Взаимосвязь уровня тревожности и социальной адаптации у иностранных студентов к обучению в Вузе

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 16:13, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: заключается в выявлении общих и специфических особенностей адаптации иностранных студентов к учебно-воспитательному процессу вуза, практическая значимость возможности использования полученных результатов в педагогической и учебной работе с ними.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................. 3
ГЛАВА 1. Теоретический анализ проблемы взаимосвязь уровня тревожности
1.1. Понятие социальной адаптации, основные теоретические подходы .........6
1.2. Проблема адаптации иностранных студентов к обучению в вузе ............11
1.3. Тревожность в системе адаптации иностранных студентов к учебной группе ……………………………………………………………………………15
ГЛАВА 2. Методологические основы исследования
2.1. Методологические принципы и программа исследования........................21
2.2. Методы и методики исследования................................................................25
ГЛАВА 3. Результаты эмпирического исследования
3.1. Особенности адаптации иностранных студентов.......................................28
3.2. Влияние тревожности на адаптацию............................................................34
3.3. Влияние социально-демографически особенности на адаптацию............37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ................................................................................43
Приложение 1 : Анкета........................................................................................44
Приложение 2: Сводные таблицы....................................................................60

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.Ban chinh thuc.docx

— 278.07 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................. 3

ГЛАВА 1. Теоретический анализ проблемы взаимосвязь уровня тревожности

1.1. Понятие  социальной адаптации, основные  теоретические подходы .........6

1.2. Проблема адаптации иностранных студентов к обучению в вузе ............11

1.3. Тревожность  в системе  адаптации иностранных  студентов к учебной группе  ……………………………………………………………………………15

ГЛАВА 2.  Методологические основы исследования

2.1. Методологические принципы и программа исследования........................21

2.2. Методы  и методики исследования................................................................25

ГЛАВА 3. Результаты  эмпирического исследования

3.1. Особенности  адаптации иностранных студентов.......................................28

3.2. Влияние  тревожности на адаптацию............................................................34

3.3. Влияние  социально-демографически особенности  на адаптацию............37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................41

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ ................................................................................43

Приложение 1 : Анкета........................................................................................44

Приложение 2:   Сводные таблицы....................................................................60 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 
          В современных условиях значительно интенсифицировались различные международные обмены. Это реально коснулось и сферы профессионального образования. Молодые люди, прибывающие в другую страну на обучение, как правило, имеют жизненные планы, определенные цели, которые формировались в родной социальной культуре в системе принятых в обществе норм и ценностей.

        Однако в организации профессиональной подготовки к новому жизни другого страны существует ряд проблем. Одна из них состоит в том, что учебный процесс на младших курсах осуществляется без учёта специфики ситуации, которая заключается в адаптации студентов к вузовскому обучению. Наиболее типичные их проявления – тревога за неспособность полноценно включиться в учебный процесс.

          Прежде чем выявлять своеобразие протекания адаптации иностранных студентов, мы сочли необходимым рассмотреть и проанализировать имеющиеся в психологии исследования этого феномена.  Проблема адаптации рассматривается во многих отраслях психологической науки – в общей психологии, психологии личности, социальной психологии, психологии развития, педагогической психологии, психологии труда и других. Понимание феномена "адаптации" значительно видоизменилось и расширилось от трактовки его как приспособления строения и функций организма к внешним условиям до представления его как процесса и результата внутренних изменений, внешнего активного приспособления и самоизменения индивида к новым условиям существования.

       

          Для успешного управления учебно-воспитательным  процессом иностранных студентов  необходимо учитывать,  что  с  поступлением в вуз  они попадают в непривычную для них социальную,  языковую и национальную среду,  к которой им предстоит адаптироваться Организация успешной адаптации способствует  более  быстрому включению их в  студенческую  среду,  облегчает процесс  обучения и воспитания.  Поэтому актуальной  задачей является изучение психолого-педагогических аспектов адаптации иностранных студентов  к  учебно-воспитательному  процессу,  разработка психологических рекомендаций,  направленных на совершенствование их адаптации. Основным аспектом актуальности данного исследования является потребность в получении фактов, которые позволят расширить теоретическую базу научных знаний по данной проблеме и сферу ее применения.

     Результаты, полученные в ходе исследования, могут  послужить основой для разработки системы оптимизации процесса адаптации  иностранных студентов.

Объектом: исследования являются иностранными студентами различного возраста, обучающиеся в ИвГУ.

Предметом: исследования является взаимосвязь тревожности иностранных студентов  обучающихся в вузе, и их адаптации к новым условиям жизни.

Цель  исследования: заключается в выявлении общих и специфических особенностей адаптации иностранных студентов к учебно-воспитательному процессу вуза, практическая значимость возможности использования полученных результатов в педагогической и учебной работе с ними.

Задачи:

     +  Анализ литературных источников по проблеме адаптации иностранных студентов.

    +  Разработка методики по исследованию данной проблемы.

    +  Определение выборки исследования.

    +  Проведение исследования.

   +  Анализ результатов исследования.

   +   Разработка практических рекомендаций.

Гипотезы: +   высокий уровень тревожности приводит к дезадаптации иностранных студентов вузов.

              + хорошие условия социальной среды способствуют процессу адаптации.

Практическая  значимость данного исследования состоит в разработке проекта методических рекомендаций по проблеме изучения и своевременной коррекции психологических особенностей иностранных студентов, влияющих на процесс адаптации данной категории студентов к условиям жизни и обучения в Росии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1

Теоретический анализ проблемы взаимосвязи  уровня тревожности и социального адаптации 

1.1.    Понятие социальной адаптации, основные теоретические подходы

           В процессе приспособления человека к производственной среде возникает немало вопросов: нужно ли принимать работнику среду как должное и всеми силами приспосабливаться к ней или требовать изменения и самой среды, каковы пути и средства воздействия на человека и на среду, где критерии возможности и необходимости учета требований работника и т.д. От этого вопросов проходит проблему адаптацию в общественном жизни. Проблема адаптации рассматривается во многих отраслях психологической науки – в общей психологии, психологии личности, социальной психологии, психологии развития, педагогической психологии, психологии труда и других.

      Слово «адаптация» (от лат. Adapto – приспособление) возникло в биологии для обозначения процесса приспособления строения и функций организма (особей, популяций, видов) к условиям окружающей среды. Различают адаптацию как процесс и адаптированность как наиболее устойчивое состояние организма в новых условиях (результат процесса адаптации)[9;с.19].

      Традиционно в изучении адаптации различают  биологический и психический  аспекты. С точки зрения биологии, адаптация – соответствие (и процесс, который приводит к такому соответствию) между живой природой и внешними по отношению к ней условиями; с точки зрения социальной психологии, - приспособление индивида к групповым  нормам и социальной группы к отдельному индивиду. Как один из важнейших  критериев при конструировании  сложных технических систем, включающих механизмы саморегуляции, рассматривается  адаптация с кибернетической  точки зрения.

      В соответствии с целями и задачами нашего исследования возникла необходимость  определения социальной адаптации  как психологического феномена. Рассматривая различные значения адаптации, А. Ребер называет одно из них как изменение системы отношений в социальном и культурном плане (в социальной психологии и социологии), очевидно, имея в виду именно социальную адаптацию .

      В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова рассматривает  социальную адаптацию как интегративный  показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции: адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма; адекватную систему отношений и общения  с окружающими; способность к  труду, обучению, к организации досуга и отдыха; способность к самообслуживанию и взаимообслуживанию в семье  и коллективе; изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других [9;с.440].

      О.В. Куликова рассматривает социальную адаптацию как первую фазу социализации индивида: "Первая означает приспособление индивида к социально-экономическим условиям, к ролевым функциям, социальным нормам, складывающимся на различных уровнях жизнедеятельности общества, к социальным группам и социальным организациям, социальным институтам, выступающим в качестве среды его жизнедеятельности" [10;c.688] . Автор характеризует адаптацию сформировавшейся взрослой личности к новым для нее условиям жизнедеятельности как вторичную адаптацию. Но, на наш взгляд, нельзя согласиться с ее мнением по поводу того, что в ходе  адаптации личность сохраняет себя как уникальное, своеобразное социокультурное образование, что связано, прежде всего, с неповторимыми условиями той социокультурной среды, в которой проходило развитие и становление личность. При этом вторичная адаптация рассматривается исследователем как процесс расширения границ мировидения, без отрицания, угасания или подмены первооснов. 
 

 Межкультурная    Психофизиологическая 

Кросскультурная Социально-Социокультурная биологическая 

   Медико-

 биологическая 
 

                                                     

                                                                                                                                                      
 
 
 
 
 

                                                                                                                            Социальная 

                                                                                                          Формальная 

  Комму-ная

     Педагогическая                                    академическая

 

     

                                      Дидактическая 

   Лингводидактическая                    Психолингводидактическая 

                                 Рис 1:  Виды адаптации 

        Достаточно обширный смысл вкладывает в понятие социальной адаптации М.И. Еникеев, характеризуя его как приспособление индивида к условиям социальной среды, формирование адекватной системы отношений с социальными объектами, ролевую пластичность поведения, интеграцию личности в социальные группы, деятельность по освоению относительно стабильных социальных условий, принятие норм и ценностей новой социальной среды, сложившихся в ней форм социального взаимодействия. В таком видении этого феномена можно усмотреть выделение в структуре социальной адаптации когнитивного, эмоционально-оценочного и поведенческого компонентов[5;с.560].

      Исследователи психологии адаптации (А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов) отмечают сложность определения  этого понятия и, обобщая все  имеющиеся подходы, определяют адаптацию  как процесс и результат внутренних изменений, внешнего активного приспособления и самоизменения индивида к новым условиям существования . Нам импонирует такой подход, поскольку дает возможность глубже проникнуть в сущность понятия, выделить виды адаптации и обозначить показатели для его "измерения". Процессуальный аспект адаптации позволяет выделить ее временные характеристики – протяженность и стадии самой адаптации. Успешность адаптивных процессов отражает результативный аспект адаптации, поэтому именно он лежит в основе традиционной дихотомической классификации адаптации (адаптация – дезадаптация).

Информация о работе Взаимосвязь уровня тревожности и социальной адаптации у иностранных студентов к обучению в Вузе