Взаимосвязь индивидуально-типологических особенностей старшеклассников и адаптированность к системе значимых отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 15:56, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Исследовать взаимосвязь индивидуально- типологических особенностей старшеклассников и адаптированность к системе значимых отношений.
Объект исследования: Индивидуально - типологические особенности личности старшеклассников.
Предмет исследования: Взаимосвязь индивидуально - типологических особенностей старшеклассников и адаптированность к системе значимых отношений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………....................................................3
1. ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
СТАРШЕКЛАССНИКОВ И АДАПТИРОВАННОСТЬ К СИСТЕМЕ
ЗНАЧИМЫХ ОТНОШЕНИЙ.
Индивидуально-типологические особенности личности
старшеклассников………………………………………………..………7
1.2 Адаптированность старшеклассников к системе значимых
отношений……………………………………………………………..13
2. ОБЪЕКТ И МЕТОДИКИ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.
2.1 Объект исследования, организация и ход
эксперимента…………………………………………….……………….22
2.2 Анализ результатов исследования взаимосвязи индивидуально-
типологических особенностей и адаптированности старшеклассников
к системе значимых отношений…………………………………...….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………35

Работа содержит 1 файл

Введени1.docкурсовая эмма1.doc1111111.docновая (3).doc

— 165.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………....................................................3

1. ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ   

    СТАРШЕКЛАССНИКОВ И АДАПТИРОВАННОСТЬ К СИСТЕМЕ    

    ЗНАЧИМЫХ ОТНОШЕНИЙ.

    1. Индивидуально-типологические особенности личности     

      старшеклассников………………………………………………..………7

    1.2    Адаптированность старшеклассников к системе значимых 

            отношений……………………………………………………………..13

2. ОБЪЕКТ И МЕТОДИКИ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

    2.1 Объект исследования,  организация и ход  

         эксперимента…………………………………………….……………….22

   2.2   Анализ результатов исследования взаимосвязи индивидуально- 

            типологических особенностей и адаптированности старшеклассников    

            к системе значимых отношений…………………………………...….27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...32

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………35

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Учебная деятельность в школе является в жизни ребенка одной из самых основных. В процессе этой деятельности и формируется личность, успешность учебной деятельности, или успеваемость школьника во многом зависит от личностных свойств ученика, его характеристики.

Педагоги должны ориентироваться на развитие внутреннего мира школьника, на обучение, а также уделять внимание межличностному общению, оказывать помощь в личностном росте, а самое главное, влиять на формирование у старшеклассников собственного мнения, то есть своей точки зрения на ту или иную проблему или задачу. Если педагог не делает акцент на эти «внутренние вопросы», а лишь преподает свой предмет, не ставя задачу выпустить из своего учебного учреждения личность, готовую решать все проблемы, то у старшеклассников включается обратный механизм. В таком случае формируется заниженная самооценка своих возможностей, снижается учебная мотивация, нарушается общение, появляются страхи, связанные со школой, снижается успеваемость. На уроках они практически все не слушают учителя, не усваивают тему, вследствие того получают неудовлетворительную оценку по предмету. Учитель тем самым, переживая, дает всплеск эмоций на весь класс, и что самое худшее, вызывает отвращение к своему предмету старшеклассникам. Ученик старается эту проблему межличностных отношений скрыть, избегая посещения этого предмета. Вся эта цепочка дает основание для действия, то есть необходимость исследовать её.

В психологии существуют разные представления о том, какие  индивидуальные особенности учащихся в первую очередь определяют успешность учебной деятельности: наследственные и врожденные либо приобретенные и выработанные в процессе воспитания и обучения. Исследования индивидуальных особенностей учащихся разных возрастных групп (дошкольников, школьников, студентов) являются важными и актуальными как в теоретическом, так и практическом отношении. С одной стороны, они способствует дальнейшему развитию психологической теории учебной деятельности; с другой — являются необходимым условием решения прикладных задач по оптимизации учебного процесса, повышения качества образования, индивидуализации и дифференциации обучения в рамках компетентностного подхода.

Индивидуальность, как  предмет психологических исследований, изучалась Б.Г. Ананьевым, В.М. Бехтеревым, А. Бине, А.Ф. Лазурским, B.C. Мерлином, В. Штерном и др. Вопросы психологии индивидуальных различий разрабатывались А. Бине, Ф. Гальтоном, Дж.М. Кеттелом, В. Штерном и др. Понятие «индивидуально-типологические особенности» раскрывается в работах Б.Г. Ананьева, Б.М. Теплова, B.C. Мерлина и др. В большинстве психолого-педагогических исследований термины «индивидуальность», «индивидуальные различия», «индивидуально-типологические особенности» трактуются неоднозначно. В связи с этим возникает необходимость конкретизации и уточнения психологического содержания этих понятий.

Вопрос о влиянии  индивидуально-типологических особенностей учащихся школы на успешность учебной  деятельности ранее изучался многими  отечественными и зарубежными психологами (Г.Ю. Айзенк, М.К. Акимова, Э.А. Голубева, Е.П. Ильин, З.И. Калмыкова, В.Т. Козлова, Н.С. Лейтес, Н.П. Локалова, Н.А. Менчинская и др.). Авторы выделяют различные индивидуально-типологические особенности в качестве наиболее значимых в обеспечении успешности обучения: свойства нервной системы, темперамент (Г.Ю. Айзенк, М.К. Акимова, В.Т. Козлова и др.), межполушарная функциональная асимметрия мозга (Е.А. Бойко, Э.А. Голубева, А.В. Запорожец, Е.С. Молодых, И.П. Лукашевич и др.). Вместе с тем есть работы, в которых отмечается отсутствие взаимосвязи успеваемости и индивидуально-типологических особенностей учащихся (Н.С. Лейтес и др.).

Именно исходя из вышеперечисленного и была определена актуальность исследования зависимости индивидуально-типологических особенностей к системе значимых отношений. 

Цель исследования: Исследовать взаимосвязь индивидуально- типологических особенностей старшеклассников и адаптированность к системе значимых отношений.

Объект исследования: Индивидуально - типологические особенности личности старшеклассников.

Предмет исследования: Взаимосвязь индивидуально - типологических особенностей старшеклассников и адаптированность к системе значимых отношений.

Гипотеза исследования: существует статистически значимая взаимосвязь между индивидуально - типологическими особенностями старшеклассников и адаптированностью их в системе значимых отношений.

 

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой  были определены следующие задачи исследования:

1. Изучить литературу  по теме исследования;

2. Теоретически обосновать взаимосвязь индивидуально- типологических особенностей старшеклассников и успеваемостью их;

3. На основе клинически существующих методик изучить индивидуально- типологические особенности старшеклассников.

 

Методы исследования:

- Изучение литературы  по исследуемой теме;

- Теоретический анализ и обобщение работ по проблеме исследования;

- методы эмпирического исследования:

1. индивидуально-типологический опросник Собчик Л.Н.,

2. личностный опросник социально- психологической адаптации К. Роджерса – Р. Даймонда (методика СПА).

Опытно- экспериментальная база: Учащиеся 9 класса школы  №63 города Краснодара, количество человек- 30.

Структура работы: Курсовая работа состоит из введения, двух

глав, заключения, списка используемой литературы, приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ И АДАПТИРОВАННОСТЬ К СИСТЕМЕ ЗНАЧИМЫХ ОТНОШЕНИЙ.

 

1.1. Индивидуально-типологические особенности личности старшеклассников.

 

Индивидуально-типологические особенности обусловливают поведение  и деятельность человека, определяют качественные характеристики проявления характерологических свойств. Личностью в психологии обозначается системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде. Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих ее индивидуальность, составляющих своеобразие человека, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д. 
 
Биологическое и социальное в структуре личности. Эндопсихика (биологическое) как подструктура личности выражает внутреннюю взаимозависимость психических элементов и функций, как бы внутренний механизм человеческой личности, отождествляемый с нервно-психической организацией человека. Экзопсихика (социальное) определяется отношением человека к внешней среде, т.е. ко всей сфере того, что противостоит личности, к чему личность может, так или иначе, относится. Эндопсихика включает в себя такие черты, как восприимчивость, особенности памяти, мышления и воображения, способность к волевому усилию, импульсивность т.д., а экзопсихика – систему отношений человека и его опыт, т.е. интересы, склонности, идеалы, преобладающие чувства, сформировавшиеся знания и т.д. Биологическое, входя в личность человека, становится социальным.  
Природные органические стороны и черты существуют в структуре индивидуальности человеческой личности как социально обусловленные ее элементы. Природное (анатомические, физиологические и другие качества) и социальное образуют единство и не могут быть механически противопоставлены друг другу, как самостоятельные подструктуры личности. 
Итак, признавая роль и природного, биологического, и социального в структуре индивидуальности, невозможно выделять биологические подструктуры в личности человека, в которой они существуют уже в превращенной форме. Структуру личности составляют характер, темперамент и способности. Понятие о характере. Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения. Становление характера происходит в условиях включения личности в разные по уровню развития социальные группы. Характер человека всегда многогранен. В нем могут быть выделены черты или стороны, которые, однако, не существуют изолированно, отдельно друг от друга, а являются связанными воедино, образуя более или менее цельную структуру характера. Структура характера обнаруживается в закономерной зависимости между отдельными его чертами. Если человек труслив, есть основания предполагать, что он не будет обладать качествами инициативности, решительности, самоотверженности и щедрости. Вместе с тем от человека трусливого по характеру можно ожидать приниженности и угодливости, жадности, готовности к предательству недоверчивости и осторожности. Однако не всегда человек трусливый может вести себя именно так, он может вести себя даже нагло, вуалируя тем самым свой недостаток, но конечно, вышеперечисленные качества будут преобладать. Среди черт характера некоторые могут выступать как основные. В жизни встречаются более цельные характеры и противоречивые. Среди цельных характеров можно, по крайней мере, выделить определенные типы. 
Характер человека проявляется:

1. В том, как он  относится к другим людям; 
2. Показательно для характера отношение человека к себе; 
3. Характер обнаруживается в отношении человека к делу; 
4. Характер проявляется в отношении человека к вещам.

Акцентуация черт характера. Когда количественная выраженность той или иной черты характера достигает предельных величин и оказывается у крайней границы нормы, возникает так называемая акцентуация характера. Акцентуация характера – это крайние варианты нормы как результат усиления его отдельных черт. Выделяются следующие важнейшие типы акцентуации характера. Интровертный тип характера - замкнутость, затрудненность в общении и налаживании контактов с окружающими, уход в себя.  
Экстровертный тип – эмоциональная взвинченность, жажда общения и деятельности, зачастую безотносительно к ее необходимости и ценности, говорливость, непостоянство увлечений, иногда хвастливость, поверхностность, конформность. Неуправляемый тип – импульсивность, конфликтность, нетерпимость к возражениям, иногда и подозрительность. 
Основные особенности неврастенического типа акцентуации характера – преобладающее дурное самочувствие, раздражительность, повышенная утомляемость, мнительность. Раздражение против окружающих и жалость к себе самому может привести к кратковременным вспышкам гнева, однако быстрая истощаемость нервной системы скоро гасит гнев и способствует умиротворению, раскаянию, слезам. Для сензитивного типа свойственны пугливость, замкнутость, застенчивость. Сензетивные подростки избегают включаться в большие и тем более новые компании, не участвуют в шалостях и рискованных предприятиях сверстников, предпочитают играть с маленькими детьми. Они боятся контрольных работ, зачастую стесняются отвечать перед классом, опасаясь ошибкой вызвать смех или слишком хорошим ответом зависть одноклассников. «Чувство собственной неполноценности делает особенно выраженной реакцию геперкомпенсации (т.е. сверхкомпенсация – усиленное стремление преодолеть свои недостатки). Они ищут самоутверждения не в стороне от слабого места своей натуры, не в областях, где могут раскрыться их способности, а именно там, где особенно чувствуют свою неполноценность. Характер и темперамент. Темпераментом называются устойчивые индивидуальные особенности личности, которые выражаются в динамике психических процессов и действий. К чертам темперамента относятся сила или слабость переживания чувств и желаний, их глубина или поверхностность, устойчивость или изменчивость настроения. Типы темперамента: холерический, меланхолический, флегматический, сангвинический. К холерикам относят энергичных, вспыльчивых, «страстных» людей. Меланхоликами назывались робкие, нерешительные, грустные; флегматиками – медлительные, спокойные, холодные. К сангвиникам причисляли горячих, подвижных, веселых, живых людей. Характер – во многом результат самовоспитания. Таким образом, характер – прижизненное приобретение личности, включающейся в систему общественных отношений, в совместную деятельность и общение с другими людьми, и тем самым обретающей свою индивидуальность. 
Понятие о способностях. Способности – это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения Знаний Умений Навыков, но которые сами к наличию этих ЗУН не сводятся. Свойство компенсации одних способностей при помощи развития других открывает неисчерпаемые возможности перед каждым человеком, раздвигая границы выбора профессии и совершенствования в ней. Самый верный способ определения способностей – это выявление динамики успехов ребенка в процессе обучения. Способности представляет собой совокупность психических качеств, имеющих сложную структуру. Структура совокупности психических качеств, которая выступает как способность, в конечном счете, определяется требованиями конкретной деятельности и является различной для разных видов деятельности. Высшую ступень развития способностей называют талантом. Талант – это сочетание способностей, их совокупность, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную трудовую деятельность. Одаренность - выступает как предпосылка к возникновению таланта. В результате изучения ряда одаренных детей удалось выявить некоторые важные способности, которые в совокупности образуют структуру умственной одаренности. Особенности личности:

1. Внимательность, собранность,  постоянная готовность к напряженной  работе; 
2. Готовность к труду перерастает в склонность к труду, в трудолюбие, в неуемную потребность трудиться;

3. Связана с интеллектуальной деятельностью: это особенности мышления, быстрота мыслительных процессов, систематичность ума, повышенные возможности анализа и обобщения, высокая продуктивность умственной деятельности. 
Также существует такое понятие как мастерство. Если талант – это возможность, то мастерство – это возможность, ставшая действительностью. Подлинное мастерство – это проявление талантливости человека в деятельности. Способности не приобретаются человеком в готовом виде, как нечто данное ему от природы, врожденное, а формируются в жизни и деятельности. 
Задатки многозначны. На основе одних и тех же задатков могут развиваться различные способности в зависимости от характера требований, предъявляемых деятельностью. Тот факт, что природные предпосылки способностей – задатки заключены в особенностях строения и функционирования нервной системы, делает достоверным предположение, что они, как и все другие морфологические и физиологические качества,подчинены общим генетическим законам. 

Существенно важный фактор развития способностей человека –  устойчивые специальные интересы. Специальный  интерес – это интерес к  содержанию определенной области человеческой деятельности, который перерастает в склонность профессионально заниматься этим родом деятельности. Подмечено, что возникновение интереса к той или иной трудовой или учебной деятельности тесно связан с пробуждением способности к ней и служит отправочной точкой для их развития. Старшеклассник открывает себя как личность, и задает себе вопросы: (кто я? какой я? Каковы мои способности? за что я могу себя уважать?). Это с одной стороны, а с другой (каков мой идеал? Кто мои друзья, враги? кем я хочу стать? Что я должен сделать, чтоб стать лучше?). Старшеклассник ищет свой идеал, свой так называемый «смысл жизни», он его ищет как в окружающей среде , так и внутри себя и не находя ответа на поставленный собою вопрос начинает сам себя уничтожать, психологически подавлять внутреннее «Я» свое. Он замыкается в себе не видит смысла в жизни. Это проявляется в эгоцентризме, проявлении невроза ( низкое самоуважение, плохие человеческие контакты). В поиске смысла жизни вырабатывается мировоззрение, старшеклассник начинает понимать окружающий мир и самого себя и наконец, становится «личностью» со своими нравственными, умозаключительными убеждениями и принципами. Конечно же, развивается интенсивно саморегуляция, естественно повышается контроль за своим поведением, а так же соответствующими проявлениями эмоций. В 16-17 лет настроение становится более  устойчивое, темперамент более сдержанным, чем в 11-15 лет. Вырабатывается определенное мировоззрение. Интеллектуальное развитие начинает с определенной силой развиваться. Появляются интересы о мире, строится мировоззренческие взгляды, происходит процесс самопознания мира. Например: старшеклассники рассматривают учебу , как необходимую базу ,предпосылку будущей профессиональной деятельности. Их интересуют те предметы, которые им пригодятся в будущем в ВУзе. Тем самым недостаток внимания происходит по тем дисциплинам , которые в принципе им не нужны. Конечно, плохо, что и в наше время, как родители, так и будущие студенты, ученики  Вузов, до самого последнего не могут определиться с выбором профессии. Родители дезориентируют своего ребенка в выборе профессии, судя по себе. Например: в медицину не иди, там мало платят. А старшеклассник очень хочет работать именно в этой области. Часто «спутанная ситуация выбора» возникает у старшеклассников в результате трудного детства или тяжелого быта. Некоторые старшеклассники не стремятся получать образование, они вызывают определенную тревогу. Как обычно на практике у этих старшеклассников имеются друзья, которые сбивают с толку, они находят среди толпы старшеклассников более ведомых учеников и приучают жить по своим законам, что зачастую приводит к распитию спиртных напитков или наркомании. Вот почему эта проблема особенно актуальна в наши дни, ведь так называемые особенности старшеклассников их адаптированность во взрослой жизни играют огромную роль в жизни молодежи.

Информация о работе Взаимосвязь индивидуально-типологических особенностей старшеклассников и адаптированность к системе значимых отношений