Шпаргалки по п"Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:44, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит 40 вопросов к экзамену по психологии и ответы на на них

Работа содержит 1 файл

шпоры по развитию.doc

— 287.50 Кб (Скачать)

1.  Предмет и задачи  психологии развития.

Психология  развития – раздел психологии, в котором изучаются закономерности и динамика развития психики человека в пределах его индивидуальной жизни.В качестве объекта может выступать психика человека, а предметом является развитие психики в онтогенезе.Чтобы объяснить и описать процесс психического развития человека исп-ся 4 осн. категории: развитие, созревание, рост, становление.Развитие – процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящих к возникновению количественных, качественных и структурных образований психики и поведения человека.Необратимость – способность к накапливанию изменений, надстраиванию новых изменений над уже имеющимися.Направленность – способность сис-мы к проведению единой, внутренне взаимосвязанной линии развития. Закономерность – способность сис-мы к воспроизведению однотипных изменений у разных людей.Созревание – процесс, зависящий от индивидных (унаследованных) св-в чел-ка и состоящий в последовательности генетически запрограммированных изменений не только внешнего вида орг-ма, но и его сложности, организации и функций.Рост – процесс количественных изменений в ходе совершенствования той или иной функции.Становление – созревание и рост, развитие навыков, усовершенствование ф-ций; – саморазвитие чел-ка.  Формы развития:1. филогенез – эволюционное развитие2. антропогенез – развитие психики в процессе истории, историческое развитие чел-ка3. онтогенез – развитие человека на протяжении его жизни.

4. актуалгенез  – разворачивание какой-либо ф-ции в данный момент (напр. формир-е образов восприятия)Сферы развития: психофизическая, психосоциальная, когнитивная.Цели псих. развития = направленностьФакторы психического развития:1. наследственность- генотип- фенотип 2. Среда 3. активность личности  Задачи, которые решает возрастная психология:   1.Описание, феноменология возраста – описание того как выглядит поведение ребенка на каждом этапе  2.Обоснование категории «возраст» и построение периодизации психического развития.  3.Определение факторов и причин психич. развития.  4.Выявление закономерностей и механизмов психического развития.  5.Разработка норм психического развития 

2.  Возраст и возрастные категории.

Возраст – категория психологии развития, обозначающая исторически изменчивые, хронологически и символически фиксированные интервалы онтогенетического развития индивида (эпохи, стадии, фазы).Виды возрастов:

- хронологический  (паспортный/физический)  - биологический  - социальный (социальная значимость события, например, в каком возрасте женился)  - возрастное самосознание (к какой психологической группе человек себя относит, на сколько лет себя ощущает)  - психологический (изменения психических функций, структуры личности)  Этапы жизни:  1. младенчество (0-1 год)  2. ранее детство (1-3 года)   3. дошкольный возраст (3-6/7 лет)

4. младший школьный возраст (6/7 – 11/12 лет)   5. отрочество (подростковый) (11/12 – 15/17 лет)   6. юность (15/17 – 19/21 лет)  7. молодость (ранняя взрослость) (19/21 – 25/40 лет)  8. зрелость (средняя взрослость) (25/40 – 55/60 лет)  9. старость (поздняя взрослость) (от 55/60 лет …)   Возрастные категории рассматривается в 3-х системах координат (измерениях): (И.С. Кон)   1. индивидуальное развитие (онтогенез, жизненный путь человека)  2. социально-возрастные процессы (связаны с разделением общества на опред. возрастн. слои (страты), в процессе развития мы проходим из одного слоя в другой)   3. возрастной символизм – представления о возрасте, которые преобладают в данной культуре:   - нормативные критерии возраста – терминология, периодизация   - возрастные стереотипы – черты, св-ва представителей    - символизация возрастных процессов – представления о том как протекают

- возрастные обряды – ритуалы, характерные для данной возрастной группы (поступление в университет, начало работы)   - возрастная субкультура (в каждой возр. группе свои наборы ценностей, обычаи, способы поведения) 
 

3.  Основные закономерности  психического развития  человека.

- Неравномерность – неодинаковость темпа и направленности психич. развития отдельных ф-ций, процессов, св-в. Выделяют стадии подъёма, стабилизации и спада в развитии индивида. - Гетерохронность – разновременность, несовпадение во времени, асинхронность фаз развития различных психических функций, органов (формирование характера, мышления).  - Неустойчивость развития – проявляется в том, что есть периоды постепенного развития – литические, и есть кризисы. В крит. пер. происходит быстрая перестройка психики, всей личности.  - Сензитивность – чувствительность развития психич. функций к внешним воздействиям на данном этапе развития. Сензитивный период – период повышенной восприимчивости психических функций к внешним воздействиям (обучению и воспитанию).   - Кумулятивность означает, что результат каждой предшествующей стадии развития включается в следующую, определенным образом трансформируясь. Такое накопление изменений подготавливает качественные преобразования в психическом развитии. Например, развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления – каждая последующая форма мышления возникает на базе предшествующей и включает ее в себя.  - Дивергентность / конвергентность хода развития – дифференциация и повышение разнообразия психических функций, с одной стороны, и их интеграция‚ синтез‚ с другой стороны. Эта закономерность работает применительно как к отдельным ф-циям, так и применительно ко всей психике в целом.  

4.  Методы психологии  развития. Лонгитюдное  исследование.

Методы  сбора данных: 1. Наблюдение. Самонаблюдение (дневники, сочинение, опросники).  2. Беседа (интервью, анализ индивидуальных случаев).  3. Эксперимент – позволяет обнаруживать причинно-следственные связи: констатирующий (констатация состояний, функций личности, уровень развития) и формирующий (генетико-моделирующий, обучающий, моделируются условия развития функции). Условия: лабораторные, естественные.

4. метод  анализа продуктов деят-ти    - тестирование – выделяют тесты достижений и способностей, метод самоотчёта, проективные методы.    Методы интерпретации данных:    - количественные – количественное определение уровня развития той или иной функции.  - качественные – оценка процесса решения задач; индивидуальный подход.   Пр: матрица Равенна – колич: решил/не решил; кач: почему не решил?

лонгитюдный метод (план) – организация исследования, при которой одни и те же испытуемые наблюдаются на протяжении установленного периода в разные моменты их жизни. Измерения повторяются через значительные промежутки времени и сравниваются с данными, полученными на предыдущих этапах.   Исследователи могут строить кривые роста или научения в таких областях, как языковое развитие, когнитивное развитие или формирование физических навыков. За детьми могут наблюдать вплоть до достижения ими взрослости, чтобы посмотреть, какие свойства личности сохраняются, а какие исчезают. Лонгитюдные планы особенно привлекают специалистов в области возрастной психологии. Поскольку испытуемые в этом случае сравниваются сами с собой в разные моменты своей жизни, их не требуется сортировать и уравнивать по всем остальным параметрам, кроме возраста. Но у лонгитюдных исследований есть и отрицательные стороны. Они требуют значительных временных затрат как со стороны ученых, так и со стороны испытуемых. Человек может заболеть, уехать в отпуск, переехать в другой город или просто отказаться участвовать в исследовательской программе. Некоторые люди привыкают к тестированию и, в целом, показывают лучшие результаты по сравнению с теми, кто тестируется впервые.  

5.  Организация исследования  в психологии развития. Экспериментальный  план исследования.

Принцип объективности: Полученные выводы не должны зависеть от личных особенностей и пристрастий исследователя, должны быть получены в рез-те применения научного метода исследования, основы на использовании методов, адекватных предмету исследования. В понимающей пс. не исключено участие самого психолога. Проведение исследования включает 4 этапа:   1. постановка проблемы исследования  2. формулировка гипотез

3. проверка  гипотезы (сбор данных, стат. обработка  данных, содержательная интерпретация данных)   4. формулировка выводов   Эффективность исследования определяется 3 критериями: - надёжность (степень согласованности рез-тов)   - валидность (адекватность метода относительно объекта, показатель точности)   - репрезентативность   Экспериментальный план исследования – выбор исследователем условий исследования, испытуемых, методов измерения и анализа данных при изучении психического развития, позволяющий упорядочить сбор данных и структурировать полученную инф-цию.. Виды условий: лабораторные и естественные.

Типы  экспериментальных  планов исследования:  1. лонгитюдный план (метод) – одних и тех же испытуемых изучают на протяжении длительного времени.    2. метод поперечных срезов – представители разных возрастных групп сравниваются между собой. Необходимо учитывать влияние побочных факторов, учет экологической валидности (учёт побочных факторов)..

3. когортно-последовательный (комбинированный) – люди разных возрастных групп наблюдаются на протяжении установленного времени. Проводится редко, так как дорогостояще и трудоёмко. 

*6.  Эксперимент в психологии развития.

Даёт  возможность целенаправленно вызвать  изучаемое явление, позволяет обнаруживать причинно-следственные связи.

Разновидности эксперимента:   - констатирующий (констатация состояний, функций личности, классический эксперимент, уровень развития)   - формирующий (генетико-моделирующий метод (Л.С, Выготский), обучающий, моделируются условия развития функции): изучаемое явление формируется (моделируется) в процессе проведения эксперимента, что позволяет актуализировать логику и факторы его развития.

*7.  Опросные методы и тесты в психологии развития.

Тестирование   Тесты – стандартизированные задания, предназначенные для выявления характеристик психического развития.   Преимущества:    - Возможность определения нормы (среднестатистической) развития.   - Как правило не требует длительной подготовки   - Кратковременность и возможность опроса нескольких испытуемых одновременно   - Возможность повторных испытаний    Недостатки:    - Тест не чувствителен к «не норме» (судится по результату, а не по детерминации результата    Выделяют тесты достижений и способностей, метод самоотчёта, проективные методы. 

*8.  Качественные методы исследования и диагностики психического развития.    Качественный метод:    Методики Пиаже, Выготского, Леонтьева.

Задания для качественного эксперимента могут быть те же, что и для  количественных методов. Вопрос в интерпретации  полученных данных, а не в их содержании. 

9.  Задачи возрастно-психологической диагностики и понятие психологического диагноза. Этика научного исследования.

Диагностика возрастного развития – система исследовательских методов и методик, направленных на (1) определение актуального уровня психического развития, достигнутого ребенком (то, чего ребенок достиг, те задачи, которые он решает самостоятельно).  Помимо рез-тов развития необходимо (вследствие неравномерности и гетерохронности развития) также выявить созревающие психические процессы, определить потенциал развития ребёнка, того, что ребёнок может достичь при определённых условиях. Это проявляется в (2) определении зоны ближайшего развития. Она проявляется в степени сложности задач, кот. ребёнок может решить с помощью взрослого, во взаимодействии с ним.   Нормативная возрастная диагностика – определение уровня актуального и зоны ближайшего развития ребенка.   Уровни психологического диагноза:   - констатация псих. фактов (симптоматическая диагностика, фиксация симптомов, того, что есть)    - определение хар-ра особенности развития той или иной психич. ф-ции или св-ва личности.   - определение системных отношений между ф-циями и св-вами лич-ти, соотношение картины разв-я реб-ка с условиями его разв-я.   Показатели психического развития:   - развитие познавательной сферы (восприятие, внимание, память, мышление)   - формирование сис-мы личностных отношений (эмоции, потребности, мотивы, установки, ценности)   - овладение системой практических и умственных действий, позволяющих решать творческие, продуктивные задачи (интеллект)   Эмпирический предмет психологического исследования – психологический факт.    Типы пс. фактов:    1. физические и умственные действия   2. речь (темп, ритм, звукопроизношение, активный и пассивный словарь)   3. социальное поведение (установление контакта: замкнутость, общительность, особенности его адаптивного поведения)   Этика научного исследования    Основные принципы:   1. принцип «не навреди» – исследование не должно причинить вред психическому или физическому здоровью испытуемого.   2. принцип добровольного согласия – испытуемый должен дать согласие на участие в исследовании.   3. принцип конфиденциальности – психолог не имеет права разглашать рез-ты исследования

Информация о работе Шпаргалки по п"Психологии"