Взаимосвязь социальго статуса с тревожностью и агрессией у дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 14:35, курсовая работа

Описание работы

Проблема детской тревожности тесно связана с детской агрессивностью. Так же как возрастает число детей с повышенными уровнями ситуативной и личностной тревожности возрастает количество детей с повышенными уровнями агрессивности.

Работа содержит 1 файл

курсовая 1.docx

— 60.92 Кб (Скачать)

 

Вывод

Таким образом, показатели тревожности  отмечены у 30% испытуемых, а показатели агрессивности у 49%. Часть дошкольников с повышенным уровнем тревожности вписывается в статистическую норму (30% выборки), в то время, как дети с повышенной агрессией значительно превышает ее.

Из годовых отчетов  психолога, ДОУ №568, г. Минска, видно, что тревожность и агрессия детей  растет с каждым годом.

2009г – уровень тревожности  18%, уровень агрессии 16%.

2010г – уровень тревожности  21%, уровень агрессии 27%.

2011г – уровень тревожности  30%, уровень агрессии 49%.

Результаты исследования свидетельствуют о необходимости  введения общих коррекционно-развивающих  мероприятий для детей старшего дошкольного возраста, направленных на снижение уровней детской тревожности  и агрессии

         Исследуя социометрический статус, мы видим, что статусное положение «звезды» имеют 3 человека (11%). У этих детей тревожности не наблюдается, низкий уровень агрессии у двоих. Статусное положение «предпочитаемые» имеют 6 человек (21%). У троих из них высокая степень агрессии, и у одного из этих троих присутствует тревожность. Статусное положение «принятые» 13 человек (46%). Тревожность наблюдается у троих. Агрессия с высокой степенью у восьми человек, а у одного низкая степень. Статусное положение «отверженные» имеют 5 человек (18%).У всех этих детей наблюдается как тревожность в разной степени, так и агрессия.

Таким образом, чем выше социальный статус ребенка, тем ниже тревожность и агрессия, соответственно, чем ниже социальный статус – тем выше степень тревожности  и агрессии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основании  анализа научной литературы были выделены следующие определения:

Тревожность – индивидуальная психологическая  особенность, переживания эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи. Субъективно ощущается как напряжение, озабоченность, беспокойство и связана с чувствами беспомощности, неопределенности. На физиологическом уровне реакции тревожности проявляются учащении дыхания и сердцебиения, повышении артериального давления, возрастании общей возбудимости, снижении порогов чувствительности, когда ранее нейтральные стимулы приобретают отрицательную эмоциональную окраску.

Сама по себе тревожность показывает внутреннее отношение ребенка к определенным ситуациям, по ней можно много  узнать об отношения со сверстниками и взрослыми в семье, детском  саду, школе. У каждого человека существует свой оптимальный уровень тревожности  – это так называемая полезная тревожность. Когда же этот уровень  превышает оптимальный, можно говорить о появлении повышенной тревожности.  Он может свидетельствовать о  недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным социальным ситуациям. Вместе с тревогой и ощущениями неуспеха у такого ребенка постепенно  формируется отношение к себе как к слабому и неумелому. Ребенок боится совершить ошибку, в нем нет уверенности. Высокая тревожность педагогов или родителей передается ребенку.

Агрессивность – относительно устойчивое свойство личности, выражающееся  готовности к агрессии, а также в склонности воспринимать и интерпретировать поведение  другого   как враждебное.

Основными причинами  проявления детской агрессивности  являются:

- стремление  привлечь к себе внимание сверстников;

- стремление  получить желанный результат;

- стремление  быть главным;

- защита и  месть;

- желание ущемить  достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.

Согласно данным эмпирического  исследования показатели тревожности  отмечены у 30% испытуемых, а показатели агрессивности у 49%. Часть дошкольников с повышенным уровнем тревожности вписывается в статистическую норму (30% выборки), в то время, как дети с повышенной агрессией значительно превышает ее. Результаты исследования свидетельствуют о необходимости введения общих коррекционно-развивающих мероприятий для детей старшего дошкольного возраста, направленных на снижение уровней детской тревожности и агрессии.

          Исследуя социометрический статус, мы видим, что статусное положение  «звезды» имеют 3 человека (11%). У  этих детей тревожности не  наблюдается, низкий уровень агрессии  у двоих. Статусное положение  «предпочитаемые» имеют 6 человек  (21%). У троих из них высокая  степень агрессии, и у одного  из этих троих присутствует  тревожность. Статусное положение  «принятые» 13 человек (46%). Тревожность  наблюдается у троих. Агрессия  с высокой степенью у восьми  человек, а у одного низкая  степень. Статусное положение  «отверженные» имеют 5 человек  (18%).У всех этих детей наблюдается  как тревожность в разной степени,  так и агрессия.

Таким образом, чем выше социальный статус ребенка, тем ниже тревожность и агрессия, соответственно, чем ниже социальный статус – тем выше степень тревожности  и агрессии.

Поставленные задачи выполнены, цель достигнута.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Басс А.Г. Психология агрессии / А,Г,Басс/ Вопросы психологии.-1967г..- №3.- с. 60-67.
  2. Берковиц  Л./ Агрессия: причины, последствия и контроль / 2002г. – 512с.
  3. Большой психологический словарь / под ред. Б,Г,Мещерякова, В.П.Зинченко. – СПб: Прайм - Еврознак, М.: Олма – Пресс, 2005.- 666с.
  4. Большой энциклопедический словарь (Электронный ресурс) –Режим доступа: www.slovarus/ru
  5. Бреслав  Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности / Г.Э.Бреслав.-СПб.: Речь, 2004- 144с.
  6. Гарднер Р. Психотерапия детских проблем /Р,Гарднер. – СПб.: Питер, 2002.-416с.
  7. Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения. Учебное пособие /Е,В, Змановская – М.: Издательский центр Академия, 2004.- 288с.
  8. Козлов В,В, Психотехнологии измененных состояний сознания./В,В,Козлов – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005.- 544с.
  9. Лоренц К. Для чего нужна агрессия /Флогистон: Библиотека по психологии. М., 1998.- (Элекронный ресурс).- Режим доступа: http://flogisto./ru/library/lorenz.
  10. Лоренц К. Так называемое зло.К естественной теории агрессии/ Флогистон : Библиотека по психологии. - М., 1998.-(Электронный ресурс).- Режим доступа: http:// flogiston/ru/library/lorenz_3.
  11. Малчиоди К.А. Работа с детьми и их рисунками / Флогистон: Психотерапия и консультирование. – М., 1998.- (Электронный ресурс).- http://flogiston/articles/therapy/malchiodi_3.
  12. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психоаналитическая природа и возрастная динамика/ А,М, Прихожан.- М.-Воронеж, 2000.
  13. Стандарт предприятия: Работы курсовые и дипломные. Структура и правила оформления .СТП МИУ 2.0.01-08 / Авт-сост Н.В.Суша [и др.] – Минск: Изд-во МИУ 2008.- 48с.
  14. Суркова Е.Г.  Проективные методы диагностики: психологическое консультирование детей и подростков /Е.Г.Суркова. - М.: Асепкт Пресс, 2008.-319с.
  15. Харлинская Д.А. Тревожность как стимул проявления креативности / Психология ХХI века: Материалы Международной межвузовской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых специалистов «Психология XXI века» 19-21 апреля 2007 года, Санкт-Петербург / Под. науч. ред. В.К.Чеснокова – СПб.: Изд-во С.-Петербургского Университета, - 2007. - 589с.
  16. Хекхаузен Х. Ситуационные факторы агрессивного поведения /Флогистон: Библиотека по психологии. – М., 1998. – (Электронный ресурс).- Режим доступа: http://flogiston.ru/library/agr_hek7.
  17. Хорни К. Тревожность/ Флогистон: Библиотека по психологии. – М., 1998. – (Электронный ресурс).- Режим доступа: http://flogiston.ru/library/horny.
  18. Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б.Шапарь, В.Е. Россоха, О.В. Шапарь; под общ. Ред. В.Б.Шапаря.-Ростов н/Д, 2005.- 808с.
  19. Электронный ресурс. Режим доступа: http://ds82.ru/doshkolnik/ 3680-.html
  20. Электронный ресурс. Режим доступа: http://psy.files.ru/2007/ 06/14/kaktus.html
  21. Электронный ресурс. Режим доступа: http://psyfactor.org/ moreno.html

 

 


Информация о работе Взаимосвязь социальго статуса с тревожностью и агрессией у дошкольников