Взаимосвязь типа акцентуации характера в подростковом возрасте и стиля семейного воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 15:05, курсовая работа

Описание работы

В подростковом возрасте происходит обострение черт характера. Стремление к самостоятельности, осознание своего физического и духовного возмужания – одна из наиболее ярких черт этого возраста. И если родителям удастся перестроить свои отношения с подрастающими детьми и изменить стиль воспитания, то это, в свою очередь, отразиться и на характере ребенка.

Содержание

Введение.
Часть I: Теоретический обзор
Глава I: Характер
1.1 Подходы к пониманию характера.
1.2 Структура характера.
1.3 Развитие характера в возрастном аспекте.
1.4 Семья как фактор формирования характера.
Глава II: Акцентуации характера.
2.1 Понятие акцентуаций характера.
2.2 Типы акцентуаций характера (по А.Е.Личко).
Часть II: Практическая часть.
3.1 Программа исследования.
3.2 Описание методик:
- Патохарактерологический диагностический опросник для подростков
- Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним»
3.3 Выборка.
3.4 Результаты.
3.5 Выводы и заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Международный Славянский Институт.doc

— 205.00 Кб (Скачать)

     Международный Славянский Институт

     Факультет: Лингвистика. Межкультурные коммуникации 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Курсовая  работа

     Взаимосвязь типа акцентуации  характера в подростковом возрасте и стиля семейного воспитания

 
 
 
 
 
 

     Выполнила:

     Преподаватель: 
 
 
 
 

     2008г.

 

      Содержание.

 

Введение.

Часть I: Теоретический обзор

Глава I: Характер

    1. Подходы к пониманию характера.
    2. Структура характера.
    3. Развитие характера в возрастном аспекте.
    4. Семья как фактор формирования характера.

Глава II: Акцентуации характера.

2.1 Понятие акцентуаций  характера.

2.2 Типы акцентуаций  характера (по А.Е.Личко).

Часть II: Практическая часть.

3.1 Программа  исследования.

3.2 Описание методик:

  • Патохарактерологический диагностический опросник для подростков
  • Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним»
    1. Выборка.
    2. Результаты.
    3. Выводы и заключение.

Список литературы.

 

      Введение

 

     Переход к подростковому возрасту характеризуется  глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков со взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. Центр жизни ребенка перемещается из дома во внешний мир, переходит в среду взрослых и сверстников.

     Во  взаимоотношении с ребенком-подростком родителям необходимо перестроить свои отношения, изменить стиль воспитания. Во взаимоотношениях родителей и их подрастающих детей особую роль играют их личностные особенности и ценностные ориентации семьи.

     Кроме того, переход ребенка на более  высокий уровень психологического развития часто сопровождается повышенной конфликтностью, что не должно вызывать у родителей особого беспокойства.

     Родители, не проявляющие гибкости в воспитании подростков, отказываются менять свои взгляды и менять точку зрения; они нетерпимы, излишне требовательны, всегда настроены критически и возлагают на детей неоправданные надежды, не соответствующие их возрасту. Это пагубно влияет на самооценку подростка, подавляет развитие его личности, что в конце концов приводит к стрессовым ситуациям в отношениях между родителями и детьми.

     Для нормального развития подростка  необходимы постоянные, строящиеся на положительной эмоциональной основе, открытые и доверительные взаимоотношения  с окружающими людьми. Для детей  это - взаимоотношения с родителями, учителями, сверстниками. Ведь только с их помощью подросток может успешно решить сложные внутренние проблемы, волнующие его в переходный период.

     Родители  воздействуют на ребенка целенаправленным воспитанием которое сводится к  организации образа жизни ребенка в семье и обучению его тому, как себя вести.

     В подростковом возрасте происходит обострение черт характера. Стремление к самостоятельности, осознание своего физического и духовного возмужания – одна из наиболее ярких черт этого возраста. И если родителям удастся перестроить свои отношения с подрастающими детьми и изменить стиль воспитания, то это, в свою очередь, отразиться и на характере ребенка.

     Мы  решили исследовать, есть ли взаимосвязь  между типом акцентуации характера  подростка и стилем семейного воспитания. Насколько стиль семейного воспитания отражается на чертах характера ребенка.

 

      Характер

     Подходы к пониманию характера

 

     В отечественной психологии под характером понимают сложившийся и укрепившийся под влиянием жизненных факторов и воспитания определенный стиль отношений и в целом поведения человека.

     Проблемами  формирования характера занимались С.Л. Рубинштейн, К.Н. Корнилов, Б.М. Теплов, В.Н. Мясищев. А.Г. Ковалев, Б.Г. Ананьев, К.К. Платонов и другие ученые.

     Центральной проблемой для отечественной психологии характера являлось единство формы проявлений характера с жизненным содержанием.

     Б.Г. Ананьев подчеркивал, что каждая черта характера представляет собой определенное отношение личности к окружающей действительности, к жизненным условиям ее развития. Само развитие характера связано с отношением человека:

  • К природе и обществу
  • К труду
  • К другим людям
  • К самому себе и собственной деятельности.

     Черты характера закрепляются в практической деятельности. В формировании характера  большую роль играют взаимоотношения интеллектуальных черт, особенности чувств, воспитание.

     Характер  развивается на базе темперамента, который является для него природной  основой. Кроме того, образование  характера связано с развитием  материальных и духовных потребностей и интересов. Практически осуществляемое человеком отношение к действительности становится чертой характера, когда оно укореняется в жизни и переходит в привычку.

     Большинство особенностей характера не может  быть сведено к типичным особенностям психических процессов: общительность, откровенность, недоверчивость, скромность. Трудолюбие, хитрость, осторожность и т.п.

     По  мнению К.К.Платонова, «все черты характера  – это свойства личности, которые  выражены отчетливее других, тесно  взаимосвязаны. Определяют друг друга и свойственный данному человеку стиль действий и отношений к окружающему» (11, с.87).

     Характер  представляет собой своеобразную систему  свойств личности: направленности, воли, интеллектуальных и эмоциональных  свойств, формировавшихся в процессе отражения жизни и деятельности. А также активного взаимодействия личности среды. Характер, отражая образ жизни человека, сам сказывается на его образе жизни.

     Структура характера

 

     Определить  структуру характера – значит выделить в характере основные компоненты и установить обусловленные ими специфические черты в их сложном отношении и взаимодействии.

     А.Г. Ковалев в структуре характера человека выделяет форму и содержание. Содержание характера проявляется в форме индивидуально-волевой активности, потребностей, стремлений, привязанностей, интересов и убеждений. Форма характера проявляется в особенностях способа действовать, и поступков человека. Динамика, тонус действий и поступков зависит от темперамента, волевой регуляции и привычек. Форма содействует развитию содержания характера.

     1. Убеждения – это система твердых  взглядов на жизнь. Сложившаяся  у человека в определенных  условиях жизни и воспитания  на основе восприятия человеком  идей своего времени. Убежденность проявляется в целеустремленности, принципиальности, оптимизме, требовательности к себе и другим людям.

     2. Потребности и интересы определяют  избирательность отношений к  различным сторонам жизни и  деятельности человека; сказываются  на всем облике поведения. Доминирующие  потребности и интересы определяют  направленность дел человека.

     3. Интеллектуальные свойства человека  накладывают свой отпечаток на  характер и придают ему определенное  своеобразие, характеризуя личность  с качественной стороны.

     4. Воля – сознательное регулирование  человеком своего поведения (деятельности и общения), связанное с преодолением внешних и внутренних препятствий. Воля выражается в настойчивости, выдержке, решительности, активности, самостоятельности.

     5. Чувства – это эмоциональное  отношение к различным сторонам  жизни. Динамика чувств связана с ростом осознания отношений человека к событиям, действиям и поступкам других людей.

     6. Темперамент – сторона личности, основанная на свойствах высшей  нервной деятельности, которая выражается  в эмоциональной возбудимости. Динамике  психических процессов и поведения.

     Темперамент непосредственно связан со свойствами нервной системы. Динамикой психических  процессов, поведением человека. Темперамент  более биологически обусловлен, чем  характер; в нем больше унаследованного, он раньше формируется и проявляется, теснее связан с биологическими потребностями организма и более устойчив.

     Качественные  преобразования темперамента происходят под влиянием условий жизни, воспитания – вырабатываются новые системы  связей и в результате этого маскируются  или преобразуются природные особенности человека, относимые к темпераменту.

     И.П. Павлов выделил среди особенностей высшей нервной деятельности основные признаки:

  1. сила (работоспособность) нервной системы
  2. уравновешенность нервных процессов (т.е. соотношение процессов возбуждения и торможения)
  3. подвижность нервных процессов

     На  основе этих сочетаний И.П.Павлов выделил 4 типа нервной системы, которые совпали  с четырьмя типами темперамента, предложенными  Гиппократом:

  • Холерик – сильный, неуравновешенный, подвижный
  • Сангвиник - сильный, уравновешенный, подвижный
  • Флегматик – сильный, уравновешенный, инертный
  • Меланхолик - сильный, неуравновешенный, инертный

     Темперамент, будучи врожденным, является базой  большинства свойств личности. Но он определяет лишь динамику их проявления: впечатлительность, эмоциональность, импульсивность, тревожность. Эти особенности темперамента оказывают влияние на характерологические черты человека.

     Структура характера изменяется на протяжении всей жизни человека. По мере роста  и развития изменяются обстоятельства его жизни и деятельности. Изменяются требования, которые предъявляются к личности. Что приводит в целом к качественному изменению структуры характера.

     Таким образом, все компоненты психического склада органически связаны и  взаимодействуют друг с другом, в целом определяя характер человека.

     Развитие характера в возрастном аспекте

 

     Характер  имеет свою возрастную динамику, которая  выражается в своеобразии его  становления и проявления на различных  возрастных этапах.

     Базовые качества личности начинают оформляться в раннем детстве – это фундаментальные черты личности. Предпосылки к их оформлению складываются в тот период жизни ребенка, когда он еще не владеет речью. Основные личностные качества зависят от биологически обусловленных свойств организма (свойства нервной системы, состояние здоровья, физическое развитие), условий ухода за ребенком, удовлетворение потребностей ребенка в питании, движениях, ласке, новых впечатлениях. К числу таких личностных качеств относятся экстраверсия и интроверсия, тревожность и доверие, эмоциональность и общительность, невротичность и уравновешенность и др. Эти качества складываются и закрепляются у ребенка в дошкольном возрасте под воздействием многих факторов: генотипа и среды, сознания и бессознательного, подражания и др. факторов.

     В дошкольный период характер формируется  в конкретной деятельности: в игре, в трудовой деятельности, в усвоении бытовых правил. Наличие правил в  игре воспитывает у ребенка самоконтроль. Ответственность за свои действия, целенаправленность, инициативность, произвольность движений. В рудовой деятельности ребенок учится быть самостоятельным, аккуратным, дисциплинированным, трудолюбивым. Усвоение бытовых правил способствует формированию организованности, чувства долга, добросовестного отношения к своим обязанностям. Ребенок в этом возрасте любознателен, эмоционален, впечатлителен, общителен.

Информация о работе Взаимосвязь типа акцентуации характера в подростковом возрасте и стиля семейного воспитания