Взаимосвязь творческих способностей и социального статуса в группе сверстников детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 11:43, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы: выявить взаимосвязь между творческими способностями и социальным статусом, а также разработать и апробировать коррекционную программу, направленную на развитие творческих способностей дошкольников.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы взаимосвязи творческих способностей и социального статуса в группе сверстников детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………….7
1.1. Определение понятий «творчество» и «творческие способности», развитие творческих способностей……………………………………………………………….7
1.2. Проблема статуса в гуманистических науках. Особенности статуса детей старшего дошкольного возраста в группе сверстников……………………………………………………………………………..13
1.3. Взаимосвязь творческих проявлений и социального статуса в группе сверстников у детей старшего дошкольного возраста………………………………20
Глава 2. Эмпирическое изучение проблемы взаимосвязи творческих способностей и социального статуса в группе сверстников детей старшего дошкольного
возраста. …………………………………………………………………………………24
2.1. Организация исследования……………………………………………………….24
2.1.1. Описание этапов исследования……. .…………………..................................24
2.1.2. Описание методик……………………………………………………………….25
2.2.Коррекционно-развивающая программа по развитию творческих способностей
и повышению статуса старших дошкольников в группе
сверстников …………………………………………………………………….............29
2.3.Интерпретация результатов исследования взаимосвязи творческих способностей и социального статуса в группе сверстников детей старшего дошкольного возраста......................................................................................................................38
Выводы.......................................................................................................................45
Заключение.................................................................................................................46
Список литературы...................................................................................................48
Приложение 1………………………………………………………………....................53
Приложение 2…………………….....................................................................................55
Приложение 3…………………….....................................................................................

Работа содержит 1 файл

иванова.doc

— 382.00 Кб (Скачать)


 

              МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОСТОЧНО-ЕВРОПЕЙСКИЙ ИНСТИТУТ»

 

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иванова Татьяна Михайловна

 

 

Взаимосвязь творческих способностей и социального статуса в группе сверстников детей старшего дошкольного возраста

 

 

Выпускная квалификационная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Допущена к защите:                                                               Научный руководитель:

Зав.кафедрой педагогики и психологии                               Старший преподаватель

Кандидат психологических наук, доцент                             Новгородова Ю.О.

Субботин С.В..

_________________________________                                ______________________

 

 

 

 

 

Ижевск 2011

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы взаимосвязи творческих способностей и социального статуса в группе сверстников  детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………….7

1.1. Определение понятий «творчество» и «творческие способности», развитие творческих способностей……………………………………………………………….7

1.2.  Проблема статуса в гуманистических науках. Особенности статуса детей старшего дошкольного возраста в группе сверстников……………………………………………………………………………..13

1.3. Взаимосвязь творческих проявлений и социального статуса в группе сверстников у детей старшего дошкольного возраста………………………………20

Глава 2. Эмпирическое изучение проблемы взаимосвязи творческих способностей и социального статуса в группе сверстников детей старшего дошкольного

возраста. …………………………………………………………………………………24

2.1. Организация исследования……………………………………………………….24

2.1.1. Описание этапов исследования……. .…………………..................................24

2.1.2. Описание методик……………………………………………………………….25

2.2.Коррекционно-развивающая программа по развитию творческих способностей

и повышению статуса старших дошкольников в группе

сверстников …………………………………………………………………….............29

2.3.Интерпретация результатов исследования взаимосвязи творческих способностей и социального статуса в группе сверстников детей старшего дошкольного возраста......................................................................................................................38

Выводы.......................................................................................................................45

Заключение.................................................................................................................46

Список литературы...................................................................................................48

Приложение 1………………………………………………………………....................53

Приложение 2…………………….....................................................................................55

Приложение 3…………………….....................................................................................56

2

 



 

ВВЕДЕНИЕ

 

Основным приоритетом образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребёнком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии. Мир, окружающий ребёнка, становится год от года всё разнообразнее и сложнее и требует от него не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстроты ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.

Отечественные психологи и педагоги (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков, Н.А. Ветлугина, Н.П. Сакулина, Е.А. Флёрина и др.) доказали, что творческие способности детей проявляются уже в дошкольном возрасте. Развитие этих способностей происходит при овладении общественно выработанными средствами деятельности в процессе специально-организованного обучения. Поэтому одной из определяющих проблем современного образования является проблема формирования и развития творческой личности.

Проблема соотношения личности и творчества представлена в работах Д.Б. Богоявленской, Л.Б. Ермолаевой - Томиной, Н.Н. Поддъякова. Изучению творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста посвятили свои работы Д.Б. Богоявленская, Н.А. Ветлугина, В.Я. Воронова, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин. В работах таких психологов, как Л.А. Венгер, Н.Е. Веракса, Л.С. Выготского, О.М. Дьяченко, А.Н. Леонтьева процесс творческой деятельности рассматривается как один из основополагающих аспектов развития личности уже на начальном этапе её становления.

Однако, несмотря на огромное значение дошкольного детства для всего последующего развития творческих способностей в онтогенезе, многие аспекты проблемы детского творчества исследованы пока еще недостаточно. Одним из таких аспектов и является тема нашей работы: «Взаимосвязь творческих способностей и социального статуса в группе сверстников детей старшего дошкольного возраста». Исходя из этого, теоретическое и практическое значение данной проблемы и необходимость ее решения обусловили  ее  актуальность.

Объектом данной работы являются творческие способности, социальный статус в группе сверстников у старших дошкольников.

Предметом – взаимосвязь творческих способностей, социального статуса в группе сверстников детей старшего дошкольного возраста.

Цель дипломной работы: выявить взаимосвязь между творческими способностями и социальным статусом, а также разработать и апробировать коррекционную программу, направленную на развитие творческих способностей дошкольников.

В качестве общей гипотезы работы выдвинуто предположение о том, что существует взаимосвязь между творческими способностями и социальным статусом в группе сверстников детей старшего дошкольного возраста. А также, мы предполагаем, что предложенная коррекционно-развивающая программа позволяет развивать творческие способности и повысить статус в группе сверстников.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой, нами были поставлены следующие задачи дипломного исследования:

1.                 Изучить и проанализировать научную психолого-педагогическую литературу, посвященную изучению проблемы взаимосвязи творческих способностей и социального статуса в группе сверстников у детей старшего дошкольного возраста.

2.                 Провести эмпирическое изучение взаимосвязи творческих способностей и социального статуса в группе сверстников у детей старшего дошкольного возраста.

3.                 Разделить выборку на экспериментальную и контрольную группы и провести коррекционно-развивающую работу в экспериментальной группе.

4.                 Провести повторную диагностику в контрольной и по итогам коррекционно-развивающей работы в экспериментальной группе.

5.                 Исследовать эффективность коррекционно-развивающей работы по формированию творческих способностей и повышению социального статуса в группе сверстников детей старшего дошкольного возраста.

Теоретико-методологическую основу работы составляют труды  и Т. Антоновой, Д.Б. Богоявленской, Л.А. Венгер, Н.Е. Веракса, Н.А. Ветлугиной, Л.Н. Выготского, О.М. Дъяченко, Т. Ендовицкой,  Я.Л. Коломенского, Т.С. Комаровой, А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной, Б.Ф. Ломова, В.С. Мухиной, Е.И. Николаевой, Л. Обуховой, Т.А. Репиной и др.

Для достижения цели и решения, поставленных в работе задач, нами были использованы следующие методы.

1.Эмпирические методы:

- Эксперимент;

- Психодиагностический метод.

2. Методы обработки данных:

- U критерий Манна-Уитни для оценки достоверности различий в группах;

- метод корреляционного анализа – коэффициент Браве-Пирсона;

- Т критерий Вилкоксона.

Для реализации цели  мы использовали следующие методики:

1. «Солнце в комнате», для исследования творческих способностей, авторы – Кудрявцев В., Синельников В.

2. «Складная картинка», для исследования творческих способностей, авторы – Кудрявцев В., Синельников В.

3. «Как спасти Зайку», для исследования творческих способностей, авторы – Кудрявцев В., Синельников В.

4. «Социометрический эксперимент «Секрет», для исследования социального статуса, автор – Репина Т.А.

Практическая значимость данной дипломной работы заключается в том, что проведенное нами теоретико-методологическое исследование заявленной проблемы может служить дополнительным информационным материалом для студентов,  а также может использоваться педагогами, родителями. Эмпирическое исследование может быть использовано как достоверный, полученный экспериментальным путем материал для дальнейшего, более расширенного исследования проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

1.1. Определение понятий «творчество» и «творческие способности», развитие творческих способностей

 

Любой человек, прежде чем приступить к исследованию чего-либо, должен очертить круг терминов, в рамках которых он ведет свое исследование. Наша работа не является исключением, поэтому сначала необходимо дать определение, таким понятиям как творчество, и творческие способности, о которых ниже пойдет речь.

Творчество – это один из немногих феноменов, которые выделяют человека от окружающего мира. Под творчеством, прежде всего, понимают созидание нового, под которым могут подразумевать как преобразование в сознании и поведении человека, так и порождаемые им продукты, которые он отдает другим. Некоторые исследователи, напротив, сужают термин творчество, включая в него только познавательную деятельность, которая ведет к новому или необычному видению проблемы или ситуации. Есть и более расширенное определение, в соответствии с которым в центре проблематики творчества находятся не познавательные процессы и не личностные качества, а сущностные проблемы бытия человека в мире, его открытость новым возможностям. С этой позиции, весь мир культуры – продукт творчества человека, которое присутствует везде, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое. Важная особенность творчества в том, что оно коллективно, свойственно каждому человеку, который когда-либо жил, живет, и будет жить на нашей планете [42, с. 8].

Творчество – это всегда создание нового. Но важная особенность творческого продукта – он должен быть не только новым, но и интересным и важным для человечества.

              Л.С. Выготский выделял два типа деятельности человека:

                 Репродуктивную деятельность, при которой человек в той или иной мере повторяет созданные или выработанные ранее приемы;

                 Творческую деятельность, при которой человек создает то, чего еще никогда не существовало до него [13, с. 12].

Творческая деятельность всегда начинается с мечты, т.е. обозначении объекта творения в воображении человека. И именно она делает человека существом, обращенному к будущему, созидающим его и видоизменяющее свое настоящее. И именно с творческой деятельностью связано такое понятие как «творческие способности», которые собственно и лежат в основе любой творческой деятельности. В силу этого под творческими способностями следует понимать такие индивидуальные способности человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода [42, с. 10].

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств, многие из которых связаны с особенностями мышления. Например, американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов [7, с. 31].

Информация о работе Взаимосвязь творческих способностей и социального статуса в группе сверстников детей старшего дошкольного возраста