Шпаргалка по "Возрастная психология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 10:08, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Возрастная психология"

Работа содержит 1 файл

Возрастная психология.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

Возрастная психология.

 

Вопрос №1. Предмет  возрастной психологии. Место возрастной психологии в системе научного знания, связь с другими науками.

Развитие психологии можно рассматривать  в двух направлениях: филогенетическое (развитие психики от первобытного строя до современности); онтогенетическое (развитие психики одного человека).  Возрастная психология изучает онтогенетическое направление (от рождения до среднего возраста). Она рассматривает динамику развития психики, изменение межфункциональных связей. Психология личности рассматривает мотивацию и самооценку.

Возрастная психология занимает центральное  место среди естественных, общечеловеческих и технических наук.

Вопрос №2. Актуальные проблемы и задачи возрастной психологии.

1) научное обоснование возрастных норм

2) определение эталонов зрелости  индивида (личности)

3) выявление потенциальных и  актуальных возможностей человека  в разные периоды жизни

4) научное прогнозирование развития  и понимания роли ранних периодов  жизни для психического развития  человека.

Вопрос №4. Методы исследования в возрастной психологии, специфика  их применения при изучении разных возрастных групп.

Метод – это способ в психологии получения психологических фактов.

Психологические факты: 1) определенные факты поведения, в которых проявляются особенности личности

2) акты совместной деятельности  людей = акты взаимодействия.

Классификация методов  возрастной психологии по Ананьеву:

1) Организационные: (сравнительный: + быстрое получение статистических  данных; лонгетюдный – длительное наблюдение, очень долгий; комплексный – совокупность наук, изучается одно явление с разных точек зрения).

2) Имперические (наблюдение  и самонаблюдение; экспериментальные  методы; психодиагностика (тесты); контент-анализ (анализ продуктов деятельности); биографические методы.

(не по Ананьеву) 3) Методы обработки данных: количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, вариантам, описание случаев, как наиболее полно выражающих типы и варианты, так и являющихся исключениями) анализы.

4) интерпретационные методы (генетический и структурный методы). Генетический метод позволяет интерпретировать весь обработанный материал исследования в характеристиках развития, выделяя фазы, стадии, критические моменты становления психических новообразований. Он устанавливает «вертикальные» генетические связи между уровнями развития.

Структурный метод устанавливает  «горизонтальные» структурные связи  между всеми изучаемыми характеристиками личности.

Любое психологическое исследование имеет несколько общих этапов:

1) Подготовительный этап. Собрание  предварительные сведения дают  возможность выдвинуть гипотезу  о каких-либо психологических  закономерностях, которое проверяется  на следующем этапе.

2) Собственно исследование. На этом  этапе путем использования различных конкретных методик получают данные, которые определяются характером поставленной задачи. Для сбора данных используется, как правило, несколько методов в их сочетании.

3) Обработка данных. Производятся  количественный и качественный  анализы данных исследования. В обработке данных выделяются следующие моменты:

- первичный синтез, т.е. анализ  каждого отдельно зафиксированного  факта.

- сравнительный (вторичный) анализ, т.е. выделение тех фактов, которые  повторяются.

- вторичный синтез, т.е. объединение этих фактов, сопоставление их с гипотезой и нахождение их закономерностей.

4) Использование интерпретационных  методов, что позволяет истолковать  полученные данные на основе  психологической теории, выявить  ошибочность гипотезы исследования.

Метод наблюдения. Чтобы успешно наблюдать психическую жизнь детей, нужно выработать умение точно наблюдать все внешние проявления (действия, движения, мимику, речь), а главное правильно истолковывать психологическое значение этих внешних проявлений. Наблюдение обычно проводится в естественных условиях, без вмешательства в ход деятельности ребенка; слова и поступки ребенка тщательно записываются, а затем подвергаются анализу. Запись может быть сплошной и выборочной. Сплошная запись используется, например, при изучении индивидуальных особенностей данного ребенка, его поведения на протяжении дня (как он встает, одевается, играет). Выборочная запись используется там, где нужны не все  проявления психической деятельности, где задача ограничена исследованием какого-либо частного вопроса, например изучение отношения людей определенного возраста к окружающим.

Одна из разновидностей наблюдения – самонаблюдение. Это изучение психики на основе наблюдения за собственными психическими явлениями. Самонаблюдение – это один из вспомогательных методов психологии.

Экспериментальный метод – изучение психического явления, условия проявления и развития которого создаются искусственно, специально, поэтому они могут  строго учитываться и при необходимости  воссоздаваться. Эксперименту, как  правило, предшествует выработка гипотезы, с помощью которой определяется замысел эксперимента и его цель.

Достоинства эксперимента:

- в эксперименте исследователь  не ожидает случайного проявления  интересующих его психических  процессов, а сам создает условия, чтобы вызвать эти процессы у испытуемых.

- исследователь может целенаправленно  изменить некоторые из условий,  в которых протекает психический  процесс, и наблюдать, к каким  это приведет последствиям.

- обязателен строжайший учет  строжайший учет условий протекания эксперимента (какие раздражители были даны и какие были реакции)

- Один и тот же эксперимент  можно провести с большим количеством  испытуемых, что позволяет устанавливать  общие закономерности развития  психических процессов.

В зависимости от того, насколько естественны условия проведения эксперимента, он делится на лабораторный и естественный. Лабораторный эксперимент – исследование психических явлений происходит в искусственный условиях, с применением специальных приборов.

Естественный эксперимент (1910) – испытуемый ставится в заранее подготовленные, но привычные для него условия (например, вместо лабораторного исследования памяти можно провести эксперимент в форме урока, на котором запоминание и воспроизведение какого-либо особого материала будет естественно входить в обычную работу школьника).

В зависимости от степени вмешательства  в протекание психических явлений  эксперимент можно разделить  на констатирующий и формирующий, или  преобразующий (обучающий и воспитывающий). Констатирующий эксперимент в процессе естественной, но специально организованной деятельности выявляет определенные особенности и дает предварительный материал об уровне развития соответствующего качества.

Формирующий эксперимент предполагает целенаправленное воздействие на ученика в целях формирования у него определенных качеств.

В экспериментальных исследованиях  детской психологии определенное значение имеет «близнецовый метод».

Также эксперимент делится на исследовательский  и испытательный (тесты).

Социометрический метод (анкета). Анкета – метод сбора статистического материала путем прямого опроса испытуемых.

Беседа и изучение продуктов  деятельности. Успешность беседы зависит  от степени ее подготовленности (наличие  четкого плана беседы, учет возрастных и индивидуальных особенностей ученика) и от искренности даваемых ответов.

 

 

Вопрос №5. Зарубежные теории психического развития.

Биологизаторский подход к развитию психики ребенка. Представители этого подхода утверждали, что судьба ребенка определяется врожденными особенностями, и объясняли развитие психики биогенетическим законом. В его основу была положена идея спонтанности (самопроизвольности) психического развития ребенка, т.е. независимости от воспитания. Воспитание они рассматривали лишь как внешний фактор, способный либо затормозить, либо ускорить процесс выявления некоторых природных, наследственно обусловленных психических качеств.

Американский психолог С. Холл, опираясь на биогенетический закон, утверждал, что каждый ребенок в своем  индивидуальном развитии повторяет  этапы истории человеческого рода. Поэтому нужно дать ему возможность беспрепятственно изживать первобытные инстинкты. Развитие, таким образом, это пассивное, от воли людей не зависящее вызревание, так что для каждого человека предопределен предел его развития. Психическое развитие рассматривался как процесс созревания, его решающим показателем признавался темп, быстрота развертывания заложенных способностей. При нормальном темпе ребенок на каждой возрастной ступени должен достигнуть определенного умственного уровня, который определялся статистическими подсчетами и выводился как норма для каждого возраста.

Немецкий психолог К. Бюлер. В своих  работах он дает большой фактический  материал по развитию восприятия ребенка, рассматривает проявления фантазии детей в игровой деятельности, анализирует особенности детского мышления и речи, их своеобразие на отдельных возрастных этапах. Однако, делая попытку создать единую теорию развития психики ребенка, Бюлер опирается на закономерности, заимствованные из биологии. Он выделяет определенные ступени психического развития детей: инстинкт, дрессуру, интеллект, которые проходит каждый в процессе онтогенетического развития. Одна ступень надстраивается над другой чисто механически. Смешение биологических и социальных показателей развития психики приводит К. Бюлера к переоценке одних фаз и недооценке других. Ученый считает, что детская психология – это в основном психология младенческого возраста, когда вызревают биологические функции психики, выделяемые им как центральные в детской психологии. Социальное влияние на ритм психического развития не учитывается. Т.о., попытка Бюлера исчерпать содержание детской психики только биологическими функциями является несостоятельной.

Э. Клапаред придавал большое значение в поведении ребенка интересам, мотивам, потребностям. Ученый глубоко изучил особенности детского мышления, выделив ряд закономерностей, в частности положение о синкретичности (слитности) первоначальных обобщений, о соотношении осознания ребенком различия и сходства.

Социологический подход к развитию психики ребенка. В конце 19 – начале 20 века сильно обострились социальные противоречия в мире (кризисы, войны, подъем рабочего движения). Этот период характеризуется повышенным интересом к изучению социальных явлений и развитием теорий социологического направления в психологии. В этих теориях развитие ребенка рассматривается  как результат прямых воздействий окружающей его социальной среды.

Э. Дюркгейм (основоположник французского течения). По его мнению, психическое  развитие – это впитывание, усвоение верований, чувств других людей. Воспринятые извне мысли и эмоции определяют характер душевной деятельности людей. Развиваясь, ребенок должен усвоить накопленный человеческий опыт, традиции и обычаи. Это происходит благодаря подражанию, которое имеет в обществе такое же значение, как наследственность в биологии, со способностью к подражанию ребенок рождается.

П. Жане интересовал вопрос о соотношении  биологического  и социального  в развитии психики. Он считал, что  психика человека социально обусловлена и что ее развитие заключается в формировании системы многообразных связей с природой и обществом. Под связями он понимал действия, которые есть как не что иное, как формы отношения человека к миру. Среди них наиболее значимы социальные действия, выражающиеся в отношениях сотрудничества. Внешние взаимодействия между людьми являются, по мнению ученого, принципом развития психики каждого человека. Основываясь на этих положениях, П. Жане выделяет 4 уровня психического развития ребенка:

1) Первый уровень характеризуется развитием моторных реакций (приближения и удаления), где значимыми для дальнейшего развития являются не сами реакции, а их социальная обусловленность.

2) Второй уровень – развитие  перцептивных действий, здесь формируется  устойчивость восприятия предметной действительности. На основе такого восприятия возникают отсроченные действия, что способствует развитию памяти, функция которой состоит в сообщении запоминаемого другому человеку.

3) Третий уровень – социально-личностный, т.е. такой, когда ребенок может согласовывать свои действия с действиями другого человека. Этому моменту П. Жане придавал большое значение: если на более ранних этапах поведение ограничивается простыми формами взаимопомощи, то теперь оно становится социальным.

4) Четвертый уровень – интеллектуально-элементарное поведение. На этом уровне развивается речь, с помощью которой он проговаривает совершаемые действия, так как окружающие требуют от него отчета. Овладение речью создает условия для развития мышления детей.

Информация о работе Шпаргалка по "Возрастная психология"