Особенности руководства и построения карьеры мужчин и женщин

Автор: Лейла Смагулова, 16 Октября 2010 в 23:17, курсовая работа

Описание работы

Гендерные особенности в профессиональной деятельности руководителя

Содержание

Введение
1. Гендерные особенности в профессиональной деятельности руководителя
1.1. Гендерные различия в стилях руководства 5
1.2. Гендерные аспекты построения карьеры
2. Экспериментальное исследование гендерных особенностей
профессиональной деятельности руководителя
2.1.Гипотеза, цели, задачи исследования
2.2. Описание методов и методик
2.3. Описание выборки
2.4. Процедура исследования
2.5 Описание результатов
Выводы
3.Рекомендации и виды тренингов с руководителями в области совершенствования управления персоналом и построения карьеры
3.1. Рекомендации руководителям в области совершенствования управления персоналом
3.2. Виды тренингов с руководителями предприятий
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовой прект Особенности руководства и построения карьеры мужчин и женщин.doc

— 602.50 Кб (Скачать)
Евразийский национальный университет им. Л.Н.Гумилева

Педагогический  факультет

Кафедра психологии 
 
 
 
 
 

    КУРСОВАЯ  РАБОТА 

    Тема: Особенности руководства и построения карьеры мужчин и женщин 

      

                                                                                               Проверила:

                                                                   .

                                                                                                               Выполнила:

                                                                                                студентка 4-го курса

                                                                                                Рудаева С.В.

                                                                                                гр-ПЛр-42 

                                                                                                  
     
     
     
     
     

    Астана  2006 

О Г Л А В Л  Е Н И Е
 
Введение
 
3
1.
Гендерные особенности в  профессиональной деятельности руководителя
5
1.1. Гендерные различия в стилях руководства 5
1.2.
Гендерные аспекты  построения карьеры
7
2.
Экспериментальное исследование гендерных  особенностей
профессиональной  деятельности руководителя
9
 
2.1.
Гипотеза, цели, задачи исследования
 
9
 
2.2.
Описание методов и методик
 
9
 
2.3.
Описание выборки 11
 
2.4.
Процедура исследования
11
 
2.5
Описание  результатов
11
 
Выводы
 
23
3.
Рекомендации  и виды тренингов  с руководителями в области  совершенствования  управления персоналом и построения карьеры
24
3.1.
Рекомендации  руководителям в области совершенствования  управления персоналом
24
3.2.
Виды тренингов  с руководителями предприятий
28
 
Заключение
38
 
Список  литературы
 
39
 

 Введение 

     Изучение психологии мужчины  и женщины их отличий друг  от друга имеет непосредственное отношение не только к человеку как к таковому, но так же ко всему обществу в целом.

     Вопросы, связанные с особенностями  пола человека и его психологическими  различиями, в последнее время  часто входят в число наиболее  активно обсуждаемых в обществе. Ведь роль мужчины и женщины в общественной среде сегодня претерпевает значительные изменения.

     Казахстан определил своим приоритетом  в области внешней политики  интеграцию с мировым сообществом. 

     В Декларации тысячелетия Организации Объединенных Наций (2000 г.), которую подписало большинство стран мира, поощрение равенства мужчин и женщин, расширение прав и возможностей женщин определены в качестве основных целей развития человечества в третьем тысячелетии.

     В настоящее время во всем мире исторически сложившееся доминирование мужчин над женщинами претерпевает изменения. В промышленно развитых и социально ориентированных странах женщины практически достигли равенства с мужчинами в вопросах своих прав и возможностей.

     За годы независимости Казахстан также достиг определенного прогресса в области защиты прав и законных интересов мужчин и женщин.

     В 1998 году Казахстан присоединился  к Конвенции ООН о ликвидации  всех форм дискриминации в  отношении женщин. Ратифицированы также Конвенции ООН “О политических правах женщин” и “О гражданстве замужней женщины”. Подписаны международные пакеты о гражданских и политических, об экономических, социальных и культурных правах и другие. Всего Казахстан присоединился к более чем 60 международным договорам по правам человека.

     Взгляд на подобные процессы  в казахстанском директорском  корпусе позволяет сделать вывод  о том, что рыночные реформы  способствовали, стабилизации численности  женщин в составе директоров  для отраслей, где женщины традиционно занимали руководящие позиции и привели к появлению «женской прослойки» в директорате тех предприятий, где требовалось кризисное управление (17).

     Общая тенденция – завоевание  новых сфер деятельности женщинами-директорами  все-таки обозначилась. Женщины согласны брать на себя «груз» кризисных предприятий, причем таких, которые не привлекательны для крупных бизнесменов.

     Социальная психология гендера  является огромным полем для  изучения установок, предрассудков,  дискриминации, социального восприятия и самовосприятия, самоуважения, возникновения социальных норм и ролей.

     Теоретическое изучение  особенностей  руководства мужчин и женщин  на предприятиях, позволило выдвинуть,  следующую гипотезу профессиональные  особенности руководителя связаны с их гендерным аспектом.

     Целью нашего пилотажного исследования является – изучение гендерных особенностей профессиональной деятельности руководителя. 

    Для достижения цели поставлены  следующие задачи:

  1. Провести теоретический анализ по исследуемой проблеме;
  2. Изучить особенности руководства мужчин и женщин;
  3. Подобрать методы  и методики, направленные на  выявление особенностей руководства;
  4. Провести пилотажное  исследование;
  5. Описать количественный и качественный анализ пилотажного исследования.

   Объектом является профессиональная деятельность руководителей.

Предметом является влияние гендерного аспекта личности руководителя на особенности управления персоналом 
 
 
 
 

1. Гендерные особенности  в профессиональной  деятельности руководителя

1.1. Гендерные различия в стилях руководства

     Стиль руководства – это устойчивый комплекс черт руководителя, проявляющихся в его отношениях с подчиненными. Иными словами, это способ, которым начальник управляет подчиненными и в котором выражается независимый от конкретных ситуаций образец  его поведения (12).

     В наше время все больше  женщин занимает руководящие  посты. И уже почти нет такой  сферы деятельности, где бы ни  было женщин.

      По поводу различий в стиле  мужского и женского руководства  существует масса споров. Многие считают, что нет существенных различий в том, как мужчины и женщины руководят предприятием. А у других — совершенно противоположное мнение: мужской стиль руководства все-таки отличается от женского.

     Например, в различие стилей руководства верит немецкий писатель Эльке Добнер, автор книги “Как руководят женщины”. Он отмечает, что мужчины оказывают чаще всего давление сверху вниз, женщины же разрабатывают решения совместно с коллективом. Эмоциональное частное присуще женщинам в большей мере (19).

     А немецкий профессор Гертруд  Хёлер выпустила недавно книгу  “Волчица среди волков. Почему  мужчины без женщин делают  ошибки?”, в которой говорится,  что мужчины в своем руководстве  — преследуют цели, женщины смотрят  на людей, которые должны достичь этих целей…

     Вопрос гендерного различия в  руководстве на сегодняшний день  является наиболее актуальным.

     Первые женщины-руководители, пробившие “стеклянный потолок”, придерживались командного стиля управления, принесшего успех мужчинам. Сейчас к принятию решений в сфере экономики пришла вторая волна женщин.

     Так, по мнению Дж. Роузнер,  женщины пользуются своим уникальным  умением общаться и руководят  совершенно не так, как мужчины.  Они добиваются успеха не вопреки  тому, что некоторые человеческие черты всегда считались “женскими” и не годились для руководителя, а благодаря этому.

     Различия между мужчинами и  женщинами проявлялись при описании  ими своего стиля руководства  и методов влияния на подчиненных.  Мужчины-руководители описывают  свой стиль, который специалисты по управлению называют “деловым”. Это означает, что свою работу они видят как серию дел (или сделок) с подчиненными – с награждением за оказанные услуги или наказанием за некачественную работу. При этом они чаще пользуются властью, которую дает занимаемая ими должность (13).

     Женщины-руководители осуществляют  руководство таким образом, чтобы  подчиненные преобразовывали свои  интересы с учетом интересов  групп, ставя перед собой более  широкие цели. Свою власть женщины  связывают с личными качествами – обаянием, контактностью, умением общаться с людьми, а не с занимаемой должностью. Интервью с женщинами – директорами позволили понять, как эти женщины видят себя в роли лидеров, в чем принципиальное отличие их стилей руководства от традиционного командного. Дж. Роузнер назвала их стиль “преобразовательным”. Основной характеристикой такого стиля является активное взаимодействие с подчиненными.

     Основой подобного руководства  через взаимодействие служит  привлечение к деятельности.

     Все эти разнообразные факторы предполагают применение различных стилей в зависимости от ситуации. Таким образом, в работе  женщин-руководителей наблюдается сходство с характеристиками “парадоксального менеджера”, т.е. менеджера, в личности которого имеются черты, считающиеся противоречивыми друг другу.

     Результаты многих современных  исследований показывают, что женщины  и мужчины оценивают свое поведение  в соответствии с социальными  стереотипами, ожидаемыми от каждого  пола.

Из исследований, касающихся гендерных различий можно сделать основной вывод: интересы и поведение людей определяются скорее определенной обстановкой на работе, а не принадлежностью к полу. Чрезмерная и несоответствующая реальности гендерная типизация стилей управления – независима от того, нацелена ли она на улучшение статуса женщин или на их дискриминацию, - требует критики и изменений. 

1.2. Гендерные аспекты построения карьеры

    В последнее время в социально-психологических исследованиях особое внимания уделяется гендерным аспектам построения карьеры. Основные гендерные стереотипы, касающиеся построения карьеры, связаны с полоролевой социализацией, социальными стереотипами, устройством социума, что отражается в известном изречении: “Для женщин путь к управленческой карьере связан с преодолением многочисленных препятствий, а для мужчин – с реализацией многочисленных возможностей”. (20).

     Социально-психологические исследования  показали, что женщины не меньше  мужчин заинтересованы в продвижении  по службе и повышении своего  образовательного уровня, ориентированы на престиж, заработную плату; обладают не меньшим чувством ответственности. Осуществлению женской карьеры объективно мешает естественная биологическая роль женщины, связанная с необходимостью совмещения служебных, супружеских и родительских функций. В связи с этим, представляют интерес исследования О. А. Гаврилицы (11), направленные на изучение ролевого конфликта у работающих женщин и возникающего вследствие этого чувства вины. Автор приводит данные Д. Невил и С. Дамико, которые выделяют ряд проблемных зон, восприятие несостоятельности в которых ведет работающих женщин к ощущению ролевого конфликта – негативным переживаниям, связанным с ее неспособностью успешно сочетать семейные и профессиональные роли.

     Комплекс негативных субъективных переживаний, возникающий у женщины, которая оценивает себя как плохо справляющуюся с совмещением семейных и профессиональных дел, включает:

     1) чувство вины перед семьей  из-за того, что приходится уделять  много времени работе;

    2) ощущение, что реализация рабочих ролей мешает выполнению семейных обязанностей и наоборот;

Информация о работе Особенности руководства и построения карьеры мужчин и женщин