Взаимосвязь самооценки родителей и детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 21:58, курсовая работа

Описание работы

Цель нашей работы – выявить взаимосвязь самооценки родителей и детей.
Объект – личность детей и их родителей.
Предмет – самооценка.
Гипотеза исследования: предполагаем, что самооценка детей и их родителей взаимосвязаны.
Задачи:
1. Проанализировать теоретические источники по проблеме самооценки.
2. Провести исследования самооценки у детей и их родителей.
3. проанализировать результаты проведённого исследования.

Содержание

Введение …............................................................................................................. 3
1. Теоретические аспекты изучения самооценки детей и их родителей …….5
1.1 Изучение проблемы самооценки в трудах отечественных и зарубежных психологов…………………………………………...……………………………5
1.2 Особенности самооценки у детей младшего школьного возраста ........... 11
1.3 Семейный фактор – основной фактор развития самооценки .................... 16
2. Исследование взаимосвязи самооценки детей и их родителей …………. 29
2.1 Характеристика испытуемых и описание методов исследования…….. 29
2.2 Анализ результатов исследования…………………………………………
2.3 Рекомендации для родителей и детей с заниженной самооценкой……..
Заключение ...........................................................................................................
Список использованных источников и литературы .........................................

Работа содержит 1 файл

Курсовая 3-й курс.doc

— 226.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

………………………….

 

Кафедра ………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

на тему: «Взаимосвязь самооценки родителей и детей»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка ……..

………………..

Научный руководитель:

………………….

 

 

 

 

 

 

 

Йошкар-Ола

2012

 

Содержание

 

Введение …............................................................................................................. 3

1. Теоретические аспекты изучения самооценки детей и их родителей …….5

1.1 Изучение проблемы самооценки в трудах отечественных и зарубежных психологов…………………………………………...……………………………5

1.2 Особенности самооценки у детей младшего школьного возраста ........... 11

1.3 Семейный фактор – основной фактор развития самооценки .................... 16

2. Исследование взаимосвязи самооценки детей и их родителей …………. 29

2.1 Характеристика испытуемых и описание методов исследования…….. 29

2.2 Анализ результатов  исследования…………………………………………

2.3 Рекомендации  для родителей и детей с заниженной самооценкой……..

Заключение ...........................................................................................................

Список использованных источников и литературы .........................................

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Ценность человека состоит  не только в его делах и поступках, но и в его умении постоянно работать над собой, самосовершенствоваться, все более глубоко познавать свои возможности и максимально использовать их в своей жизни и деятельности. Действительно, только постоянное самопознание и саморазвитие являются инструментарием открытия своего неисчерпаемого личностного и творческого потенциала, выявления тех сфер жизнедеятельности, где этот потенциал может быть использован в полной мере. Известно немало случаев, когда способные и даже талантливые люди, добившись определенных успехов, успокаивались, переставали работать над собой, и в результате чего теряли даже то, что было достигнуто ранее [36].

Каждый человек сам  себя строит и выбирает свой жизненный  путь, сам выстраивает свои отношения с другими людьми, наконец, сам совершает и исправляет ошибки. Поэтому понятия «формирование», «воспитание» и др., используемые в науке и практике, – это достаточно условные понятия. Задача семьи, образовательных учреждений состоит не в прямом воздействии на личность растущего человека с целью добиться желаемых результатов, а в создании необходимых условий для самовоспитания, в актуализации механизмов самопознания и саморазвития.

Все сказанное делает востребованными знания о том, что такое самопознание и саморазвитие, какую роль они играют в жизни, каковы механизмы их функционирования, как развиваются на разных возрастных этапах, как и посредством чего можно познавать себя [40].

Системообразующим ядром  индивидуальности является самооценка личности, которая во многом определяет жизненные позиции человека, уровень его притязаний, всю систему оценок. Самооценка влияет на формирование стиля поведения и жизнедеятельность человека. Другими словами, самооценка во многом обусловливает динамику и направленность развития субъекта. Поэтому, в психологической работе очень важно уметь корректировать самооценку человека.

Цель нашей работы – выявить взаимосвязь самооценки родителей и детей.

Объект – личность детей и их родителей.

Предмет – самооценка.

Гипотеза исследования: предполагаем, что самооценка детей и их родителей взаимосвязаны.

Задачи:

1. Проанализировать теоретические источники по проблеме самооценки.

2. Провести исследования самооценки у детей и их родителей.

3. проанализировать результаты проведённого исследования.

4. Сформулировать выводы и рекомендации.

Методы исследования: методы теоретического анализа источников, методистов, метод математической обработки, методы интерпретации. 

 

 

1. Теоретический  аспект исследования уровня самооценки  подростков

 

1.1 Изучение  проблемы самооценки подростков в трудах отечественных и зарубежных психологов

 

Проблема самооценки, как одна из центральных проблем  психологии личности, изучалась в  трудах различных отечественных  и зарубежных психологов.

Среди них можно выделить следующих авторов: Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, С.Л. Рубинштейн, У. Джемс и др.

Первопроходцем в области  изучения самооценки можно назвать  У. Джемса, который начал изучать этот феномен еще в 1892 году в рамках изучения самосознания. Он вывел формулу, по которой самооценка прямо пропорциональна успеху и обратно пропорциональна притязаниям, то есть потенциальным успехам, которых индивид намеревался достичь.

У. Джемс выделял зависимость  самооценки от характера взаимоотношений  индивида с другими людьми. Его такой подход являлся идеалистическим, так как общение индивида с другими людьми рассматривалось независимо от реальной основы этого общения – практической деятельности.

В зарубежной психологии самооценку рассматривают в структуре  «Я-концепции», которая определяется как «совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой» [34].

В психоаналитической теории рассматривается положение, что  складывающееся в сознании индивида представление о самом себе является неполным, искаженным, не соответствующим действительности. По мнению 3. Фрейда, самооценка складывается под давлением конфликта между внутренними побуждениями и внешними запретами, в силу такого постоянного конфликта, адекватная самооценка невозможна.

Неофрейдисты считали, что личность направляется в своем поведении несовместимыми с ее стержневыми мотивами требованиями социальной среды и поэтому неспособна, строить адекватные оценочные суждения о самой себе [21].

Бихевиористы анализируют  самооценку с точки зрения теории научения. Они рассматривают самооценку как подкрепляющий фактор действия, определяют самооценку, как один из компонентов, регулирующих поведение, широкий спектр поведения человека регулируется с помощью реакций самооценки, выражаемых в форме удовлетворенности собой, гордости своими успехами, а также неудовлетворенности собой и самокритики.

В гуманистической теории А. Маслоу и другие ученые придерживались точки зрения, по которой образ, складывающийся у индивида о самом себе, может быть неполным, искаженным. Мнения окружающих, усвоенные с детства представления, собственные притязания, – все это при определенных условиях складывается в картину, которая не совпадает с объективной структурой личности. Чтобы преобразовать эту картину и добиться адекватной самооценки, нужно изменить реальную систему отношений, в которой она сложилась, а именно изменить социальную позицию личности, систему ее взаимоотношений с другими людьми, характер ее деятельности [38].

В интеракционистском подходе (Вебстер М., Кули Ч. И др.) внимание акцентируется на личности, которая формируется на основе опыта, получаемого индивидом при взаимодействии с другими. Самооценка и представление человека о себе обусловливаются реакциями и мнениями других о человеке. Кули Ч. Создал теорию «Зеркального Я», где важное значение имеет субъективно интерпретируемая обратная связь, получаемая от других людей, как главного источника данных о собственном «Я».

Представитель феноменологического  подхода Н. Бранден указывает  на тот факт, что самооценка, представление  человека о самом себе играют важную роль в понимании человека. Он определяет самооценку, как аспект самоуважения, уверенность человека в том, что используемые им методы взаимодействия с действительностью принципиально верны и отвечают требованиям реальности. Самооценка выступает непременным условием осуществления эффективного взаимодействия с миром и оказывает глубокое воздействие на процессы мышления человека, эмоции, желания, ценности и цели [34].

Зарубежные психологи  рассматривают самооценку в основном как механизм, обеспечивающий согласованность требований индивида к себе с внешними условиями, то есть максимальной уравновешенности личности с окружающей его социальной средой. При этом сама социальная среда понимается ими как враждебная человеку. Ограничение роли самооценки только приспособительной функцией отрицает активность личности и функцию самооценки как одного из механизмов, реализующих эту активность.

Понятие самооценки, как  правило, не является самостоятельным, оно обычно включено в более широкую  теорию личности или теорию «Я». В зарубежной психологии так же принято рассматривать самооценку в структуре «Я-концепции», которая определяется как «совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой» [35].

Описательную составляющую «Я-концепции» чаще называют «образом Я» или «картиной Я»; составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя.

Выделение описательной и оценочной составляющих позволяет  рассматривать «Я концепцию» как совокупность установок, направленных на самого себя.

Таким образом, можно  отметить, что самооценка представляет собой иерархически организованное, системное образование, все элементы которого – структурные компоненты, формы, виды, показатели – развиваются в тесном взаимодействии и взаимообусловленности. Качественная специфика каждого из них определяет логику его развития, соотносящуюся с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка.

В исследованиях отечественных  психологов акцент делается на изучение и анализ процесса формирования личности, ее подструктур, раскрытие механизмов формирования личности, значимым звеном которого является самооценка. Проблема самооценки рассматривается с двух позиций: проблема связи личности и самооценки, а также – самосознания и самооценки [35].

Самооценка может рассматриваться  в виде осознания индивидом моральных  качеств личности (А.Г. Ковалев, В.М. Мясищев и др.).

Проблема становления  самосознания и самооценки как его  компонента, рассматривались в работах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, A.H. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др.

В.В. Столин выделяет три  уровня строения самосознания, в соответствии с этими уровнями различает и  единицы самосознания: на уровне органического  самосознания имеет сенсорно-перцептивную природу; на уровне индивидного – воспринимаемая оценка себя другими людьми и соответствующую самооценку, свою возрастную, половую и социальную идентичность; на уровне личностного – конфликтный смысл, путем столкновения в поступке одних личностных качеств с другими проясняющий для личности значение ее же собственных свойств и сигнализирующий об этом в форме эмоционально-ценностного отношения к себе.

Таким образом, по В.В. Столину, самооценка является единицей индивидуального  уровня самосознания [28].

Другие психологи изучали в основном условия развития когнитивной стороны самосознания, однако в их работах выделяется также аффективная часть образа «Я» и указывается, что самооценка является механизмом переработки данных представлений на уровне аффективного процесса.

Социально-нравственная самооценка своей  личности зависит от правильного  понимания социальных норм и критериев  нравственной оценки, только лишь в  процессе осознания внешнего мира и, прежде всего, социального мира и  в меру этого осознания осуществляется наиболее полное и адекватное самосознание. Самооценка играет существенную роль и в осознании тождественности своей личности [34].

С.Л. Рубинштейн под самооценкой  понимает стержневое образование личности, которое строится на оценках индивида другими и его оценивании этих других. Самооценка рассматривается в виде основной структуры личности. Основу самооценки представляют ценности, принятые личностью и на внутриличностном уровне определяют механизм саморегуляции поведения. В концепции С.Л. Рубинштейна самосознание человека является результатом познания, для которого требуется осознание реальной обусловленности своих переживаний. Самосознание связано с самооценкой, которая существенно обусловлена мировоззрением, определяющим нормы оценки [39].

Самооценка является «центральным, ядерным образованием личности, через призму которого, преломляются и опосредуются все линии психического развития ребенка, в том числе становление его личности и индивидуальности». Самооценка рассматривается как системное образование, взаимосвязанное с факторами психического развития, являющееся компонентом самосознания.

Самооценка является одним из существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью. Она формирует у индивида потребность соответствовать уровню требований окружающих и соответствовать уровню собственных личностных оценок.

Одни ученые (Лурия А. Р., Рубинштейн С.Л., Соколова Е.Т.) рассматривали особенности самооценки при различных отклонениях от нормального интеллектуального и личностного развития [34].

Другие отечественные ученые под самооценкой понимали взаимодействия двух сфер: эмоционально-ценностного самоотношения и сферы самопознания, создавая особое образование самосознания личности – самооценку, которая включается в регуляцию поведения личности. С помощью самооценки отражается уровень знания личностью себя и отношения к себе, что является необходимым внутренним психологическим условием тождественности личности, ее константности [38].

Информация о работе Взаимосвязь самооценки родителей и детей