Виды взаимодействий

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 08:49, реферат

Описание работы

Межгрупповые взаимодействия – это совокупность социально-психологических явлений, возникающих между различными группами.

В основе межгрупповых отношений лежит межгрупповое восприятие многообразных социально-психологических связей, возникающих между социальными группами.

Содержание

Межгрупповые отношения……………………………………..3


1.2 Межгрупповая дифференциация…………………………...4


1.3 Феномены межгрупповой интеграции……………………..5

2. Межличностные отношения……………………………………6

2.1 Компоненты межличностных отношений…………………6

2.2 Виды межличностных отношений…………………………7

2.3 Этапы развития межличностных отношений……………..8

2.4 Формы развития межличностных отношений…………….8

Работа содержит 1 файл

68.docx

— 19.97 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Челябинский  государственный педагогический университет»

(ГОУ  ВПО «ЧГПУ») 
 
 
 
 

Реферат по социальной психологии

Виды  взаимодействий 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2011 

Содержание 

  1. Межгрупповые  отношения……………………………………..3
 

    1.2 Межгрупповая  дифференциация…………………………...4 

    1.3 Феномены  межгрупповой интеграции……………………..5

      2.  Межличностные отношения……………………………………6 

           2.1 Компоненты межличностных отношений…………………6

           2.2 Виды межличностных отношений…………………………7

           2.3 Этапы развития межличностных  отношений……………..8

           2.4 Формы развития межличностных  отношений…………….8 

 

 

Межгрупповое взаимодействие  

Межгрупповые  взаимодействия – это совокупность социально-психологических явлений, возникающих между различными группами.

В основе межгрупповых отношений лежит межгрупповое восприятие многообразных социально-психологических  связей, возникающих между социальными  группами. 

Специфика межгруппового  восприятия:

1) в объединении  индивидуальных представлений в  некоторое целое, качественно  отличное от составляющих его  элементов;

2) в длительном  и недостаточно гибком формировании  межгрупповых представлений, обладающих  устойчивостью к внешним влияниям;

3) в схематизации  и упрощении возможного диапазона  сторон восприятия другой группы. 

Одним из феноменов  межгруппового взаимодействия является межгрупповая дифференциация – социально-психологические  процессы межгруппового восприятия, сравнения и оценки, связанные  с установлением различий между  своей и другими группами. 

Межгрупповая  дифференциация состоит из двух взаимосвязанных  процессов:

1) внутригруппового  фаворитизма (от лат. favor – благосклонность) – это социально-психологическое явление, характеризующееся осознанием членов собственной группы (аутгруппа), как «своих» и оказание им содействия, психологической протекции, в противовес членам другой группы (ингруппы);

2) межгрупповой  дискриминации (от лат. discriminatio – различение) – это социально-психологическое явление, характеризующееся стремлением к недооценке или пониженной оценке успехов и переоценке неудач других групп, по сравнению с собственной группой. 

Согласно теории социальной идентичности Г.Тэджфела и Д.Тернера причиной данных феноменов является серия когнитивных процессов:

1) социальная  категоризация – упорядочивание  социального окружения путем  распределения социальных объектов  по группам, имеющим сходство  по значимым для индивида критериям;

2) социальная  идентификация – отнесение самого  себя к определенной социальной  категории и переживание своей  групповой социальной принадлежности;

3) социальное  сравнение – установление различий  социальных групп. 

Другим феноменом  межгруппового взаимодействия является межгрупповая интеграция, представляющая наличие между группами таких  связей и зависимостей, которые способствуют их объединению, взаимосодействию. Интеграция способствует более успешной реализации функций, как своей группы, так и той более широкой общности, в которую включены обе взаимодействующие группы. 

Феномены межгрупповой интеграции: 

1) групповая  аффилиация – это отношения между группами, которые предполагают, что одна из них является составной частью другой, т. е. взаимодействие групп разнопорядкового масштаба и объема. Малая группа, поглощенная большой функционирует по законам первой;

2) групповая  открытость состоит в стремлении  группы получить информацию и  влияние извне, вследствие чего  она подвергается различного  рода воздействиям и оценкам  со стороны других групп. Она  способствует обновлению группы  и соблюдению баланса процессов  дифференциации и интеграции. Чем  благополучнее группа, тем более  она открыта;

3) межгрупповая  толерантность – терпимость к  другим группам;

4) межгрупповая  референтность – стремление к достижению уровня значимой внешне группы, которая выступает в качестве носителя определенных ценностей и норм.

Процессы межгрупповой дифференциации и интеграции сосуществуют в любой группе. Преобладание процесса дифференциации в результате излишней закрытости ведет группу к стагнации (застою), доминирование процесса интеграции в результате излишней открытости приводит к потере группой социальной устойчивости. 

Межличностные отношения 
 

Межличностные отношения – это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений  друг к другу. 

Межличностные отношения включают:

1) восприятие  и понимание людьми друг друга;

2) межличностная  привлекательность (притяжение и  симпатия);

3) взаимодействие  и поведение (в частности, ролевое). 

Компоненты межличностных  отношений: 

1) когнитивный  компонент – включает в себя  все познавательные психические  процессы: ощущения, восприятие, представление,  память, мышление, воображение. Благодаря  этому компоненту происходит  познание индивидуально-психологических  особенностей партнеров по совместной  деятельности и взаимопонимание  между людьми. Характеристиками  взаимопонимания являются:

а) адекватность – точность психического отражения  воспринимаемой личности;

б) идентификация  – отождествление индивидом своей  личности с личностью другого  индивида; 

2) эмоциональный  компонент – включает положительные  или отрицательные переживания,  возникающие у человека при  межличностном общении с другими  людьми:

а) симпатии или  антипатии;

б) удовлетворенность  собой, партнером, работой и т. д.;

в) эмпатия – эмоциональный отклик на переживания другого человека, который может проявляться в виде сопереживания (переживания тех чувств, которые испытывает другой), сочувствия (личностного отношения к переживаниям другого) и соучастия (сопереживание, сопровождаемое содействием); 

3) поведенческий  компонент – включает мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь  и действия, выражающие отношения  данного человека к другим  людям, к группе в целом.  Он играет ведущую роль в  регулировании взаимоотношений. 

Эффективность межличностных отношений оценивается  по состоянию удовлетворенности-неудовлетворенности  группы и ее членов. 

Виды межличностных  отношений:

1) производственные  отношения – складываются между  сотрудниками организаций при  решении производственных, учебных,  хозяйственных, бытовых и др. проблем  и предполагают закрепленные  правила поведения сотрудников  по отношению друг к другу.  Разделяются на отношения:

а) по вертикали  – между руководителями и подчиненными;

б) по горизонтали  – отношения между сотрудниками, имеющими одинаковый статус;

в) по диагонали  – отношения между руководителями одного производственного подразделения  с рядовыми сотрудниками другого;

2) бытовые взаимоотношения  – складываются вне трудовой  деятельности на отдыхе и в  быту;

3) формальные (официальные)  отношения – нормативно предусмотренные  взаимоотношения, закрепленные в  официальных документах;

4) неформальные (неофициальные) отношения – взаимоотношения,  которые реально складываются  при взаимоотношениях между людьми  и проявляются в предпочтениях,  симпатиях или антипатиях, взаимных  оценках, авторитете и т. д. 

На характер межличностных отношений оказывают  влияние такие личностные особенности  как пол, национальность, возраст, темперамент  состояние здоровья, профессия, опыт общения с людьми, самооценка, потребность  в общении и др. 

Этапы развития межличностных отношений:

1) этап знакомства  – первый этап – возникновение  взаимного контакта, взаимного восприятия  и оценки людьми друг друга,  что во многом обусловливает  и характер взаимоотношений между  ними;

2) этап приятельских  отношений – возникновение межличностных  отношений, формирование внутреннего  отношения людей друг к другу  на рациональном (осознание взаимодействующими  людьми достоинств и недостатков  друг друга) и эмоциональном  уровнях (возникновение соответствующих  переживаний, эмоционального отклика  и т. д.);

3) товарищеские  отношения – сближение взглядов  и оказание поддержки друг  другу, характеризуются доверием. 

Формы межличностных  отношений 

Позитивные межличностные  отношения («на встречу людям»):

1) любовь –  наиболее сложный тип межличностных  отношений, выражающийся в высокой  степени эмоционального положительного  отношения к объекту, который  выделяется среди других и  помещается в центр жизненных  интересов субъекта. Любовь может  проявляться по отношению к  другому человеку как объекту  сексуальных потребностей (гомо–  и гетеросексуальные партнеры) и несексуальных потребностей (любовь к родителям, к членам семьи, к детям), к домашние животным, к неодушевленным объектам и понятиям (город, Родина, искусство и т. д.); 

2) близость –  тип межличностных отношений  двух людей, выражающийся во  взаимно приспособительном поведении,  направленном на достижение взаимного  удовлетворения и чувства безопасности  своего положения; 

3) дружба –  это устойчивые, индивидуально-избирательные  межличностные отношения, характеризующиеся  взаимной привязанностью участников, стремления быть в обществе  других людей, взаимными ожиданиями  ответных чувств и предпочтительности. Она строится на взаимопонимании,  доверии, активной взаимопомощи, взаимного интереса, искренности  и бескорыстии чувств; 

4) приятельские  отношения – малоустойчивые, неглубокие, но доброжелательные, отношения; 

5) влечение –  скоротечные межличностные отношения,  в основе которых лежит инстинктивное  желание, побуждающее индивида  действовать в направлении удовлетворения  этого желания. Выделяют следующие  виды влечений:

а) половое влечение, в основе которого лежит сексуальность;

б) платоническое  влечение; 

6) альтруизм  – форма межличностных отношений проявляющаяся в виде социально-психологической гуманности, коллективистской идентификации в повседневном общении и деятельности людей; 

Нейтральные межличностные  отношения («от людей»)

1) аутизм –  уход индивида от контактов  с окружающей действительностью  и погружение в мир собственных  переживаний. Наблюдается при  психических нарушениях (шизофрении) и в случае сильных психологических  травм при нормальной психике;

Информация о работе Виды взаимодействий