Взрослость: молодость и зрелость

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 16:08, реферат

Описание работы

Как-то так повелось в возрастной психологии, что ни взрослость, ни кризис взрослости почти не изучаются специально, поскольку считается, что данные других отраслей психологии (психология познавательных процессов, психология творчества, клиническая психология, социальная психология, психология труда и многие другие) в комплексе так или иначе освещают разные аспекты этого периода жизни. При построении общей теории индивидуально-психического развития человека в центре психологического познания находятся преимущественно ранний и поздний онтогенез, а те фазы индивидуальной жизни, которые, как подсказывает индивидуальный опыт каждого взрослого человека, являются центральными в жизни (наиболее творческими, продуктивными и социально активными), фактически оказываются на периферии исследования.

Содержание

Понятие возраста………………………………………………………………
Сложность периодизации возраста…………………………………………..
Границы возраста……………………………………………………………...
Понятие взрослости и критерии достижения взрослости………………….
Теоретические подходы к пониманию взрослости………………………….
Специфика социальной ситуации развития в период зрелости… ………..
Ведущая деятельность в зрелом возрасте…………………………................
Феномен «акме»………………………………………………………. ………
Возрастные кризисы взрослости……………………………………………...
Пути выхода из кризисов………………………………………………………
Методы и методики используемые для изучения особенностейпсихического развития периода взрослости

Работа содержит 1 файл

к.р. по возраст псих.doc

— 156.50 Кб (Скачать)

Оглавление

 
 
Введение……………………………………………………………………….. 3 стр.
Понятие возраста……………………………………………………………… 4 стр.
Сложность периодизации возраста………………………………………….. 5 стр.
Границы возраста……………………………………………………………... 6 стр.
Понятие взрослости и критерии достижения взрослости…………………. 7 стр.
Теоретические подходы к пониманию взрослости…………………………. 8 стр.
Специфика социальной ситуации  развития в  период зрелости… ……….. 11 стр.
Ведущая деятельность в зрелом возрасте…………………………................ 13 стр.
Феномен «акме»………………………………………………………. ……… 14 стр.
Возрастные  кризисы взрослости……………………………………………... 15 стр.
Пути  выхода из кризисов……………………………………………………… 17 стр.
Методы  и методики используемые для изучения особенностейпсихического развития периода взрослости 18 стр.
Заключение……………………………………………………………............... 20 стр.
Библиография…………………………………………………………………... 21 стр.
  

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Как-то так повелось в возрастной психологии, что ни взрослость, ни кризис взрослости почти не изучаются специально, поскольку считается, что данные других отраслей психологии (психология познавательных процессов, психология творчества, клиническая психология, социальная психология, психология труда и многие другие) в комплексе так или иначе освещают разные аспекты этого периода жизни. При построении общей теории индивидуально-психического развития человека в центре психологического познания находятся преимущественно ранний и поздний онтогенез, а те фазы индивидуальной жизни, которые, как подсказывает индивидуальный опыт каждого взрослого человека, являются центральными в жизни (наиболее творческими, продуктивными и социально активными), фактически оказываются на периферии исследования.  
 Виной тому объективная логика онтогенетических исследований: для определения нижнего порога зрелости необходимы как знания о генезисе тех структур, которые обеспечивают оптимальные режимы их функционирования, так и знания о возрастных синдромах отрочества и юности, а для определения верхнего порога зрелости необходимы знания о старении и старости. Развитие и получает свои характеристики из этих двух источников - процессов эволюции и инволюции психических функций, - и взрослость оказывается лишь неким итогом бурных процессов развития и реализации механизмов, свойств и структур поведения, заложенных в детстве и отрочестве, за которым последует жизненный спад и старческое угасание психических функций.        Тем самым взрослость имплицитно рассматривается как некое протяженное стационарное состояние, характеризуемое более или менее полной стабилизацией функций и свойств сложившейся личности, образовавшегося интеллекта, определившихся ценностных ориентаций и картины мира. В свое время Э. Клапаред характеризовал зрелость как состояние психической "окаменелости", когда процесс развития "прекращается", а В. Джеймс писал, что после 25 лет взрослые почти не могут приобрести новые идеи: бескорыстная любознательность проходит, умственные связи установлены, способность к ассимиляции исчерпана.  
    Вполне понятно, что такие установки долго не позволяли подойти к взрослости, как к периоду продолжающегося поступательного развития и появления возрастных новообразований. Но благодаря почти вековому накоплению знаний о детском возрасте и старости обнаружено важное онтогенетическое обстоятельство - ускорение процессов созревания и замедление процессов старения, особенно в сфере интеллекта и личности современного человека, следствием которого является значительное расширение возрастного диапазона и потенциалов периода взрослости (практически, от 25-30 до 55-65 лет). И значит, целостная картина развития останется ущербно неполной без понимания глубинных особенностей этого периода.

     Понятие возраста

       Возраст – этап развития человека, характеризуемый специфическими для него закономерностями формирования организма и личности и относительно устойчивыми морфофизиологическими и психологическими особенностями.

     Понятие возраста включает в себя ряд аспектов: 
1) Хронологический возраст, определяется продолжительностью жизни человека (по паспорту); 
2) Биологический возраст - совокупность биологических показателей, функционирование организма в целом (кровеносная, дыхательная, пищеварительная системы и т.п.); 
3) Психологический возраст - определенный уровень развития психики, в который включается: 
а) умственный возраст 
Для определения умственного возраста детей от 4 до 16 лет используется тест Векслера, который включает вербальные и данные в наглядной (образной) форме задания. При его применении получают суммарный «общий интеллектуальный показатель». Психолог вычисляет IQ - интеллектуальный коэффициент: 
умственный возраст x 100% 
IQ = хронологический возраст 
б) социальная зрелость - SQ - социальный интеллект (человек должен быть адаптирован к среде, которая его окружает) 
в) эмоциональная зрелость: произвольность эмоций, уравновешенность, личностную зрелость. 
В реальной жизни отдельные составляющие возраста не всегда совпадают.

     Основные  характеристики возраста

  • Социальная ситуация развития
  • Ведущая деятельность
  • Психологические новообразования.
 

     Границы возраста варьируются в зависимости  от генетических и средовых факторов взаимодействия.

     Сложность периодизации возраста

     Имеется много различных классификаций  возрастов, разработанных специалистами из разных областей человеческого знания (а, следовательно, и по разным основаниям). Например, по древней китайской классификации зрелость разделяют на 4 периода: с 20 до 30 лет - возраст вступления в брак; с 30 до 40 - возраст выполнения общественных обязанностей; с 40 до 50 - познание собственных заблуждений; с 50 до 60 - последний период творческой жизни. Пифагор сравнивал возраста с временами года и, соответственно, зрелость охватывала периоды лета (20-40) и осени (40-60).

     По  возрастной периодизации, принятой Международным симпозиумом в г. Москве в 1965г, средний (зрелый) возраст так же разделяют на 2 периода. Первый период — 22-35 для мужчин, 21-35 для женщин и второй период — 36-60 для мужчин, 36-55 для женщин.

     Одна  из первых периодизаций принадлежит  К. Бюллер, которая выделила 5 фаз развития взрослого человека на основании самоопрелеоения.

  • Первая фаза (16-20 лет) – предшествует собственному самоопределению.
  • Вторая фаза (16-20 – 25-30 лет) – фаза проб и поиска( спутника жизни, профессии). Жизненные цели часто нереалистичны и подвержены изменениям.
  • Третья фаза (с 25-30 до 40-50 лет) – пора зрелости: человек находит свое дело в жизни обзаводится семьей. Субъективно возраст переживается как апогей жизни. Желания становятся трезвыми и реалистичными. К 40 годам устанавливается самооценка личности, в которой отражаются результаты жизненного пути как целого.
  • Четвертая фаза с( с 40-50 до 65-70 лет) – стареющий человек: завершение профессиональной деятельности, исчезновение активного самоопределения и постановки целей.
  • Пятая фаза( старше 70) – старый человек: обращение к прошлому и желание покоя.
 

     Возрастная периодизация Д. Б. Бромлей (1966) относит взрослость к четвертому циклу и делит их на четыре стадии: 1) ранняя взрослость 21-25 лет; 2) средняя взрослость 25—40 лет; 3) поздняя взрослость 40—55 лет; 4) предпенсионный возраст 55—65 лет.

     Стадии  развития личности по Э. Эриксону включают в себя: раннюю взрослость (от 20 до 40—45 лет), среднюю взрослость (от 40—45 до 60 лет) и позднюю взрослость (свыше 60 лет).

     Схема периодизации индивидуального  развития (B.B Бунак, 1965) относит зрелость ко второй (стабильной) стадии развития, которая включает в себя два периода, подразделяющиеся на два возраста. Взрослый период: первый возраст — 22-28 лет для мужчин, 21-26 для женщин и второй возраст — 29-35 лет для мужчин, 27-32 — для женщин. Зрелый период: первый возраст — 36-45 лет для мужчин, 33-40 лет для женщин и второй возраст — 46-55 лет для мужчин, 41-50 — для женщин.

     Видный  отечественный психолог, специалист в области разработки к реализации проблем человекознания Б.Г. Ананьев писал: «Жизненный путь человека — это история формирования и развития личности в определённом обществе, современника определённой эпохи и сверстника определённого поколения. Вместе с тем фазы жизненного пути датируются историческими событиями, сменой способов воспитания, изменениями образа жизни и системы отношений, суммой ценностей и жизненной программой — целями и смыслом жизни, которыми данная личность владеет. Фазы жизненного пути накладываются на возрастные стадии онтогенеза, причём в такой степени, что в настоящее время некоторые возрастные стадии обозначаются именно как фазы жизненного пути,…».

     И, наконец, ещё одна из специфических  проблем — это определение  объективных критериев зрелости человека. Гетерохронность зрелости — это существенная характеристика в индивидуальном развитии человека: не совпадают во времени физическая зрелость, умственная, гражданская и др. Эти трудности привели к тому, что в современной психологической литературе довольно часто понятие «зрелость» заменяется понятием «взрослость», что позволяет избежать многих сложностей и, как правило, выделяют 3 стадии:

  • Ранняя взрослость(молодость)
  • Средняя взрослость( зрелость)
  • Поздняя взрослость (старение и старость)

     Границы возраста:

     Хронологические рамки периода взрослости достаточно условны и зависят от времени завершения юности и начала периода старения.

     Нижняя  граница  взрослости связывается  антропологами и физиологами  с возрастом 17 лет ( Д. Биррен), 21 год (Бромлей), 20 лет для женщин и 21 для мужчин (по международной классификации), 25 (Бунак) и т.д.

     Некоторые ученые считают начало зрелости называют юностью, другие ранней зрелостью и молодостью; одни выделяют юность как отдельную фазу, другие рассматривают ее как часть молодости.

     Еще большей неопределенностью отличаются характеристики и временные границы среднего возраста или средней взрослости: от 20 до 35 ( Д. Векслер) от 25 до 40 (Бромлей), 36 – 65 (по международной классификации).

     Верхняя граница еще больше варьирует  в различных периодизациях в  огромном диапазоне это 55 (Бунак, Бромлей, Векслер), 60 лет ( Гримм), 75 ( Биррен).

     Понятие взрослости и критерии достижения взрослости

     Понятие взрослой (зрелой) личности - сравнительно новое приобретение психологии, несмотря на то, что реалия взрослости (зрелости) - одна из старейших. Во многом оно обязано своему содержательному наполнению философскому анализу таких явлений как массовый человек (Х. Ортега-и-Гассет), бегство от свободы (Э. Фромм), экзистенция (Ж.-П. Сартр, К. Ясперс), самоактуализация (А. Маслоу), самость (К. Г. Юнг), социальный интерес (А. Адлер), жизненный смысл (В. Франкл), Эго-интеграция (Э. Эриксон) и др. Понятие взрослости (зрелости) в первую очередь соотносят с исследованием экзистенциального отношения человека к собственной жизни: не столько к себе самому, к своему "Я", сколько к более широкому контексту своего осуществления жизни, возможности повлиять на мир и изменить его, вписывая себя в многомерный социокультурный опыт, в универсум, в космос.  
 Э. Эриксон , анализируя зрелость как седьмую стадию человеческой жизни, считал ее центральной на всем жизненном пути человека. Развитие личности в это время продолжается во многом благодаря влиянию со стороны детей, молодого поколения, которое подтверждает необходимое субъективное ощущение своей нужности другим. Производительность (генеративность) и порождение (продолжение рода), как главные характеристики личности на этой стадии, реализуются в заботе о воспитании нового поколения, в продуктивной трудовой деятельности и в попытках индивидуального творчества. Во все, что делает взрослый человек, он вкладывает частицу своего Я, своего индивидуального опыта и тем самым становится участником культурно-социального прогресса. Более того, для взрослого человека становится личностно значимым экстраполировать свой опыт - "остаться в памяти потомков", закрепившись в бытии своими поступками, событиями своей жизни, результатами творчества, сделанными выводами, да и просто накопленными жизненными наблюдениями. Взрослый возраст начинает нуждаться в восприимчивом слушателе, который готов учиться на чужих ошибках. Думается, что пресловутый "конфликт отцов и детей" - это конфликт не только детей, желающих жить своим умом, но и отцов, навязывающих ностальгический опыт своего ума как достойный усвоения в новых, изменившихся со дней их молодости, условиях жизни. Стремление взрослых людей, уже вырастивших детей, после развода к рождению детей во втором браке может объясняться не только гендерным зовом, но и необходимостью в потомках, которые с сыновьей готовностью будут принимать и ассимилировать родительский личный опыт. В известном смысле, качество и оригинальность личного опыта может не беспокоить взрослого, ему просто важно быть услышанным, принятым, оцененным потомками.

      
Учитывая многомерность процесса развития и гетерохронность достижений

     в разных сферах, можно выделить множество признаков взрослости:

  • новый характер развития, теперь в меньшей степени связанный

     с физическим ростом и быстрым когнитивным  совершенствованием;

  • способность реагировать на изменения и успешно приспосабливаться

     к новым условиям, позитивно разрешать  противоречия и трудности;

  • преодоление зависимости и способность брать ответственность за себя и других;
  • некоторые черты характера (твердость, благоразумие, надежность, честность и умение сострадать и др.);
  • социальные и культурные ориентиры (роли, отношения и т.д.) для определения успешности и своевременности развития во взрослости.

     Понятия «взрослость» и «зрелость» не тождественны. Зрелость — это самый социально активный и продуктивный период жизнедеятельности; это период взрослости, когда может осуществиться тенденция к достижению наивысшего уровня развития интеллекта и личности. Древние греки называли этот возраст и состояние духа «акме», что означает «вершина», высшая ступень, цветущая пора.

     Теоретические подходы к пониманию  взрослости

     В теории Э. Эриксона зрелость — это возраст «совершения деяний», наиболее полный расцвет, когда человек становится тождественным самому себе. Главные линии развития человека средних лет — это генеративностъ, производительность, созидательность (в отношении вещей, детей и идей) и неуспокоенность — стремление стать как можно лучшим родителем, достичь высокого уровня в своей профессии, быть неравнодушным гражданином, верным другом, опорой близким.

     Работа  и забота- — добродетели зрелых людей. Если личность оказывается «успокоенной» в каком-либо отношении, то начинается застой и деградация, которые проявляются в инфантильности и самопоглощенности — в излишней жалости к себе, в потакании своим прихотям. Успешное разрешение конфликта между неуспокоенностью и застоем в установке на преодоление проблем и трудностей, а не в бесконечном сетовании на них.

     В гуманистической  психологии (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс и др.) центральное значение придавалось процессу самореализации, самоактуализации взрослого человека.

Информация о работе Взрослость: молодость и зрелость