Вербальные и невербальные методы в прикладных исследованиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 17:12, контрольная работа

Описание работы

В прикладном социально- психологическом исследовании значительную роль играют экспериментальные психодиагностические методики. Эти методики позволяют качественно и количественно выражать различные особенности людей, определяющие их внутреннее состояние и отношения с окружающим миром.

Содержание

Введение 3







Вербальные и невербальные методы в прикладных

исследованиях 5









Заключение 20







Список литературы 21

Работа содержит 1 файл

верб. и неверб. методы.doc

— 110.00 Кб (Скачать)

В качестве примеров приведем два популярных теста —  тест Роршаха, в котором испытуемый должен придать смысл симметричным аморфным черно-белым и цветным  изображениям и тест тематической аперцепции (ТАТ), основанный на толковании испытуемым сюжетов специально подобранных картинок. В проективных методиках количественные диагностические оценки могут быть получены на основании измерения объема ответа испытуемого, подсчета частоты обращения к отдельным «темам» и т. п. На практике использование проективных методик часто опирается на интуицию и теоретическую подготовку психодиагноста.

 

 

Методы прикладных исследований могут сочетать также вербальные   и невербальные индивидуально ориентированные  стимулы.

 

Они предполагают ответы закрытые, типа «Оценивание значения признака».

Примером индивидуально  ориентированного подхода к субъективному  шкалированию является техника репертуарных решеток. Она предложена Г. Келли  в 1955 году и направлена на изучение индивидуально-личностных конструктов, опосредующих восприятие и самовосприятие при анализе личностного смысла понятий. Под индивидуальной системой конструктов имеется в виду система отношений и установок к миру. По Г. Келли, «конструкт можно представить себе как референтную ось, основной параметр оценки... На поведенческом уровне его можно рассматривать как открытый человеком способ поведения...». Описание конструкта, по Г. Келли, удобнее всего провести в биполярных понятиях, при этом конструкт становится тем, «чем два или несколько объектов сходны между собой и, следовательно, отличны от третьего объекта или нескольких других объектов». Биполярность конструктов дает возможность получить матрицу взаимоотношений между ними конструкт — конструкт и применить для выявления структуры смысловых параметров, лежащих в основе восприятия данным человеком себя и других людей, объектов и отношений, алгоритмы анализа многомерных данных (факторный и кластерный анализ, неметрическое шкалирование и пр.). 15

Несмотря на внешнее сходство техника репертуарных решеток радикально отличается от метода семантического дифференциала. Здесь  используются не заданные извне признаки, а выявляются собственные, индивидуальные конструкты, создаваемые непосредственно  в ходе обследования. Поэтому техника репертуарных решеток является гораздо более гибким и тонким инструментом. Между тем эти качества обусловливают значительную вовлеченность эксперта в процесс психодиагностики, и, хотя для эффективного использования техники репертуарных решеток совершенно необходима компьютерная поддержка методики, в самой процедуре обследования и интерпретации результатов акцент еще более смещается в сторону использования трудно формализуемых знаний и опыта эксперта — психодиагноста. Индивидуально ориентированный подход в отечественной психологии с применением компьютеров активно развивается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Вербальные  и невербальные методы различаются по характеру стимульного материала. В вербальных тестах основным содержанием работы испытуемых являются операции с понятиями, мыслительные действия, осуществляемые в словесно-логической форме.

Составляющие  эти методики задания апеллируют к памяти, воображению, мышлению в  их опосредованной речевой форме. Они  очень чувствительны к различиям в языковой культуре, уровню образования, профессиональным особенностям. Вербальный тип заданий наиболее распространен среди тестов интеллекта, тестов достижений, при оценке специальных способностей (например, творческих).

Невербальные  методы — это такой тип методик, в которых тестовый материал представлен в наглядной форме (в виде картинок, чертежей, графических изображений и т.п.). Они включают речевую способность испытуемых только в плане понимания инструкций, само же выполнение этих заданий опирается на перцептивные, психомоторные функции. Невербальные тесты уменьшают влияние языковых и культурных различий на результат обследования. Они также облегчают процедуру обследования испытуемых с нарушением речи, слуха или с низким уровнем образования. Невербальные тесты широко используются при оценке пространственного и комбинаторного мышления. В качестве отдельных субтестов они включены во многие тесты интеллекта, общих и специальных способностей, тесты достижений.

 

 

 

 

 

 

Список   литературы

 

1.  Дюк  В. А.   Классификация психодиагностических методик // Дюк В. А. Компьютерная психодиагностика, СПб., 2004. С. 64 - 79.

2.Жуков Ю.М., Гржегоржевская И.А. Эксперимент в социальной психологии: проблемы и перспективы // Методология и методы социальной психологии. М., 1997.

3. Кэмбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях.   М., 2000. 

4. Методы психологической диагностики /Под ред. А.Н. Воронина.– М., 2004.  

5. Прикладная социальная психология. /Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. - Москва-Воронеж, 1998.

6. Психологическая диагностика./Под ред.М. К. Акимовой. – М.,2005.

7. Психологическая диагностика. /Под ред. К. М. Гуревича. — М., 2000. 

8. Социальная психология./Под ред.А.Н. Сухова. – М.,2007

 

 

1 Дюк  В. А.   Классификация психодиагностических методик // Дюк В. А. Компьютерная психодиагностика, СПб., 2004. С. 67.

2 Дюк  В. А.   Классификация психодиагностических методик // Дюк В. А. Компьютерная психодиагностика, СПб., 2004. С. 68.

3 Дюк  В. А.   Классификация психодиагностических методик // Дюк В. А. Компьютерная психодиагностика, СПб., 2004. С. 69.

4 Методы психологической диагностики /Под ред. А.Н. Воронина.– М., 2004.   С.74.

5 Методы психологической диагностики /Под ред. А.Н. Воронина.– М., 2004.   С.79.

6 Методы психологической диагностики /Под ред. А.Н. Воронина.– М., 2004.   С.81.

7 Методы психологической диагностики /Под ред. А.Н. Воронина.– М., 2004.   С.82.

8 Прикладная социальная психология. /Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. - Москва-Воронеж, 1998. С.28.

9 Психологическая диагностика. /Под ред. К. М. Гуревича. — М., 2000.   С. 74.

10 Жуков Ю.М., Гржегоржевская И.А. Эксперимент в социальной психологии: проблемы и перспективы // Методология и методы социальной психологии. М., 1997. С. 69.

11 Дюк  В. А.   Классификация психодиагностических методик // Дюк В. А. Компьютерная психодиагностика, СПб., 2004. С. 92.

12 Дюк  В. А.   Классификация психодиагностических методик // Дюк В. А. Компьютерная психодиагностика, СПб., 2004. С. 95.

13 Дюк  В. А.   Классификация психодиагностических методик // Дюк В. А. Компьютерная психодиагностика, СПб., 2004. С. 97.

14 Дюк  В. А.   Классификация психодиагностических методик // Дюк В. А. Компьютерная психодиагностика, СПб., 2004. С. 99.

15 Жуков Ю.М., Гржегоржевская И.А. Эксперимент в социальной психологии: проблемы и перспективы // Методология и методы социальной психологии. М., 1997. С. 71.

 


Информация о работе Вербальные и невербальные методы в прикладных исследованиях