Взаимосвязь самооценки и мотивации учебной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 09:58, курсовая работа

Описание работы

Цель: Изучение взаимосвязи самооценки и мотивации в учебной деятельности у студентов.
Объект исследования - студенты
Предмет исследования – взаимосвязь самооценки и мотивации .
Задачи:
- провести теоретический анализ по проблеме самооценки в студенческом возрасте.
- изучить уровень самооценки у студентов.
- изучить характер мотивации у студентов
- провести сравнительный анализ показателей самооценки и мотивации учебной деятельности

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 43.00 Кб (Скачать)

Тема Курсовой работы: Взаимосвязь самооценки и мотивации учебной деятельности.

                                                            Введение   

    На развитие личности оказывают влияние ряд факторов. Одним из них по праву может считаться та, или иная половая принадлежность. В семье гендерные представления складываются еще до рождения ребенка, тем интересом который проявляют окружающие к тому, кто родится: мальчик или девочка.

Как доказано учеными( Ананьев Б.Г, Бернс Р, Кон И.С, Леонтьев А.Н, Слободчиков В.И ) гендерные различия, хотя и опираются на биологические психофиологические различия между полами, все же в большей степени детерминированы культурой и социальными нормами общества.

Существуют гендерные стереотипы о предназначении женщины и   мужчины в значительной степени определяющие социальные цели, ценности и нормы, приписываемые обоим полам. Они выступают в качестве когнитивных схем, которые управляют процессами обработки поступающей к нам информации таким образом, что мы начинаем воспринимать, запоминать и интерпретировать ее в соответствии с нашими представлениями о гендере.

Термин  стереотип(греч. stereos–,твердыйtypos- отпечаток) введен в научный оборот американским социологом В. Липманом (1922) для обозначения представлений, связанных с ложью и неточностью. Зачастую формирование устойчивых образов социального объекта (человека, группы, события, явления и т.д.) происходит незаметно для самого индивида.

Гендерные стереотипы, как и любые другие социальные стереотипы, играют существенную роль в оценке человеком окружающего  мира и себя, позволяя быстро, просто и достаточно надёжно категоризировать, упрощать своё социальное окружение. Однако, возникая в условиях ограниченной информации о воспринимаемом объекте, стереотип  часто оказывается ложным и выполняет консервативную роль, формируя у личности ошибочное знание людей и деформируя процесс межличностного взаимодействия.

Стереотип является важной составляющей сознания человека. Опираясь на стереотипы, мы уверенно и  быстро ориентируемся в повседневной жизни среди большого многообразия фактов и событий, явлений и процессов действительности.

В данной работе речь пойдет о том, как общественное сознание представляет себе образы мужчин и  женщин, исходя из сложившихся веками стереотипов, т.е. убеждений.

                                                   

Цель: Изучение взаимосвязи самооценки и мотивации в учебной деятельности у студентов.

Объект исследования -  студенты

Предмет исследования – взаимосвязь самооценки и мотивации .

Задачи:

- провести теоретический анализ по проблеме самооценки в студенческом возрасте.

- изучить уровень самооценки  у студентов.

- изучить характер мотивации у студентов

- провести сравнительный  анализ показателей самооценки  и мотивации учебной деятельности

Общая гипотеза: самооценка связана с успеваемостью учебной деятельности и выбором мотива при обучении в вузе.

Экспериментальная гипотеза 1: студенты с высокой самооценкой имеют более высокие показатели в обучении и имеют более выраженные внутренние мотивы.

Экспериментальная гипотеза 2: студенты с низкой самооценкой имеют более низкие  показатели в обучении и имеют выраженные внешние мотивы

 

 

План и структура  курсовой работы:

1. Введение

2. Общая характеристика  работы (актуальность проблемы, цель  исследования, объект, предмет, задачи  методология, гипотеза исследования)

3. Теоретическая часть

4. Проведение методик на выявление у студентов уровня самооценки

5. Обработка полученных  результатов методом математической  статистики

6.Выводы и заключения  на основе полученных результатов

 

 

 

 

 

 

 

 

      Глава1. Проблема изучения гендерных  стереотипов.

          Термин “пол” (“sex”) является неоднозначным. В обычном употреблении он обозначает как физические и культурные различия между мужчинами и женщинами (“мужской пол” и “женский пол”).Необходимо также проводить разграничение между полом в физиологическом и биологическом смысле и гендером (“родом”), с которым связываются культурные различия (набор образцов поведения, усвоенных в течение жизни. Психологический пол личности (термин, предложенный А.Г.Асмоловым) является системным качеством, обусловленным биологически заданной половой принадлежностью индивида, этнокультурными традициями воспитания, стуруктурой социально-значимой деятельности и полоролевыми нормами общества, определяющими индивидуальных характеристики, особенности поведения, способы действия, социальные позиции и установки, иерархие мотивационных линий личности.

Гендер является неотъемлемой частью социальных практик взаимодействия людей и оказывает влияние  на все аспекты жизни человека – на выбор места работы, системы  ценностей, сферы самоутверждения  и саморазвития, хобби, одежды, стиля  поведения в семье, на работе, в  учебном заведении и т.д. Процесс  гендерной социализации и содержание гендерных стереотипов имеет  огромное значение не только для жизни  отдельного индивидуума, но и для  прогрессивного развития всего общества.

Одним из направлений гендерных  исследований является изучение гендерных  стереотипов. Гендер – это особая система социальных ролей, общественных отношений и массовых стереотипов. Под стереотипом понимают стандартное  умозаключение в стандартной  ситуации в принимаемое человеком без явного осознания. Предназначение стереотипов – экономить время и ресурсы нашего мозга. Стереотип не только выделяет статистически среднее мнение, но задает норму, образец социально одобряемого поведения. Шаблоны обычно предшествуют самому действию. Они необходимы в тех ситуациях, когда незнакомое надо свести к знакомому и тем самым как бы опознать окружающую реальность, но, разумеется, не познать ее. Опознание – отнесение к известной схеме – заменяет собой понимание и осмысление.

Гендерные стереотипы –  стандартизированные представления  о моделях поведения и чертах характера, соответствующих понятиям о «мужском» или «женском». Гендерные  стереотипы задают траектории жизненного пути и стандарты образа жизни. Гендерные  стереотипы, представления о подходящих данному полу занятиях и интересах, появляются у детей уже в 2,5 - 3 года. Вместе с тем они отражают взгляды общества на поведение, которое  ожидают от мужчин или от женщин. Они представляют собой подвид более  широкой категории - социальных стереотипов.

Социологи исследовали своеобразие  мужчин и женщин, анализируя стереотипы и социальные клише, встречающиеся  в газетах и телепередачах, и  вот что обнаружилось:

 

              Стереотипы о типичных чертах мужчин и женщин

Типичный мужчина

Типичная женщина


Агрессивный

Предприимчивый

Доминирующий

Независимый

Скрывающий эмоции

Любит математику и  науку

Обладает деловыми навыками

Знает как осваивать  мир

Легко принимает  решения

Свободно говорит  о сексе с другими мужчинами

Тактичная

Проявляет расположение

Нежная

Не использует грубых выражений

Понимает чувства  других

Разговорчивая

Религиозная

Интересуется собственной  внешностью

Ценит искусство  и литературу

Сильно нуждается  в защите

Аккуратная в  привычках

Спокойная


 

Гендерные стереотипы часто  действуют как социальные нормы. Нормативное и информационное давление вынуждает нас подчиняться гендерным  нормам. Действие нормативного давления заключается в том, что мы стараемся  соответствовать гендерным ролям, чтобы получить социальное одобрение  и избежать социального неодобрения. Об информационном давлении можно говорить, когда мы начинаем считать гендерные нормы правильными, потому что находимся под влиянием социальной информации. Мы живем в культуре, где мужчины обычно занимаются одними вещами, а женщины – другими, где гендерные отличия считаются природными; поэтому мы принимаем гендерные нормы и следуем им.

 
Во многих культурах два пола рассматриваются как неравные. Это  явление носит название стратификации  полов (т.е. их неравенства). Гендерные  роли, по мнению Т.В. Бендас, типичные для  мужчин и женщин, различаются во всех культурах. Некоторые стереотипные представления, касающиеся гендерных  различий, универсальны для всех культур; к ним относятся представления  об агрессивности, силе и эмоциональной  невосприимчивости как об отличительных  особенностях мужчин, а также о  слабости, покорности и эмоциональности  как о чертах, присущих женщинам. Однако гендерные исследования показывают, что степень, а в ряде случаев  и направленность подобных различий варьирует от культуры к культуре. Иными словами, далеко не всем культурам  свойственны одни и те же проявления гендерных различий.  
 
Для каждой этнической группы характерны собственные культурные предпочтения, касающиеся гендерных различий, переплетение старого и нового, традиционного и современного, но степень ее проявления может быть различной, причем она меньше в простых охотничьих и собирательских обществах (где имеется взаимозаменяемость мужчин и женщин), чем в сложных стратифицированных обществах, где существует социо-экономическое и сексуальное неравенство полов.  
Н.М. Лебедева (1999) считает, что половая стратификация наблюдается Во всех культурах, но степень ее проявления может быть различной [6, с.32]. 
Можно выделить несколько факторов, которые оказывали влияние на такое положение: 

1) половое разделение  труда

2) образование

3) собственность

4) обладание властью

5) отношение церкви и  власти в целом

6) сексуальное поведение

                                                                                 
1. Половое разделение труда берет начало еще в сообществах животных. У приматов самки выполняют функцию ухода за детьми, а самцы – защиты от врагов, но у людей к этим функциям добавляются и другие: у женщин – приготовление пищи, а у мужчин – добыча средств существования. Этнографы объясняют эти различия, во-первых, большой физической силой мужчин, а во-вторых, несовместимостью ухода за детьми с некоторыми видами трудовой деятельности и, в-третьих, взаимосвязанностью различных видов деятельности – к примеру, рыболовства и изготовление рыболовных сетей.  
В первобытном обществе не было полового разделения труда: занятия и обязанности у всех мужчин (за исключением шаманов) и у всех женщин были одинаковыми. Возведение некоторых опасных занятий в ранг престижных (к примеру, охота, война) было необходимо чтоба нашлись желающие ими заниматься 
 
На протяжении многих веков отношение к труду постоянно менялось: в античности труд не считался добродетелью, в раннем средневековье труд считался нормальным состоянием человека, а праздность – тяжким грехом. 
Наконец, в средневековье сформировалась иерархия в оценке разных занятий (престижность труда и отдельных занятий). В дальнейшем это привело к половой дискриминации: одни занятии считались мужскими, другие –женскими, и очень часто именно первые были престижными, а вторые – нет . 
 
2. Важным фактором, определяющим неравенство полов, было образование. Не только формальное образование, но и знания сами по себе определяли положение человека в обществе. В разных культурах было разное отношение к образованию женщин – в Индии, к примеру, оно было позитивным, а в странах Азии – негативным [3, с.8].  
 
3. Поскольку собственность давала во многих обществах власть и высокий статус, то, что женщины ею не обладали, определяло их подчиненное, бедное имущественное положение, а соответственно и их низкий статус. [3, с.9]. 
 
В настоящее время по-прежнему остается важным экономический фактор. Он определяет статус женщины в обществе в целом и в семье в частности. 
 
4. Обладая властью, мужчины во многих культурах занимали и занимают господствующее положение, и в настоящее время – во властных структурах многих стран сохраняется гендерное неравенство. Такое положение вещей объясняется либо неспособностью женщин управлять, либо их нежеланием этим заниматься. Это распространяется и на статус главы семьи. 
 
5. Отношение церкви, как института, обладающего властью, и в целом властных структур также оказывало влияние на неравное положение полов. Многие конфессии в разной степени проповедуют такое неравенство. Самыми непримиримыми по отношению к женщинам считаются католицизм.

6. В какой-то мере свидетельством половой стратификации является двойной стандарт, по которому оценивалось сексуальное поведение мужчин и женщин. 
Мужские, а не женские, гениталии символизировали во многих древних культурах силу, могущество власть. Сексуальная же роль женщины заключалась в подчинение. Таким образом, активная сексуальность мужчины повышала его статус, а пассивная сексуальность женщины – снижала его. 
Все эти накопленные знания послужили почвой для развития дальнейшего глубокого изучения полоролевых различий, а в последствии выделении отдельной отрасли психологичксой науки – гендерной психологии

 

1.1. Половая идентификация как социальный феномен

В постнатальном онтогенезе биологические факторы половой  дифференциации дополняются социальными. Генитальная внешность, детерминируя акушерский (паспортный) пол новорожденного, задает взрослым определенную программу  его воспитания. Происходит обучение ребенка половой роли в соответствии с культурными традициями данного  общества. Сюда входит система стереотипов  маскулинности и фемининности, т. е. представления о том, какими являются или должны быть мужчины и женщины.

Такое воспитание имеет традиции с того времени, когда люди жили в  племенах (а у многих африканских  племен это сохранено и до сих  пор) и когда мужчина занимал  социально более значимую позицию, чем женщина. Мальчика необходимо было готовить к роли воина, вождя, жреца, следовательно, освободить от любых  женских влияний и в первую очередь ослабить его идентификацию  с матерью. Это достигалось путем  изоляции его от родительского дома: его передавали на воспитание в дома родственников или вождей племени, в «мужские дома», отдавали в ученье (Е. В. Субботский, 1979; Этнография детства, 1983).

Правда, если верить древнегреческой  легенде, был период, когда женщины-амазонки не уступали мужчинам в воинственности; они даже выжигали у своих дочерей  правую грудь, чтобы она не стесняла их движения при стрельбе из лука. Да и период матриархата тоже свидетельствует  о том, что борьба за эмансипацию  женщин является веянием не только нашего времени.

Половая социализация девочки  проходила преимущественно в  стенах родительского дома, подле  матери и была направлена на приобретение ею определенных форм поведения и  приобщение ее к будущей роли жены и связанным с этим обязанностям.

Отсюда полагают, что личностные и поведенческие различия между  мужчинами и женщинами возникают  прежде всего как социальный феномен, который не определяется природными факторами в такой же степени, как морфологические и физиологические различия.

Информация о работе Взаимосвязь самооценки и мотивации учебной деятельности