Взаимодейтвие ДОУ и семьи по формированию психолого-педагогической компетенции родителей

Автор: p***************@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 18:11, курсовая работа

Описание работы

Цель иссследования: - выявить эффективные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи по формированию психолого-педагогической компетенции родителей.
Объект исследования: - процесс формирования психолого-педагогической компетенции родителей.
Предмет исследования: - формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи по формированию психолого-педагогической компетенции родителей.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Глава I. Теоретические основы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи по формированию психолого-педагогической компетенции родителей
1.1.Сущность понятия психолого-педагогическая компетенция родителей..........................................................................................................
1.2.Формы работы по формированию психолого-педагогической компетенции родителей……………………………………………………………
Выводы по первой главе…………………………………………………………
Глава II. Практическая работа по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и семьи по формированию психолого-педагогической компетенции родителей
2.1. Изучение опыта работы по повышению психолого-педагогической компетенции родителей дошкольного образовательного учреждения ………...
Заключение………………………………………………………………………
Список литературы………

Работа содержит 1 файл

взаимодействие ДОУ и семьи по формированию психолого-педагогической компетенции родителей.docx

— 115.28 Кб (Скачать)

7. Соколова Е. И. Если ребенку от 3 до 7 лет. Советы родителям / Е. И. Соколова, Т. И. Тарибарина. - Ярославль: Академия развития, 2002. – 160 с.

8. Доценко  Е. В. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях : методики, тесты, опросники / Е. В. Доценко. – Волгоград:

Учитель, 2008. – 297 с.

9. Буре  Р. С. Воспитатель и дети / Р. С. Буре, Л. Ф. Островская. – М. :

Просвещение, 2000. - 167с.

10. Прохорова О. Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учебное пособие / под общей ред. В. С. Торохтий / О. Г. Прохорова. - М. ТЦ Сфера, 2005. – 224 с.

11. Борисова Н. П. Детский сад и родители. Поиск активных форм взаимодействия / Н. П. Борисова, С. Ю. Занкевич // Детский сад. Управление. – 2007. – № 2. – 5 с.

12. Гуров В. Н. Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьей. – М. : Педагогическое общество России, 2003. – 160 с.

13. Дивицына Н. Ф. Семьеведение: учебное пособие (краткий курс лекций для вузов) / Н. Ф. Дивицына. – Издательство ВЛАДОС- ПРЕСС, 2006. - 325с.

14. Целуйко В. М. Психология современной семьи: книга для педагогов и родителей / В. М. Целуйко. – М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006. – 287 с. : ил.

15. Зритнева Е. И. Семьеведение:  учебное пособие для студентов вузов /

Е. И. Зритнева, Н. П. Клушина. – М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006. – 246 с.

16. Доронова Т. И. Дошкольное учреждение и семья ¾ единое пространство развития: методическое руководство для работников ДОУ / Т. И. Доронова, А. Е. Жичкина, С. И. Мусиенко, Е. В. Соловьева. – М. : Ликна – пресс, 2001. – 224 с.

17. Нефедова Л. Г. Взаимодействие ДОУ и семьи как основа гуманизации педагогического процесса // Первое сентября Сайт Фестиваля, 2004-2005

18. Морчукова О. А. Программа сотрудничества специалистов ДОУ с семьей: Клуб "Молодая семья" // Первое сентября Сайт Фестиваля, 2004-2005

19. Силяева Е. Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учебное пособие /  Е. Г. Силяева. – М. : Академия, 2005 - 192 с.

20. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю. Е. Алешина.  М. : Независимая фирма класс, 2000 – 208 с.

21. Роджерс К. Р. Консультирование и психотерапия: Новейшие подходы в области практической работы: монография / перевод О. П. Кондрашовой, Р. Р. Кучкаревой / К. Р. Роджерс. – М. : Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000. – 464 с.

22. Овчарова Р. В. Психология родительства: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Р. В. Овчарова. – М. : Издательский центр «Академия», 2005 – 362 с.

23. Богославец Л. Г. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход / Л. Г. Богославец, О. И. Давыдова, А.А. Майер. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 144 с.

24. Кротова Л. В. Как стать компетентным в общении с родителями воспитанников // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 9. – 108 с.

25. Как научить родителей активно и заинтересованно заботиться о своих детях // Детский сад. Управление. – 2007. – № 7. –  2 c.

26. Е. С. Евдокимова Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с. 
 
 
 
 
 

                                                                                     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 1. 

Опросник  родительского отношения А. Я. Варги, В. В. Столина

Уважаемые родители! 

Приглашаем  вас принять участие в совместной работе персонала детского сада и  семьи, напрвленной на понимание  особенностей вашего ребенка, повышение  эффективности методов воспитания и развития.

Прочитайте  приведенные ниже высказывания. Если вы согласны с какими-либо из них, обведите их в кружочек. В этом тесте нет  правильных или непрвильных ответов, существует только ваше мнение относительно воспитания своего ребенка, которое  поможет персоналу лучше понять психологические особенности воспитанников. Свой лист, пожалуйста, подпишите. Заранее  благодарим вас за участие в работе.

Я всегда сочувствую своему ребенку

2. Я  считаю своим долгом знать  всё, что думает мой ребенок.

3. Я  уважаю своего ребенка.

4. Мне  кажется, что поведение моего  ребенка значительно отклоняется  от нормы

5. Нужно  подолье держать ребеенка в  стороне от реальных жизненных  проблем, если они его травмируют.

6. Я  испытываю к ребенку чувство  расположения.

7. Хорошие  родители ограждают ребенка от  от трудностей жизни.

8. Мой  ребенок часто неприятен мне.

9. Я  всегда стараюсь помочь своему  ребеенку.

10. Бывают  случаи, когда издевательское отношение  к ребенку приносит ему большую  пользу.

11. Я  испытываю досаду по отношению  к своему ребенку.

12. Мой  ребенок ничего не добьется  в жизни.

13. Мне  кажется, что дети потешаются  над моим ребенком.

14. Мой  ребенок часто совершает такие  поступки, которые, кроме презрения,  ничего не заслуживают.

15. Для  своего возраста мой ребенок  немножко незрелый.

16. Мой  ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.

17. Всё  дурное мой ребенок впитывает  в себя как губка.

18. Моего  ребенка при всем старании  трудно научить хорошим манерам.

19. Ребенка  следует держать в жестких  рамках, тогда из него вырастет  порядочный человек.

20. Я  люблю, когда друзья моего ребенка  приходят к нам в дом.

21. Я  принимаю участие в своем ребенке.

22. К  моему ребенку «липнет» всё дурное.

23. Мой  ребенок не добьется успеха  в жизни.

24. Когда  в компании знакомых говорят  о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой  умный и способный, как мне  хотелось бы.

25. Я  жалею своего ребенка.

26. Когда  я сравниваю своего ребенка  со сверстниками, они кажутся  мне взрослее и по поведению,  и по суждениям.

27. Я  с удовольствием провожу с  ребенком всё свое свободное  время.

28. Я  часто жалею о том, что мой  ребенок растет и взрослеет,  и с нежностью вспоминаю его  маленьким.

29. Я  часто ловлю себя на враждебном  отношении к ребенку.

30. Я  мечтаю о том, чтобы мой ребенок  достиг всего того, что мне  нравится и кажется необходимым.

31. Родители  должны приспосабливаться к ребенку,  а не только требовать этого  от него.

32. Я  стараюсь выполнять все просьбы  моего ребенка.

33. При  принятии семейных решений следует  учитывать мнение ребенка.

34.Я  очень интересуюсь жизнью своего  ребенка.

35. В  конфликте с ребенком я часто  могу признать, что он по-своему  прав.

36. Дети  рано узнают, что родители могут  ошибаться.

37. Я  всегда считаюсь с ребенком.

38. Я  испытываю к ребенку дружеские  чувства.

39. Основные  причины капризов моего ребенка  – эгоизм, упрямство и лень.

40. Невозможно  нормально отдохнуть, если проводить  отпуск с ребенком.

41. Самое  главное – чтобы у ребенка  было спокойное и беззаботное  детство, все остальное приложится.

42. Иногда  мне кажется, что мой ребенок  не способен ни на что хорошее.

43. Я  разделяю увлечения своего ребенка.

44. Мой  ребенок может вывести из себя  кого угодно.

45. Я  понимаю огорчения своего ребенка.

46. Мой  ребенок часто раздражает меня.

47. Воспитание  ребенка – сплошная нервотрепка.

48. Строгая  дисциплина в детстве развивает  сильный характер.

49. Я  не доверяю своему ребенку.

50. За  строгое воспитание дети потом  благодарят.

51. Иногда  мне кажется, что ненавижу своего  ребенка.

52. В  моем ребенке больше недостатков,  чем достоинств.

53. Я  разделяю интересы своего ребенка.

54.  Мой  ребенок не в состоянии что-либо  сделать самостоятельно, а если  и сделает, то обязательно не  так.

55. Мой  ребенок вырастет неприспособленным  к жизни.

56. Мой  ребенок мне нравится таким,  какой он есть.

57. Я  тщательно слежу за состоянием  здровья своего ребенка.

58. Нередко  я восхищаюсь своим ребенком.

59. Ребенок  не должен иметь секретов от  родителей.

60. Я  невысокого мнения о способностях  своеого ребенка и не скрываю  это от него.

61. Желательно, чтобы ребенок дружил с теми, кто нравится его родителям.

При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается  согласие рспондента с высказыванием.

Ключи к опроснику 

Шкала «Принятие - отвержение»

Утверждения, относящиеся к этой шкале: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 23, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 52, 53, 55, 55, 56.

Как принятие оцениваются положительные ответы на вопросы: 3, 20, 27, 37, 38, 43, 45, 53, 56.

Как отвержение: 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 24, 26, 29, 39, 40, 42, 44, 46, 47, 49, 52, 55.

Шкала отражает интегральное эмоциональное  отношение к ребенку. На полюсе принятия родителю нравится ребенок таким какой он есть, родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему, стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. Другой полюс (отвержение): родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за каких-то способностей, дурных наклонностей, небольшого ума. По большей части, родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его. 

Шкала «Кооперация»

Утверждения, относящиеся к этой шкале: 6, 9, 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.

«Кооперация» - социально желательный образ  родительского отношения. Содержательно  эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помогать ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность  ребенка, старается быть с ним  на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку  зрения в спорных вопросах. 
 

Шкала «Симбиоз»

Информация о работе Взаимодейтвие ДОУ и семьи по формированию психолого-педагогической компетенции родителей