Виды памяти ее сущность и развитие

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2011 в 23:20, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в раскрытии вопроса о видах памяти у человека.

Объектом нашего исследования является память. Предметом исследования выступают виды памяти.

Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:

1. Раскрыть вопрос о видах памяти и их взаимосвязи друг с другом

2. Раскрыть вопрос об особенностях памяти как свойства личности

3. На практике определить доминирующий вид памяти у младших школьников

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...…………………………………………………………………2

I. Виды памяти и их взаимосвязь...……………………………………….....4

1.1. Виды памяти...…………………………………………………………....4

1.2. Взаимосвязь разных видов памяти...…………………………………...12

ІІ. Особенности памяти как свойства личности...………………………......20

ІІІ. Практическая часть...……………………………………………………..23

ВЫВОД...…………………………………………………………………........29

Работа содержит 1 файл

Виды памяти Рус.doc

— 179.50 Кб (Скачать)

Виды  памяти ее сущность и развитие 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...…………………………………………………………………2

I. Виды памяти и их взаимосвязь...……………………………………….....4

1.1. Виды памяти...…………………………………………………………....4

1.2. Взаимосвязь разных видов памяти...…………………………………...12

ІІ. Особенности памяти как свойства личности...………………………......20

ІІІ. Практическая часть...……………………………………………………..23

ВЫВОД...…………………………………………………………………........29 
 
 
 
 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ

  Значение памяти в жизни человека очень большое. Абсолютно все, что мы знаем, умеем, является следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти оскорбления, мысли, пережитые чувства, движения и их системы.

    Память  сохраняет нам знание, а без  знаний немыслимые ни плодотворная деятельность, ни успешное обучение. Чем больше человек  знает и умеет, т.е. чем больше сохраняется у нее в памяти, тем большую пользу она сможет принести своему народу, своей Родине.

    Память, как и все другие психические  процессы, имеет характер деятельности. Или запоминает человек, или упоминает  она, а или припоминает что-нибудь, воссоздает или узнает - всегда она осуществляет определенную психическую деятельность.

    Человек запоминает сильнее те факты, события и явления, которые имеют для нее, для ее деятельности особенно важное значение. И наоборот, все то, что для человека малозначущее, запоминается намного хуже и скорее забывается.

    Как известно, направленность личности выражена в ее интересах и склонностях. Интересы человека очень сильно влияют на память- обеспечивают успешность запоминания. Особенно большое значение для запоминания имеют стойкие интересы, которые характеризуют личность. Все, что в окружающей жизни связано со стойкими интересами, запоминается лучше, чем то, что с ними не связано. Это и будет проявлением избирательности памяти.

    У детей школьного возраста особенно ярко проявляется влияние интереса на производительность запоминания. Известно, что много кто со школьников неодинаково запоминает и усваивает разные учебные предметы. Педагогическая практика показывает, что когда учитель воспитывает у детей интерес к так называемым «не любимым» предметам, запоминанию и усвоению этих предметов учениками резко улучшается.

    На  запоминание большое влияние  взыскивает эмоциональное отношение  человека к тому, что запоминается. Если предмет или любые события  для нас равнодушные и не вызывают яркого переживания, то запоминаются они плохо. Все то, что вызывает у человека яркую эмоциональную реакцию, оставляет глубокий след в сознании и запоминается крепко и надолго.

    Производительность  памяти во многих случаях зависит  и от волевых качеств человека. Люди слабовольные, ленивые и не способные к продолжительным волевым усилиям запоминают всегда поверхностно и плохо. И наоборот, люди с сильной волей, которые настойчиво добиваются усвоение того или другого материала, крепко и глубоко его запоминают.

    Производительность  памяти в значительной мере зависит  от общей культуры человека, от ее умственного  мировоззрения.

    Таким образом, характер памяти, ее производительность связанные с особенностями личности. Человек сознательно регулирует процессы своей памяти и руководит ими, исходя из тех целей и задач, которые она ставит в своей деятельности.

    Цель  данной работы состоит в раскрытии  вопроса о видах памяти у человека.

    Объектом  нашего исследования является память. Предметом исследования выступают виды памяти.

     Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:

1. Раскрыть  вопрос о видах памяти и  их взаимосвязи друг с другом

2. Раскрыть  вопрос об особенностях памяти  как свойства личности

3. На  практике определить доминирующий  вид памяти у младших школьников

Исследовательский приемы:

1. Анализ  специальной литературы (психологической,  педагогической, логопедической, медицинской).

2. Наблюдение, беседа. 
 
 
 
 
 
 

 

1. Виды памяти и их взаимосвязь

     Развитие  человека как личности, осложнение поведения и постепенное обогащение ее деятельности происходит по счет накопления индивидуального опыта. Его формирование было бы невозможным, если бы ощущение, восприятие, мысли переживания, которые возникают в коре главного мозга, бесследно исчезали. Они закрепляются, сохраняются и воссоздаются соответственно нуждам человека в памяти.

      Память  включается в разные виды человеческой деятельности, в них формируется  и оказывается, ими и предопределяется ее особенности и формы проявления. Эти особенности закрепляются, передаются генетически, развиваясь в деятельности человека, представляют собой определенные свойства личности и составляют отдельные виды памяти. Виды памяти выделяются за такими критериями:

  1. в зависимости от того, как запоминается и воссоздается, какая деятельность преобладает, память распределяют на двигательную, эмоциональную, образную, словесно-логическую;
  2. за продолжительностью закрепления и сохранение материала - на краткосрочную (оперативную) и долговременную;
  3. в зависимости от того, какие процессы памяти включаются в структуру деятельности, как они связаны с ее целями и средствами, - на невольную и произвольную.
 

1.1. Виды памяти

    Закрепление и восстановление индивидуального  опыта происходит в разнообразных  формах. Объясняется это тем обстоятельством, что память проявляется и обслуживает все виды разнообразной жизнедеятельности человека.

    Классификация видов памяти за характером психологической  активности  впервые была предложена П.П. Блонским. Хотя все четыре выделенные им виды памяти не существуют независимо друг от друга, и тем более, находятся в тесном взаимодействии. Блонскому удалось проявить отличия между отдельными видами памяти.

    В основу видовой классификации памяти в современной науке положено три основных критерия (признака): 1) объект (предмет) запоминание, т.е. то, что запоминается (в данном случае маются на внимании такие виды памяти, как двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая); 2) цель и способы запоминания и воспроизведение (произвольная и невольная память); 3) продолжительность сохранения в памяти (в данном случае имеется в виду кратковременная и долговременная память).

    Двигательная  память. «Двигательная, или моторная, память проявляется в запоминании  и воспроизведении движений и  их систем. Она лежит в основе изготовления и формирование двигательных привычек и привычек. В процессе овладения двигательных трудовых действий сильное важное значение имеет их правильная организация. Только за этого условия они могут формироваться с определенной скоростью и легкостью и отвечать требованиям успешного выполнения той или другой деятельности». [2; 36] Все люди имеют двигательную память. Однако  проявления ее у каждого человека происходят по-разному. Эти индивидуальные отличия зависят от двух факторов: 1) от прирожденных физических особенностей организма и 2) от степени правильной выучки, упражнений и тренировок в изготовлении двигательных привычек. В результате индивидуальных особенностей (прирожденных и приобретенных) каждый человек имеет свой темп, стиль движения при хождении, письме, в работе, игре, спорте и др. Конечно, признаком доброй двигательной памяти человека является физическая ловкость, сноровка в трудовых операциях и других видах практической деятельности. Двигательная память генетически (за своим происхождением) передует другим видам памяти. У ребенка ее первые проявления приходятся на первый месяц жизни. Сначала дети усваивают узкий круг простейших движений. Потом запоминание и воспроизведение движений прогрессивно расширяется, захватывая все больше круг все более сложных движений. При закреплении и воспроизведении они все больше приобретают сознательный характер, тесно связывают с процессами мышления, воли, другими видами памяти. Это значит, что на разных вековых этапах качественные особенности двигательной памяти неоднородные. Именно в качественной перестройке и заключается ее развитие.

    Эмоциональная память.

    Эмоциональная память - это память на пережитые  чувства. Положительные или отрицательные  чувства не исчезают бесследно, а  запоминаются и воссоздаются за определенных умов. «Подобно до того, как в зрительной памяти перед нашему внутренним глазом оживает давно забытая вещь, пейзаж или образ человека, так точно в эмоциональной памяти оживают пережитые прежде чувства. Казалось, что они совсем забыты, и вдруг какой-либо намек, мысль, знакомый образ - и снова вас охватывают переживание... Раз вы способны бледнеть, краснеть при одной упоминанию о пережитом, раз вы боитесь думать о давно прошлом несчастье - у вас является память на чувство, или эмоциональная память». [13] Эмоциональная память влияет на формирование личности человека. Она дает возможность человеку регулировать свое поведение в зависимости от прежде пережитых чувств. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как побудительные силы или к осуществлению того или другого действия, поступка, или к отказу от действия, если с ней связанные отрицательные переживания в прошлом. Эмоциональная память - важнейшее условие духовного развития человека. Если бы человек забывал чувство радости и удовлетворение от сделанного благородного и морального поступка, равно как и мучения совести, вызванные плохим поступком, то она имела бы слабый стимул к новому осуществлению благородных дел и воздержание от плохих, антиморальных. Воспроизведенные (или вторичные) чувство могут отличаться от первоначальных как за силой, так и за характером, содержанием. За силой воспроизведенное чувство может быть слабее или равным первоначальному. Примерами здесь могут быть такие жизненные факты, когда сильное и глубокое горе, сильная радость со временем слабеют в нашей памяти. Горе изменяется грустью и печалью, радость - спокойным удовлетворением. Вторичное чувство может иметь одну и ту же силу, что и первоначальное. Это бывает тогда, когда пережитое прежде чувства связанное с событиями и фактами, которые имеют жизненно важное значение.

    Образная  память. Образная память - это сохранение и воспроизведение образов прежде воспринятых предметов и явлений  действительности. Образная память бывает зрительной, слуховою, касательной, обонятельной и вкусовой.

    Зрительная  и слуховая память проявляются у всех нормально развитых людей, а развитие касательной, обонятельной и вкусовой памяти связанный преимущественно с разными видами профессиональной деятельности (например, у дегустаторов пищевой промышленности) или наблюдается у людей, лишенных зрения и слуха). Высокого развития образная память достигает у людей художественных профессий: художников, музыкантов, писателей.

    Механизм  образной памяти заключается в том, что сначала человек воспринимает (безразлично что - события, цифры, буквы, слова) путем озарения, которое переводится не в малый круг знаний, выраженный ограничениям запасом слов, а в безграничный запас, которые поставляет  нам окружающий мир. Образная памяти возвращает целостное восприятие мира, восстанавливает естественную память, учит творчески мыслить. Это стойкая форма памяти, уничтожить которую невозможно, поскольку она выходит из интересов и профессиональных знаний самого человека и уже неотделимая от ее личности.

    Словесно-логическая память (иногда называется семантической, или словесно-логической). Вербальная память выражается в запоминании и воспроизведении мыслей. Мысли не существуют вне языка, вне тех или другими словами и выражениями. Поэтому такой вид памяти называют не просто логическим, а словесно-логическим. Воспроизведение мыслей не всегда происходит в тому самому словесному выражении, в котором они были сперва высказанные. В одних случаях запоминается и воссоздается лишь общее содержание, суть выраженных мыслей, а буквальное словесное воспроизведение их не нужное. В других - запоминается и воссоздается не только общее содержание, а и точное, буквальное словесное выражение мыслей (заучивание наизусть). Однако буквальное воспроизведение словесного материала может происходить без понимания его значения, тогда заучивание будет уже не логическим, а механическим запоминанием. Важную роль при этом сыграет уровень языкового развития. Чем меньше развитый язык школьника, тем тяжелее ему выразить содержание своими словами. Но в этом случае и важно побуждать ребенка пересказывать учебный материал своими словами. Запоминание значения - это запоминание общих и существенных сторон и признаков материала и предотвращение от деталей и малозначущих индивидуальных его признаков. Выделение существенного зависит от понимания самого материала, того, что в нем является важнейшим и значащим, а что - второстепенным. Итак, запоминание и воспроизведение содержательного материала тесно связано с процессами мышления, с умственным развитием человека, с запасом ее знаний. «Дети, особенно младшего школьного возраста, самостоятельно выделяют отдельные важные признаки с большими усилиями, им необходимая помощь учителя. Что же к деталям, то дети запоминают и воссоздают их нередко очень хорошо, предоставляют им непропорционально большого значения, особенно когда эти детали имеют яркую наглядность, конкретность и эмоциональное влияние». [6]

    Этот  вид памяти специфично человеческий, в отличие от двигательной, образной и эмоциональной, которые в своих  простейших формах присущие и животным.

Информация о работе Виды памяти ее сущность и развитие