессионализм в социальной работе следует рассматривать, учитывая систему таких взаимоотношений, как ценностная характеристика социального образования, ценностная характеристика социальной работы в России, ценностная характеристика новой профессии.

Работа содержит 1 файл

17 марта.doc

— 106.50 Кб (Скачать)

     В некоторых вузах открыта аспирантура  по подготовке специалистов высшей квалификации.

     В заключении можно отметить, что процесс становления социальной работы как науки и учебной дисциплины идет успешно. По существу создана целостная система подготовки и переподготовки специалистов в одной из актуальных областей человеческой деятельности - социальной сфере.

     Однако  имеется еще немало проблем, нерешенных вопросов, о которых более подробно уже говорилось во втором параграфе  первой главы курсовой работы. А  сейчас целесообразно будет ещё  раз напомнить об этом, подойдя  к данному вопросу системно.

     В числе актуальных проблем подготовки социальных работников необходимо отметить следующие:

     Более тесная связь обучения выпускников  с их будущей профессиональной деятельностью. Ведь специфика социальной работы как  научной и учебной дисциплины состоит в единстве знаний и умений. Без такого единства не может состояться социальный работник.

     Подготовка  социальных работников, предусматривающая  получение общих знаний и умений и какой-то узкой специализации (специализаций) с учетом объектов и направлений  социальной работы (скажем, организатор социальной защиты населения, юрист социальной службы, социальный педагог социальной службы, специалист по социальной работе с людьми пожилого возраста и т.д.). Сочетание универсальной (общей) и специальной профессиональной подготовки дает возможность социальным работникам более успешно решать свои проблемы на рынке труда.

     Обновление  существующих программ, создание новых, подготовка учебников и учебных  пособий по учебным дисциплинам, предусмотренным новым Государственным  стандартом.

     Получение, хранение и распространение социальной информации.

     Анализ  вышеизложенных проблем подготовки специалистов по социальной работе в  России показал, что данная система  ещё далека от совершенства. Поэтому  необходимо перейти к третьей  главе, в которой будут даны рекомендации по её усовершенствованию. 

     Глава 3. Рекомендации по совершенствованию  подготовки специалистов по социальной работе в России.

     Решение задачи практико-ориентированной подготовки специалистов по социальной работе можно  предложить следующим образом:

     1) Введение практикумов как формы  занятий

     Во-первых, введение практикумов, поддерживающих целый ряд учебных дисциплин  в блоке общей профессиональной и специальной подготовки. Общий  замысел этого вида подготовки видится  в практическом овладении предметной составляющей профессиональной деятельности будущего специалиста, в возможности знакомства студентов с региональным опытом организации той или иной социальной поддержки населения в условиях посещения профильных учреждений. Тематические встречи с реальными представителями будущей профессии обогащают конкретным содержанием теоретический уровень знаний студентов, помогают им уточнить предмет своей будущей деятельности, усиливают их профессионально-позиционные установки.

     Во-вторых, разработать практикум, представленный с 1-го по 6-й семестр курсом по выбору студентов "Практикум профессиональной подготовки". Цели курса связаны с практическим овладением субъектной составляющей профессиональной деятельности будущего специалиста; расширением ориентировки в картине внутреннего мира своего и социального работника-практика как носителя идеального опыта будущей профессии. Условием, реализующим личностную составляющую профессиональной подготовки будущего специалиста, здесь является актуализация индивидуального и общекультурного опыта студентов в различных ситуациях оказания и принятия ими помощи. Механизмом, обеспечивающим профессиональное становление студента в этом виде практикума, будут как учебный диалог с квалифицированными социальными работниками-практиками, так и групповой, и внутренний диалоги, сфокусированные на рефлексии профессионально-личного продвижения в предмете практики.

     Ожидаемый результат освоения данного курса - это появление у студентов, с  одной стороны, готовности к профессиональному  взаимодействию с клиентами разных социальных групп, с другой - рефлексивного отношения к себе как начинающему специалисту.

     2) Исследование и полевое образование

     Данный  блок дисциплин необходим в подготовки специалистов по социальной работе, для  того чтобы обучить студентов развивать, использовать и эффективно связывать полученные эмпирическим путем знания, особенно знания, необходимые для практики социальной работы, а также уметь квалифицированно оценивать проделанную ими же работу. Исследовательский курс должен включает в себя стандартный набор тем: умение провести обзор литературы, формулирование исследовательской проблемы и гипотезы, составление программ работы экспериментальных и не экспериментальных групп, составление программ изучения отдельного человека и населения, анализ данных и распространение результатов исследования.

     Заключительной  частью содержания обучения должно стать  так называемое полевое образование. Во время полевого образования предполагается работа студента в социальном учреждении как ученика под руководством опытного социального работника. Цель полевого образования - это усилить понимание студентом целей, ценностей и этики профессии; стимулировать использование эмпирических и практико-основанных знаний и побудить к развитию профессиональной компетентности.

     При полевом образовании студенты учатся, работая, комбинируя практический опыт с проверкой их собственных реакций  и знаниями, полученными на лекционных занятиях.

     Начало  получения полевого образования  необходимо предложить с третьего курса, когда начинается преподавание профильных предметов. А форму прохождения полевого образования целесообразно представить в виде параллельного обучения, когда студенты посещают занятия в учебном заведении несколько дней в неделю и несколько дней в неделю работают в каком - либо социальном учреждении в течение академического года. Что будет идеально способствовать более тесной связи теоретического и исследовательского содержания, изученного в аудиториях, с практическими умениями, которые студенты приобретут на полевой практике.

     Решением  проблемы ориентации на рынок труда  будет создание организация по мониторингу  потребностей рынка.

     В России система профессионального  образования пока недостаточно сориентирована как на федеральный, так и на территориальные  рынки труда, а также на перспективные потребности их развития, что подчас делает ее неконкурентоспособной. В качестве основного фактора обновления профессионального образования выступают запросы развития экономики и социальной сферы, науки, техники, технологий. Должна быть создана система постоянного мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда в кадрах различной квалификации, в том числе с учетом международных тенденций. Результаты прогнозирования потребностей рынка труда в федеральном и территориальном разрезе, а также рейтинги учреждений профессионального образования должны доводиться до населения и комментироваться в государственных СМИ.

     Для устранения академизма в области  подготовки специалистов по социальной работе необходимо:

     1) Внедрение в учебный процесс коллективных форм учебной деятельности

     Предметом теории и практики социальной работы в самом широком смысле выступает  взаимодействие социума и конкретного  человека. Именно социальные отношения  человека в пространстве политической, экономической, демографической и психологической реальности представляют профессиональный фокус деятельности социального работника, решение которым различных профессиональных задач всегда связано с мобилизацией и усилением социального потенциала личности клиента (выражается в проявлении социального интереса, в социально ориентированном поведении и др.). В западном опыте подготовки специалистов преобладающее число занятий строится в рамках специально организованной групповой работы. Именно в групповом взаимодействии студенты имеют возможность проявлять и обсуждать социально-личностные чувства, видеть и изучать феномены групповой динамики. Группа выступает, с одной стороны, условием построения предмета учебной деятельности, социального по своей специфике, с другой - средством формирования профессионально значимых (социальных) качеств личности. Широкое распространение в подготовке специалистов помогающих профессий имеют тренинговые формы обучения, позволяющие использовать непосредственную и опосредованную (например, видеотехникой) обратную связь, проведение многодневных семинаров в нетипичной обстановке (например, в Нидерландском опыте - многодневное морское путешествие), где в сжатые сроки студенты имеют возможность построить и отрефлексировать коллективную деятельность, пережить коллективные чувства. Особую роль в групповом взаимодействии необходимо отвести преподавателю. В условиях групповой формы работы он берет на себя роль супервизора. Студенты в присутствии преподавателя и при его минимальной дозированной поддержке сами организуют и регулируют учебный процесс, поочередно осваивая роли ведущего, секретаря, рядового участника учебной дискуссии в ходе обучения, основанного на анализе проблемы (широко представленный в Европе опыт проблемно-ориентированного обучения).

     В учебном плане подготовки специалиста  могут быть включены тренинговые  курсы - "Тренинг коммуникативных  умений", "Тренинг письменного  общения", "Психодрама" и др.

     В курсах специализации необходимо разработать  и реализовать сценарии коллективно - распределенной деятельности студентов при планировании и организации социальных акций и проектов, имеющих в качестве своего предмета творческую направленность.

     Широкое внедрение коллективных форм учебной  деятельности приведет к росту социальной активности студентов, ответственной позиции в обучении, позволит добиться высокого уровня присвоения профессионального знания и значительно расширить репертуар коммуникативных умений.

     2) Метод проектов 

     Проектирование  как метод широко представлено за рубежом в профессиональной подготовке специалиста социальной работы. Под проектным понимается тип обучения, для которого характерно включение студентов в той или иной форме в реальную социально-проектную деятельность, в процессе которой достигаются как практические, так и учебные цели. Проект должен выступать основой организации учебного процесса в России.

     Метод проектов способствует реальной интеграции, с одной стороны, теории и практики социальной работы, с другой - содержания отдельных дисциплин профессиональной подготовки социальных работников, что актуализирует потребность внутридисциплинарного и междисциплинарного сотрудничества преподавателей. Создание проекта предполагает групповую работу студентов. Анализ реальной проблемы, конструирование возможных шагов, практических действий осуществляются в тесном взаимодействии с другими студентами, преподавателями, профессиональными социальными работниками, представителями целевых групп (детьми, молодежью, инвалидами и т.д.). Проектное обучение должно быть ориентировано на технологическую подготовку специалиста. В процессе разработки и реализации конкретного проекта в конкретном практическом поле студент будет овладевать обобщенной технологией решения социальной проблемы, знание и владение которой он может использовать в различных профессиональных полях при решении различных социальных проблем.

     Участие в проектной деятельности приведёт к актуализации и обогащению личностного  опыта студента; будет стимулировать  его самостоятельную работу; обеспечит  реальное участие в конкретной социальной практической деятельности.

     3) Художественно - творческие технологии

     Знакомство  с опытом подготовки специалистов в  Нидерландах позволило обнаружить большие возможности творческой специализации социальных работников. Наибольшее впечатление произвели творческие социальные проекты, подготовленные студентами и преподавателями высших учебных заведений - масштабом времени (недельная продолжительность праздника), уровнем профессионализма организаторов и исполнителей, охватом различных категорий населения (инвалидов, многодетных семей, молодежи, пожилых людей). В Российской системе подготовки специалистов по социальной работе необходимо освоение новой дисциплины "Художественно-творческие технологии в социальной работе". Нужно создать систему программного и методического обеспечения преподавания таких креативных дисциплин, связанных с такими видами творчества, как театрализация, музыкальная и изобразительная деятельность, имеющими значительный потенциал профессионально-личностного развития студентов.

     В рамках этой дисциплины займёт достойное место и метод проектов. Студентам в ходе учебного предмета необходимо разрабатывать и проводить культурные проекты для социальных учреждений различного профиля, что позволяет решать социально значимые задачи районного и городского уровней.

     4) Построение ориентировочно-целевого  блока деятельности студентов

     Знакомство  с учебными планами и организацией подготовки специалистов за рубежом  позволило увидеть альтернативные подходы к созданию учебного плана, основанные на процессах либо обучения, либо учения. В первом случае центром обсуждения и планирования выступают действия преподавателя, во втором - студента. Теперь необходимо сформулировать требования к построению целей освоения каждой учебной дисциплины с позиций растущей профессиональной компетентности студента. Помимо традиционных учебных целей, связанных с освоением предметного и операционально-технического содержания дисциплины, нужно сформулировать цели, определяющие субъектную составляющую обучения, в частности его ценностно-смысловое содержание. Таким образом, каждая учебная дисциплина должна быть представлена студенту с четырех целевых позиций освоения:

     ценностно-смысловой (мотивационно-ориентировочный компонент);

     предметно-содержательной компетентности;

     предметно-операциональной компетентности;

Информация о работе Анализ системы подготовки специалистов по социальной работе в России