Виды восприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 06:23, реферат

Описание работы

Наше представление мира стабильно. Наш мир состоит из определенных материальных элементов: камень - это камень, дерево - это дерево, кошка - это кошка. Нам кажется, что иначе и быть не может.
Однако мы подгоняем мир под собственные мерки, определенные нашими человеческими органами чувств. Речь идет об относительном образе, единственно отличном от того, который может быть у инфузории-туфельки, летучей мыши или слона. Для некоторых животных реальность состоит в основном из запахов, большей частью нам неизвестных, для других - из звуков, в значительной части нами не воспринимаемых. Каждый вид обладает рецепторами, позволяющими организму получать ту информацию, которая наиболее полезна для его приспособления к окружающей среде, т. е. у каждого вида есть собственное восприятие реальности.

Содержание

Введение………………………...…………………………………………………2
1. Теории восприятия……………………………………………………………..3
2. Свойства восприятия…………………………………………………………...6
2.1. Активность………..………………………………………………………6
2.2. Историчность………………..……………………………………………7
2.3. Предметность…………...………………………………………………...8
2.4. Целостность…………...………………………………………………….9
2.5. Константность……..……………………………………………………10
2.6. Осмысленность…………..……………………………………………..10
3. Виды восприятия……...………………………………………………………12
3.1. Осязательное восприятие……..……………………………………….12
3.2. Зрительное восприятие. Зрительные иллюзии……...……………….14
3.3. Слуховое восприятие……...………………………….………………..17
4. Восприятие времени………………………..…………………………………19
5. Восприятие пространства………...…………………………………………..20
6. Восприятие движения…………...……………………………………………21
Заключение…………………..…………………………………………………..23
Список литературы………………………………………………………………24

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 49.10 Кб (Скачать)

     Содержание

   Введение………………………...…………………………………………………2

   1. Теории восприятия……………………………………………………………..3

   2. Свойства восприятия…………………………………………………………...6

   2.1. Активность………..………………………………………………………6

   2.2. Историчность………………..……………………………………………7

   2.3. Предметность…………...………………………………………………...8

   2.4. Целостность…………...………………………………………………….9

   2.5. Константность……..……………………………………………………10

   2.6. Осмысленность…………..……………………………………………..10

   3. Виды восприятия……...………………………………………………………12

   3.1. Осязательное восприятие……..……………………………………….12

   3.2. Зрительное восприятие. Зрительные  иллюзии……...……………….14

   3.3. Слуховое восприятие……...………………………….………………..17

   4. Восприятие времени………………………..…………………………………19

   5. Восприятие пространства………...…………………………………………..20

   6. Восприятие движения…………...……………………………………………21

   Заключение…………………..…………………………………………………..23

   Список  литературы………………………………………………………………24 
 

     Введение

     Наше  представление мира стабильно. Наш  мир состоит из определенных материальных элементов: камень - это камень, дерево - это дерево, кошка - это кошка. Нам  кажется, что иначе и быть не может.

     Однако  мы подгоняем мир под собственные  мерки, определенные нашими человеческими  органами чувств. Речь идет об относительном  образе, единственно отличном от того, который может быть у инфузории-туфельки, летучей мыши или слона. Для некоторых  животных реальность состоит в основном из запахов, большей частью нам неизвестных, для других - из звуков, в значительной части нами не воспринимаемых. Каждый вид обладает рецепторами, позволяющими организму получать ту информацию, которая наиболее полезна для  его приспособления к окружающей среде, т. е. у каждого вида есть собственное  восприятие реальности.

     Окружающая  среда в любой момент посылает нам тысячу всевозможных сигналов, из которых мы можем уловить лишь очень небольшую часть. Человеческое ухо не способно улавливать слишком  высокие для него звуки, тогда  как эти ультразвуки легко  слышит собака, дельфин или летучая  мышь. Пространство пронизывается бесконечным множеством электромагнитных волн - от самых коротких (гамма лучи, рентгеновские лучи) до самых длинных (радиоволны). Однако наши глаза чувствительны лишь к небольшому участку спектра, занимающему промежуточное положение, к «видимому свету». Какой бы нам представилась реальность, если бы мы были способны различать другие формы энергии? Каково было бы наше видение мира, если бы наши глаза были способны улавливать рентгеновские лучи и мы видели насквозь то, что сейчас кажется непроницаемым? Но какой мозг понадобится бы нам, чтобы осмысливать окружающее, от которого мы получали бы такое множество сигналов? 

     1. Теории восприятия

     АССОЦИАТИВНАЯ ТЕОРИЯ восприятия достигла наибольшего влияния во второй половине 19-го века. Ее виднейшими представителями были немецкие ученые И. Моллер, Э. Мол, Г. Гельмгольц, Э. Геринг, В. Бундт, Г. Э. Мюллер и американский психолог Э. Б. Титченер. Несмотря на значительные различия в объяснении частичных проблем, эти психологи придерживались общих взглядов на природу восприятия. По их мнению, воспринимаемый нами образ является на самом деле сложным объединением первичных элементов сознания - ощущений. При этом само ощущение понималось как осознанное состояние органа чувств, подвергнувшегося воздействию внешнего раздражителя.

     Объединение ощущений в восприятие осуществляется посредством ассоциаций по смежности  или по сходству. Этот ассоциативный  механизм определяет ведущую роль прошлого опыта для возникновения восприятия.

     Некоторые из этих авторов, как например, В. Вундт  и Г. Гельмгольц, привлекли для  объяснения процессов синтеза ощущений в восприятие также и внутреннюю активность субъекта в виде волевой  апперцепции (апперцепция в понимании  В. Вундта, обозначает некоторую внутреннюю силу, направляющую мысли и ход  психических процессов) или интеллектуальных бессознательных умозаключений. Основная ошибка ассоциативной теории заключалась  в том, что она привлекала для  объяснения одних субъективных данных другие, пытаясь тем самым вывести  сознание из самого себя. Эта ошибка особенно ярко выступала в работах  структуралистской школы (В. Вундт, Э. Б. Титченер).

     С резкой критикой ассоцианизма выступила  группа немецких психологов: М. Вертхаймер, В. Келлер, К. Коффка и другие. Они исходили из положения, что все процессы в природе изначально целостны. Поэтому процесс восприятия определяется не единичными элементарными ощущениями, а всем «полем» действующих на организм раздражителей, структурной воспринимаемой ситуации в целом. Данное направление стало называться гештальтпсихологией. Методу аналитической интроспекции гештальтпсихологи противопоставили феноменологический метод, сущность которого в непосредственном описании наблюдателем содержания своего восприятия.

     Психология  восприятия, по их мнению, должна отвечать на вопрос - почему мы видим мир таким, каким мы его видим? Гештальтисты, подобно структуралистам, отказались от изучения восприятия в связи с выполняемой им функцией. Еще один недостаток - отрицание историчности восприятия. Прошлый опыт не способен, по их мнению, изменить восприятия объектов, раз они образуют «хорошую» структуру. Гештальтпсихологи собрали большое количество экспериментальных данных, позволивших установить основные закономерности возникновения структур при восприятии. Были открыты закономерности разделения зрительного поля на фигуру и фон.   Дж. Гибсон, восприятие трактуется им как процесс добывания информации о среде, в результате чего неопределенность положения организма в ней уменьшается. Информацию о внешнем мире содержат только организованные системы раздражителей.

     Восприятие  по Дж. Гибсону - активный процесс. Основное ударение в теории Дж. Гибсона сделано на то, что должно быть выделено в потоке стимуляции для того, чтобы наилучшим образом ориентироваться в окружающей среде. При этом, однако, слабо разработан вопрос, каким образом восприятие осуществляется. Близкие положения сформулированы в теории восприятия канадского психофизиолога Д. О. Хэбба, которая основана на многочисленных клинических, физиологических и генетических фактах. Согласно этой теории восприятие объекта как единого целого не дано изначально. На ранних этапах развития восприятие не так целостно и организованно, как предполагали сторонники гештальтпсихологии. По мнению Д. О. Хэбба, восприятие в своих основных чертах представляет собой прижизненно формулируемый навык, которому надо обучаться.

     Формирование  восприятия объекта начинается с  избирательного внимания к частям фигуры, а затем уже всей фигуры. Таким  образом, в работах Д. О. Хэбба восприятие объекта трактуется как процесс синтеза отдельных его деталей. Отсюда, однако, не следует, что теория Д. О. Хэбба является возвратом к ассоциатизму, т. к. если ассоцианиоты говорили, что восприятие начинается с осознания отдельных раздражителей, то у Д. О. Хэбба речь идет об активном выделении частей объекта. В то же время эту теорию нельзя считать общей теорий восприятия. В ней остаются нераскрытыми такие важнейшие проблемы, как восприятие пространства, специфика человеческого восприятия и так далее. Среди зарубежных концепций развитие восприятия наиболее полно представлено в теории швейцарского психолога Ж. Пиаже. Экспериментальные данные, полученные Ж. Пиаже и его сотрудниками, показывают, что у ребенка первых месяцев жизни еще нет подлинного восприятия предметов и пространства, он даже не дифференцирует объекты и себя, не различая, например, изменения вида предметов, вызванные собственными движениями, от изменений, возникших в результате движения предметов. Большое место в теории Ж. Пиаже отводится анализу различий между восприятием и интеллектом.

     При восприятии, по мнению Ж. Пиаже, причина  ошибок заключается в законе относительных  центраций: обращение внимания на какую-либо деталь объекта приводит к ее переоценке. Восприятие представляет собой вероятностный процесс, всегда выделяющий одни стороны объекта в ущерб другим. Следовательно, для адекватного отражения объекта должны учитываться все его стороны. Это возможно в результате моторной активности субъекта. В результате восприятие становится целостным и стабильным.  
 
 

     2. Свойства восприятия

     2. 1. Активность

     Активность  восприятия состоит, прежде всего, в участии эффекторных компонентов в процессе восприятия, выступающих в форме движения рецепторных аппаратов и перемещений тела или его частей в пространстве. Анализ движения рук и глаз выделены в два класса. В первый класс входят поисковые и установочные движения, с помощью которых осуществляется поиск заданного объекта, установка глаза и руки в наиболее удобную для восприятия позицию и изменение этой позиции. К этому же классу относятся движения головы на внезапно раздавшийся звук, следящие движения глаз и т.д. Во второй класс входят собственно познавательные движения. При их непосредственном участии происходит оценка размеров, опознаются уже знакомые объекты, осуществляется сам процесс построения образа. Происходит непрерывное сравнение образа с оригиналом. Всякое несоответствие их друг другу немедленно вызывает корректирование образа. Следовательно, роль моторики в восприятии не ограничивается созданием наилучших условий для работы аффективных систем, а заключается в том, что движения сами участвуют в формировании субъективного образа объективного предмета.

     Значение  активных движений для развития восприятия подтверждают опыты проведенные  Р. Хелдом. Для их проведения он использовал специальные очки, вызывающие оптические искажения. Испытуемый, впервые надевающий такие очки видит мир, перевернутым вверх ногами или с переставленными левой и правой сторонами. Р. Хелд надевал своим испытуемым очки сдвигающие изображение влево на 20 градусов, так, что пытаясь в темной комнате попасть указкой в светящуюся точку испытуемые промахивались как раз на это расстояние. Затем включалось освещение и испытуемым разрешалось ознакомиться с расположением комнат в лаборатории и их оборудованием, при этом одних испытуемых возили в кресле, а другие передвигались по помещению самостоятельно. Через определенный промежуток времени проба на точность попадания была повторена. Оказалось, что «активные» испытуемые научились правильно определять положение цели, а «пассивные» промахивались так же, как и в начале опыта.

     В процессе восприятия, как правило, включаются и знания об объекте, полученные из прошлого опыта, а этот опыт не ограничен  зрением. Это еще раз подчеркивает активный процесс восприятия.

     2. 2. Историчность

     Восприятие  представляет собой систему перцептивных (перцепция - непосредственное отражение  объективной действительности органами чувств) действий, овладение которыми требует специального обучения и  достаточно долгой практики. Перцептивные действия и критерии адекватности образа не остаются неизменными, а проходят значительный путь развития вместе с  развитием самой деятельности. Это  значит, что важнейшей характеристикой  восприятия является его историчность - обусловленность конкретными условиями  протекания деятельности и прошлым  опытом субъекта. Наблюдение над ослепшим в десятимесячном возрасте человеком, которому зрение было возвращено в 52 года, провел английский психолог Р. Грегори. Зрительное восприятие этого человека было ограниченно узнаваемым путем  осязания. Он так и не научился читать с помощью зрения, однако узнавал  зрительно заглавные буквы и  цифры, которые его учили читать в школе для слепых. Рисунки  этого человека также свидетельствуют  о неспособности воспроизвести  что-либо, о чем он раньше не знал через осязание.

     В ходе социальных контактов ребенок  постепенно усваивает общественно  выработанные системы сенсорных  качеств - сенсорные эталоны (А. В. Запорожец). К ним относятся: звуковая шкала  музыкальных звуков, система геометрических форм, «решетка фонем» родного языка. Если сенсорные эталоны представляют собой результат общественно-исторической деятельности человека, то результат  индивидуальной деятельности человека по усвоению сенсорных эталонов называется оперативными единицами восприятия.     Оперативные единицы восприятия выступают как содержание, выделяемое субъектом при выполнении той или иной перцептивной задачи. Развитие восприятия связано со сменой оперативных единиц восприятия. Эта смена выражается в преобразовании групп случайных, частных признаков, в структурные, целостные признаки. В результате того, что оперативными единицами восприятия становится образы предметов и даже модели целых ситуаций, возникает возможность одномоментного восприятия, независимо от числа содержащихся в предмете или ситуации признаков. Разумеется, задача формирования образа, может возникнуть и вне детского возраста. Всякий раз, при столкновении с новым, или при неадекватности образа, процесс восприятия вновь превращается из одномоментного в сукцессивный (последовательный) и совершается с помощью развернутых перцептивных действий.

Информация о работе Виды восприятия