.Понятие диссимуляции и ее распознание

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 08:16, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: подробно изучить симуляцию и диссимуляцию.
Задачи: - дать определение симуляции и диссимуляции
- изучить их виды
- исследовать распознавание симуляции и диссимуляции.

Содержание

Введение…………………………………………………...………………………3
1.Понятие и виды симуляции……………………………….…………………..4
1.2.Критерии отличающие истинное заболевание от надуманного. Распознание симуляции…………………………………………………..….….7
2.Понятие диссимуляции и ее распознание……………………………….….10
Заключение………………………………………………………………………13
Список использованной литературы…………………………………………14

Работа содержит 1 файл

моя контр судпсих сим и диссим.doc

— 72.50 Кб (Скачать)

     Содержание.

Введение…………………………………………………...………………………3

1.Понятие и виды симуляции……………………………….…………………..4

1.2.Критерии отличающие истинное заболевание от надуманного. Распознание симуляции…………………………………………………..….….7

2.Понятие диссимуляции и ее распознание……………………………….….10

Заключение………………………………………………………………………13

Список  использованной литературы…………………………………………14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение. 

     Одним из часто встречающихся поводов  для судебно-медицинской экспертизы является необходимость установления состояния здоровья различных лиц — участников уголовного или гражданского процесса. В одних случаях это предусмотрено уголовно-процессуальным законодательством, в других такая необходимость возникает в ходе расследования уголовных дел или при рассмотрении уголовных или гражданских дел в суде. Проводится экспертиза участников процесса, а также исследование трупов, когда по ходу следствия необходимо выяснить состояние здоровья в период, предшествовавший смерти.

     Контрольная на тему «симуляция и диссимуляция психических расстройств» является актуальной. Так как обязательны судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы для определения состояния здоровья в случае привлечения к уголовной ответственности немых, глухих, слепых и лиц, имеющих физические недостатки или психические отклонения, для определения психического состояния обвиняемого или подозреваемого в случаях, если возникает сомнение по поводу его вменяемости или способности к моменту производства по делу отдавать отчет в своих действиях либо руководить ими, и психического или физического состояния свидетеля либо потерпевшего, если возникает сомнение в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания.

     Цель  работы: подробно изучить симуляцию и диссимуляцию.

     Задачи: - дать определение симуляции и диссимуляции

     - изучить их виды

     - исследовать распознавание симуляции  и диссимуляции. 
 
 

  1. Понятие и виды симуляции.
 

     Симуляция (от лат. simulatio - притворство) психического заболевания - сознательное, преследующее определенную цель, притворное поведение, заключающееся в изображении несуществующих признаков психического расстройства или искусственном вызывании их у себя с помощью медикаментозных средств.

     Чаще  всего встречается симуляция  шизофренических расстройств, алкогольного деллирия и реактивного психоза, иногда олигофрении, в связи с чем необходимо уделить особое внимание специальной литературе, характеризующей именно эти психические расстройства.

     Существует  два способа симуляции:

     1) симуляция самого психического заболевания, когда своим поведением и высказываниями пытаются воспроизвести патологическое состояние психики (которого нет и не было). Иногда для этого принимаются специальные лекарственные средства, временно вызывающие состояние, которое может произвести впечатление психического заболевания;

     2) симуляция анамнеза, когда симулирующие  сообщают ложные сведения о  якобы имевшем место в прошлом  патологическом состоянии (часто  подкрепляемые подложными документами и вымышленными сведениями специально проинструктированных родных). В последнее время, как показывает судебно-психиатрическая практика, чаще сочетаются оба способа.

     В хронологическом аспекте различают  три вида симуляции психических  расстройств: до совершения преступления (с целью создать впечатление, что личность еще ранее была больна психически), в момент преступления (чтобы доказать, что преступление совершено в болезненном (невменяемом) состоянии) и после совершения преступления (как защитная психическая реакция с целью уйти от ответственности).1

     В зависимости от временного фактора  симуляцию подразделяют на три варианта:

     1) предварительную, т.е. симуляцию,  проводимую в период, предшествующий  совершения преступления с целью  ввести окружающих в заблуждение,  что преступление совершено в  состоянии психического заболевания;

     2) симуляцию, осуществляемую в момент  совершения преступления для  сокрытия истинных мотивов;

     3) наконец, симуляцию, которая осуществляется  после совершения правонарушения  с целью уклонения от ответственности.  Наиболее часто в судебно-психиатрической клинике наблюдается последний вариант.

     Симуляция может наблюдаться как в период следствия, так и у осужденных, однако наиболее часто проявляется  в критические переломные моменты: заключение под стражу, судебное разбирательство, при изменении режима содержания, отказ в досрочном освобождении.

     Симуляция психических расстройств у женщин обнаруживается в два раза реже, чем у мужчин, и преобладает  у лиц, повторно совершивших правонарушения, социально и педагогически запущенных, а также психопатизированных вследствие длительной изоляции в специфической микросреде.

     Современные симулянты стали гораздо свободнее, чем их предшественники, оперировать  психопатологической терминологией. Они лучше ориентируются в  проявлениях галлюцинаторной и  бредовой симптоматики. Картина изображаемых симптомов стала значительно разнообразнее, а подражание больным точнее и убедительнее. Данная ситуация во многом объясняется возросшей психопрофилактической культурой, появлением множества специальной и научно-популярной литературы по психиатрии. Свою роль играет и так называемая деинституализация пациентов психиатрических больниц, с переводом большого их числа на амбулаторное лечение, что расширяет контакты населения с больными. Вместе с тем, известно, что некоторые будущие симулянты проходят специальное «обучение»: неоднократно к психиатрам попадали «инструкции» по симулированию, которые имеют хождение в местах заключения, причем они нередко составлены весьма грамотно. Иногда в них записаны целые страницы высказываний, по-видимому, записанных со слов настоящих психических больных. Содержатся в них советы по поведению в период обследования и другие сведения. Однако следование этим инструкциям требует большого напряжения всех психических сил пациента, постоянного внимания, чтобы не сбиться, не напутать.2

     Симуляция психических расстройств признается активным вариантом творчества индивида, однако во многом зависит и от других элементов системы, участников данной «игры»:

     1) сокамерников, которые не только  первыми подают лицу идею симуляции, учат основам поведения, но и выступают в роли «незаинтересованных» третьих лиц, которые «замечают» и начинают «опасаться» нелогичного, непредсказуемого соседа;

     2) адвокатов, которые в красках  описывают выгодность того или  иного «заболевания» для дальнейшего разрешения уголовного дела;

     3) родственников симулянта, которые  заранее инструктируются и при  необходимости сообщают вымышленные  сведения об отмечавшемся в  прошлом неправильном поведении  подэкспертного.

     Лица, симулирующие психические расстройства, активно стараются донести до адресата свою «симптоматику», убедить в ней, поэтому вынуждены подчеркивать ее, повторять, проявлять активность. Симулянты пытаются добиться наибольшей убедительности в изображении «болезни» отсюда наблюдается нагромождение симптоматики, отстаивание перед экспертом своих заявлений, игнорирование их нелепости. Наконец, большинство симулирующих устают в ходе симуляции, поэтому временами позволяют себе «выйти из роли», отдохнуть и переключиться.

     Опытные психиатры знают, что для успешной имитации психической болезни необходимы определенные артистические способности, недюжинное терпение и элементарные знания о проявлениях заболевания. Далеко не всегда эти элементы игры существуют у здорового человека.3 

    1. Критерии  отличающие истинное заболевание от надуманного. Распознание симуляции.
 

     Выбор формы симуляции, в том числе  и содержание ложного анамнеза определяется распространенным в широких кругах населения представлением о психических  заболеваниях, содержанием медицинской  литературы и установками судебно-психиатрической экспертизы, и поэтому меняются со временем. Если в прошлом чаще всего симулировались судорожные припадки, в 30-е гг. – бредовые синдромы, затем аффективные расстройства и слабоумие, то в 60-е гг. преобладающие формы симуляции были иными. Чаще всего наблюдались различные изолированные симптомы – мутизм, элементы псевдодеменции и т.п. В последние десятилетия снова отмечается рост числа случаев симуляции с предъявлением «бредовых» идей, различных по структуре и содержанию. Высказываются чаще всего «идеи преследования», «воздействия» (аппаратами, лучами, гипнозом), ипохондрического характера (утверждения о неизлечимом заболевании, чаще всего о «раке»). Нередко предъявляются и более продуманные, тщательно подготовленные и разработанные идеи изобретательства. Испытуемые заявляют, что длительное время заняты разработкой «научных проблем», изобретают новые двигатели, способы лечения неизлечимых заболеваний и т.п. Все эти высказывания обычно подкрепляются соответствующими рисунками, схемами, чертежами и записями, в которых рассуждательство перемежается выдержками из научно-популярных изданий. Характерна связь этой продукции с прошлым опытом личности, ее интересами, увлечениями и склонностями. Среди новых форм симулятивного поведения появились не встречавшиеся ранее утверждения об общении с космосом, НЛО, предъявление жалоб на внутренние голоса, указания на расстройства мышления («пустота в голове», «отсутствие» и «обрывы» мыслей), а также на переживания, отмечающиеся при синдроме психического автоматизма («внушение мыслей», «что-то толкает, заставляет»). Эти высказывания обычно повторяются у большинства подэкспертных в одинаковой, заштампованной однообразной форме.

     Со  времени выделения симуляции  в качестве диагностической проблемы продолжаются попытки обозначить клинические критерии, позволяющие отличить заболевание истинное от заболевания надуманного. Укажем некоторые из предложенных критериев:

     — неустойчивость симптоматики на протяжении периода наблюдения;

     — зависимость между наличием симптоматики и временем наблюдения, т.е. наигранность симптоматики, ее исчезновение вне  явного клинического надзора;

     — резкий контраст между ярким драматизмом  жалоб и скудными, а иногда и  вовсе отсутствующими, внешними симптомами;

     — аномальное сочетание симптомов  в презентации;

     — аномальное реагирование на лечение;

     — наличие уголовной или иной судебной истории в анамнезе;

     — наличие черт антисоциальной психопатии;

     — некооперативное поведение пациента;

     — предварительная история симулятивного поведения. 

     Приемы, рекомендуемые специалистами для  распознавания симуляции, направлены на то, чтобы добиться признания  в симуляции и отказа от нее.

     Однако  признание должно быть подтверждено объективными данными.

     Так, например, депрессивные больные с идеями самообвинения нередко заявляют, что они здоровы, а свое неправильное поведение объясняют симуляцией.

     Разработан  целый ряд эксперементально-психологических  методов для распознавания притворного  поведения.

     Необходимо  придавать значение физическим симптомам, сопровождающим некоторые психические заболевания, а также лабораторным и инструментальным (электроэнцефалография) методам исследования.

     Но  все же ведущее место в распознавании  симуляции занимает клинический  метод, включающий изучение психического состояния подэкспертного, сопоставление его с данными анамнеза.

     Анализ  структуры отдельных психопатологических  синдромов с учетом их нозологической принадлежности, стереотипа и последовательности их развития в течении болезни  позволяет выявить характерные для симуляции нетипичность, полиморфизм симптоматики, изолированность отдельно выявленных симптомов, их несовместимость, отсутствие целостной картины отдельного психического заболевания и характерной динамики развития болезни.

Информация о работе .Понятие диссимуляции и ее распознание