Половое поведение и воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 18:11, контрольная работа

Описание работы

Цель моей контрольной работы заключается в уточнении трактовки понятия полового поведения и воспитания
В первой главе рассматриваются вопросы полового созревания мальчиков и девочек, изменений в организме в данный период. Вторая глава посвящена понятию полового поведения в целом, в третьей части исследуются половое поведение и половое воспитание подростков. В заключении сделаны выводы по данному вопросу.

Содержание

Введение …………………………………………………………………… 3
1. Половое созревание……………………..………………………………. 5
1.1 Изменения в организме в период полового созревания…………… 5
1.2 Половое созревание девочек………………………………………… 6
1.3 Половое созревание мальчиков……….…………………………….. 8
2. Половое поведение……………………………………………………… 9
3. Половое поведение и половое воспитание подростков……………..... 12
Заключение ………………………………………………………………… 16
Список литературы ………………….…………………………………….. 17

Работа содержит 1 файл

Половое поведение.doc

— 122.50 Кб (Скачать)

Для подростков можно  выделить еще две основные формы  сексуального поведения:

  1. Удовлетворение полового любопытства.
  2. Средство сексуального самоутверждения.

Многообразие мотивационных  форм сексуального поведения делает чрезвычайно трудным исследование сексуального поведения отдельной личности. По мнению многих авторов, сексуальное поведение конкретной личности в большей степени определяется так называемым сексуальным сценарием, мысленной программой поведения, которых, как правило, бывает несколько. Реализация того или иного сценария происходит под влиянием реакций партнера.

Сексуальное поведение невозможно рассматривать в отрыве от такого понятия, как институт брака. Более  раннее физиологическое половое созревание привело к тому, что пробуждение сексуальных интересов и стремление к половой жизни пробуждаются значительно раньше социального расцвета человека. Многочисленные исследования показывают, что в половую жизнь современное поколение вступает значительно раньше, чем в брачные отношения, и это не воспринимается обществом как нечто запретное.

Следует подчеркнуть  существенное различие в сексуальном  поведении мужчин и женщин.

Половое поведение человека, с одной стороны, определяется половой  принадлежностью, причем следует рассматривать как биологические аспекты (генетические, анатомо-физиологические характеристики), так и социальные (половое самосознание – т. е. самоотнесение к определенному полу) аспекты. Последний вопрос в настоящее время приобретает особую значимость в связи с проблемой перемены пола. Часть людей убеждены, что они принадлежат к другому полу, и стремятся всеми силами приобрести внешний вид и социальный статус противоположного пола.

С другой стороны, субъект  должен усвоить и выполнять некоторую модель полового поведения, чтобы его признали мужчиной или женщиной. Таким образом, я пришла к выводу о различии мужского и женского сексуального поведения.

Формирование полового сознания у мужчин и у женщин неодинаково. Мужчина проходит четыре стадии формирования полового сознания:2

    • понятийную – период, во время которого ребенок осознает деление людей на «мальчиков и девочек»;
    • романтическую, или платоническую, для которой характерны выраженные эмоциональные компоненты, эротические фантазии преимущественно платонического типа, асексуальны. Для этой стадии характерен высокий накал чувств, поэтому эта стадия чрезвычайно важна для формирования чувства любви;
    • период юношеской гиперсексуальности, который совпадает с периодом физиологического полового созревания и характеризуется безудержными эротическими фантазиями, при этом возникает внутренний конфликт пробудившегося полового инстинкта с установившимися в обществе морально-этическими нормами;
    • зрелого полового сознания, во время которого мужчина обретает полный контроль над своим сексуальным поведением.

У женщины формирование полового сознания проходит первые две  стадии, сходные с таковыми у мужчин. Однако уже в первой стадии обнаруживается бессознательная тяга к материнству – игра в куклы. Если в этот период поддерживать это направление развития, то стремление к материнству пройдет через всю жизнь. Романтическая стадия у женщин продолжается дольше, однако эротичность значительно меньше, чем у мужчин; возникает стремление к духовному общению, кокетливое поведение. После двух стадий у женщины наступает третья, заключительная, стадия – о пробуждение сексуальности.

3. ПОЛОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ

Пубертатный период –  важный, ответственный и нелегкий этап жизни. Он характерен полным отсутствием гармонии. Подросток еще не перешел во взрослый мир, но уже покинул детство. Отсюда двойственность его поступков, отсюда многие беды. Все это не может не отразиться и на психическом состоянии. Дисгармония духовных и физических сил ставит их подчас в затруднительное положение. Подросток часто делает глупости, совершает необъяснимые с точки зрения логики поступки.

В этом возрасте начинается фаза психосексуального развития –  фаза романтической влюбленности, с  одной стороны, и эротических  желаний – с другой. Эротическое влечение – желание не только духовного, но и телесного контакта, нежности, ласки, прикосновений – беспокоит подростка. К тому же он еще не совсем понимает, откуда оно исходит, и вовсе не знает, как с ним быть. Именно в это время под воздействием случая, нелепых совпадений, а порой из-за неправильных действий родителей возникают и порой закрепляются неприемлемые формы сексуальной активности.

В начале полового созревания у подростков формируются своеобразные отношения, которые можно определить как платоническую влюбленность, окрашенную романтически возвышенным чувством. Лишь впоследствии, с завершением процесса полового созревания, пробуждаются специфические сексуальные функции, проявляется половая активность и формируется зрелое половое сознание.

С развитием полового самосознания тесно связано и  формирование либидо. Либидо – это  стремление к половой близости. Выделяют следующие стадии его формирования.

Романтическая стадия (или платоническая) у юношей характеризуется фантазиями, в которых совершаются воображаемые подвиги в честь идеализируемого объекта первой влюбленности. У девушек прослеживается стремление нравиться, обращать на себя внимание, появляются фантазии о бескорыстной заботе со стороны прекрасного и храброго «рыцаря». Переживания первой влюбленности наполняют эту стадию яркими и незабываемыми чувствами.

Эротическая стадия выражается в стремлении к нежности и ласкам. Эта стадия длительное время определяет женскую сексуальность, а у мужчин довольно быстро сменяется потребностью в сексуальной разрядке.

Сексуальная стадия во многом определяет особенности подросткового возраста у юношей.

Любовные чувства юношей и девушек индивидуальны и  многообразны. Не для всех подростков характерно раннее желание вступить в половую связь. Как правило, это зависит от культурных, социальных и религиозных традиций, взаимоотношений в семье и с окружающими людьми. Некоторые подростки начинают половую жизнь, глядя на своих друзей, для других – это способ самоутверждения. Подростка надо убедить, что ранняя половая жизнь – это не самоцель и не способ самоутверждения. Девичья чистота, гордость, целомудрие, необходимость полового воздержания до вступления в брак – не устаревшие понятия. Ранние контакты – это серьезные эмоциональные переживания, а в некоторых случаях – угроза репродуктивному здоровью. Доказано, что раннее начало половой жизни у подростков, частая смена половых партнеров приводят к очень печальным результатам – инфекциям, передаваемым половым путем, ВИЧ/СПИДу, бесплодию, хроническим воспалительным заболеваниям женских и мужских половых органов.

Когда речь заходит о  сексе, легко сказать «да». Но требуется  много сил и мужества, чтобы  сказать «нет». Этому их должны научить взрослые в семье и школе. Прежде чем начать половую жизнь, молодой человек или девушка должны подумать и о себе, и о своем партнере. Начало половой жизни – ответственный шаг в жизни каждого человека.

Задача взрослых – объяснить прежде всего девушке, что если ее по-настоящему любит юноша, он не порвет с ней дружбу только потому, что она не готова вступить с ним в интимную связь. Часто молодые люди с легкостью разрывают отношения со своими подругами, и это довольно частое явление в процессе взросления и приобретения опыта. Но такой разрыв может быть и очень болезненным. Девушки должны знать, что половое созревание юношей заканчивается позже, они позже задумываются о создании семьи, о детях. Испытывать сексуальные чувства и желать сексуальных отношений – это естественно. Но решиться на половую близость означает принять на себя ответственность за свое поведение. Прежде чем решиться на сексуальные отношения, необходимо все тщательно продумать и взвесить, так как первый сексуальный опыт может оказаться нелегким и принести разочарование. Взрослые должны объяснить подросткам, что никто не имеет права прикасаться к их телу, заставлять делать по отношению к ним то, к чему они не готовы, или то, что угрожает их безопасности.

Семья имеет важное значение в формировании сексуального поведения  подростка. Родители всегда должны думать о том, что они хотят передать своим детям, соответствует ли их собственное поведение тем нормам, выполнения которых они требуют от детей. Бывают родители, которые с наступлением половой зрелости у детей резко меняют свое отношение к ним. Отцы перестают обнимать, целовать сына или дочь, как это случалось раньше. Такое изменившееся и уже несвободное поведение отца, когда дочь «уже женщина», сын «уже мужчина», может вызвать растерянность и тоску у подростка и даже стать причиной неприятия им своего взросления.

Девочкам-подросткам родители очень часто запрещают прогулки, особенно, если те выходят в компании юношей. Между родителями и подростками часто происходят серьезные конфликты и ссоры, которые иногда следует рассматривать как нормальный процесс утверждения независимости молодых людей.

Тем не менее, несмотря на конфликты, родители должны стараться  сохранять душевную близость с детьми, своей твердостью и пониманием поддерживать у подростка чувство уверенности  в себе. Молодым людям необходимо чувствовать, что у них есть кто-то, кто им открывает новые горизонты, кто может быть требовательным и в то же время понимать их сомнения. И хотя известно, что подростки довольно откровенны друг с другом, охотно обсуждают разные проблемы, они все равно нуждаются в дополнительном диалоге со взрослыми, особенно с родителями, у которых свой взгляд на мир, продиктованный жизненным опытом, которого так не хватает молодым.

Часто возникает вопрос, с какого момента следует начинать половое воспитание. Воспитание –  это процесс, который начинается с рождения, и половое воспитание как составная часть этого процесса должно начинаться с того же момента. Ребенок, а позднее молодой человек или девушка, должны чувствовать, что рядом с ними находятся взрослые (родители, учителя), которым они доверяют.

В педагогике различают несколько видов воспитания: умственное, физическое, трудовое, нравственное правовое, политическое, эстетическое. В настоящее время в психолого-педагогической литературе особое место уделяется половому воспитанию.3 Половое воспитание – это процесс систематического воздействия на психическое и физическое развитие мальчика и девочки с целью оптимизации их личностного развития и деятельности во всех, связанных с отношениями полов, сферах жизни.4

В современном обществе дети часто становятся жертвами сексуальной агрессии. Серьезность данного вопроса диктует необходимость предостеречь детей, рассказать об опасностях, которым они могут подвергнуться. Разговор о сексуальности всегда следует ассоциировать с понятиями любви, нежности, благополучия и положительными эмоциями. У подростков надо формировать положительное отношение к собственной сексуальности, любовь к себе, самоуважение, позитивное отношение к здоровому образу жизни.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Человек прошел длинную  историю развития, и развивался он не только как зоологический вид, но и как общественное существо. В истории этого развития давно выработаны человеческие идеалы для многих сторон нравственности, и в том числе выработаны идеалы полового поведения человека.

В своей работе я посвятила  целую главу половому поведению и половому воспитанию подростков. Анализ литературы по данной проблеме позволяет сделать некоторые выводы. Для современных подростков характерно ускоренное физиологическое созревание на фоне недостаточной социальной зрелости и несформировавшегося чувства ответственности за свои поступки, в том числе и в половой жизни. Подростковый возраст – важный, ответственный и нелегкий этап жизни каждого человека. В этот период меняются представления о себе и окружающей действительности. Настроение становится эмоционально неустойчивым. Половое созревание, скачок в росте, нарастание физической силы, изменения внешности стимулируют у подростка повышенный интерес к себе самому. У подростков это происходит именно в силу того, что физическое созревание является одним из признаков взросления.

В заключении своей работы особенно хочется сказать о воспитании. Половое воспитание – это часть общего воспитания человека. Долгое время беседы о половом воспитании были запретными. Считалось, что они способны вызвать у молодых людей чрезмерное любопытство и привести к преждевременному половому опыту. Исследования, проведенные Всемирной организацией здравоохранения, доказали безосновательность такого мнения. Наоборот, было выявлено, что молодежь, получившая информацию в этой области, обычно осознанно начинает половую жизнь в более поздние сроки, она лучше подготовлена к ситуациям риска.

Таким образом, я считаю, что главная задача тех, кто работает с подростками – дать им определенный объем достоверной информации и помочь осознать то, что именно нравственные ценности, знания и убеждения влияют на принимаемые ими решения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Макаренко А.С. Книга для родителей. – М., 1985. – 448 с.
  2. Физиология человека под  редакцией В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько // Учебная литература для студентов медицинских вузов. – Издательство «Медицина», 2001. – http://www.bibliotekar.ru
  3. Андреева Г.М. Социальна психология: учеб. для студ. высш. учеб. заведений /Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 376 с.
  4. Взросление. Репродуктивное здоровье и здоровый образ жизни. П/р. Гребешевой И.И. – М., 2002. – 150 с.
  5. Покровский В.И. Краткая медицинская энциклопедия. – М., 1994. – 385 с.
  6. Репродуктивное здоровье и сексуальное воспитание молодежи. Материалы 2-ой Российской конференции по планированию семьи. – М., 2010. – 485 с.
  7. Хрипкова Н.В., Колесов Д.В. Девочка – подросток - девушка. – М., 1986.
  8. Хрипкова Н.В., Колесов Д.В. Мальчик – подросток – юноша. – М, 1982.
  9. Энциклопедия сексуальной жизни для подростков. – М., Дом, 2004.
  10. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических заведений /И.А. Исаев [и др.]; под ред. В.А. Смирнова. – М.: Школа-Пресс, 1998. – 512 с.
  11. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание и психогигиена пола у детей /Д.Н. Исаев, В.Е Каган. – Л.: Медицина, 1980. – 148 с.: ил.

Информация о работе Половое поведение и воспитание