Этапы педагогического процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 00:49, доклад

Описание работы

Педагогические процессы имеют циклический характер. В развитии всех педагогических процессов можно обнаружить одни и те же этапы. Главными этапами можно назвать: подготовительный, основной, заключительный. На этапе «подготовка педагогического процесса» (подготовительном) создаются надлежащие условия для протекания процесса в заданном направлении и с заданной скоростью.

Работа содержит 1 файл

психология.docx

— 168.77 Кб (Скачать)

37. Психологическая модель порождения  и функционирования речи.

Развитие речи можно рассмотреть  и с психолингвистических позиций (рис. 55) в плане становления все  более совершенной структуры  речи. Под этим углом зрения процесс  речевого развития представляет собой  непрерывно и циклически повторяющиеся  переходы от мысли к слову и  от слова к мысли, которые становятся все более осознанными и содержательно  богатыми. Вначале мысль формируется  в слово, которое одновременно выступает  и как фраза, и как предложение, без дальнейшего лингвистически тонкого членения. Та же бедность форм и вариаций характерна для обратного  процесса движения от слова к мысли. Затем этот процесс разворачивается  по вертикали (так, как это показано на рис. 55) и по горизонтали. Последнее  движение характеризуется расширением  возможностей представления мысли  в словах на разных уровнях. Например, на уровне предложения и фразы  одна и та же мысль может быть выражена по-разному людьми с богатой  речью. 
Усвоение речи ребенком начинается с выделения речевых сигналов из всей совокупности звуковых раздражителей. Затем в его восприятии эти сигналы объединяются в морфемы, слова, предложения, фразы. На базе их формируется связная, осмысленная внешняя речь, обслуживающая общение и мышление. Процесс перевода мысли в слово идет в обратном направлении.

38 Активная жизненная позиция - способ участия человека в деятельности общества. Жизненная позиция человека находит выражение в его отношении к обществу, труду, государственной и частной собственности, другим людям и к самому себе.

39. Основные достижения в психическом  развитии ребёнка от рождения  до 3-х лет.

Младенчество 

С рождения происходит активный рост и развитие всех функций организма. Ребенок еще как бы составляет одно целое с матерью. Общение  с ней в основном эмоционально непосредственное. Новообразование  в этот период – общение со взрослыми. Соединяются слух и зрение, и малыш ищет глазами источник звука. Память как таковая еще не выделена, лишь к 3-4 месяцам начинается узнавание. К 4 мес. ребенок уже не просто сосредотачивается на звук, он слышит и активно реагирует.  Внимание еще не сосредоточено, основная деятельность малыша - это сон. Восприятие в младенчестве – малыш узнает родные лица, включается в эмоциональное общение, к 2 мес. у ребенка возникает "комплекс оживления" - очень важная реакция, когда на появление близкого человека или радостное переживание малыш начинает учащенно двигать ручками и ножками, на лице появляется выражение радости, учащается сердцебиение. К концу 8 месяца появляется реакция удивления. К 6 мес. малыш уже переворачивается в кроватке, затем, к 6-7 месяцам начинает сам садиться. В 7-8 месяцев – уже провляет беспокойство при появлении незнакомых. В 7-11 мес. появляется грусть при расставании с матерью. К 1 году появляется автономная речь, ребенок начинает разговаривать, по-своему, но он уже может донести до взрослого свою мысль. Ребенок также понимает 10-20 слов (даже фразовых). Он еще не выделяет себя как личность. Реакции ребенка зависят только от удовлетворения его потребностей.  
После года - В раннем детстве (в период от одного до трех лет) ребенок продолжает активно познавать окружающий мир, овладевая способами обращения с различными предметами. Он наблюдает за тем, что делают взрослые, а родители в свою очередь учат его, как пить из чашки, правильно держать ложку и карандаш, копать песок. 
Манипулятивно-предметная деятельность. Появляется подражание. Возможно размытое планирование своих действий. Развитие идет быстрыми темпами. Нервная система и психика очень пластичны. В этот период требуется поддерживать режим, сохранять четкий распорядок дня. Происходят серьезные изменения тела: малыш начинает ползать, затем ходить. Память еще непроизвольная – в основном узнавание.  
Пропадает полное слияние с матерью. Появляется тенденция к самостоятельности, в этом возрасте у ребенка завышена самооценка, проявляется эгоцентризм. Большое значение для крохи начинает иметь его собственное имя. Появляется много запретов. Желание найти ответ: Кто, что??? Упрямство, строптивость, капризы.  
Эмоции ребенка еще зависят от конкретной ситуации, и в этот период часто происходит так называемое "заражение эмоциями", когда малыш может засмеяться или заплакать вслед за другим ребенком или взрослым. Ярко начинает проявляться тенденция к самостоятельности (2-3 года).

Основная деятельность для познания мира - игра, она очень важна для  развития малыша. Иногда родители не учат ребенка играть и удивляются: «У него полно игрушек дома, а он с ними ничего не делает. Так и  валяются». Это совершенно не означает, что ребенок не хочет играть. Он просто не умеет этого делать, не понимает, для чего нужна та или  иная игрушка, как ее можно использовать. Совместная игра с ребенком – очень важный момент, поскольку мышление ребенка развивается именно в процессе практической деятельности. Игра маленького ребенка – это простые действия, манипуляции с предметами. Ему нравится переставлять их с места на место, складывать один в другой, стучать друг об друга.  
В конце раннего детства (к 3 годам) появляется игра с сюжетом – так называемая сюжетно-ролевая или режиссерская игра. В ней любой предмет наделяется игровым смыслом. И коробочки, которые малыш еще недавно с наслаждением просто переставлял с места на место, теперь превращаются в гудящие и рычащие голосом ребенка автомобили. Пока такая игра возникает эпизодически, сюжеты ее совсем просты и продолжительность невелика. Но это – основа для последующего развития более сложных игр ребенка. Научите его более сложным приемам игры, это поможет ему стать смышленее, быть более сообразительным в будущем.

Развитие речи

Практически все психологи отмечают, что этот период сенситивен к усвоению речи. Это значит, что ребенок  осваивает речь в этом возрасте быстрее  и эффективнее, чем в любом  другом.  
Автономная речь (отличающаяся от «взрослой» речи по звучанию и по смыслу), которая появилась у ребенка в конце периода младенчества, постепенно заменяется обычной речью. Но это происходит только при условии полноценного общения ребенка со взрослыми. Освоение речи может замедляться, если близкие люди общаются с малышом недостаточно или, наоборот, прекрасно понимают его слова-заменители и, ориентируясь на них, выполняют все желания ребенка. Отмечается запоздалое появление взрослой речи у близнецов, которые общаются и понимают друг друга с помощью своей автономной речи.  
Значительно увеличивается пассивный словарь ребенка, то есть количество слов, которые он понимает. В 2–3 года малыш способен понимать короткие рассказы, касающиеся окружающих его предметов и явлений. Активная речь ребенка также развивается очень интенсивно: к трем годам активный словарь (слова, которые ребенок использует в разговоре) составляет примерно 1500 слов. Малыш учится строить фразы и предложения. Сначала, в 1,5–2 года, ребенок составляет совсем простые предложения: «Дай пить», «Киса мяу», «Иди туда». К трем годам ребенок может произносить сложные фразы, включающие в себя практически все части речи. Он начинает активно общаться не только с близкими взрослыми, но и с чужими людьми и другими детьми. В основном он проговаривает ту ситуацию, в которой находится в данный момент, причем дети обычно не слушают, что говорит другой ребенок, поэтому диалог между двумя детьми не получается. Часто, чтобы узнать и понять, что делает другой ребенок, малыш обращается к взрослому: «А почему Маша краской красит? А что она рисует?». Ответы взрослого ребенок слушает внимательно и охотно, поэтому, если ребенок чем-то интересуется, спрашивает, не стоит оставлять его вопросы без внимания.

Восприятие и память

Вся деятельность ребенка этого  возраста связана с тем, что он видит, слышит, ощущает в данный момент времени, то есть с тем, что воспринимается им непосредственно. Если ребенок не видит предмет, то этот предмет просто «не существует».  
Память у детей раннего возраста включена в процесс восприятия. Эта связь выражается в том, что память в основном представлена в форме узнавания, то есть ребенок вспоминает человека или предмет, когда непосредственно видит его. Хотя малыш может вспоминать что-то увиденное или услышанное ранее, это происходит само по себе, непроизвольно.  
Поскольку ребенок ограничен наглядной ситуацией, у него нет творческого воображения, и он не может придумать что-то, нафантазировать или солгать. Возможность сочинять, придумывать то, чего нет на самом деле, в основном появляется только к  концу этого периода - 3 годам.

Эмоциональное развитие в раннем детстве

Поведение ребенка импульсивно, ситуативно, очень ярко эмоционально окрашено. Когда малыш видит интересную, красивую игрушку, это вызывает у  него эмоциональную реакцию и  желание получить эту игрушку, что-то с ней сделать. Если интересующая игрушка (или другая вещь) недоступна, ее нельзя брать, то ребенок может  начать кричать, требовать, скандалить. Такое поведение доставляет родителям  много неприятных минут. Некоторые  реагируют на него неадекватно: кричат на малыша, тащат за руку подальше от желанной игрушки, нередко сопровождая свои действия шлепками.

Но взрослые забывают о том, что  ребенка раннего возраста легко  отвлечь, спокойно переключив его внимание на что-то интересное, и тогда одно желание ребенка моментально  сменяется другим. Если ребенок растет в атмосфере любви, принятия близкими людьми, если ему уделяется достаточно внимания со стороны взрослых, и  при этом родители устанавливают  четкие ограничения и правила  поведения для ребенка, то такие  вспышки плача и раздражения  очень редки или вообще отсутствуют.

Общение ребенка с другими детьми в этом возрасте только начинает формироваться. Дети, посещающие в этом возрасте дошкольное учреждение, проводят больше времени  со сверстниками, но они все равно  продолжают драться из-за игрушек. Это  происходит прежде всего потому, что ребенок раннего возраста не умеет учитывать желания другого, он исходит только из своих интересов, пока не умеет сопереживать другому человеку (эгоцентризм). Часто родителям бывает стыдно за своего ребенка, и они начинают ругать малыша. Но такая реакция не приведет ни к чему, кроме обиды или слез. Лучше спокойно объяснить,  предложить поменяться игрушками или привлечь ребенка к интересной для него деятельности.

Двухлетка начинает узнавать себя в  зеркале, чуть позже называет себя по имени: «Аня», «Тата», а к трем годам  в его лексиконе появляется местоимение  «Я». Таким образом, происходит развитие самосознания в раннем детстве. В  этом возрасте появляется и первичная  самооценка, которая базируется на потребности в принятии, эмоциональной  безопасности. Ребенок не оценивает  себя рационально, он просто «хороший». Такому малышу еще трудно понять и  принять некоторые общепринятые нормы поведения. Например, он искренне не может взять в толк, почему его ругают на разрисованные стены: ведь он же так красиво это сделал, и обычно его за рисование хвалят.

Период раннего детства может  заканчиваться кризисом 3 лет.  
Примерно около 3 лет ребенок начинает ощущать себя отдельным, самостоятельным человеком, отделяется от родителей только для того, чтобы установить с ними более глубокие личностные отношения. Резко возрастает самостоятельность и активность маленького человека, он постоянно говорит: «Я сам». Взрослые в этой ситуации не должны чрезмерно ограничивать его инициативность, подавлять самостоятельность (если это не угрожает его безопасности или безопасности окружающих). Если родители не принимают своего «нового» малыша, слишком часто ругают его и демонстрируют свою беспомощность перед его капризами, то возникают собственно кризисные явления, такие как негативизм, обесценивание, упрямство.

43. Механизмы эмоций

Имеется несколько теорий, объясняющих, почему возникают эмоции. Американский психолог У. Джемс и  датский психолог Г. Н. Ланге выдвинули периферическую теорию эмоций, основанную на том, что эмоции связаны с определенными физиологическими реакциями, о которых говорилось выше. Они утверждают, что мы не потому смеемся, что нам смешно, а нам потому смешно, что мы смеемся. Смысл этого парадоксального утверждения заключается в том, что произвольное изменение мимики и позы приводит к непроизвольному появлению соответствующей эмоции. Эти ученые говорили: изобразите гнев — и вы сами начнете переживать это чувство; начните смеяться — и вам станет смешно; попробуйте с утра ходить, еле волоча ноги, с опущенными руками, согнутой спиной и грустной миной на лице — и у вас действительно испортится настроение.

 Хотя отрицать наличие  условнорефлекторной связи между переживанием эмоции и ее внешним и внутренним проявлением нельзя, содержание эмоции не сводится только к физиологическим изменениям в организме, поскольку при исключении в эксперименте всех физиологических проявлений субъективное переживание все равно сохранялось. Физиологические же сдвиги происходят при многих эмоциях как вторичное приспособительное явление, например для мобилизации резервных возможностей организма при опасности и порождаемом ею страхе или как форма разрядки возникшего в центральной нервной системе напряжения.

 У. Кеннон одним из первых показал ограниченность теории Джемса—Ланге, отметив два обстоятельства. Во-первых, физиологические сдвиги, возникающие при разных эмоциях, бывают весьма похожи друг на друга и не отражают качественное своеобразие эмоций. Во-вторых, полагал У. Кеннон, эти физиологические изменения развертываются медленно, в то время как эмоциональные переживания возникают быстро, то есть предшествуют физиологической реакции. Правда, в более поздних исследованиях П. Барда последнее утверждение не подтвердилось: эмоциональные переживания и физиологические сдвиги, им сопутствующие, возникают почти одновременно.

 Интересную гипотезу  о причинах появления эмоций  выдвинул П. В. Симонов. С утверждает, что эмоции появляются вследствие недостатка или избытка сведений, необходимых для удовлетворения потребности. Степень эмоционального напряжения определяется силой потребности и величиной дефицита информации, необходимой для достижения цели.

 В нормальной ситуации  человек ориентирует свое поведение  на сигналы высоковероятных событий  (то есть на то, что в прошлом  чаще встречалось). Благодаря этому  его поведение в большинстве  случаев бывает адекватным и  ведет к достижению цели. В  условиях полной определенности  цель может быть достигнута  и без помощи эмоций; у человека  не будет ни радости, ни торжества,  если он окажется у цели, достижение  которой заведомо не вызывало  сомнений. Однако в неясных ситуациях,  когда человек не располагает  точными сведениями для того, чтобы организовать свое поведение  по удовлетворению потребности,  нужна другая тактика реагирования  на cигналы. Отрицательные эмоции, по мнению Симонова, и возникают при недостатке сведений, необходимых для достижения цели, что в жизни бывает чаще всего. Например, эмоция страха развивается при недостатке сведений, необходимых для защиты.

 Эмоции способствуют  поиску новой информации за  счет повышения чувствительности  анализаторов (органов чувств), а  это, в свою очередь, приводит  к реагированию на расширенный  диапазон внешних сигналов и  улучшает извлечение информации  памяти. Вследствие этого при  решении задачи могут быть  использованы маловероятные или  случайные ассоциации, которые в  спокойном состоянии не рассматривались  бы. Тем самым повышаются шансы  достижения цели. Хотя реагирование  на расширенный круг сигналов, полезность которых еще неизвестна, избыточно, оно предотвращает  пропуск действительно важного  сигнала, игнорирование которого  может стоить жизни.

46. Классификация  мышления

Информация о работе Этапы педагогического процесса