Взаимосвязь школьной тревожности с характеристиками познавательной сферы личности и успешностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 20:25, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучить взаимосвязь школьной тревожности с характеристиками познавательной сферы личности и успешностью обучения в школе. Гипотеза исследования – эффективность успешной учебной деятельности младших школьников зависит от развития познавательных процессов и отсутствия школьной тревожности.
1. Изучить причины и факторы тревожности младших школьников.
2. Изучить особенности развития познавательных процессов у младших школьников.
3. Рассмотреть проблему успешности обучения младших школьников.
4. Провести диагностику и проанализировать полученные данные.

Содержание

Введение…………………………………………………………….……..............3
1. Теоретический обзор литературы по проблеме взаимосвязи школьной тревожности с характеристиками познавательной сферы личности и успешностью обучения в школе……………………………………………….6
1.1 Причины и факторы тревожности младших школьников………………….6
1.2 Характеристика познавательных процессов младших школьников……..10
1.2.1 Особенности развития познавательных процессов у младших школьников………………………………………………………………………10
1.2.2 Особенности внимания……………………………………………………12
1.2.3 Особенности памяти младших школьников……………………………..16
1.3 Проблема успешности обучения младших школьников………………………….18
2. Экспериментальное изучение взаимосвязи школьной тревожности с характеристиками познавательной сферы личности и успешность обучения в школе…………………………………………………………………………...25
2.1 Описание групп испытуемых и методов исследования…………………...25
2.2 Результаты экспериментального исследования и анализ полученных данных…………………………………………………………………………26
Заключение………………………………………………………………………30
Литература…………………………………………………………………….....33
Приложение………………………………………………………………………35

Работа содержит 1 файл

курсовая))).docx

— 114.90 Кб (Скачать)

Министерство образования и  науки РФ

Федеральное государственное  автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования  «Казанский (Приволжский) федеральный  университет»

 

Институт педагогики и психологии

 

Кафедра общей и социальной педагогики

 

Педагогика-психология, англ. Яз. Гр.17-9201

 

Курсовая работа

«Взаимосвязь школьной тревожности  с характеристиками познавательной сферы личности и успешностью».

 

Работа завершена:                             

17 декабря 2012г.               ____________  Ольга Николаевна Михайлова

Работа допущена к защите:

Научный руководитель                                

старший преподаватель     ____________   Лилия Шамильевна Каримова

17 декабря 2012г.

Заведующий кафедрой                              

Доктор пед.наук, доцент   ____________  Роза Алексеевна Валеева

17 декабря 2012г.

Казань-2012

Содержание:

Введение…………………………………………………………….……..............3

1. Теоретический обзор литературы по проблеме взаимосвязи школьной тревожности с характеристиками познавательной сферы личности и успешностью обучения в школе……………………………………………….6

1.1 Причины и факторы тревожности младших школьников………………….6

1.2 Характеристика познавательных процессов младших школьников……..10

1.2.1 Особенности развития познавательных процессов у младших школьников………………………………………………………………………10

1.2.2 Особенности внимания……………………………………………………12

1.2.3 Особенности памяти младших школьников……………………………..16

1.3 Проблема успешности обучения младших школьников………………………….18

2. Экспериментальное изучение взаимосвязи школьной тревожности с характеристиками познавательной сферы личности и успешностью обучения в школе…………………………………………………………………………...25

2.1 Описание групп испытуемых и методов исследования…………………...25

2.2 Результаты экспериментального исследования и анализ полученных данных……………………………………………………………………………26

Заключение………………………………………………………………………30

Литература…………………………………………………………………….....33

Приложение………………………………………………………………………35

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Глубокие изменения, происходящие в личности младшего школьника, свидетельствуют  о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется  потенциал развития ребенка как  активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт деятельности и  поведения в этом мире. Желание  взрослых развить умственные способности  детей, их творческую активность за счет раннего начала обучения, интенсивности  учебных программ и нагрузок не всегда сочетается с физическими и психическими возможностями младших школьников.

Поступление ребенка в школу  связано, как известно, с возникновением важнейшего личностного новообразования  – внутренней позиции школьника. Внутренняя позиция представляет собой тот мотивационный центр, который обеспечивает направленность ребенка на учебу, его эмоционально-положительное отношение к школе, стремление соответствовать образцу «хорошего ученика». В тех случаях, когда важнейшие потребности ребенка, отражающие позицию школьника, не удовлетворены, он может переживать устойчивое эмоциональное неблагополучие, выражающееся в ожидании постоянного неуспеха в школе, плохого отношения к себе со стороны педагогов и одноклассников, в боязни школы, нежелании посещать ее.

Актуальность. Развитие познавательных способностей младших школьников часто происходит неравномерно, что вызывает тревогу родителей, учителей и самих школьников. Трудности в учебе очень часто деморализуют ученика и пагубно отражаются на его личности. Испытывая трудности и не осознавая их причин, прилагая максимум усидчивости и старания, он, тем не менее, не добивается нужного эффекта и получает опыт беспомощности. Вера в свои силы постепенно угасает. Интерес к учению падает. Поэтому преодоление неуспеваемости школьника должно начинаться как можно раньше, когда отставание в учебе не привело еще к столь тягостным последствиям.

Приступая к педагогической работе с детьми, прежде всего, нужно  разобраться в том, что ребенку  дано от природы и что приобретается  под воздействием среды. Развитие человеческих задатков, превращение их в способности  – одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знаний и развития познавательных процессов нельзя.

Устранение причин тревожности  младших школьников является обязательным условием успешной адаптации ребенка  к условиям школьной среды. На сложность  и значимость этого процесса указывают  исследования, проведенные в области  психологии, педагогики, медицины, физиологии, теории и методики физического воспитания, социологии и др.

Успешная социальная адаптация  детей начальной школы к условиям школьной среды помогает сформировать систему их отношений со сверстниками и взрослыми, базовые учебные  установки, которые в существенной мере определят в средней школе  успешность обучения, эффективность  стиля общения с учениками  и взрослыми людьми, возможность  личностной самореализации.

Цель данной работы – изучить взаимосвязь школьной тревожности с характеристиками познавательной сферы личности и успешностью обучения в школе.

Объект исследования – процесс успешной учебной деятельности.

Предмет исследования – условия развития познавательной и эмоционально-волевой сфер младших школьников.

Гипотеза исследования – эффективность успешной учебной деятельности младших школьников зависит от развития познавательных процессов и отсутствия школьной тревожности.

1. Изучить причины и факторы  тревожности младших школьников.

2. Изучить особенности развития  познавательных процессов у младших  школьников.

3. Рассмотреть проблему успешности  обучения младших школьников.

4. Провести диагностику и проанализировать  полученные данные.

Экспериментальная база: МБОУ СОШ №86 с углубленным изучением отдельных предметов Советского района г.Казани

Теоретико-методологической основой исследования является анализ современных теоретико-практических достижений педагогической мысли о механизме продуктивного формирования умственной деятельности учащихся, социокультурной теории о развитии психики в деятельности в работах Л.С. Выготского, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейна, В.В. Давыдова и других. Обобщение богатейшего материала по развитию детского мышления в работах А.В. Запорожца, А.А. Люблинской, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Н.Ф. Талызиной, И.С. Якиманской, Л.А. Венгера и др.

 

 

 

1. Теоретический обзор  литературы по проблеме взаимосвязи  школьной тревожности с характеристиками  познавательной сферы личности  и успешностью обучения в школе

 

1.1 Причины и факторы  тревожности младших школьников

 

В психологическом словаре тревожность  – это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые к этому не предрасполагают.

Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога – это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием. Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется и проявляется почти всегда.

В психологической литературе можно  встретить разные определения этого  понятия, хотя большинство исследований сходятся в признании необходимости  рассматривать его дифференцированно  – как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамику.

Так А.М. Прихожан указывает, что тревожность – это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента. По определению Р.С. Немова, «тревожность – постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях».

Е. Савина, доцент кафедры психологии Орловского государственного педагогического Университета, считает, что тревожность определяется как устойчивое отрицательное переживание беспокойства и ожидания неблагополучия со стороны окружающих.

По определению С.С. Степанова «тревожность – переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи».

Термин «тревожность» используется также для обозначения относительно устойчивых индивидуальных различий в склонности испытывать это состояние. В этом случае тревожность означает черту личности. Тревожность как черта, или личностная тревожность, не проявляется непосредственно в поведении. Но ее уровень можно определить исходя из того, как часто и как интенсивно у индивида возникает состояние тревоги. По мировой статистике, обычная «норма тревожности» – 15%, в России – 60–75%.

Таким образом, понятием «тревожность»  психологи обозначают состояние  человека, которое характеризуется  повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей  отрицательную эмоциональную окраску.

Школьная тревожность – это сравнительно мягкая форма проявления эмоционального неблагополучия ребенка. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения, своих решений.

Прежде всего, причины определяются природной нервно-психической организацией школьника. Не в последнюю очередь  – особенностями воспитания, завышенными требованиями родителей к ребенку (все нужно делать только на «отлично»).

Корень детской тревожности  – не открытое пренебрежение интересам ребенка, а неустойчивая, неуверенная, а порой и просто самообманная любовь порождают в нем внутренний конфликт. Ребенок то близок, то далек, то одарен всеми милостями, то отвергнут и наказан – и сам не знает за что.

Суть тревоги – внутреннее противоречие детской души. Ребенок буквально ощущает в себе противоположные силы: одна тянет его к родителям, другая – отталкивает. Он ощущает любовь (по крайней мере, видит ее признаки), но одновременно чувствует и постоянный страх потерять эту любовь. Он не верит в ее надежность. Такой страх страшнее любого наказания.

У некоторых детей страхи и нежелание  ходить в школу вызваны самой  системой обучения, в том числе  несправедливым или нетактичным  поведением учителя. Причем среди таких  детей есть школьники с самой  разной успеваемостью.

Одной из самых частых причин тревожности  является завышенные требования к ребенку, негибкая, догматическая система  воспитания, не учитывающая собственную  активность ребенка, его интересы, способности  и склонности. Наиболее распространенная система воспитания – «ты должен быть отличником». Выраженные проявления тревоги наблюдаются у хорошо успевающих детей, которых отличают добросовестность, требовательность к себе в сочетании с ориентацией на отметки, а не на процесс познания.

Известный психолог А. Прихожан выделяет следующие особенности тревожных детей в школе.

– Сравнительно высокий уровень обучаемости. При этом учитель может считать такого ребенка неспособным или недостаточно способным к учению.

– Эти школьники не могут выделить в работе основную задачу, сосредоточиться на ней. Они пытаются контролировать одновременно все элементы задания.

– Если не удается сразу справиться с заданием, тревожный ребенок отказывается от дальнейших попыток. Неудачу он объясняет не своим неумением решить конкретную задачу, а отсутствием у себя всяких способностей.

– На уроке поведение таких детей может казаться странным: иногда они правильно отвечают на вопросы, иногда молчат или отвечают наугад, давая в том числе и нелепые ответы. Говорят иногда сбивчиво, взахлеб, краснея и жестикулируя, иногда еле слышно. И это не связано с тем, насколько хорошо ребенок знает урок.

– При указании тревожному школьнику на его ошибку странности поведения усиливаются, он как бы теряет всякую ориентацию в ситуации, не понимает, как можно и нужно себя вести.

А. Прихожан считает, что такое поведение отмечается именно у тревожных первоклассников. И все же школьная тревожность свойственна детям и других школьных возрастов. Проявляться она может в их отношении к оценкам, страхе перед контрольными и экзаменами и т.п.

Информация о работе Взаимосвязь школьной тревожности с характеристиками познавательной сферы личности и успешностью