Вклад Л.С Выготского в историю развития возрастной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 22:39, доклад

Описание работы

Именно поэтому целью данной работы является изучение вклада Л.С. Выготского в развитие возрастной психологии.
Для достижения данной цели нужно выполнить следующие задачи:
1. Изучить литературу по данной теме.
2.Изучить периодизацию развития по Выготскому
3. Обобщить весь вклад внесенный Выготским в психологическую науку.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….3
I.Вклад Л.С Выготского в историю развития возрастной психологии…...4
1. Проблема: «обучение и развитие»……………………………………….6
2.Периодизация психического развития Л.С.Выготского………………….7
Заключение……………………………………………………………………..8
Список литературы……………………………………………………………..9

Работа содержит 1 файл

выготский сообщение.doc

— 60.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования 

«Тобольская государственная социально-педагогическая

академия  им. Д.И. Менделеева»

Кафедра практической психологии и педагогики 

Сообщение

« Вклад Л.С Выготского в историю развития

возрастной  псиологии»

  
 

                                                Выполнил(а):

                                                         студентка 1 курса

                                                                            социально-психологического

                                                                       факультета, специальность

                                                   «050706.65 –

                                                                         Педагогика и психология»

                                                             Белобородова Л.В. 

                                                                            _______________ (подпись)

                                                Проверил(а):

                                                 Чернова М.И

                                                                           _______________ (подпись) 
 
 
 
 

Тобольск, 2011

Содержание.

     Введение  …………………………………………………………………….3

I.Вклад  Л.С Выготского в историю развития возрастной психологии…...4

 1. Проблема:  «обучение и развитие»……………………………………….6

 2.Периодизация психического развития Л.С.Выготского………………….7

Заключение……………………………………………………………………..8

Список  литературы……………………………………………………………..9 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2

Введение.

     Отечественную психологию невозможно представить  без замечательного психолога Л.С. Выготского  (1896 - 1934).

     Продуктивность  Л.С. Выготского была исключительно велика: за неполных 10 лет деятельности в качестве профессионального психолога он написал около 180 работ. Из них издано 135 работ, еще 45 произведений ждут публикации. Многие издания Л.С. Выготского стали библиографической редкостью.

     Необходимость нового издания трудов Выготского отмечают не только психологи, но и представители целого комплекса гуманитарных наук - философы, лингвисты и т.д. Для всех этик ученых его труды - не история. Они обращаются к работам Выготского и сегодня, более того, сегодня чаще, чем когда-либо. Его идеи так прочно вошли в обиход научной психологии, что упоминаются как общеизвестные, без ссылок на соответствующие работы или вовсе без упоминания имени Выготского.

     Таково  положение не только в советской, но и в мировой психологии. За последние годы ряд работ Выготского переведен на английский, французский, немецкий, итальянский, японский и другие языки. И за рубежом он также выступает не как историческая фигура, но как живой, современный исследователь.

     Можно констатировать, что научная судьба Выготского сложилась счастливо и необычно для XX в., которому свойственны бурные темпы развития науки, когда многие идеи устаревают на другой день после того, как они были высказаны. Не составляет здесь, конечно, исключения и психология - едва ли в мировой психологии XX в. можно найти конкретные исследования, которые сохранили бы свою актуальность через 45 - 50 лет после того, как они были впервые опубликованы.

     Именно  поэтому целью данной работы является изучение вклада Л.С. Выготского в развитие возрастной психологии.

     Для достижения данной цели нужно выполнить  следующие задачи:

1. Изучить литературу по данной теме.

2.Изучить   периодизацию развития по Выготскому

3. Обобщить  весь вклад внесенный Выготским  в психологическую науку. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3

    I.Вклад Л.С.Выготского в развитие возрастной психологии.

     Фундамент современной отечественной возрастной психологии составляют сформулированные Л.С.Выготским (1896-1934) принципиальные идеи и система основных понятий. В 1920-1930-х  гг. им были разработаны основы культурно-исторической теории развития психики.

      Основные  положения культурно-исторического   подхода изложены в работах  Выготского: «Проблема культурного  развития ребенка»(1928), «Инструментальный  метод  в психологии»(1930), «Орудие  и знак в развитии ребенка»(1930-1931), в наиболее известной книге ученого «Мышление и речь»(1933-1934) и в ряде других[1, с. 69].

      Анализируя  причины кризиса психологии  как  науки в первые десятилетия  ХХ в., Л.С.Выготский обнаружил,  что во всех современных ему  концепциях развития психики реализован подход, который он называл «биологизаторским» или «натуралистическим». Биологизаторская трактовка отождествляет,  ставит в один ряд психологическое развитие животного и развитие ребенка.

      Л.С.Выготский  утверждал, что необходимо другое, не биологическое, понимание  развития высших психических функций человека. Он не просто указывал на важность социальной среды для развития ребенка, но стремился выявить конкретный механизм этого влияния.

      Выделяя два исторических этапа развития человечества, биологическое (эволюционное) и культурное (историческое) развитие, Выготский считает, что важно различить и своеобразно противопоставить их как два типа развития в онтогенезе. В условиях онтогенетического развития обе эти линии – биологическая и культурная – находятся в сложном взаимодействии, слиты, реально образуют единый, хотя и сложный процесс.

      Для понимания специфики человеческого   онтогенеза ключевой является  идея соотношения  реальной и идеальной форм развития.

      Главным же источником для этого развития является изменяющаяся социальная среда, для описания которой Выготским введён термин социальная ситуация развития, определяемая как «своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной».

      Процесс развития в онтогенезе  проходит путь от социального к индивидуальному Форма психического развития ребенка – овладение общественным опытом, присвоение исторически сложившихся способностей, способов деятельности и мышления. Общим механизмом формирования высших психических функций Выготский считал подражание ребенка взрослому.

      Движущая  сила (фактор) психического развития – обучение.

      Под условиями развития, которые оказывают влияние на вариативность развития в пределах нормы, в культурно-историческом подходе понимаются морфофизиологические особенности мозга и общение.

4 

      Задача изучение своеобразия  культурно-исторического развития психики, высших психических функций и высших форм поведения человека требует соответствующего метода исследования. Выготский разработал новый, экспериментально-генетический метод исследования психических явлений. Идея метода формирующего эксперимента состоит в воссоздании генезиса определенных форм поведения, причем важно не просто констатировать этапы смены одних форм другими, но изучить самый процесс перехода к этим новым формам.

Таким образом, Л.С Выгодский  создал фундамент современной отечественной возрастной психологии, сформулировал принципиальные идеи и ввел в возрастную психологию систему основных понятий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5

        1.Проблема  «обучение и развитие».

      Тезис о влиянии обучения на  психическое  развитие ребенка  Выготский сформулировал  в  виде гипотезы о системном и смысловом строении сознания и его развитии в онтогенезе. По мнению Выготского, вход в сознание возможен только через речь. Процесс психического развития (перестройка системной структуры сознания) обусловлен изменением уровня развития обобщений (смысловой стороны). Развивая значения слов, повышая уровень обобщений (через речевое общение людей), можно изменять системное строение сознания, т.е. управлять развитием сознания через обучение.

      Экспериментальные исследования, прямо  относящиеся  к проблеме связи  обучения и умственного  развития, проведены Выготским в 1931-1934 гг. Материалы этих исследований  позволили выйти на новый уровень   в понимании проблемы обучения и развития. Обучение не тождественно развитию. Не всякое обучение выполняет роль движущей силы развития, может случиться и так, что оно будет бесполезно или даже затормозит развитие. Чтобы обучение было развивающим, оно должно ориентироваться не на уже завершившиеся циклы развития, а на возникающие, на зону ближайшего развития ребенка.

      Зона  ближайшего развития определяется Выготским как разница, «расстояние» между уровнем актуального умственного развития ребенка и уровнем возможного развития. Уровень трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно, обозначает актуальный уровень развития. Уровень трудности задач, решаемых под руководством взрослого, определяет потенциальный уровень.

      Л.С.Выготский  установил четыре  основные закономерности, или особенности, детского развития:  цикличность, неравномерность развития,  «метаморфозы» в детском развитии, сочетание процессов эволюции  и инволюции в развитии ребенка.

      Л.С.Выготский  различал два  типа возрастных периодов, сменяющих друг друга: стабильные и критические. В стабильных возрастах развитие совершается внутри характерной социальной ситуации развития, медленно, эволюционно, такими небольшими шажками, что эффект развития становится вполне очевиден только в виде скачкообразно появляющегося новообразования[2, с. 115].. В другие,  критические периоды, напротив, развитие совершается бурно, стремительно. Характерно резкое обострение кризиса в середине – кульминационная точка, или апогей, по которой и удобно датировать кризис. Кризисы, по мнению Выготского, имеют не только негативное, но и собственное позитивное значение. Отказ от старой социальной ситуации развития и образование новой составляет основное содержание кризисного периода. Кризисы, сочетающие в себе разрушительные и созидательные тенденции – это норма онтогенеза. 
 

6

2. Периодизация психического развития Л.С.Выготского.

     Возрастная  периодизация – модель закономерных возрастных изменений, возрастного развития; выделение периодов развития, характеризующихся своеобразием структуры и функционирования различных психических процессов, а так же особыми личностными новообразованиями.

  Новообразования Л.С.Выготский определял как качественно новый тип личности и взаимодействия человека с действительностью, отсутствующий как целое на предыдущих этапах его развития. Причем если социальная ситуация развития составляет начало возрастного периода, то психологические новообразования возникают к его концу. Возрастные изменения могут происходить резко, критически и могут происходить постепенно, литически. Кризисы отделяют друг от друга эпохи, или стадии развития. Периоды детской жизни, отделенные друг от друга литически,

составляют  фазы развития[2, с. 159]. Представление о динамике возраста легло в основу разработанной Л.С.Выготским периодизации детского развития. Она выглядит следующим образом:

       Кризис новорожденности

       Младенческий возраст (2 мес. —  1 год)

       Кризис одного года

Информация о работе Вклад Л.С Выготского в историю развития возрастной психологии