Подражание как социально-психологический феномен (на примере подражания Дж. Вейру)

Автор: Ксения Панова, 14 Ноября 2010 в 20:50, контрольная работа

Описание работы

В работе исследуется феномен подражания знаменитости (американскому фигуристу Дж. Вейру). Выделены конкретные направления подражания, проанализированы согласно теоретическим данным, также сделаны выводы

Содержание

Подражание как социально-психологический феномен (на примере подражания Дж. Вейру)
Общая характеристика подражания как социально-психологического феномена
Биографические данные и общие сведения об образе Джонни Вейра
Подражание Джонни Вейру. Анализ данных и общие выводы

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по подражанию.doc

— 211.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования РФ

Тюменский государственный университет

Институт  психологии, педагогики, социального  управления

Кафедра общей и социальной психологии  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа по теме 

«Подражание как социально-психологический феномен (на примере подражания Дж. Вейру)» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила

Панова  К. Н. гр. № 2983-1 

Проверила

Лебедева  Л. В. 
 
 
 
 
 
 

Тюмень-2010

Содержание 

    1. Введение…………………………………………………………………3
    2. Подражание как социально-психологический феномен (на примере подражания Дж. Вейру)……………………………………….……......5
    1. Общая характеристика подражания как социально-психологического феномена………………………………………. 5
    1. Биографические данные и общие сведения об образе Джонни Вейра………………………………………………………..………..8
    2. Подражание Джонни Вейру. Анализ данных и общие выводы...15
    1. Заключение……………………………………………………….……28
    2. Список литературы……………………………………………………30
    3. Приложение……………………………………………………………31
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     «Вне всякого сомнения, роль подражания как механизма воздействия людей друг на друга невозможно недооценивать. Подражание имеет место не только в условиях массового поведения, но и в иных группах, особенно в специальных видах деятельности. Многие рекламисты обращают внимание на то, что в рекламе метод создания условий для подражания наиболее эффективно срабатывает в тех случаях, когда рекламируется то, что для человека престижно, что покупается им с целью быть похожим на известную, популярную, авторитетную личность» [Андреева 1988 стр. 178]. Таким образом, проблема подражания в современном обществе, которое по праву считается информационным, актуальна как никогда.

     «Примеры подражания можно наблюдать на разных возрастных этапах индивидуального развития человека. Еще Я.А.Коменский писал в своих трудах «Великая дидактика» и «Материнская школа» о подражании как о свойстве детей «…подражать всему тому, что на их глазах делают другие». В связи с тем, что «они учатся раньше подражать, чем познавать», великий педагог настоятельно советовал родителям «постоянно показывать детям хорошие примеры», а учителям в своей учебной и воспитательной деятельности использовать «примеры, как взятые из жизни, так и из истории». Роль подражания в психическом развитии с возрастом снижается, но не сходит на нет. По сути дела, механизм подражания так никогда и не исчезает. Ведь и взрослые, к примеру, в большей или меньшей мере одеваются в соответствии с модой, то есть стараются подражать неким эталонам. А бывает, что непосредственно (хотя часто и безотчетно) копируют поведение тех людей, чьи достижения желательны и для нас самих» [Степанов 2006 стр. 125]. К таким людям, в частности, можно отнести знаменитостей. На мой взгляд, в этом смысле большой интерес представляет Джонни Вейр - американский фигурист, выступающий в одиночном катании, трехкратный чемпион США по фигурному катанию. «Вейр известен благодаря артистизму, причудливым костюмам и пластичному, изящному катанию. В отличие от большинства фигуристов, он вращается и прыгает по часовой стрелке. Вейр весьма популярен в США, а также в России, Японии, Корее и Китае» [Вайцеховская Джонни Вейр: Дважды герой Америки http://www.sport-express.ru/newspaper/2005-01-18/12_2/].  «Дважды, в 2008 и 2010 годах, Американская ассоциация фигурного катания и журнал Skating Magazine объявили его победителем в номинации «Выбор читателей: Фигурист года». Этот приз ежегодно вручается американским фигуристам, чьи успехи в предыдущем сезоне любители фигурного катания сочли наиболее выдающимися» [Википедия Джонни Вейр http://ru.wikipedia.org/wiki/Вейр_Д.#cite_note-11].

     Цель данной работы – утвердить значимость подражания как социально-психологического феномена, рассмотреть механизм его работы на заданном примере; задачи работы – во-первых, рассмотреть общую характеристику подражания, во-вторых, выявить общие черты имиджа Джонни Вейра, в-третьих, рассмотреть влияние этого имиджа под углом зрения поставленных проблем, и, в-четвертых, сделать общие выводы по анализируемой проблеме.

     Таким образом, нам предстоит понять рассматриваемую  проблему как в ее истоках, так  и в нравственных, психологических  последствиях. В данной работе мы планируем достигнуть своей цели и с максимально возможной точностью решить стоящие перед нами задачи.

Подражание  как социально-психологический  феномен (на примере  подражания Дж. Вейру)

Общая характеристика подражания как социально-психологического феномена

     «Подражание в социальной психологии — способ воздействия, при котором объект влияния по собственной инициативе начинает следовать образу мыслей или поступкам воздействующего на него субъекта, зачастую даже не знающего об этом. Подобные случаи являются примерами ненаправленного влияния. Однако можно представить себе ситуации, когда субъект влияния, желая послужить «личным примером», требует от другого индивида подражания своим действиям или отношению к жизни. Вызванное таким образом подражание является результатом направленного влияния. Подражание проявляется в повторении одним человеком каких-либо поступков, жестов, интонаций и даже в копировании определенных черт характера другого человека, становящегося для него примером или образцом. Подражание также может быть произвольным и непроизвольным. В первом случае индивид сознательно ставит перед собой задачу подражания выбранному образцу, во втором случае делает это, не задумываясь. Результатом непроизвольного подражания значимому другому является усвоение объектом влияния неосвоенных им ранее образцов активности, транслируемых ему субъектом влияния.

     В разные возрастные периоды подражание не играет в жизни человека одинаковую роль. Так, если ребенок в раннем детстве, как правило, просто воспроизводит внешние действия и словесные реакции взрослых, то уже в дошкольном возрасте подражание поступкам взрослого включает сложную внутреннюю переработку полученных образцов. Младший школьник начинает копировать и перенимать личностные качества взрослого, а в среднем школьном возрасте, когда в центре внимания подростков оказываются их сверстники, подражание взрослым постепенно вытесняется взаимоподражанием (появляется такой феномен как «групповое подражание»). С вступлением в эпоху юношества основную роль в выборе объекта для подражания начинают играть ценностные ориентации человека» [Дубов Подражание http://slovari.yandex.ru/~книги/Социальная%20психология/Подражание/].

     «В истории социальной психологии подражанию уделено большое место. Разработка идей о роли подражания в обществе характерна для концепции Г. Тарда, которому принадлежит так называемая теория подражания. В основных чертах эта теория сводится к следующему: фундаментальным принципом развития и существования общества служит подражание. Именно в результате подражания возникают групповые нормы и ценности. Подражание выступает как частный случай более общего «мирового закона повторения». Если в животном мире этот закон реализуется через наследственность, то в человеческом обществе – через подражание. Оно выступает источником прогресса: периодически в обществе совершаются изобретения, которым подражают массы. Эти открытия и изобретения входят впоследствии в структуру общества и вновь осваиваются путем подражания.

     Исследования механизма подражания стали предметом специальной теории подражания, разработанной в рамках необихевиористской ориентации Н. Миллером, Д. Доллардом и А. Бандурой. Опираясь на понятие «подкрепление», А. Бандура описывает три способа следования подкрепленному поведению «модели», т.е. образца для подражания: а) когда посредством наблюдения модели могут возникать новые реакции, б) когда наблюдение за вознаграждением или наказанием модели может усиливать или ослаблять сдерживание поведения, в) когда наблюдение модели может способствовать актуализации тех образцов поведения, которые и ранее были известны наблюдающему» [Андреева Богомолова Петровская 1978 стр. 63].

     «Различаются также следующие виды подражания: внутреннее и внешнее (по последовательности и механизму движения), подражание-мода и подражание-обычай (по степени устойчивости), подражание внутри одного социального класса и подражание одного класса другому (по социальной природе). Анализ этих видов подражания позволил сформулировать законы подражания, среди которых, например, имеются следующие: подражание осуществляется от внутреннего к внешнему (т.е. внутренние образцы вызывают подражание раньше, чем внешние: духу религии подражают раньше, чем обрядам); низшие (имеются в виду низшие по социальной лестнице) подражают высшим (провинция - центру, дворянство - королевскому двору) и т.д.» [Способы воздействия на стихийные группы http://otherreferats.allbest.ru/psychology/00008080_0.html].

     «Безусловно, в каждом случае осуществление данного воздействия наталкивается на ту или иную степень критичности личности» [Андреева 1988 стр. 180]. Личности, имеющей четкую позицию по определенному вопросу, трудно что-либо, касающееся этого вопроса, навязать извне. Отсюда вывод – чтобы не стать жертвой манипуляции, нужно уметь критично воспринимать поступающую информацию и сопоставлять ее с собственными убеждениями.

     Биографические  данные и общие  сведения об образе Джонни Вейра

     «Джонни Вейр родился в городе Коатсвиле, штат Пенсильвания, в семье Джона и Патти Вейр, с отличием окончил школу в Ньюарке и заочно изучал лингвистику в Университете Делавэра. В детстве он занимался конным спортом и участвовал на состязаниях по верховой езде, а фигурным катанием заинтересовался лишь в 11 лет, чрезвычайно поздно по современным меркам (обычно спортсмены начинают кататься в 3—4 года). В 1994 году Вейр по телевизору увидел выступление фигуристки Оксаны Баюл на XVII зимних Олимпийских играх. Катание Оксаны Баюл, получившей тогда золотую медаль, произвело на мальчика большое впечатление, и он решил самостоятельно попробовать прыжки, занимаясь в подвале на роликовых коньках. Когда родители купили Джонни Вейру коньки для фигурного катания, он стал тренироваться на замерзшем поле позади своего дома. В конце концов, его отправили на платные занятия в группе при Университете Делавэра. Тренер Присцилла Хилл заметила его талант и стала тренировать персонально, и уже через неделю Вейр научился прыгать аксель, наиболее сложный прыжок в фигурном катании.

     Вейр  одержал победу на своём первом чемпионате мира среди юниоров в 2001 году: откатав чисто все три программы (квалификацию, короткую и произвольную), он выиграл золотую медаль у другого американца, Эвана Лайсачека. Технически оба спортсмена показали примерно одинаковый уровень, но из всех выступавших фигуристов Вейр получил самые высокие оценки за артистизм.

     Вейр  трижды становился чемпионом США (2004-2006). Сезон 2005—2006 оказался для Вейра нелёгким. Благодаря победе на национальном чемпионате он автоматически прошёл в сборную на Зимние Олимпийские игры в Турине и чемпионат мира в Калгари. На Олимпийских играх американцы возлагали на него большие надежды. Фигурист был вторым после короткой программы и шёл следом за Евгением Плющенко, но из-за отсутствия четверного прыжка, а также из-за пропуска одного из прыжков в произвольной программе, в итоге стал только пятым. На чемпионате мира, в отсутствие Плющенко, Вейр имел шансы завоевать медаль, но занял седьмое место, допустив большое количество ошибок в произвольной программе — в частности, после четверного он приземлился на две ноги, а затем упал с тройного флипа. Фигурист пояснил, что всю неделю его мучили «спазмы в спине» и хотя он «очень сильно хотел сделать четверной, но тело [его] просто не слушалось».

     После неудач сезона 2006-2007 Вейр решил оставить тренера Присциллу Хилл. Летом 2007 года он перебрался из Ньюарка в Линдхёрст, Нью-Джерси и начал тренироваться под руководством Галины Змиевской, бывшей наставницы Оксаны Баюл. Ассистирует Змиевской Виктор Петренко, также работающий техническим контролером ИСУ.

     Вейр, чей стиль катания часто называли женственным, решил сделать свой образ более мужественным. Они  с Галиной Змиевской полностью  изменили режим, имидж фигуриста  и подход к тренировкам, в частности, решили включить в программы четверной прыжок.

     На  чемпионате мира 2008 г. в Гетеборге  Вейр откатал одну из лучших коротких программ в карьере, повысил персональный рекорд и занял второе место следом за Джеффри Баттлом. В произвольной программе он выступил менее уверенно (по собственным словам, перенервничал) и был только пятым, но по сумме результатов стал третьим и завоевал свою первую медаль чемпионатов мира — бронзу. Золото взял Джеффри Баттл, завершивший после этого сезона любительскую карьеру, а серебро — Бриан Жубер.

     На зимних Олимпийских играх 2010 в Ванкувере после короткой программы Вейр занимал шестое место c 82,10 баллами. Несмотря на удачное выступление в произвольной программе и чисто исполненные прыжки, шестое место, занятое в короткой, в лучшем случае позволило бы ему претендовать на «бронзу». В конечном итоге, по сумме двух программ Вейр остался шестым с собственным лучшим результатом в карьере — 238.87 баллов. Олимпийским чемпионом стал его соперник Эван Лайсачек. Известная американская фигуристка Кэрол Хейсс оценила катание Вейра так: «Ну, Джонни исполнил одну из лучших программ жизни. Если это конец, он может уходить из спорта с высоко поднятой головой, но… связующие элементы, рёберность, повороты и работа ног… были не так хороши, как у Лайсачека или Такахаси». После окончания сезона в течение марта—апреля 2010 года Вейр успел подготовить и продемонстрировать на различных шоу две новые показательные программы — на песню Lady Gaga «Bad Romance» и на фортепианную композицию Ричарда Клайдермана.

Информация о работе Подражание как социально-психологический феномен (на примере подражания Дж. Вейру)