Взаимосвязь потребности в достижениях от уровня самооценки личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 11:14, реферат

Описание работы

Одним из современных требований к профессионально-личностному становлению студентов в процессе обучения в вузе является формирование самостоятельной, инициативной, творческой, конкурентноспособной личности. В таком сочетании свойств личность может успешно реализоваться в профессиональной деятельности, на рынке труда, имея достаточно высокий уровень мотивации достижения успеха.
Цель исследования: взаимосвязь между потребностями в достижениях и уровнем самооценки.

Работа содержит 1 файл

Псих-я потреб..docx

— 40.70 Кб (Скачать)

Тема: «Взаимосвязь потребности в достижениях

от уровня самооценки личности»

Одним из современных требований к профессионально-личностному становлению студентов в процессе обучения в вузе является формирование самостоятельной, инициативной, творческой, конкурентноспособной личности. В таком сочетании свойств личность может успешно реализоваться в профессиональной деятельности, на рынке труда, имея достаточно высокий уровень мотивации достижения успеха.

  Цель исследования: взаимосвязь между потребностями в достижениях и уровнем самооценки.

     Объектом исследования является взаимосвязь между потребностями в достижениях и уровнем самооценки.

     Предмет исследования:

  1. Уровень потребности в достижениях;
  2. Уровень самооценки.

      Задачи исследования:

  1. Определить уровень самооценки испытуемого;
  2. Выявить уровень потребности в достижениях.

      Гипотеза исследования: чем выше уровень самооценки человека, тем выше потребность в достижениях.

      Методы исследования:

  1. Потребности в достижениях (Ю.М. Орлова)
  2. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан.

      Исследование проводилось в утреннее время при отсутствии

раздражающих звуковых и световых факторов. Испытуемая – студентка 4-го курса ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет». Перед проведением исследования были даны инструкции. После выполнения первого тестового задания было предложено второе.

Для определения  уровня потребности в достижениях  использовалась

методика «Потребность в достижении цели» Ю.М. Орлова. Описание, инструкции, тестовое задание, ключ, интерпретация результатов даны в Приложении 1.

Анкета была обработана согласно ключу. Данные обработки анкеты

приведены в таблице 1.

Таблица 1.  Результаты обработки методики Ю.М. Орлова

«Потребность в достижении цели» 

«Сырой» результат

Стеновый показатель

Уровень мотивации достижения

13

5

средний


 

Испытуемая имеет средний уровень  достижения цели, что является хорошим  показателем профессионально-личностного становления личности.

Для определения  уровня самооценки была выбрана методика

Дембо-Рубинштейн в модификации  А. М. Прихожан. Описание, инструкции, тестовое задание, обработка и интерпретация результатов даны в Приложении 2. 

Обработка результатов  проводится по шести шкалам, результаты

исследования приведены в диаграмме 1.

Диаграмма 1.  Результаты обработки методики Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан

 

Испытуемая  имеет сравнительно высокий уровень  притязаний,

подтверждающий оптимальное представление  о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития.

Испытуемая  набрала 69 баллов по уровню самооценки, т.е. имеет 

«высокую» самооценку, что удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку.

      ВЫВОД:  Согласно полученным данным, испытуемая имеет «среднюю» и «высокую» самооценку и сравнительно высокий уровень притязаний, что подтверждает гипотезу. Данные качества формируют самостоятельную, инициативную, творческую и конкурентноспособную личность. Адекватная самооценка и достаточно высокий уровень мотивации достижения успеха  помогут успешно закончить обучение и реализоваться в профессиональной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

МЕТОДИКА  «ПОТРЕБНОСТЬ В ДОСТИЖЕНИИ ЦЕЛИ»

Ю.М. Орлов

Описание:

Методика, направленная на исследование особенностей мотивации достижений, предложена Ю.М.Орловым в 1978 г.  Опросник рекомендован для исследований влияния мотивации достижения на эффективность деятельности, а также при индивидуальном консультировании.

Под потребностью в достижении цели понимается стремление всегда достигать поставленных целей. Опросник включает 23 утверждения.

Инструкция:

В опроснике  имеются утверждения, которые позволят Вам уточнить Ваши мнения, интересы и то, как Вы оцениваете себя. Если Вы согласны с утверждением, отвечайте  «Да», если не согласны – «Нет». Представляйте  себе типичные ситуации и не задумывайтесь  над деталями. Не тратьте время  на обдумывание, отвечайте быстро, давайте  первый естественный ответ, который  приходит Вам в голову. Не упускайте  ничего, отвечайте по порядку и обязательно на каждый вопрос. Возможно, некоторые высказывания будет трудно отнести к себе. В этом случае все-таки постарайтесь ответить «Да» или «Нет». Не стремитесь произвести заведомо благоприятное или неблагоприятное впечатление. Свободно выражайте свое мнение. Плохих или хороших ответов не существует.

Тестовое задание:

  1. Думаю, что успех жизни зависит скорее от случая, чем от расчета.
  2. Если я лишусь любимого занятия, жизнь для меня потеряет смысл.
  3. Для меня в любом деле важно его исполнение.
  4. Считаю, что люди больше страдают от неудач на работе, чем от плохих взаимоотношений с близкими.
  5. По-моему мнению, большинство людей живут дальними целями, а не близкими.
  6. В жизни у меня было больше успехов, чем неудач.
  7. Эмоциональные люди мне нравятся больше, чем деятельные.
  8. Даже в обычной работе я стараюсь усовершенствовать некоторые её элементы.
  9. Поглощённый мыслями об успехе, я могу забыть о мерах осторожности.
  10. Мои близкие считают меня ленивым человеком.
  11. Думаю, что в моих неудачах повинны скорее обстоятельства, чем я сам.
  12. Мои родители слишком строго контролируют меня.
  13. Терпения во мне больше, чем способностей.
  14. Лень, а не сомнения в успехе вынуждают слишком часто отказываться от своих намерений.
  15. Думаю, что я уверенный в себе человек.
  16. Ради успеха я могу рискнуть даже, если шансы не в мою пользу.
  17. Я не усердный человек.
  18. Когда всё идёт гладко, моя энергия усиливается.
  19. Если бы я был журналистом, я писал бы скорее об оригинальных изобретениях людей, чем о происшествиях.
  20. Мои близкие обычно не разделяют моих планов.
  21. Уровень моих требований к жизни ниже, чем у моих ровесников.
  22. Мне кажется, что настойчивости во мне больше, чем способностей.
  23. Я бы мог достичь большего, освободившись от текущих дел.

   Обработка данных:

Подсчитать  общую сумму баллов и сравнить полученный результат с оценочной  шкалой.

Каждый ответ, совпадающий  с ключом, оценивается в 1 балл.

Ключ

Ответ «Да» на вопросы: 2, 6, 7, 8, 14, 16, 18, 19, 21, 22, 23.

Ответ «Нет» на вопросы: 1, 3, 4, 5, 9, 10, 11, 12, 13, 15, 17, 20.

Потребность достижения равна  сумме баллов за ответы «да» или  «нет». Таким образом, оценочная  шкала – от 0 до 23 баллов.

           Интерпретация полученных результатов:

Отсюда следует, что, чем больше баллов в сумме  набирает испытуемый, тем в большей  степени у него выражена потребность  в достижениях.

Шкала потребности  в достижениях имеет также  децильные (стеновые) нормы, поэтому  конкретный результат можно перевести  в стены с помощью следующей  таблицы:

 

 

Уровень мотивации достижения

низкий

средний

высокий

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Сумма балов

2-9

10

11

12

13

14

15

16

17

18-19


 

Люди с  высоким уровнем потребности  в достижениях отличаются следующими чертами:

  • настойчивость в достижении целей;
  • неудовлетворенность достигнутым;
  • склонность сильно увлекаться работой, стремление в любом случае получить удовольствие от успеха;
  • неспособность плохо работать;
  • постоянное стремление сделать дело лучше;
  • потребность изобретать новые приемы работы, при выполнении самых обычных дел;
  • неудовлетворенность легким успехом;
  • отсутствие духа соперничества, желание, чтобы и другие пережили вместе с ними радость успеха в достижении результата;
  • готовность принять помощь и помогать другим при решении трудных задач, чтобы совместно испытать радость успеха.

 

 

 

 

 

Приложение 2

ИССЛЕДОВАНИЕ  САМООЦЕНКИ ПО МЕТОДИКЕ ДЕМБО-РУБИНШТЕЙН

в модификации А. М. Прихожан

Описание:

Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками  ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемым  предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками  уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень  притязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание.

Инструкция:

Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень  развития каждого качества, стороны  человеческой личности можно условно  изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать  самое низкое развитие, а верхняя  — наивысшее. Вам предлагаются семь таких линий. Они обозначают:

  • здоровье;
  • ум, способности;
  • характер;
  • авторитет у сверстников;
  • умение многое делать своими руками, умелые руки;
  • внешность;
  • уверенность в себе.

На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей  личности в данный момент времени. После  этого крестиком (х) отметьте, при  каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой  или почувствовали гордость за себя.

        Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10—12 мин.

Обработка и интерпретация результатов

Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Каждый ответ  выражается в баллах.  Длина каждой шкалы 100мм, в соответствии с этим ответы испытуемых получают количественную характеристику (например, 54 мм = 54 баллам).

По каждой из шести шкал определить:

  • уровень притязаний — расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»;
  • высоту самооценки — от «о» до знака «—»;
  • значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой — расстояние от знака «х» до знака «-», если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.

Рассчитать среднюю величину каждого  показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам.

Уровень притязаний

Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный — сравнительно высокий уровень — от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он — индикатор неблагоприятного развития личности.

Высота самооценки

Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку.

Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.

 


 

 

 

 

 

 

 

здоровье

ум, способности

характер

авторитет у сверстников

умение многое делать своими руками, умелые руки

внешность

уверенность в себе


 


Информация о работе Взаимосвязь потребности в достижениях от уровня самооценки личности