Взаимосвязь психологической атмосферы в семье и уровня психологического развития ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 14:02, реферат

Описание работы

Развитие ребенка и помощь ему невозможно оторвать от реалий семейной жизни. Взаимоотношение между родителями и детьми всегда тесно связано с характером взаимоотношений между самими родителями, образом жизни семьи, здоровьем, благополучием, ее счастьем. Больше всего благополучию ребенка способствуют доброжелательная атмосфера и такая система семейных взаимоотношений, которая дает чувство защищенности и одновременно стимулирует и направляет его развитие. Подчеркивая специфичность воздействия на ребенка внутрисемейных отношений, особо выделяют родительскую любовь.

Работа содержит 1 файл

Взаимосвязь психологической атмосферы в семье и урвня психического развития ребенка.doc

— 95.50 Кб (Скачать)

Введение 

       Уже Аристотель обратил внимание на особые чувства, связывающие детей и  родителей. Идея сводится к тому, что  разрушение единства семьи влечет за собой и разрушение архиважных для  развития детской личности чувственных  связей, микросреды развития [9].

       Развитие  ребенка и помощь ему невозможно оторвать от реалий семейной жизни. Взаимоотношение  между родителями и детьми всегда тесно связано с характером взаимоотношений  между самими родителями, образом  жизни семьи, здоровьем, благополучием, ее счастьем. Больше всего благополучию ребенка способствуют доброжелательная атмосфера и такая система семейных взаимоотношений, которая дает чувство защищенности и одновременно стимулирует и направляет его развитие. Подчеркивая специфичность воздействия на ребенка внутрисемейных отношений, особо выделяют родительскую любовь. Она величайший и незаменимый источник духовного развития ребенка, эмоций, нравственных качеств, уверенности в себе. Она – условие и неиссякаемый источник отзывчивости, чуткости, заботливости, любви к людям.

       Материнская любовь безусловна: мать любит своего ребенка за то, что он есть. Материнская  любовь неподвластна контролю со стороны  ребенка, ее нельзя заслужить (либо она  есть, либо ее нет). Отцовская наоборот, обусловлена: отец любит за  то, что  ребенок оправдывает его ожидания. Отцовская любовь управляема, ее можно заслужить, но ее можно и   лишиться [7].

       Главная характеристика детско-родительских отношений – любовь, которая определяет доверие к ребенку, радость и удовольствие от общения с ним, стремление его защищать и обезопасить, безусловное принятие и внимание, целостное отношение к нему.

       Гармоничное развитие личности ребенка возможно при сохранении и укреплении его  здоровья, определяемого как состояние  физического, психического и социального благополучия.

       «Проблемные», «трудные», «непослушные», «невозможные»  дети, также как дети с «комплексами», «забитые», «несчастные», - всегда результат  неправильно сложившихся отношений  в семье и, как следствие, неудовлетворенных  потребностей ребенка. Поэтому эта тема по своей актуальности заслуживает внимание не только специалистов в области психологии, педагогики, но и прежде всего родителей. В связи с этим целью работы явилось изучение взаимосвязи психологического климата в семье на уровень психического развития ребенка.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Специфика семейного влияния  и воспитания

       Встречаются семьи,  где цели воспитания отодвигаются от своего ребенка и направляются не столько на него самого, сколько  на реализацию признаваемой родителями системы воспитания. Это обычно очень компетентные, эрудированные родители, которые уделяют своим детям немалое время и сил. Познакомившись с какой либо воспитательной системой и в силу разных причин доверившись ей, родители педантично и целеустремленно приступают к ее реализации. Несомненно, у каждого воспитательного подхода есть свои ценные находки, немало полезного и важного, но некоторые следуют к тем или иным идеям и методам воспитания без достаточной критики, забывая о том, что не ребенок для воспитания, а воспитание для ребенка.

       Суть  воспитательных отношений сводится в конечном итоге к тому, какое воздействие они оказывают на формирование личности ребенка, как сказывается на системе его отношений с людьми и на общении с ними [9].

       Выделяется  несколько видов неправильного  воспитания, которые складываются в ходе педагогически неверных взаимоотношений между родителями и детьми.

       – Отвергающие (неприятие). Суть его заключается  либо в чрезмерной требовательности, жесткой регламентации и контроле, либо в недостатке контроля и попустительстве.

       – Гиперсоциализирующие. Возникает на почве тревожной мнительности родителей  в отношении здоровья ребенка, и  особенно – его успехов в учебе.

       – Эгоцентрическое. Наблюдается в  семьях с низким уровнем ответственности, когда ребенку навязывается представление «Я –  большой».

       – Гипопротекция. Она проявляется  в недостатке внимания к детям  со стороны родителей. Крайняя форма  гипопротекции – полная безнадзорность детей. Скрытая гипопротекция существует в виде формального контроля родителей  за детьми, равнодушие к их интересам и потребностям. Ребенок живет своей жизнью, до которого никому нет дела.

       – Доминирующая гиперпротекция. Проступает в мелочной опеке, контроль за каждым шагом ребенка, постыдной слежки за его действиями и поступками, создании целой системы запретов, что ведет, особенно в подростковом возрасте к протесту, желанию скрыться от родительского контроля. Потворствующая гиперпротекция сводится к вседозволенности, стремлению освободить ребенка от обязанностей, постоянному восхищению  его мнимыми талантами и способностями, что ведет к конфликту с окружающими.

       – Эмоциональное отвержение – воспитание по типу «золушки» - создает ощущение или ситуацию нежелательности ребенка  в семье.

       – Противоречивое воспитание. Этот тип  возникает, когда один родитель строит свои отношения в семье по принципу потворствующей протекции, а другой – по типу эмоционального отвержения [6].

       Такие типы взаимоотношений между родителями и детьми приводит к конфликтной  ситуации во внутрисемейных отношениях или за пределами семьи.

       Как правило, неустроенность отношений между родителями тоже ведет к утрате гармоничности и эмоциональной полноценности общения с детьми. Исходя из этого, выделяют несколько типов семей.

  1. Педагогически несостоятельные – характеризуются тем, что родители проявляют активность в воспитании детей, но делают это неумело. Они обычно испытывают затруднения в выборе форм воспитания, опираясь чаще всего на свой предшествующий опыт воспитания в семье, воссодавая обстановку, в которой когда-то воспитывались сами: обстановку авторитаризма, ограничений, нарушение которой строго каралось (угрозами, побоями), или наоборот, обстановку вседозволенности, потакания прихотям ребенка. Внутрисемейное общение носит ограниченный, поверхностный характер, общественно нейтрально. Общеобразовательный и нравственно-культурный уровень такой семьи не высок [7].
  2. Педагогически пассивные – их педагогическая несостоятельность заключается в том, что родители не проявляют необходимой социальной активности. Они в силу субъективных причин (длительная болезнь, частое отсутствие, большая занятость) или причин субъективного характера (отсутствие единой точки зрения на проблемы семьи, разлад между родителями, частые ссоры и конфликты) не могут должным образом обеспечить правильного воспитания. В таких семьях взаимоотношения между родителями напряжены, конфликтны, проявляются во взаимном равнодушии или неприязни. Семейное общение носит деструктивный характер. Выясняя свои отношения, родители меньше уделяют внимания детям, теряя над ними контроль как в семье, так и вне ее [7].
  3. Антипедагогические – своим поведением, отношением к общественным нормам формируют отрицательные взгляды и наклонности у детей. В таких семьях складывается неуважительное, а иногда пренебрежительное отношение к общественным нормам и ценностям, к людям и их делам. Семейное общение носит однобокий характер, имеет асоциальную направленность. Такие родители самоуверенны; пытаясь оправдывать отклоняющееся поведение своих детей, они противопоставляют требования семьи требованиям школы [7].
  4. Традиционной семье воспитывается уважение к авторитету старших; педагогическое воздействие осуществляется «сверху вниз». Основным требованием является подчинение. Дети из этих семей легко усваивают традиционные нормы, но испытывают трудности в формировании собственных семей. Они не инициативны, не гибки в общении, действуют исходя из представлений о должном [9].
  5. В детоцентрической семье главной задачей родителей считается обеспечение «счастья ребенка». Воздействие осуществляется, как правило «снизу вверх» (от ребенка – к родителям). В результате у ребенка формируется высокая самооценка собственной значимости, но возрастает вероятность конфликта с социальным окружением за пределами семьи. Поэтому ребенок из такой семьи может оценивать мир как враждебный. Очень велик риск социальной дезадаптации, и в частности учебной дезадаптации ребенка после поступления в школу [9].  
  6. В супружеской (демократической) семье целью отношений является взаимное доверие, принятие и автономность. Воспитательное воздействие – «горизонтальное», диалог равных: родителей и ребенка. В семейной жизни всегда учитываются взаимные интересы, причем, чем старше ребенок, тем больше его интересы учитываются. Итогом такого воспитания является усвоение ребенком демократических ценностей, гармонизация его представлений о правах и обязанностях, свободе и ответственности, развитие активности, самостоятельности, доброжелательности, адаптивности, уверенности в себе и эмоциональной устойчивости. Вместе с тем у этих детей может отсутствовать навык подчинения социальным требованиям. Они плохо адаптируются в среде, построенной по «вертикальному» принципу (т.е. практически – ко всем социальным институтам) [7]. 
 
       
  1. Типы  семейного воспитания и их разновидности

       Более точно охарактеризовать родительское отношение и соответствующее поведение позволяет учет сочетания крайних вариантов проявления этих факторов. Выделяют четыре типа воспитания (Г. Крайг, 2000).

       Авторитетный (теплые отношения, высокий уровень  контроля).

       Авторитетны те родители, которые любят и понимают детей, предпочитая не наказывать, а объяснять, что хорошо, а что плохо, не опасаясь лишний раз похвалить. Вместе с тем такие родители обычно проявляют твердость, сталкиваясь с детскими капризами, а тем более с немотивированными вспышками гнева.

       Дети  таких родителей обычно любознательны, стараются обосновать, а не навязывать свою точку зрения, они ответственно относятся к своим обязанностям. Они более энергичны и уверенны в себе, у них лучше развиты чувство собственного достоинства и самоконтроль, им легче удается наладить хорошие отношения со сверстниками [9].

       А. С. Макаренко, анализируя семейное воспитание, вывел несколько видов ложного  авторитета родителей, которые встречаются  и в современных семьях.

       Самым распространенным видом Макаренко  считает ложный авторитет любви. Родители в таких семьях захваливают ребенка, оберегают от любых трудностей. Обстановка изнеженности, захваливания, слепой любви, угождения создает в семье эгоиста, который, подрастая ни с кем не считается, у которого формируется иждивенческая позиция.

       Другой  вид семейного воспитания –  ложный авторитет доброты. В семьях этого типа родители все разрешают ребенку. Дети командуют родителями, капризничают, требуют недозволенного. В результате в семье вырастит баловня, не признающего запретов.

       Ложный авторитет подавления, является такой, при котором складывается авторитарный стиль внутрисемейных отношений, исходя главным образом от отца. Они требуют подчинения себя не только от детей, но и от остальных взрослых членов семьи, не дают развернуться детским возможностям. При непослушании, сопротивлении, отец или бабушка раздражаются, кричат. В такой семье часто наказывают ребенка. Естественно, что вырастает безвольный, замкнутый, забитый ребенок или, наоборот, деспот.

       Авторитет педантизма. В такой семье родители, стремясь сохранить дистанцию между собой и ребенком, разговаривают с ним подчеркнуто сухо, скучно, по любому поводу читают длинные нотации. Обычно, с ребенком в таких семьях не считаются, его мнения не спрашивают. В результате вырастает безвольный, безынициативный, несамостоятельный человек, с неуживчивым характером.

       Ложный  авторитет чванства. Родители в такой семье чрезмерно кичатся своими достижениями, подчеркивают их окружающим. В этих семьях царит культ денег и связей, перепутаны истинные и ложные ценности, в которой семейная жизнь занимает далеко не первое место.

       Ложный  авторитет подкупа. Послушание детей и хорошее отношение к себе родители, сами того не замечая, «покупают» у ребенка с помощью подарков, бесконечных обещаний «Будешь хорошо вести себя, тогда куплю…». В такой семье растет ребенок, который никогда не станет делать что-то невыгодное для себя [4].     

       Авторитарный (холодные отношения, высокий уровень  контроля).

       Авторитарный  стиль в отношениях родителей  и детей характеризуется властностью родителей. При этом они убеждены, что воспитанием можно выработать у ребенка привычку беспрекословного поведения. В семьях такого типа нет дружного коллектива. Хотя дети и растут и послушными, но эти качества складываются у них без эмоционально-положительного и осознанного отношения к требованиям взрослых. В большей мере – это слепое послушание, нередко основанное на опасении быть наказанным. В некоторых семьях этого типа как будто бы хорошо решается ряд воспитательных задач. Например, развитие у детей мышления, памяти, музыкальности, трудовых навыков и привычек. Однако замечено, что в старшем дошкольном возрасте у этих ребят не проявляются (или слабо проявляются) самостоятельность, инициативность, начала творчества. Факты говорят о том, что к подростковому возрасту, именно в семьях с авторитарным стилем, дети чаще вступают в конфликты с родителями, отдаляются от семьи [4].  

       Либеральный (теплые отношения, низкий уровень контроля).

       В таких семьях родители не склонны  контролировать своих детей, позволяя им поступать, как заблагорассудиться, не требуя от них ответственности и самоконтроля. В результате вырастает неустойчивый, некритичный ребенок.

       Индифферентный (холодные отношения, низкий уровень  контроля).       

       Родители  с таким типом воспитания разрешают детям делать все. У детей же чаще всего нелады с дисциплиной, нередко их поведение становится просто неуправляемым. Тогда родители обычно приходят в отчаяние и реагируют очень остро – грубо и резко высмеивают ребенка, а в порывах гнева могут применить физическое наказание. Они лишают детей родительской любви, внимания и сочувствия [6].   

Информация о работе Взаимосвязь психологической атмосферы в семье и уровня психологического развития ребенка