Обучаемость. Её соотношение с умственным развитием

Дата добавления: 05 Августа 2014 в 23:04
Автор: r*******************@yandex.ru
Тип работы: контрольная работа
Скачать полностью (41.23 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.docx

  —  44.32 Кб

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

  1. Обучаемость. Её соотношение с умственным развитием…………    3
  2. Критерии разделения школьников в зависимости от обучаемости.. 5
  3. Успеваемость как учебное достояние школьника…………………… 8
  4. Психологические особенности неуспевающих учащихся……………10
  5. Типы неуспевающих школьников……………………………………   12
  6. Причины неуспеваемости школьников………………………………  15
  7. Список используемых источников……………………………………  20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Обучаемость. Её соотношение с умственным развитием.

 

В течение  ряда лет проблема неуспеваемости исследуется группой ученых, возглавляемой Н.А. Менчинской.

В основу психологической характеристики неуспевающих учеников Н.А. Менчинской и её сотрудниками было положено понятие обучаемости, т.е. восприимчивости к усвоению знаний и способов учебной деятельности. [3, с. 77]

Понятие обучаемости было введено Н. А. Менчинской.

Обучаемость — система свойств личности и деятельности школьника, которая эмпирически характеризует его возможности в усвоении учебной программы — знаний, понятий, навыков и пр.

Обучаемость – один из показателей умственного развития (наряду с уровнем усвоения знаний, темпом усвоения и др.). Как общие умственные способности  к усвоению знаний, обучаемость изучалась на материале обучения различным учебным предметам в средней школе. Анализ индивидуальных различий в усвоении и применении знаний школьниками дал возможность определить интеллектуальные свойства личности, необходимые для быстрого и лёгкого усвоения учебного материала. Эти свойства представлены как компоненты обучаемости. По З.И. Калмыковой их пять.

Первый компонент – обобщённость мыслительной деятельности. Он считается ведущим в структуре обучаемости.

Чем выше обобщённость, тем быстрее и легче ученик выделяет существенные стороны учебного материала, устанавливает закономерные связи, тем точнее анализ условия задачи или текста. Возможности обобщения во многом определяют темп усвоения. Школьники с низким темпом усвоения часто останавливаются на изложенных фактах, примерах, и конкретный материал оказывается недостаточно обобщённым. Они «начинают усвоение новых понятий так, как если бы они впервые встретились с понятием такого типа».

Второй компонент обучаемости – осознанность мыслительной деятельности. При высокой осознанности ученики достаточно полно учитывают имеющуюся информацию, «видят» ошибки и вносят соответствующие изменения в свою деятельность, адекватно оценивают результаты учебной работы. Школьники, у которых этот компонент обучаемости развит слабо, сталкиваются с проблемой при решении учебных задач, обычно избирают другой путь – практический (в отличие от словесно-логического). Решение осуществляется во многом интуитивно и осознание найденного пути решения не происходит.

Третий компонент – гибкость мышления (при пониженной обучаемости – инертность). Школьники, обладающие гибкостью мышления, легко приспосабливаются к изменяющимся условиям, перестраивают привычные действия, преодолевая «барьер прошлого опыта», совершенствуют ранее найденные способы решения, могут достаточно оригинально подойти к анализу ситуации, переосмыслить её, отнестись задаче как к проблеме. При инертности мышления, напротив, проявляются стереотипность действий, стремление к шаблону, использование привычных действий, несмотря на их несоответствие новым условиям.

Четвёртый компонент – устойчивость мышления, создающая возможность относительно длительной напряжённой мыслительной деятельности при решении задач. Ученик с устойчивым мышлением может задержаться на выделенных им существенных признаках анализируемой ситуации, ориентироваться не на один, а одновременно на ряд признаков. Дети с пониженной обучаемостью имеют низкую умственную работоспособность, неустойчивость их мышления наиболее ярко проявляется при решении проблемных задач, требующих интеллектуального напряжения, и в значительно меньшей мере – при решении знакомых задач, когда используются уже усвоенные знания и отработанные действия.

Пятый компонент обучаемости – самостоятельность в решении проблем и восприимчивость к помощи. Ученики с высокой обучаемостью дифференцируются по степени самостоятельности решения проблемной задачи, ученики с низкой обучаемостью – по объёму помощи со стороны взрослого, необходимой им для решения задачи, решить которую они не могут самостоятельно. Последнее положение возвращает нас к понятию «зона ближайшего развития», введённого Л.С. Выготским. Здесь важна мера помощи, оказываемой ребёнку: чем меньше помощь, требуемая для достижения цели, тем больше зона ближайшего развития и тем выше способность к усвоению знаний, т.е. обучаемость. [4, с. 58 - 60]

Обучаемость не следует смешивать с умственным развитием. С высоким уровнем развития иногда может сочетаться низкая обучаемость, компенсируемая старанием и трудолюбием. Умственное развитие может достигать с возрастом высокого уровня, в то время как обучаемость может сохраняться более или менее постоянной длительной время.

Раскрывая содержание этого понятия, исследователи подчёркивают необходимость различать общую обучаемость и специальную. Первая проявляется при обучении всем учебным предметам, вторая обнаруживается лишь при изучении какого-то одного.

Н.А. Менчинская и её сотрудники подчёркивают, что важнейшими среди психических процессов, накладывающими отпечаток на обучаемость школьника, являются особенности его мышления, а не памяти и внимания, как это обычно считают в школе. [3, с. 77 - 78]

 

    1. Критерии разделения школьников в зависимости от обучаемости.

 

В исследованиях были выявлены следующие критерии, которые могут быть положены в основу разделения школьников на группы в зависимости от особенностей, проявляющихся в процессе обучения: особенности умственной деятельности, характеризующиеся уровнем умственного развития и степенью обучаемости; направленность личности, включающая мотивацию, отношение к учению.

Может быть выделено четыре основных сочетания этих свойств.

1. Высокий уровень развития  интеллекта (высокая обучаемость) и  положительная направленность.

2. Высокая обучаемость  и отрицательная направленность.

3. Низкая обучаемость  и положительная направленность.

4. Оба комплекса черт  характеризуются отрицательным  знаком.

Дальнейший анализ обнаружил, что фундаментальное свойство, которое лежит в основе первого комплекса черт, — это активность личности. Она характеризуется многообразием проявлений в учебной деятельности: активное и самостоятельное добывание знаний, активные поисковые действия при решении проблем. Это свойство проявляется не только в мыслительных операциях, но и в перцептивной и даже мнемонической деятельности: учащийся продолжает припоминать без какой - либо стимуляции извне, использует мнемонические приемы, которые способствуют лучшему запоминанию и воспроизведению.

Как показали исследования, для управления развитием необходимо опираться на индивидуально - психологические различия учащихся. «...Когда ученики выполняют учебные действия по образцу, их различия нивелируются, но если они ставятся в ситуацию решения проблем, самостоятельных «открытий», то эти различия выявляются очень ярко и любые попытки управления в этих условиях без учета индивидуальных различий окажутся совершенно безрезультатными, поскольку одна и та же учебная задача воспринимается различными учениками (в зависимости от уровня их развития) по - разному, для одного она является проблемой, для другого она уже перестала быть ею, а для третьего учебная задача еще не стала проблемой» В связи с этим при управлении развитием надо ориентироваться на индивидуальные особенности школьника. [2, с. 127]

Анализ индивидуально-типических особенностей интеллектуального развития позволяет выделить особые категории учащихся. Одарённые дети, подростки и группа школьников, которой посвящено достаточно много психологических исследований, - ученики с пониженной обучаемостью, обычно не успевающие с самого начала обучения в школе.

Прежде всего таким детям свойственна пониженная активность мышления.

Младших школьников  с ярко выраженной низкой активностью мышления Л.С. Славин называет «интеллектуально пассивными».

У детей с пониженной обучаемостью недостаточно развиты операции анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования и конкретизации. Это приводит, в частности, к многочисленным ошибкам смешения сходных знаний – понятий, принципов, законов. Преобладают эмпирические, иногда неверные обобщения, сделанные на основании несущественных признаков. Инертность ума создаёт трудности переключения с одного способа действия на другой, перестройки имеющихся способов при изменении условий задачи. У учащихся с пониженной обучаемостью словесно-логическое мышление значительно ниже по уровню своего развития, чем мышление интуитивно-практическое. При пониженной обучаемости саморегуляция нарушена практически во всех своих звеньях. Недостаточно развита смысловая память, связанная с пониманием учебного материала, интеллектуальной активностью. [4, с. 61 - 64]

 

 

 

    1. Успеваемость как учебное достояние школьника.

 

Успеваемость — это качественная характеристика результатов освоения учебной программы.

Важнейшей задачей педагогической науки является раскрытие сущности успеваемости и выявления структуры успеваемости. Современный толковый словарь по педагогике определяет успеваемость, как степень усвоения знаний, умений, навыков установленных учебной программой, с точки зрения их полноты, глубины, сознательности и прочности.. Высокая успеваемость учащихся достигается системой дидактических методов, форм и средств, а также воспитательных мер.

Учет успеваемости – неотъемлемая сторона процесса школьного обучения. Учитель обучает и вместе с тем учитывает, как ученики воспринимают изучаемое, овладевают умениями применять знания, как осмысливают, запоминают, переживают процесс овладения ими. Оценка успехов ориентирует учащихся как относительно уровня их достижений в учебной деятельности, так и в развитии необходимых для достижения высокой успеваемости нравственно-волевых качеств.

Оценка знаний, умений и навыков должна быть объективно правильной, т. е. соответствовать истинному уровню успеваемости учащихся.

В педагогике существует мнение, что желание получить высокие баллы обязательно порождает погоню лишь за отметками и безразличие к самим знаниям. Это имеет место лишь при неправильной постановке учета успеваемости, в условиях преувеличенного внимания к оценкам со стороны родителей, учителей, когда оценки используются в качестве приманки или угрозы для ученика. Если же оценка будет естественным следствием нормально протекающего процесса обучения, учет успеваемости не может вызвать такого неправильного к нему отношения детей.

Маркова А.В. выделяет следующую систему показателей успеваемости:

- делать хотя бы один  опосредованный вывод, комбинировать  имеющиеся знания, умения и навыки  при добывании новых знаний;

- стремиться к знаниям  творческого характера, к самостоятельному  их добыванию;

- активно преодолевать  трудности в процессе творческой  деятельности;

- стремиться к оценке  своих достижений в познавательной  деятельности.

Невыполнение совокупности указанных требований характеризует неуспеваемость школьников.

Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме школьной успеваемости позволило выделить три основных фактора успеваемости: требования к учащимся, вытекающие из целей школы; психофизические возможности учащихся; социальные условия их жизни, воспитания и обучения в школе и вне школы.

Требования к учащимся составляют основу для разработки контрольных заданий и критериев оценок. Требования содержания образования только тогда быть выполнимыми, когда они не превышают физических и психических возможностей школьников и находятся в соответствии сословиями обучения и воспитания детей. В возможностях детей различают две тесно связанные друг с другом стороны – физические возможности и психические. При разработке требований к учащимся специалисты каждого учебного предмета ориентируются на некую норму возможностей детей того или иного школьного возраста.

 Психофизические возможности  детей изменяются, совершенствуются  под влиянием социальных условий, в том числе и влиянием учебно-воспитательной  работы школы. Содержание и методы  обучения повышают возможности  учащихся.

 Социальные условия  как фактор успеваемости также  взаимодействуют с возможностями  детей. Это условия, в которых  дети живут, учатся, воспитываются, бытовые условия, культурный уровень  родителей и окружающей среды, наполняемость классов, оборудование  школы, квалификация учителей, наличие  и качество учебной литературы, и многое другое.

Страницы:123следующая →
Описание работы
Обучаемость — система свойств личности и деятельности школьника, которая эмпирически характеризует его возможности в усвоении учебной программы — знаний, понятий, навыков и пр.
Обучаемость – один из показателей умственного развития (наряду с уровнем усвоения знаний, темпом усвоения и др.). Как общие умственные способности к усвоению знаний, обучаемость изучалась на материале обучения различным учебным предметам в средней школе. Анализ индивидуальных различий в усвоении и применении знаний школьниками дал возможность определить интеллектуальные свойства личности, необходимые для быстрого и лёгкого усвоения учебного материала.
Содержание
Обучаемость. Её соотношение с умственным развитием………… 3
Критерии разделения школьников в зависимости от обучаемости.. 5
Успеваемость как учебное достояние школьника…………………… 8
Психологические особенности неуспевающих учащихся……………10
Типы неуспевающих школьников…………………………………… 12
Причины неуспеваемости школьников……………………………… 15
Список используемых источников…………………………………