Психологическая помощь семье с неуспевающими младшими школьниками

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 16:49, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы ставилось изучение понятия школьной неуспеваемости, психологических особенностей неуспевающих младших школьников, причин возникновения и путей преодоления данной проблемы.

Трудности в усвоении детьми школьной программы являются одной из самых больных проблем для педагогов, родителей, психологов и самих неуспевающих школьников.

Содержание

Оглавление
Введение
Теоретическая часть
Понятие школьной неуспеваемости
Психологическая характеристика неуспевающих младших школьников
Виды неуспеваемости
Причины неуспеваемости
Психологическая помощь семье с неуспевающими младшими школьниками
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Неуспевающие школьники 2.doc

— 126.50 Кб (Скачать)

  В качестве элементов неуспеваемости выступают  следующие недостатки учебной деятельности школьника:

  1) не владеет  минимально необходимыми операциями творческой деятельности;

  2) не стремится  получать новые знания теоретического характера;

  3) избегает  трудностей творческой деятельности;

  4) не стремится  к оценке своих достижений;

  5) не стремится  расширять свои знания, совершенствовать  умения и навыки;

  Указанные черты составляют признаки понятия «неуспеваемость» для тех учебных предметов, в которых ведущая роль принадлежит деятельности творческого характера, основанной на знаниях, умениях и навыках.

  Неуспеваемость, как итог, характеризуется наличием всех элементов. В процессе же обучения могут возникнуть отдельные ее элементы, они-то и предстают как отставания.

  Выделение признаков отставания требует анализа  процесса обучения.

  Способы обнаружения отставаний представляют собой своеобразное сочетание средств  наблюдения и контроля. Важно также  отметить, что способы обнаружения признаков отставаний не привносятся в учебный процесс извне, они изыскиваются в нем самом, выбираются из числа необходимых в обучении действий учителя и учащихся.

  Основными способами обнаружения отставаний служат: наблюдение за реакциями учащихся на трудности в работе, на успехи и неудачи; вопросы учителя или его требования сформулировать то или иное положение; обучающие самостоятельные работы в классе. При проведении самостоятельных работ учитель получает материал для суждения как о результатах деятельности, так и о ходе ее протекания. Он наблюдает за работой учащихся, выслушивает и отвечает на их вопросы, помогает. 

  3.2 .Психологическая характеристика неуспевающих

  школьников

  Для всех неуспевающих школьников характерна, прежде всего, слабая самоорганизация в процессе учения.

  Неуспевающие  учащиеся не умеют учиться. Они не хотят или не могут осуществлять логическую обработку усваиваемой  темы. Эти школьники на уроках и  дома работают не систематически, а  если оказываются перед необходимостью подготовить урок, то либо делают это наспех, не анализируя учебного материала, либо прибегают к многократному чтению его с целью заучивания наизусть, не вникая в сущность заучиваемого. Эти учащиеся не работают над систематизацией усваиваемых знаний, не устанавливают связей нового материала со старым. Вследствие этого знания неуспевающих имеют бессистемный, фрагментарный характер. За этим обязан следить воспитатель в группе продленного дня, если ребенок остается в школе после уроков, и родители.

  Такой подход к учению приводит к систематической  интеллектуальной недогрузке, что в  свою очередь ведет к значительному  снижению темпов умственного развития этих школьников и еще больше усиливает  их отставание от одноклассников. Не говоря уже о снижении уверенности в себе у этих детей и развитие комплексов в дальнейшем. Они начинаются бояться отвечать, тянуть руку, выходить к доске, высказывать свое мнение. Они боятся ошибиться и опасаются насмешек со стороны сверстников.

  Низкая  самоорганизация неуспевающих школьников проявляется также в низком уровне овладения такими психическими функциями как память, восприятие, воображение, а также в неумении организовать свое внимание, как правило, на уроках неуспевающие школьники невнимательны. Воспринимая учебный материал, они не стремятся воссоздать его в виде образов, картин.

  Педагогам школ хорошо известно, что дети, стойко не усваивающие школьную программу, имеют отрицательные особенности характера и нарушения поведения. Всестороннее исследование особенностей психического развития неуспевающих школьников - диагностический психологический эксперимент, подробное биографическое изучение, наблюдение за поведением на уроках и во внеурочной деятельности, беседы с родителями и учителями - позволило выявить ряд условий, способствующих формированию искажений в развитии личности детей.

  Первым  и наиболее важным фактором становление  отрицательных черт характера является нежелание учиться, отвращение неуспевающего  ребенка к всякого рода учебной  работе. Стойкие трудности в усвоении материала, постоянное чувство неуспеха естественно приводят к тому, что такие дети избегают самого процесса приготовления уроков, рвут тетради, прячут учебники, плачут в ответ на школьные требования. Они начинают прогуливать занятия, обманывать, говорить, что “ничего не задано”, а в школе - что “забыл книги дома” и т.д. В этих поступках начинает просматриваться эмоциональное искажение, зачатки отрицательных черт характера уже в первые шесть месяцев, в течение первого года обучения. Такие особенности поведения формируются очень быстро и уже ко второму полугодию такие дети очень заметны в школе.

  К этому  времени (то есть ко второму классу) присоединяется следующий фактор - конфликтные отношения с учителями. На первый взгляд кажется, что эти  отношения носят негативный характер, даже складывается мнение о предвзятом отношении педагогов к неуспевающим детям. Учителя грубо к ним обращаются, кричат на них, делают замечания в оскорбительной форме, жалуются родителям, обсуждают друг с другом в открытой форме, при других школьниках. В тоже время, беседы и тщательное наблюдение позволяют понять, что такое поведение учителей вызвано беспомощностью, неумением работать с такими детьми, особым вниманием к ним, минимальными успехами в учебе. Здесь используются все доступные средства. Повышенным тоном, нотациями педагоги пытаются привлечь внимание слабоуспевающих учеников, включить их в учебную работу, заставить заниматься.

  Стойкая конфликтная ситуация приводит к  тому, что и неуспевающие дети через  короткое время начинают дерзить в ответ, грубить учителю, демонстративно уходить с уроков, срывать учебный процесс. У неуспевающих школьников возникают и закрепляются разнообразные отрицательные черты характера - конфликтность, злобность, аффективная возбудимость.

  Аналогичные проблемы возникают у стойко неуспевающих детей по отношению к родителям. Поведение родителей является еще более сложным и противоречивым. Чаще всего родители неуспевающих учеников имеют претензии к школе, обвиняют учителей (“они плохо учат”), учебную программу, но при наблюдении в неформальной обстановке отчетливо видно, что эти же родители постоянно упрекают детей именно учебными проблемами. Уставших детей сажают сразу после школьных занятий учить домашние задания, нанимают репетиторов, часто применяют физические наказания, кричат и т.д. Тем самым родители окончательно теряют доверие своих детей, постоянными конфликтами усугубляют домашнюю обстановку. Дети всячески врут, пытаясь выкрутиться из создавшейся ситуации. Это происходит уже к концу третьего класса.

  А если к этому еще добавить занятость родителей и отсутствие внимания к детям, то ко всем уже перечисленным проблемам можно будет добавить еще одну – дети чувствуя свою «брошенность», невнимание со стороны родителей, специально начинают плохо учится, не делать уроки на продленке, чтобы дома родители, пусть и крича и сердясь, но все таки пообщались с ними. С этим я сталкивалась лично в своей работе.

  В младшем  школьном возрасте хорошо видно, что  отрицательные черты характера, нарушения поведения формируются  отставлено во времени, с интервалом полгода после трудностей обучения, конфликтов с учителями и родителями.

  Естественно, что после конфликтов с учителями  и родителями неуспевающие дети сами становятся агрессивными, драчливыми, неуправляемыми, злобными и по отношению к сверстникам. Заметно, что в первых классах более развитые и умные сверстники (видя как к неуспевающим относятся учителя и родители), также начинают демонстрировать при всяком удобном случае свою неприязнь. Это выражается более тонко, в виде издевок, обидных прозвищ, игнорирования слабоуспевающих учеников. Ответные реакции неуспевающих детей возникают несколько отставлено во времени (через 6 месяцев - 1 год), но они очень грубо проявляются. Неуспевающие школьники дерутся, нецензурно бранятся, воруют, пропускают школьные занятия. Уже к четвертому классу все поведение этих детей пронизано отрицательными чертами характера.

  Особенности личности школьников перешедших в IV класс, такие, как недисциплинированность, безответственность, слабая воля, отсутствие трудолюбия, отмечаемые как причины  неуспеваемости, составляют условия  и для возникновения отставания. Все эти черты связаны в известной мере с возрастными особенностями. Невыполнение самостоятельной, работы отказ отвечать на вопросы учителя, отвлечения на уроке могут быть вызваны недисциплинированностью, безответственным отношением к делу. Слабая воля, отсутствие трудолюбия вызывают такие элементы отставания, как стремление избежать трудностей, пассивность при столкновении с ними. Эти же особенности личности школьников могут стать причиной небрежного выполнения работы, и в частности того, что ученик не использует известные ему способы самоконтроля. Этому может способствовать и характерная для данного возраста некоторая переоценка своих возможностей, неумение здраво оценить трудности предпринятой работы. Настроившись на быстрое и легкое завершение работы, не предвидя затруднений, ученик сравнительно легко отказывается от усилий, как только встречает трудности. Терпения и выдержки еще недостаточно.

  Одной из предпосылок, вызывающих отставание, является наклонность к внеучебным занятиям и увлечениям. Если раньше эту проблему относили лишь к подростковому возрасту, то сейчас она имеет место быть уже в младшем школьном возрасте. Это связано с тем, что родители, занятые на работе, пытаются освободить себя вечерами от занятий со своими детьми, они предпочитают отправить ребенка в свою комнату смотреть телевизор, сидеть за компьютером или играть в электронные игрушки, вроде PSP. Как следствие, ребенок, увлеченной такой игрой, уже не может самостоятельно отвлечься и заняться чем-то полезным и нужным, вроде выполнения домашнего задания или повторением материала, а так же чтением книг. Если родители вовремя не отреагируют и не проконтролируют этот процесс, мы снова столкнемся в данном случае с неуспеваемостью такого ребенка.

  При эпизодической  неуспеваемости и в случаях отставания характерно равнодушие к школе. Ученик воспринимает учебные занятия как неизбежную повинность, выполняет требования учителей, участвует в какой-то степени в работе и проявляет даже иногда активность, но все это только для того, чтобы не иметь неприятностей, не привлекать к себе внимание взрослых. У такого ученика сформировалась довольно стойкая позиция в отношении школы и уроков: он уверен, что все это скучно, что это нужно старшим, а ему лично не нужно.

  3.3. Виды неуспеваемости

  Материал  по этим вопросам имеется в целом ряде работ. А. А. Бударный различает, например, два вида неуспеваемости. Он указывает, что неуспеваемость есть понятие условное, конкретное содержание которого зависит от установленных правил перевода учащихся в следующий класс. Поскольку в школе переводят в следующий класс тех, кто удовлетворяет минимуму требований, соотносящихся с баллом «3», то неуспеваемость выражается оценками «2» и «1». Эта та «абсолютная» неуспеваемость, которая соотносится с минимумом требований. Выдвигают и другое понятие, соотнесенное не только с минимумом требований, но и с возможностями отдельных учащихся. Это так называемая относительная неуспеваемость — недостаточная познавательная нагрузка тех учащихся, которые могли бы превысить обязательные требования.

  Определение видов неуспеваемости содержится и в работе А. М. Гельмонта, который выделил три вида неуспеваемости в зависимости от количества учебных предметов и устойчивости отставания: 1 - общее и глубокое отставание - по многим или всем учебным предметам длительное время; 2 - частичная, но относительно стойкая неуспеваемость - по одному - трем наиболее сложным предметам (как правило, русский и иностранный языки, математика); 3 - неуспеваемость эпизодическая - то по одному, то по другому предмету, относительно легко преподаваемая.

  Во всех случаях А. М. Гельмонт имеет в  виду фиксированную неуспеваемость: к неуспевающим он относит тех  учащихся, которые «приходят к  концу четверти с грузом неудовлетворительных оценок»

  По тем  же критериям выделяет виды неуспеваемости и Ю.К. Бабанский. Здесь также в основном имеется в виду фиксированная, сложившаяся неуспеваемость, виды которой связываются автором с порождающими ее причинами.

  Как путь проникновения в сущность неуспеваемости можно рассматривать и выявление  типов неуспевающих школьников.

  Хотя неуспевающие школьники имеют общие черты, они существенно отличаются друг от друга. В практике повседневной работы с ними в каждом конкретном случае неуспеваемости мы встречаемся с  совершенно новыми особенностями, требующими поисков новых путей индивидуального подхода. Тип неуспевающего школьника характеризуется своеобразным сочетанием важнейших свойств личности, сложившихся в результате длительной неуспеваемости, которая определяет его достижения в учебной работе.

  В основу типологии неуспевающих школьников многие авторы кладут изученные ими причины неуспеваемости. Так поступает, в частности, Л. С. Славина: типы неуспевающих выделяются ею по доминирующей причине. Одну группу неуспевающих составляют те учащиеся, у которых отсутствуют действенные мотивы учения, другую – дети со слабыми способностями к учению, третью – с неправильно сформировавшимися навыками учебного труда и не умеющие трудиться. Тот же метод используют А. А. Бударный, Ю. К. Бабанский и некоторые другие авторы. Знаний о внутреннем строении неуспеваемости такого рода типологии не дают.

Информация о работе Психологическая помощь семье с неуспевающими младшими школьниками