Психические процессы: внимание

Автор: Викуля Наум, 14 Октября 2010 в 15:56, контрольная работа

Описание работы

Определение и признаки внимания

Содержание

1. Определение и признаки внимания
2. Основные свойства внимания
3. Функции и виды внимания
4. Психологические теории внимания
5. Этапы развития внимания у человека
Заключение

Работа содержит 1 файл

внимание.doc

— 79.00 Кб (Скачать)

        д) Отвлекаемость – это или  внешнее торможение, вызванное посторонними  раздражителями, или продолжительное  действие одного и того же  раздражителя.

        е) Переключение внимания состоит  в перестройки внимания, в переносе  его с одного с одного объекта  на другой.

      Виды  внимания.

        Размечаются три вида внимания: непроизвольное, произвольное и  послепроизвольное. 

      1) Непроизвольное внимание – непроизвольно,  само собой возникающее внимание, вызванное действием сильного, контрастного  или нового, неожиданного раздражителя или значимого и возвышающего эмоциональный отклик раздражителя. В психологической литературе употребляют несколько синонимов для обозначения непроизвольного внимания. В некоторых исследованиях его называют пассивным, в других эмоциональным. Оба синонима помогают раскрыть особенность непроизвольного внимания. Когда говорят о пассивности, то оттеняют зависимость непроизвольного внимания от объекта, который его привлёк, и подчёркивают отсутствие усилий со стороны человека, направленных на то, чтобы сосредоточиться. Когда непроизвольное внимание называют эмоциональным, то выделяют связь между объектом внимания и эмоциями, интересами, потребностями. В этом случае также нет волевых усилий, направленных на сосредоточение: объект внимания в силу соответствия его причинам, побуждающие человека к деятельности. Предметы, вызывающие в процессе познания яркий эмоциональный тон (насыщенные цвета, мелодичные звуки, приятные запахи), вызывают непроизвольное сосредоточение внимания. Ещё большее значение для возникновения непроизвольного внимания имеют интеллектуальные, эстетические и моральные чувства. Предмет, вызвавший у человека удивление, восхищение, восторг, продолжительное время приковывает его внимание. Интерес, как непосредственная заинтересованность чем-то происходящим и как избирательное отношение к миру, обычно связан с чувствами и выступает одной из важнейших причин длительного непроизвольного внимания к предметам.

      2) Произвольное внимание – это  сознательно регулируемое сосредоточение  на объекте. Человек сосредотачивается не на том, что для него интересно и приятно, а на том, что должен делать. Синонима слова произвольное (внимание) являются слова активное и волевое. Все три термина подчёркивают активную позицию личности при сосредоточении внимания на объекте. Этот вид внимания тесно связан с волей. Произвольно сосредотачиваясь на объекте, человек прилагает волевое усилие, которое поддерживает внимание в течении всего процесса деятельности. Произвольное внимание возникает, когда человек ставит перед собой цель деятельности, выполнение которой требует сосредоточенности. Произвольное внимание требует волевого усилия, которое переживается как напряжение, мобилизация сил на решение поставленной задачи. Волевое усилие необходимо, чтобы сосредоточиться на объекте деятельности, не отвлечься, не ошибиться в действиях.

      3) Послепроизвольное внимание имеет громадное значение для педагогического процесса. В любой сознательной деятельности постоянно переплетаются все виды внимания. И каждый из них имеет свои ценные качества.  

          4.Психологические  теории внимания

      Теория  внимания Т. Рибо

      Одну  из наиболее известных психологических  теорий внимания предложил Т. Рибо. Он считал, что внимание, независимо от того, является оно ослабленным  или усиленным, всегда связано с  эмоциями и вызывается ими. Рибо предполагал особенно тесную зависимость между эмоциями и произвольным вниманием. Он считал, что интенсивность и продолжительность такого внимания непосредственно обусловлены интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объектом внимания эмоциональных состояний.

      Непроизвольное  внимание также всецело зависит  от аффективных состояний. "Случаи глубокого и устойчивого непроизвольного  внимания обнаруживают все признаки неутомимой страсти, постоянно возобновляющейся и постоянно жаждущей удовлетворения".

      Состояние внимания всегда сопровождается не только эмоциональными переживаниями, но также  определенными изменениями физического  и физиологического состояния организма. Только на основе детального и тщательного  изучения подобного рода состояний можно составить ясное представление и о механизмах внимания.

      Т. Рибо подчеркивал значение физиологических  связей психических процессов и  состояний, и это обстоятельство сказалось на его трактовке внимания. Таким образом, теорию Рибо можно  назвать психофизиологической. Внимание, как чисто физиологическое состояние, имеет комплекс сосудистых, дыхательных, двигательных и других произвольных или непроизвольных реакций.

      Движение, по мнению Т. Рибо физиологически поддерживает и усиливает данное состояние  сознания. Для органов чувств (зрения и слуха) внимание означает сосредоточение и задержку движений, связанных с их настройкой и управлением.

      Т. Рибо полагал, что двигательный эффект внимания состоит в том, что некоторые  ощущения, мысли, воспоминания получают особую интенсивность и ясность по сравнению с прочими оттого, что вся двигательная активность оказывается сосредоточенной на них.

      В умении управлять движениями заключается  и секрет произвольного внимания. Произвольно восстанавливая движения, связанные с чем-то, мы тем самым обращаем на это наше внимание. Таковы характерные черты моторной теории внимания, предложенной Т. Рибо.

      Теория  установки Д.Н. Узнадзе

      Пожалуй, стоит рассмотреть теорию, которая  связывает внимание с понятием установки. Теория установки предложена Д.Н.Узнадзе и поначалу касалась особого рода состояния предварительной настройки, которое под влиянием опыта возникает в организме и определяет его реакции на последующие воздействия.

      Например, если человеку дать в руки два одинаковых по объему, но разных по весу предмета, то затем он будет по-разному оценивать вес других, одинаковых предметов. Тот из них, который окажется в руке, где раньше находился более легкий предмет, на этот раз покажется более тяжелым, и наоборот, хотя два новых предмета на самом деле во всех отношениях будут одинаковыми. Говорят, что у человека, обнаруживающего такую иллюзию, сформировалась определенная установка на восприятие веса предметов.

      Установка, по мнению Д.Н.Узнадзе, напрямую связана  с вниманием. Внутренне она и  выражает собой состояние внимания человека. Этим объясняется, в частности, то, почему в условиях импульсивного поведения, связанного с отсутствием внимания, у человека, тем не менее, могут возникать вполне определенные психические состояния, чувства, мысли, образы.

      С понятием установки в теории Узнадзе  также связано понятие объективации. Она трактуется как выделение  под влиянием установки определенного  образа или впечатления, полученного  при восприятии окружающей действительности. Этот образ, или впечатление, и становится объектом внимания (отсюда название — "объективация").

      Концепция П.Я. Гальперина

      Он  предложил интересную теоретическую точку зрения на внимание.

      Внимание  является одним из моментов ориентировочно-исследовательской  деятельности. Оно представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент времени в психике человека.

      По  своей функции внимание представляет собой контроль этого содержания. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительская и контрольная части. Эта последняя и представляется вниманием как таковым.

      В отличие от других действий, которые  производят определенный продукт, деятельность контроля, или внимание, не имеет  отдельного, особенного результата.

      Внимание  как самостоятельный, конкретный акт  выделяется лишь тогда, когда действие становится не только умственным, но и  сокращенным. Не всякий контроль следует  рассматривать как внимание. Контроль лишь оценивает действие, в то время  как внимание способствует его улучшению.

      Во  внимании контроль осуществляется при  помощи критерия, меры, образца, что  создает возможность сравнения  результатов действия и его уточнения.

      Произвольное  внимание есть планомерно осуществляемое внимание, т.е. форма контроля, выполняемого по заранее составленному плану, образцу. 

      5. Этапы развития  внимания у человека.

      Историю развития внимания, как и многих других психических функций, пытался  проследить Л.С. Выготский в русле  своей культурно-исторической концепции  их формирования. По его мнению, история внимания ребенка есть история развития организованности его поведения, что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать не внутри, а вне личности ребенка.

      Произвольное  внимание возникает, когда окружающие малыша люди направляют его внимание, руководят им, подчиняют его и таким образом дают в руки ребенка те средства, с которыми он в дальнейшей жизни сам овладевает своим вниманием.

      Культурное  развитие внимания заключается в  том, что при помощи взрослого  малыш усваивает ряд искусственных стимулов-средств (знаков), посредством которых он дальше направляет свое собственное поведение и внимание.

      Возрастное  развития внимания

      Процесс возрастного развития внимания по идеям  Л.С. Выготского представил А.Н. Леонтьев. С возрастом внимание ребенка улучшается, однако развитие внешне опосредствованного внимания идет гораздо быстрее, чем его развитие в целом, тем более натурального внимания.

      В школьном возрасте наступает перелом  в развитии, который характеризуется  тем, что первоначально внешне опосредствованное внимание постепенно превращается во внутренне опосредствованное, и со временем эта последняя форма внимания занимает, вероятно, основное место среди всех его видов.

      Различия  в характеристиках произвольного  и непроизвольного внимания возрастают, начиная с дошкольного возраста, и достигают максимума в школьном возрасте, а затем вновь обнаруживают тенденцию к уравниванию. Это связано с тем, что в процессе своего развития система действий, обеспечивающих произвольное внимание, из внешней постепенно превращается во внутреннюю.

      Малыша  с колыбели окружают неизвестные  предметы, привлекающие его внимание своей яркостью или необычным  видом, он также обращает внимание на своих родных, радуясь их появлению  в поле зрения или, начиная плакать, чтобы они взяли его на руки.

      Близкие люди, находящиеся рядом, произносят слова, смысл которых малыш постепенно постигает, они руководят им, направляют его непроизвольное внимание. Т.е. его  внимание с раннего возраста направляется с помощью специальных слов-стимулов.

      Овладевая активной речью, малыш начинает управлять  и первичным процессом собственного внимания, причем сначала — в  отношении других людей, ориентируя собственное их внимание обращенным к ним словом в нужную сторону, а затем — и в отношении  самого себя.

      Когда мы общаемся с малышом, наши слова вначале являются как бы указателями, выделяющими для него какие-то признаки в предмете, мы обращаем его внимание на эти признаки. При обучении слово все более и более направляется в сторону выделения абстрактных отношений и приводит к образованию абстрактных понятий.

      Вначале процессы произвольного внимания, направляемого  речью взрослого, являются для малыша процессами его внешнего дисциплины, чем саморегуляции. Постепенно, употребляя то же самое средство овладения вниманием по отношению к самому себе, ребенок переходит к самоуправлению поведением, т.е. к произвольному вниманию.

 

       Заключение

      Внимание  необходимо человеку для контроля за своими действиями, за тем, не отклоняются  ли они от существующего у него образа этих действий, а если отклоняются, то, как именно. Но внимание и контроль за действиями – это не одно и то же. Внимание – это внутренний, автоматизированный контроль, который некогда был внешним.

      Несмотря  на то, что исследования внимания порождают  многочисленные неразрешенные и сложные вопросы, они, несомненно, очень полезны, так как человеку необходимо знать приемы и способы, позволяющие ему научиться концентрировать свое внимание для удачной учебной или профессиональной деятельности.

 

       Литература.

    1. Дормышев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. – М.,2005
    2. Лурия А.Р. Внимание и память. – М.,2005
    3. Современный словарь по психологии / Под ред. А.А. Юрчука. – Минск, 2003
    4. Психология / Под ред. А.А. Крылова. – М., 2005
    5. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону, 2006.

Информация о работе Психические процессы: внимание