Взаимосвязь между самооценкой внешности студента и его общение с другими людьми

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 20:41, научная работа

Описание работы

Многие убеждены, что самооценка влияет на состояние психического здоровья человека, поэтому нет ничего удивительного в том, что люди стараются повысить ее любым способом. А большинство американцев уверено, что высокое мнение о себе - залог успеха и процветания, и наоборот - заниженная самооценка лежит в основе многих личных и, как следствие, общественных проблем. Американцы полагают, что самооценка граждан – проблема социальная, и ее понижение может привести к нежелательным поступкам[4].

Работа содержит 1 файл

исследовательская2.doc

— 125.00 Кб (Скачать)

Взаимосвязь между самооценкой  внешности студента и его общение  с другими людьми

Лапухина  И.А.

Белорусский государственный  университет

Специальность: «Психология», 1-й  курс

Научный руководитель: кандидат биологических наук, доцент кафедры общей  и клинической психологии Пантюк И.В. 

     Многие убеждены, что самооценка влияет на состояние психического здоровья человека, поэтому нет ничего удивительного в том, что люди стараются повысить ее любым способом. А большинство американцев уверено, что высокое мнение о себе - залог успеха и процветания, и наоборот - заниженная самооценка лежит в основе многих личных и, как следствие, общественных проблем. Американцы полагают, что самооценка граждан – проблема социальная, и ее понижение может привести к нежелательным поступкам[4].

     Самооценка, как считает И.О. Мотков — это ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам[1]. Самооценка относится к наиболее устойчивым психологическим характеристикам человека. Ее трудно изменить. Она складывается в раннем детстве и зависит как от врожденных факторов, так и от обстоятельств жизни. Наибольшее влияние на самооценку индивида оказывает отношение окружающих. Ведь самооценка формируется благодаря непрерывному сравнению себя с другими людьми.  Самооценка связана также с самоуважением[3]. От самооценки зависят взаимоотношения человека  с окружающими,  его критичность, требовательность  к  себе,  отношение  к  успехам  и  неудачам. Самооценка  тесно связана с уровнем  притязаний  человека,  т.  е.  степенью трудности  целей,  которые  он  ставит  перед   собой.   Расхождение   между притязаниями и  реальными  возможностями  человека  ведет  к  тому,  что  он начинает  неправильно  себя  оценивать,  вследствие   чего   его   поведение становится   неадекватным   (возникают   эмоциональные   срывы,   повышенная тревожность и др.). Самооценка получает объективное  выражение  в  том,  как человек оценивает возможности и результаты  деятельности  других  (например, принижает их при завышенной самооценке)[2]. Д. Васкончеллос утверждал, что повышение самооценки у молодежи приведет к снижению уровня преступности, наркомании, а также к меньшему загрязнению окружающей среды и т.д.[4].

     Особое значение играет самооценка внешности учащегося в формировании восприятия себя и уровня притязаний на место, которое он хотел бы занять в обществе. Уверенные в своей привлекательности люди без стеснения вступают в разговор с незнакомцами, а личности, относящиеся к себе скептически, стараются воздерживаться от новых знакомств. Поэтому рассматриваемый вопрос является актуальным для прослеживания взаимосвязи самооценки внешности учащегося с его общением с другими людьми. Проблема влияния самооценки внешности учащегося на его общение является многоплановой и требующей всестороннего изучения. В связи с чем, мы структурировали данную исследовательскую работу.

      Целью данного научного исследования являлось выявить взаимосвязи между самооценкой внешности студента и его стилем общения с другими людьми.

    Задачи исследования:

          1.  Определить уровни самооценки  у испытуемых.

     2.  Выявить особенности общения у студентов.

    3.  Определить  зависимость уровня самооценки  испытуемых от их стиля общения  с другими людьми.

     Объектом исследования выступили студенты 1-го курса гуманитарного факультета Учреждения образования «Белорусского государственного университета».

     Предмет исследования – самооценка внешности,  стиль общения с другими людьми.

     В качестве гипотезы нашего исследования выступает предположение о том, что стиль общения подростка с другими людьми зависит от самооценки его внешности, а именно: подростки с низкой самооценкой внешности стараются избегать конфликтных ситуаций, а с высокой - выбирают в качестве стиля общения сотрудничество, компромисс и соревнование.

     Исследование проводилось с помощью апробированных тестовых методик. Для изучения уровня самооценки – методика «самооценка личности» разработанная и адаптированная О.И. Мотковым, и тест на общение – «Искусство общения».

     Исследование проводилось на базе гуманитарного факультета БГУ. В исследовании приняли участие 28 студентов в возрасте 18 – 20 лет.

Обработка результатов основана на методах математической статистики.

     1. Дисперсия по параметру самооценка внешности составляет 0,06. Среднее значение величины – 3,42 баллов. Минимаьное максим. Исходя из полученных данных, выборка была разделена на  3 подгруппы в зависимости от уровня самооценки внешности:

а) испытуемые с низкой самооценкой;

б) испытуемые со средней самооценкой;

в) испытуемые с высокой самооценкой; 
 
 
 

Таблица 1. Уровни самооценки.

Самооценка Показатель (балл) Процент испытуемых, принадлежащих к данной группе (%)
Низкая 1,00-3,20 15
Средняя 3,21-3,69 15
Высокая 3,70-4,50 70
 

     Из  таблицы «Уровни самооценки»  видно, что значительная часть выборки обладает средним уровнем самооценки. 

    Рисунок 1. Диаграмма «Самооценка внешности».

2. Дисперсия по параметру общения составляет 5,16. Среднее значение величины – 13 баллов.максим и мин. Исходя из полученных данных, выборка была разделена на  3 подгруппы в зависимости от уровня общения студентов с другими людьми:

а) испытуемые с низкой общительностью;

б) испытуемые со средней общительностью;

в) испытуемые с высокой общительностью. 

Таблица 2. Уровни общения.

 
Общительность
 
Показатель  (балл)
Процент испытуемых, принадлежащих к данной группе (%)
Низкая 1-10 19
Средняя 11-14 54
Высокая 15-20 27
 

     Из таблицы «Уровни общения» видно, что значительная часть выборки обладает средним уровнем самооценки.

    Рисунок 2. Диаграмма «Общительность».

3. Между самооценкой и общительностью существует прямолинейная положительная слабая корреляционная связь. Коэффициент корреляции составляет 0,24. 

Итак, в ходе исследования нами были получены следующие  результаты:

  1. наибольшая часть выборки обладает адекватным уровнем самооценки внешности;
  2. для испытуемых характерна средняя общительность;
  3. между уровнем самооценки внешности и стилем общения имеется прямолинейная положительная слабая корреляционная связь.

Литература:

  1. Мотков И.О. Психология самопознания личности. Практ. пос. М., 1993 - 97 с.
  2. http:psi.lib.ru/detsad/sbor/saodshv.htm.
  3. Козубовский
  4. E. Diener and M. Diener in Journal of Personalityand Social Psychology, Vol. 68, pages 653-663; 1995.
  5. Рубинштейн С.Л./Основы общей психологии. -  Питер,  2007. -  С.640

Информация о работе Взаимосвязь между самооценкой внешности студента и его общение с другими людьми