«Речь»

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 22:21, реферат

Описание работы

Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы, правила и т.п.) Без письменной речи человек был бы лишен возможности узнать, как жили, что думали и делали люди предыдущих поколений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..……..3
1. Понятие речи…………………………………………………………..…….. 3
2. Виды речи. ……………………………………………………………..……..6
2.1 Внешняя речь. ………………………………………………………...……..7
2.2 Внутренняя речь. ………………………………………………………..….12
3. Функции речи. ………………………………………………………………..14
4. Развитие речи у ребёнка……………………………………...........................17
Заключение……………………………………………………………………… 22
Список используемой литературы……………………..…………………….…24

Работа содержит 1 файл

реферат по психологии.docx

— 53.32 Кб (Скачать)

     Большие возможности для речевого общения предоставляют игры детей, их труд. Ролевые игры «в семью», «в детский сад», «в магазин», позднее -- «в школу», а также на военную тематику закрепляют навыки разговорной речи, знакомят с профессиональной лексикой.

       Существует звуковая культура речи, её понятие широко и своеобразно. Она включает:

- качества, характеризующие  звучащую речь (звукопроизношение,  дикция и т. д.),

- элементы звуковой  выразительности речи (интонация, темп и др.),

- двигательные  средства выразительности (мимика, жесты),

- элементы культуры  речевого общения (общая тональность  детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора).

      Составные компоненты звуковой культуры -- речевой слух и речевое дыхание -- являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи.

Звуковая сторона  языка усваивается ребенком постепенно.

    Особенно важно чистое звукопроизношение, так как правильно слышимый и произносимый звук -- основа обучения грамоте, правильной письменной речи.

       Способность общаться, познавать мир, способность планировать свои действия формируется у ребенка по мере развития его мозга, но сам процесс развития в большой степени зависит от тренировки, т. е. от постоянного реагирования на уже усвоенные им слова.

 

Заключение

    В контрольной работе было дана общая характеристика речи, описаны виды речи и кратко ознакомились с развитием речи у ребёнка, описала развитие речи у ребёнка в этапах, функции речи ребёнка, звуковую культуру речи и что она включает, разговорную речь.

     Речь - это, сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей, форма общения, опосредованная языком.

      Речь - это средство общения, необходимое прежде всего для вовлечения субъекта в социальную среду. Именно благодаря речи формируются первые связи между матерью и ребенком, устанавливаются основы социального поведения в группе детей, и, наконец, именно через речь и язык культурные традиции в значительной степени влияют на наш образ мыслей и действий.

   Речь - это действительно важное средство, к которому прибегает человек, когда ему нужно разумно аргументировать свое отношение к разным жизненным проблемам. Однако это лишь второстепенная функция речи. Только немногие люди занимаются одним тем, что логически мыслят, а с помощью речи лишь выдают результат своих размышлений. Для большинства же речь - в основном способ передавать информацию, размышлять над жизненными явлениями и внутренними состояниями или просто получать удовольствие от разговора.

   В психологической науке речь понимается как система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации; процесс материализации мысли. Важно отличать речь от языка. Их основное различие заключается в следующем. Язык - это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значения и смысл. Если язык - объективная, исторически сложившаяся система кодов, предмет специальной науки - языкознания (лингвистики), то речь является психологическим процессом формирования и передачи мысли средствами языка. Как психологический процесс речь является предметом раздела психологии, называемым "психолингвистикой".

         Выделяются следующие признаки речи:

выражает психологические  особенности отдельно взятого человека;

наиболее совершенная, присущая человеку деятельность, передающая мысли и чувства.

       Речь также понимается как совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же звучание, что и соответствующая им система письменных знаков. Знак - символ или объект, служащий заменителем другого объекта.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список литературы

  1. Богдасорова С. К., Сарамыгин С. И., Столяренко Л.Д. Психология и педогогика. - Москва: ИКЦ «Март», Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2006. - 320 с. (Серия «Среднее профессиональное образование)
  2. Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2005. - 583 с.: ил. - (Серия «Учебник нового века»)
  3. Рогов Е. И. Классическая социальная психология: учебное пособие для студентов вузов / Под общей редакцией Е. И. Рогова. - Москва: ИКЦ «Март», Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2008 - 416 с. (Серия «Учебный курс»)
  4. Психология и педагогика: Краткий конспект курса лекций — СПб.: ООО «издательство «Альфа»», 2001. — 304с.
  5. Основы психологии. Издание третье переработанное и дополненное. Серия «Учебники учебные пособия». Ростов—на— Дону: «Феникс», 2000. — 672с.

     6)  Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др. — М.: ИНФРА-М, Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. С. 63-72.

      7) Психология и педагогика. Учебное пособие. / под ред. С.А.     Хмелевской. — М.: ПЕРСЭ, ЛОГОС, 2002 С. 75-80.

      8) С.Л.Рубинштейн «Основы общей психологии» - СПб: Издательство "Питер", 2000.

      9) Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. «Психология и педагогика для технических вузов»: Издательство «Феникс», 2004.

    10) Реан А., Бордовская Н., Розум С. «Психология и педагогика: Учебник для вузов» - 432с., 2004.

Информация о работе «Речь»