Шпаргалка по "Возрастной психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 16:47, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Возрастная психология".

Работа содержит 1 файл

возрастная.rtf

— 168.37 Кб (Скачать)

  Третье поколение

   Социализация, по мнению Дж. Аронфрида, не может опираться только на поощрение. Общество передает ребенку множество сложных структур социального поведения взрослых, но эти формы часто расходятся с мотивационными установками ребенка. Научение не могло бы преодолеть этот разрыв, если бы наказание не было присуще социализации в такой же мере, как и поощрение.

   Ю.Бронфенбреннер выдвинул идею о том, что результаты коротких лабораторных экспериментов с детьми должны быть проверены в длительных исследованиях естественного хода детского развития. В них должны быть учтены факторы воспитания в семье и группе сверстников.

9. Постановка и решение проблемы условий и движущих сил развития в культурно-исторической концепции психического развития Л.С.Выготского.

  Культурно-историческая теория - концепция психического развития человека. Согласно теории, главная закономерность развития психики состоит в интериоризации (принятия информации в свой внутренний мир) ребенком структуры его внешней, социально-символической деятельности. В итоге прежняя структура психических функций как 'натуральных' изменяется - опосредуется интериоризованными знаками, психические функции становятся 'культурными'. Внешне это проявляется в том, что они приобретают осознанность и произвольность. Тем самым интериоризация выступает и как социализация.

  Сознание - продукт исторического развития общества, не дано человеку. Структура высшей деятельности сначала интериоризуется, а потом экстериоризуется -  на основе психической функции строится 'внешняя' социальная деятельность.

  В качестве универсального орудия, изменяющего психические функции, выступает языковой знак - слово. Здесь намечается возможность объяснения вербального и символического характера когнитивных (познавательных) процессов у человека. По Выготскому, движущая сила психического развития - обучение.

  Для проверки основных положений культурно-исторической теории Л.С. Выготским с сотрудниками была разработана 'методика двойной стимуляции', с помощью которой моделировался процесс знакового опосредствования, прослеживался механизм 'вращивания' знаков в структуру психических функций - внимания, памяти, мышления. Одним из важных понятий является важное для теории обучения положение о 'зоне ближайшего развития' - периоде времени, в котором происходит переструктурирование психической функции ребенка под влиянием интериоризации структуры совместной со взрослым, знаково опосредствованной деятельности.

  Л.С.Выготский сформулировал ряд законов развития психики в онтогенезе:

  1. Закон метаморфозы определяет развитие как последовательное изменение качественных состояний сознания. Отсюда вытекает учение о психологическом возрасте как единице анализа онтогенетического развития.

  2. Закон гетерохронности развития - психическое развитие ребенка не совпадает с хронологическим возрастом.

  3. З-н развития ВПФ - генезис ВПФ как процесс интериоризации знаков.

  4. З -н ведущей роли обучения для развития.

  5. З-н системного и смыслового строения сознания раскрывает природу сенситивных периодов.

10. Психологическое содержание категории возраста в психологии.

Возраст - это категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития.

Различают хронологический (паспортный) возраст и психологический.

Хронологический возраст обозначает длительность существования человека с момента рождения. Психологический возраст - это определенная, качественно своеобразная ступень онтогенеза, обусловленная закономерностями формирования организма, условиями жизни, воспитания и обучения.

Выделяют следующие компоненты возраста:

1. Социальная ситуация развития - совершенно своеобразные, специфические для данного возраста, исключительно единственные и неповторимые отношения между ребенком и окружающей его действительностью.

2. Новообразования - психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данном возрастном этапе и которые определяют ход дальнейшего психического развития. Например, возникновение речи в раннем возрасте, чувство взрослости в подростковом возрасте.

3. Ведущая деятельность - это деятельность, в наибольшей степени способствующая психическому и поведенческому развитию ребенка в данный период его жизни и ведущая развитие за собой.

Каждая ведущая деятельность способствует появлению характерных только для этого возраста качественных особенностей, или новообразований возраста.

11. Понятие возрастного кризиса. Место и роль возрастных кризисов в психическом развитии.

  Возрастной кризис - целостное изменение личности ребенка, регулярно возникающее при смене стабильных периодов.

  В отечественной психологии термин «Возрастной кризис» введен Л.С.Выготским и определен как целостное изменение личности ребенка, регулярно возникающее при смене стабильных периодов. По Выготскому, возрастной кризис обусловлен возникновением основных новообразований предшествующего стабильного периода, которые приводят к разрушению одной социальной ситуации развития и возникновению другой адекватной новому психологическому облику ребенка. Механизм смены социальных ситуаций составляет психологическое содержание возрастного кризиса. Поведенческие критерии возрастного кризиса -- трудновоспитуемость, упрямство, негативизм и др.

  Возрастные кризисы являются необходимыми и закономерными (включая и характерные негативные черты поведения). Исследования показали, что выраженное негативное поведение в отношении к «старой» социальной ситуации в определенной мере обеспечивает полноту готовности действовать в новой социальной ситуации развития.

  Хронологически возрастной кризис определяют границами стабильных возрастов: кризис новорожденности (до 1 мес), кризис одного года, кризис 3 лет, кризис 6-7 лет, подростковый (11 -- 12 лет), юношеский кризис(16-18лет). Кризисы сопровождают и взрослую жизнь человека. Выделяют кризис молодости 23-26 лет, кризис 30-35лет, кризис середины жизни 40-45, кризис пожилого возраста 55-60 лет, кризис старости. 

12. Понятие "возрастные новообразования".

Психологическое новообразование - это:

  • психические и социальные изменения, возникающие 
    на данной ступени развития и определяющие сознание 
    ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю 
    жизнь;
  • обобщенный результат этих изменений, всего психи 
    ческого развития ребенка в соответствующий период, 
    который становится исходным для формирования психи 
    ческих процессов и личности ребенка следующего воз 
    раста.
  • Возрастное развитие, в особенности детское, -- сложный процесс, который в силу рада своих особенностей приводит к изменению всей личности ребенка на каждом возрастном этапе. Для Л.С. Выготского развитие -- это прежде всего возникновение нового. Стадии развития характеризуются возрастными новообразованиями, т.е. качествами или свойствами, которых не было раньше в готовом виде.
 

13. Понятие "социальная ситуация развития".

Источником развития является социальная среда. Каждый шаг в развитии ребенка меняет влияние на него среды: среда становится совершенно иной, когда ребенок переходит от одной возрастной ситуации к следующей. Л.С.Выготский ввел понятие "социальная ситуация развития" -- специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и социальной средой. Взаимодействие ребенка со своим социальным окружением, воспитывающим и обучающим его, и определяет тот путь развития, который приводит к возникновению возрастных новообразований.

14. Понятие "ведущая деятельность".

Понятие "ведущая деятельность" было введено Леонтьевым: деятельность, которая на данном этапе оказывает наибольшее влияние на развитие психики. Ведущая деятельность- это та деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований на данной ступени развития.

Ведущая деятельность, создавая условиядляразвития, обусловливает основные изменения в психическом развитии.

15. Содержание категории психического развития в психологии. Проблема условий и движущих сил психического развития.

  В процессе психического развития у ребенка возникает и формируется деятельность по воспроизведению в себе общественно заданных способностей на ее основе происходит воспроизведение, формирование самих способностей. Это две основные группы процессов, составляющих психическое развитие ребенка.

    Воспитание влияет на психическое развитие ребенка. Работа воспитателя достигает своей цели только тогда, когда он со знанием дела направляет собственную деятельность ребенка как активного участника и субъекта воспитательного процесса.

    Развитие психики человека происходит путем усвоения исторически сложившихся социальных форм деятельности, и в этом развитии имеет место переход от внешних, развернутых, коллективных форм деятельности к внутренним, свернутым, индивидуальным формам ее выполнения. Этот необходимый переход называют процессом интериоризации.   

   Исследования мышления детей 5-7 лет установили, что узловым моментом их умственного развития является возникновение у них наглядно-образного мышления. Старшие дошкольники оперируют в своих рассуждениях конкретными представлениями. Способность к внутренним действиям с представлениями возникает у детей в процессе игры и повседневной жизненной практики. У детей-дошкольников появляются зачатки словесно-речевого мышления.

    С приходом ребенка в школу начальное обучение использует и упражняет те познавательные способности, которые стихийно сложились у него в дошкольном возрасте.

16. Подходы к определению и решению проблемы взаимосвязи обучения и психического развития.

Связь обучения и развития личности

 Обучение   -   это   процесс  взаимодействия   ребенка с идеальной формой, опосредованного взрослым.

К настоящему времени сложились три основные концепции обучения и развития: Э. Торндайка, Ж. Пиаже и Л. С. Выготского.

  1. Э. Торндайк отождествляет процессы развития и 
    обучения. Обучение - это процесс приобретения навы 
    ков, а навыки внутренне связаны с развитием психики.
  2. Ж. Пиаже полагает, что обучение должно идти за 
    развитием. Психическое развитие - прежде всего разви 
    тие интеллекта как перехода от одних стадий к другим. 
    Сам  интеллект - особый  механизм адаптации ребенка 
    к среде, в основе которого лежат ассимиляция и аккомо 
    дация. Их равновесие является целью развития интеллек 
    та, которое имеет собственные внутренние закономерно 
    сти. Именно им должно быть подчинено обучение.
  3. Л. С. Выготский утверждал, что обучение ведет за 
    собой развитие. Он подверг основательному критическо 
    му разбору широко известные в его время положения 
    Ж. Пиаже, К. Коффки, У. Джеймса и рассматривал их как 
    типичные для того времени решения проблемы обучения 
    и развития, когда биологическое созревание психических 
    функций дает возможность обучения  новым  способам 
    действия. Суть точки зрения на связь обучения и разви 
    тия Л. С. Выготского можно выразить так: «хорошо по 
    ставленное обучение идет впереди развития. Обучение 
    строится не только на завершенных циклах, но прежде 
    всего на тех психических функциях, которые еще не со 
    зрели и двигают вперед их формирование».

 Внутреннюю связь обучения и развития Л. С. Выготский отразил в понятии «зона ближайшего развития 
 

В психологии выделяют несколько типов развития.

 Эволюционное развитие - появление нового по сравнению с предыдущим этапом (новообразования возрастных периодов).

Информация о работе Шпаргалка по "Возрастной психологии"