Психологическая помощь семье с неуспевающими младшими школьниками

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 16:49, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы ставилось изучение понятия школьной неуспеваемости, психологических особенностей неуспевающих младших школьников, причин возникновения и путей преодоления данной проблемы.

Трудности в усвоении детьми школьной программы являются одной из самых больных проблем для педагогов, родителей, психологов и самих неуспевающих школьников.

Содержание

Оглавление
Введение
Теоретическая часть
Понятие школьной неуспеваемости
Психологическая характеристика неуспевающих младших школьников
Виды неуспеваемости
Причины неуспеваемости
Психологическая помощь семье с неуспевающими младшими школьниками
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Неуспевающие школьники 2.doc

— 126.50 Кб (Скачать)

  Имеются попытки построить типологию  на иных основаниях, в частности  на характеристиках учебного труда  учащихся и структуре их личности. Такой подход можно обнаружить у  П. П. Блонского, который, составляя общую типологию школьников, выделил и типы неуспевающих. Это, во-первых, тип, названный им «плохой работник». Его чертами являются следующие:

  1) задания  воспринимает невнимательно, часто  их не понимает, но вопросов учителю не задает, разъяснений не просит;

  2) работает  пассивно (постоянно нуждается в  стимулах для перехода к очередным видам работы);

  3) не подмечает  своих неудач и трудностей;

  4) не имеет  ясного представления цели, не  планирует и не организует  свою работу;

  5) либо  работает очень вяло, либо снижает темп постепенно;

  6) индифферентно  относится к результатам работы.

  Указанные черты неуспевающего школьника, поскольку они характеризуют  его деятельность в учебном процессе, могут быть использованы в определении  неуспеваемости. Другой выделенный тип назван патологическим — это эмоциональные, часто имеющие неудачи в учении школьники, встречающие специфическое к себе отношение окружающих. Они заявляют «не могу» до начала работы, нуждаются в одобрении со стороны окружающих, тяжело переносят трудности и неудачи. В данном случае выделенные черты носят скорее психологический, нежели дидактический, характер.

  Психологическую типологию неуспеваемости дает Н.И. Мурачковский: за основу в данном случае взят характер взаимоотношений наиболее существенных сторон личности школьников.

  Деление неуспевающих школьников на типы можно  осуществить в зависимости от характера соотношения двух основных групп свойств личности школьников:

  1. Особенности мыслительной деятельности, связанные с обучаемостью.
  2. Направленность личности школьника, определяющая его отношение к учению.

  На этой основе выделено три типа неуспевающих школьников:

  1. Неуспевающие учащиеся, для которых характерно низкое качество мыслительной деятельности при положительном отношении к учению и сохранении позиции школьника.
  2. Учащиеся с относительно высоким уровнем развития мыслительной деятельности при отрицательном отношении к учению и частичной или полной утрате позиции школьника.

  3.Неуспевающие, для которых характерно низкое  качество мыслительной деятельности при отрицательном отношении к учению.

  Первый  тип неуспевающих школьников.

  Для всех школьников этого типа характерна низкая обучаемость, связанная со сниженным  уровнем мыслительных операций. Слабое развитие процесса мышления (анализа, синтеза, сравнения, обобщения и конкретизации) вызывает серьезные трудности в усвоении учебного материала, которые способствуют возникновению у школьников упрощенного подхода к решению мыслительных задач. При таком подходе учащиеся часто избегают умственной работы, в результате чего происходит задержка умственного развития и не формируются навыки учебной работы.

  Неуспех в учебе и неумение работать вместе с классом не являются для них  источником конфликта, так как в  силу ограниченности своих познавательных возможностей свое отставание они правильно видят в неспособности усваивать отдельные предметы наравне со всеми. Школьники этого типа охотно принимают помощь учителей и товарищей.

  Второй  тип неуспевающих школьников.

  Учащиеся  этого типа в школу приходят с  хорошей интеллектуальной подготовкой, с желанием хорошо учиться. Однако на качестве их учебной работы отражается, прежде всего, то, что они привыкли заниматься только тем, что им нравится при отсутствии более широкой и устойчивой мотивации в учебном труде эти ученики избегают активной умственной работы по предметам, усвоение которых требует систематического и напряженного труда (языки, математика), задания по устным предметам усваивают поверхностно. В процессе такой работы у них не формируются навыки учения, умения преодолевать трудности. Наряду с этим у них складывается определенный подход к работе: небрежное ее выполнение, низкий темп. У школьников второго типа неуспех в учении неизбежно ведет к конфликту. Он возникает в связи с противоречием между их более широкими интеллектуальными возможностями и слабой реализации этих возможностей, что объясняется отсутствием навыков самостоятельной учебной работы. Это определяет отрицательное отношение к учению, и ведет к отрыву от классного коллектива, что может стать причиной возникновения отрицательной моральной направленности.

  Третий  тип неуспевающих школьников.

  Для этого  типа, как и для первого характерна низкая обучаемость. У этих школьников весьма отчетливо проявляется узость мышления.

  Слабое  развитие мотивационной стороны познавательной деятельности проявляется в отсутствии познавательных интересов, в характере общей направленности личности. Совокупность этих качеств определяет отрицательное отношение к знаниям, к школе, учителям, а также стремление оставить школу. Общее отрицательное отношение определяет интересы этой категории. В школе их больше всего привлекают такие предметы как физкультура, уроки труда.

  Внимание  исследователей сосредоточено в  основном на сформировавшейся, фиксированной неуспеваемости, и главной целью выступает изучение ее причин.  

  
  1. 4. Причины неуспеваемости

В основе неуспеваемости в школе всегда лежит не одна причина, а несколько, и часто они действуют  в комплексе. Среди них можно  обозначить: несовершенство методов  преподавания, отсутствие позитивного контакта с педагогом, страх оказаться лучше других учеников, высокая одаренность в какой-либо конкретной области, несформированность мыслительных процессов и т. д.

  Классификации причин.

  Однако  имеются попытки тем или иным образом сгруппировать причины неуспеваемости. Так, например, А. М. Гельмонт, поставил задачу соотнести причины неуспеваемости с ее категориями. Им выделены причины трех категорий неуспеваемости: глубокого и общего отставания (I категория), частичной, но относительно устойчивой неуспеваемости (II категория), эпизодической неуспеваемости (III категория).

  В качестве причин I категории отмечены: низкий уровень предшествующей подготовки ученика; неблагоприятные обстоятельства разного рода (физические дефекты, болезнь, плохие бытовые условия, отсутствие заботы родителей); недостатки воспитанности ученика (лень, недисциплинированность), его слабое умственное развитие.

  Для II категории  указаны: недоработка в предыдущих классах, недостаточный интерес ученика к изучаемому предмету, сложности в преодолении трудностей.

  Для III категории  выявлены: недостатки преподавания, непрочность  знаний, слабый текущий контроль; неаккуратное посещение уроков, невнимательность на уроках, нерегулярное выполнение домашних заданий.

  Некоторые попытки сгруппировать причины неуспеваемости больше отвечают теоретическим требованиям. В частности, представляет интерес схема П. П. Борисова. В ней рассматриваются три группы причин неуспеваемости:

  I. Общепедагогические  причины.

  II. Психофизиологические  причины.

  III. Социально-экономические и социальные причины.

  Причины I группы порождаются, как считает  автор, недостатками учебно-воспитательной работы учителей. Соответственно эти причины делятся на дидактические (нарушение принципов и правил дидактики) и воспитательные (главным образом недооценка внеклассной и внешкольной работы с детьми). Вторая группа причин обусловлена нарушениями нормального физического, физиологического и интеллектуального развития детей.

  Причины III группы, отмечает П. П. Борисов, непосредственно не зависят от воли учителей и учащихся. К ним он относит слабую материально-техническую базу школы, низкий уровень дошкольного воспитания детей, не разработанность проблем языка обучения, домашние условия жизни учащихся, культурный уровень родителей, отношения в семье, нехватку учителей.

  В данной классификации внутреннее по отношению  к учащемуся причины (состояние  здоровья, особенности психики) отчленены  от внешних (школьные условия, социальные условия); условия обучения отделены от более широких социальных условий. Однако здесь имеется непоследовательность. Психофизиологические причины также мало зависят от воли учителей и учащихся, как и причины социальные. С другой стороны, неверно связывать недостатки учебно-воспитательной работы только с деятельностью учителя.

  Немаловажное  значение имеет и влияние семьи. В литературе посвященной причинам неуспеваемости, влияние семьи изучено  довольно глубоко. Отмечаются такие  частые причины неуспеваемости и  отсева, как разлад в семье или  ее распад, грубость отношении, алкоголизм антиобщественное поведение родителей. Вскрыты и такие причины, как равнодушие родителей к детям и к их образованию ошибки в воспитании, неумелая помощь детям.

  Выяснено, что для отстающих детей в  отношении к ним родителей  важна поддержка внимание, ласка, для способных же главное—положительное отношение родителей к образованию. Наблюдения за учащимися в школе, беседы с ними, учителями и родителями привели к выводу, что среди недостатков семейного воспитания, отрицательно влияющих на успешность учения школьников, неправильное стимулирование учения детей — немаловажный момент. Родители в большинстве случаев интересуются учением детей и их успехами, но следят в основном за отметками. Сущность образованности и ценность школьных знаний и умений для становления ребенка как человека, как активного члена общества, как-то отходит на задний план, детей не спрашивают, что было интересного в школе, что нового они узнали, каких успехов достигли, не спрашивают о том, довольны ли они своей работой и довольны ли ими учителя. От того, что родители не вникают в содержание деятельности детей, они не могут, естественно, судить о ее качестве (видят только количество—много или мало сидит ребенок за уроками, хорошие или плохие отметки получает), поэтому они не только не содействуют воспитанию у детей адекватной самооценки, но часто и мешают этому. Одни родители мешают тем, что вольно или невольно создают у детей заниженную или завышенную самооценку, сами вступают в конфликты со школой на этой почве. Заниженную оценку создают те родители, которые, желая в душе, чтобы их дети были самыми лучшими, самыми способными, и, видя отдельные неудачи детей, попрекают их:

  «Ну вот, опять ты хуже всех, опять не сумел  на «пятерку» написать работу»,«Ничего из тебя не выйдет, тупой ты у меня, не то, что другие дети» и т. п. Другие, поддерживая завышенную самооценку сына или дочери, всегда готовы согласиться с тем, что в школе его (её) не оценили по достоинству. Не разобрав сути дела, такие родители приходят в школу, только чтобы предъявить претензии учителям.

4. Психологическая помощь семье

  Во-первых, необходимо постоянно проводить  педагогическую диагностику. Родителям необходимо наладить отношения с педагогами в школе и совместно бороться с проблемой неуспеваемости ребенка. Вражда и взаимные претензии здесь не помощник. Необходимо, чтобы родители договорились с учителем и попросили его со своей стороны  систематически контролировать и оценивать результаты обучения, своевременно сообщать родителям о возникших пробелах. Обговорить с педагогами подход к их ребенку. Здесь возможно попросить несколько уменьшить нагрузку на время. Сами же родители в свою очередь должны так же контролировать ребенка дома. Но здесь очень важно, что контроль это не наказание и ежедневный допрос «ну что, есть двойки?», а беседы с ребенком, оказание ему помощи в выполнении заданий по необходимости, а главное эмоциональная поддержка, организация совместного отдыха, чтобы ребенок чувствовал, что он интересен родителям не только своими оценками, но и как член семьи. Чтобы чувствовал заботу и любовь своих родителей. Важно, чтобы ребенок так же понимал, что родители разделяют его интересы. Здесь не должно быть запретов, важно, чтобы родители аккуратно выходили из конфликтных ситуаций. Должны быть умнее и не идти на провокации своего ребенка. Необходим контроль со стороны родителей в том смысле, что родители не просто отправили ребенка в свою комнату, заниматься, чем он захочет, а помогли ему найти интересное, но полезное занятие, а лучше совместно с родителями. Таких детей необходимо не только «тыкать» ребенка в уроки и требовать постоянно что-то читать, учить или считать, необходимо помочь родителям найти способ взаимодействия с ребенком. Может быть, это будет совместная игра, может быть просто частые беседы, совместный просмотр кино или мультфильма, совместные культурные мероприятия – походы в музеи, театры, путешествия или прогулки. Родителям необходимо дать понять, что ребенок должен быть ребенком и ждать от него, что его единственным интересом будет учеба неправильно, нужно помочь родителям видеть в ребенке не раздражитель, а маленького человечка, нуждающегося в общении и любви.

  Применяются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником. Педагогическая терапия - меры по устранению отставаний в учебе. В отечественной школе это дополнительные занятия. Можно предложить родителям обратиться к репетитору, если они сами не в силах помочь ребенку и подтянуть его по программе. 
 
 
 
 
 

Информация о работе Психологическая помощь семье с неуспевающими младшими школьниками