Свойства психики

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:35, доклад

Описание работы

Главное свойство психики - непрерывность процесса ее развития, источником которого является противоречие между изменчивостью и устойчивостью, беспорядком и упорядоченностью психических образований. В каждой области психики и на любом уровне ее развития данное противоречие имеет свои специфические формы проявления. Нам удалось выявить и исследовать их на уровне как потребностно-мотивационной сферы, так и всей психики в целом.

Работа содержит 1 файл

Главное свойство психики.docx

— 29.75 Кб (Скачать)

 

При уменьшении неопределенности психических  образований в той или иной области психики, когда последние  уточняются, проясняются и переходят  в ранг определенных, устойчивых структур, происходит снижение психической активности детей. Поэтому важнейшее условие  поддержания высокого уровня активности дошкольников заключается в том, чтобы рост глобальных, поисковых  образований обгонял развитие дифференцированных устойчивых структур.

 

Противоречие между устойчивостью, упорядоченностью психических образований  и их изменчивостью, глобально- стью - это центральное внутреннее противоречие развивающейся детской психики. Оно выступает как источник психического развития ребенка. Это противоречие имеет многообразные и специфические формы проявления во всех областях психики: мотивационно-потребностной, познавательной и психики ребенка в целом. Конечно, психика, взятая во всей ее сложности и динамичности, характеризуется целым рядом противоречий различного уровня и различной значимости. Вместе с тем мы считаем, что выделенное нами противоречие является базовым и в известной мере определяющим в отношении других противоречий.

 

Подводя итог вышесказанному, важно  подчеркнуть, что психика ребенка  в целом, все ее иерархические  многоуровневые структуры выступают  как результат противоречивой поисково-пробующей  психиче-ской деятельности. Любой зрелой структуре предшествует возникновение и развитие целого ряда ее поисковых вариантов, которые могут сначала отстоять очень далеко от конечного результата. Постепенно в целом ряде проб и взаимопревращений выделяется та тенденция, которая ведет к возникновению структур все более высокого уровня. Поиск может быть непредсказуемым, пробы и сами поисковые временные структуры - носить альтернативный характер, что значительно расширяет область поиска. В этом процессе идет опробование самых неожиданных ходов,которые на данный момент могут казаться излишними, но на самом деле создают мощный резерв для обогащения будущих стратегий поиска. И хотя многие временные структуры исчезают, разрушаются, они в конечном счете вносят свой вклад в общее психическое развитие ребенка.

 

С точки зрения интенсивности процессов  психического развития мы предлагаем следующую модель "В" функционирования психики. Будем считать, что центральным ядром является область глобальных развивающихся психических образований, а в качестве периферии к нему примыкают: 1) область предельно глобальных туманных структур, близких к хаосу, где процесс психического развития фактически еще не начинался, и 2) область дифференцированных устойчивых консервативных структур, где он уже значительно замедлился, приостановился (эта область содержит в себе устойчивую картину мира, общие стратегии поиска и познания предметов и явлений).

 

Таким образом, в этой модели область  дифференцированных структур, которая  занимала в модели "А" центральное  место (являлась центральным ядром  модели "А"), отходит на периферию, а ее место занимает область глобальных структур. Следует отметить, что  в модели "В" лучше, полнее представлен  нами момент развития психики.

 

Анализ и синтез, дифференциация и интеграция ? это исходные элементарные и вместе с тем фундаментальные единицы психики. Именно они являются носителями основных свойств психики, основных ее противоречий и в своем развитии, в своем бесконечном усложнении порождают все сложнейшие психические образования.

 

Глобальные психические образования  аккумулируют огромный потенциал развития, который реализуется в виде актуальных форм развития. Таким образом, вторая тенденция имеет прямое отношение  к накоплению этого потенциала, это  ее важнейшая особенность. Первая же характеризуется всесторонним повышением уровня психического развития, в ней  осуществляется переход от потенциальных  его форм к актуальным.

 

Благодаря такой противоречивой и  динамичной структуре внутреннего  мира детей обеспечивается огромная "работоспособность" и стремительность  развития психики, создается основа для освоения детьми колоссального  все усложняющегося содержания. В  свою очередь, это осваиваемое ребенком богатейшее содержание социальных отношений, общения, культуры, различных продуктивных деятельностей становится составной  частью внутреннего мира ребенка  и поднимает на новый, более высокий  уровень как основные противоречия психического развития, так и общую структуру психики в целом.

 

В реальной жизни достаточно часто  ребенок не спешит прояснять, расчленять то содержание, которое он освоил в  виде глобальных структур (в глобальных образах, представлениях и т.п.). Этап дифференциации значительно запаздывает, а иногда вообще отодвигается на продолжительное  время. В таких условиях данные структуры  приобретают известную самостоятельность  и независимость, дошкольник оперирует  ими как самодостаточными единицами  психики. Такой своеобразный способ познания окружающего мира (а в  более широком смысле - функционирования психики) приобретает универсальное  значение в психическом развитии ребенка. Сосредоточив свою познавательную (или другого рода) активность на том или ином объекте, он успевает выделить за относительно небольшой  промежуток времени ряд свойств  и связей этого объекта (иногда достаточно существенных) и, не углубляясь в их анализ, переходит к следующим предметам и явлениям, опять-таки долго не задерживаясь ни на одном из них. Такая своеобразная методология познания обеспечивает лавинообразный рост и развитие глобальных психических образований. Этот способ познания мы назвали "к горизонтам новых знаний".

 

Особенности функционирования психики  ребенка обусловливают следующие  ее фундаментальные свойства: 1) интенсивное  развитие все более тонких, гибких, совершенных форм поисковой деятельности одновременно по самым различным  направлениям; 2) стремительное накопление новых знаний, представлений, психических  образований в широком смысле этого слова; 3) необычайная широта и глубина взаимодействия данных психических образований, что создает  основу порождения новых знаний, способов действий, нового понимания окружающей действительности. Эти свойства психики и обеспечивают стремительность развития ребенка в возрасте от 0 до 6 лет.

 

Используя известное положение  С.Л.Рубинштейна о том, что "внешние  причины действуют через внутренние условия", можно сказать, что основное противоречие является важнейшим фундаментальным  внутренним условием, через которое  действуют внешние причины. Вся  психика в целом выступает  как относительно самостоятельная  система, функционирующая по своим  особым законам, и внешние причины  преломляются через эту целостную  систему, радикально перерабатываются ею.

 

Итак, центральным ядром нашей  теоретической системы является положение об основном внутреннем противоречии как источнике психического развития ребенка. Мы считаем, что выявленное нами противоречие между двумя динамически, синергетически связанными противоположностями - областью четко дифференцированных стабильных психических структур и областью глобальных малодифференцированных психических структур, обладающих чрезвычайно высокой подвижностью, изменчивостью, поисковой активностью, - вносит вклад не только в представления о развитии психики ребенка, но и в теорию развития сложных динамических систем вообще. В ней развитие описывается через переходы от одних стабильных упорядоченных состояний к другим - более высокого или низкого уровня - через неустойчивые, нестабильные периоды хаоса. Существенное добавление, которое мы считаем необходимым сделать, заключается в том, что последние не обязательно выполняют функцию переходных. Нестабильные состояния с глобальной, малодифференцированной структурой могут выступать самостоятельными целями, к которым стремится динамическая система в ряде случаев. Система находится в активном поиске нестабильных состояний, поскольку они обещают значительное увеличение спектра новых, "неизвестных" ей возможностей. Когда эта самостоятельная доминирующая цель перехода в неустойчивость достигнута (в непредсказуемом заранее пространстве), начинается движение к новому уровню, включающему непредсказуемое развертывание уже в направлении какой-то новой упорядоченной структуры, и т.д. Состояния нестабильности могут являться не только переходными, но и целевыми, на определенных этапах - самодостаточными.

 

В свою очередь, и область четких дифференцированных психических образований, и область глобальных диффузных  содержат внутри себя и более или  менее устойчивые дифференцированные образования, и более или менее  неустойчивые глобальные образования. Иными словами, в области четких дифференцированных образований есть очаги дестабилизации - очаги неопределенности и противоречиво-сти, а в области глобальных диффузных образований - центры стабилизации ("конденсации" и "кристаллизации"). Таким образом, и внутри области четких дифференцированных образований, и внутри области глобальных диффузных образований работают те же две противоположные тенденции - в направлении увеличения четкости и стабильности, а также в направлении увеличения нечеткости и нестабильности.

 

В начале 80-х гг. коллективом наших  сотрудников (Л.А.Парамонова, Н.Е.Веракса, И.С.Фрейдкин, Г.В.Урадовских, Е.В.Бодрова, Н.П.Батищева, В.В.Каразанов и др.) были намечены принципиально новые направления исследований в области до-школьного воспитания: творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста; детское экспериментирование как ведущая дея- тельность в дошкольном возрасте; взаи-мосвязь и взаимодействие процессов развития и саморазвития. Их разработка в течение ряда лет показала перспективность предложенной нами стратегии научно-исследовательской работы в области дошкольной педагогики и детской психологии.


Информация о работе Свойства психики