Эмпирическое влияние стиля

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 15:25, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Последнее десятилетие в России характеризуется переходом к личностно-ориентированной парадигме образования. В связи с этим учебные результаты перестают считаться единственным показателем эффективности обучения. Особую значимость приобретают: обеспечение психического здоровья учеников, создание условий для их личностного, эмоционального и умственного развития.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………
Глава 1. Стилевые особенности деятельности преподавателя как объект психолого-педагогического исследования ………………………….
1. Проблемы влияния стиля профессиональной деятельности педагога на различные аспекты развития и обучения учащихся …………………
2. Психолого-педагогическая характеристика проявления ряда стилей в деятельности учителей…………………………………………………..
Глава 2. Эмпирическое влияние стиля……………………………………
1. Программа и содержание основных этапов эмпирического исследования……………………………………………………………….
2. Анализ, обобщение и характеристика………………………………..
Заключение ……………………………………………………………………
Приложение …………………………………………………………………..
Список литературы………………

Работа содержит 1 файл

основная дип.работа исправленная.doc

— 676.00 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение  ………………………………………………………………………………

  Глава 1.  Стилевые особенности деятельности преподавателя как объект психолого-педагогического исследования ………………………….

    1. Проблемы  влияния стиля профессиональной  деятельности педагога на различные  аспекты развития и обучения учащихся …………………

    2. Психолого-педагогическая  характеристика проявления ряда  стилей в деятельности учителей…………………………………………………..

Глава 2. Эмпирическое влияние стиля……………………………………

    1. Программа  и содержание основных этапов  эмпирического исследования……………………………………………………………….

    2. Анализ, обобщение и характеристика………………………………..

Заключение ……………………………………………………………………

Приложение …………………………………………………………………..

Список  литературы………………………………………………………...

Введение

 

       Актуальность  исследования. Последнее десятилетие в России характеризуется переходом к личностно-ориентированной парадигме образования. В связи с этим учебные результаты перестают считаться единственным показателем эффективности обучения. Особую значимость приобретают: обеспечение психического здоровья учеников, создание условий для их личностного, эмоционального и умственного развития.

        В этом случае необходим новый  взгляд на профессиональную компетентность  и подготовку учителя. Если  исходить из того, что именно  учебные результаты учеников считаются основным показателем эффективности труда педагога, то и при его подготовке упор должен делаться на методическую оснащенность. Если же не сводить эффективность труда педагога только к учебным результатам, то его подготовка подразумевает не только овладение методиками преподавания, но и повышение уровня его коммуникативной компетентности. Это означает, что учитель должен уметь создавать обстановку, дающую ученикам возможность чувствовать себя в безопасности и способствующую развитию их способностей.

         По нашему мнению, именно в стиле педагогической деятельности конкретного учителя проявляется  как сформированность его коммуникативных  навыков, так и личностная готовность к их совершенствованию. Поэтому  совершенствование стиля педагогической деятельности должно занять важное или даже одно из ведущих мест не только в подготовке будущих учителей (И.В.Страхов (120); А.Э.Штейнмец (133); А.И.Щербаков (134)), но и в системе повышения квалификации педагогов.

         До конца 70-х годов  прошлого века основной упор делался на повышении методической культуры учителей и обновлении их знаний о психологических особенностях учеников (А.В.Петровский (96); А.Плеханов (97)).

         Имеется достаточно много работ, посвященных воздействию  стиля профессиональной деятельности педагога на различные аспекты личностного развития учащихся. В них исследуется:

      • влияние индивидуального стиля педагогической деятельности учителей-гуманитариев на результативность обучения в средних и старших классах (А.К. Маркова, А.Я. Никонова (86)),
      • влияние стиля педагогической деятельности учителя на мотивацию учащихся средних классов (Ю.Б.Гатанов (24)),
      • влияние эмоционального состояния учителя на продуктивность урока в средних и старших классах (А.О.Прохоров (101), (102)),
      • влияние способа обращения педагога на успешность обучения в средних классах (Б.Г.Ананьев (6));
      • влияние стиля руководства учителя на поведение (Р.Х. Шакуров (129); K. Levin and R. Lippit (149)), на отношение к себе и к другим (G.G. Stern (152)), на характер эмоциональных процессов (Р.Берне (12)), на стимулирование самостоятельности (R. Lippit and К. White (150)), на нормативное поведение (В.А. Рахматшаева '; (105)) младших школьников.

       Однако  исследований, посвященных влиянию  стиля педагогической деятельности учителя на темп умственного развития и  учебные результаты младших школьников, найти не удалось.

       Для разработки программ совершенствования  стиля педагогической деятельности учителя необходима опора не только на теоретические работы, описывающие  различные виды и содержания стилей педагогического общения, но и на экспериментальные исследования влияния того или иного стиля на умственное развитие и учебные результаты детей.

         До настоящего времени не утратил  актуальности тезис Л. С. Выгодского  о том, что правильно организованное  обучение ведет за собой умственное развитие.  До сих пор считается, что для этого достаточно вооружить учителя отдельными методическими приемами или системами обучения. По нашему мнению, как правило, предлагаемые методики или системы обучения не учитывают личностные особенности педагогов, которые будут их использовать.

       Авторская методика или система обучения разрабатывается  автором «под себя», под свои личностные особенности, проявляющиеся в стиле  педагогической деятельности. Именно поэтому, давая прекрасные результаты у автора, методика или система обучения становится менее эффективной у его последователей. Это происходит, если стиль педагогической деятельности учителей, пользующихся методикой или системой обучения, далек от стиля педагогической деятельности автора.

       Методика  или система обучения будет эффективно работать, если стиль педагогической деятельности педагога, пользующегося  ею, изначально близок к стилю педагогического  общения автора или если педагог  сможет скорректировать свой стиль  педагогической деятельности, приблизив его к стилю педагогической деятельности автора методики. В противном случае, происходит выхолащивание смысла методики или системы обучения. Формальное использование методик и систем обучения снижает их эффективность (Л.И. Шеховцова ).

       По  нашему мнению, при внедрении любой  новой системы или методики обучения требуется психологическое сопровождение, выражающееся в психологической  поддержке педагогов, внедряющих эту  систему или методику обучения, в  совершенствовании их стиля педагогической деятельности, приближении его к стилю педагогического общения автора-разработчика.

         Поэтому, для любой  методики или системы обучения существует свой оптимальный стиль педагогической деятельности, обеспечивающий наиболее высокий темп умственного развития учеников. Можно предположить, что темп умственного развития, задаваемый в начальных классах, создает предпосылки для успешного обучения в средних и старших классах и в высших учебных заведениях.

         Темп умственного  развития в младших классах определяется темпом развития новых форм мышления (Д. В. Эльконин (136)), в частности, теоретического мышления и его составляющих. Причем развитие теоретического мышления происходит в любой системе обучения (В.В.Давыдов (103)), только темп развития будет разным. 

         По нашему мнению, влияние стиля педагогической деятельности учителя на темп умственного развития младших школьников будет наиболее ярко проявляться в традиционной системе обучения, где не предусматривается специальных мероприятий по развитию теоретического мышления и его составляющих. В традиционной системе обучения высокие учебные результаты рассматриваются как показатель эффективности обучения.

         Возникает противоречие между возможностью воздействия  стиля профессиональной деятельности педагога на различные аспекты развития и обучения учащихся и отсутствием у учителя информации об особенностях своего стиля и механизмах этого воздействия.

         Отсутствие исследований, посвященных выяснению особенностей влияния определенных стилей педагогической деятельности учителя на темп умственного развития и учебные результаты младших школьников в традиционной системе обучения определяет проблему исследования.

       Мы  считаем, что исследования этой проблемы необходимы, так как влияние стиля  педагогической деятельности на темп умственного развития и учебные результаты должно быть подтверждено экспериментально. Предлагаемая работа и является исследованием такого рода.

      Проблема: Соотнесение личностных качеств педагога, его стиля педагогической деятельности, с современным педагогическим опытом для достижения  высокого темпа развития умственных способностей учащихся младших классов.

      Целью работы явилось определение особенностей влияния демократического, авторитарного и либерального стилей педагогической деятельности учителей на темп умственного развития и учебные результаты младших школьников в традиционной системе обучения.

    Объект  исследования: стиль педагогической деятельности учителя начальных классов в традиционной системе обучения.

    Предмет исследования: особенности влияния стиля педагогической деятельности учителя на темп умственного развития и учебные результаты младших школьников.

    Задачи  исследования:

    1) определить  теоретико-методологический подход  к решению проблемы влияния  стиля педагогической деятельности  учителя на темп умственного развития и учебные результаты младших школьников;

    2) выявить,  теоретически обосновать и экспериментально  проверить стили педагогической  деятельности учителей начальных  классов, работающих по традиционной  системе обучения;

    3) определить  критерии умственного развития младших школьников, обучающихся у учителей с разными стилями педагогической деятельности и подобрать подходящий методический инструментарий;

    4) экспериментально  проверить и обосновать особенности  влияния 

    стиля педагогической деятельности учителей на темп умственного развития и учебные результаты младших школьников в традиционной системе обучения;

    5) разработать  рекомендации для учителей начальных  классов и школьных психологов  по работе с собственными стилями  педагогической деятельности.

      В качестве гипотезы мы выдвигаем предположение о том, что стиль педагогической деятельности учителя оказывает влияние на темп умственного  развития и учебные результаты младших школьников в традиционной системе обучения:

    а) если учитель придерживается демократического стиля педагогической деятельности, то он может реально обеспечить высокий темп умственного  развития младших школьников;

    б) если учитель придерживается авторитарного  стиля педагогической деятельности, то он может реально обеспечить высокие учебные результаты младших школьников;

    в) если учитель придерживается либерального стиля педагогической деятельности, то он может обеспечить средний темп умственного развития и средние  учебные результаты младших школьников (в сравнении с учениками других учителей).

      Методы  исследования. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:

      1) Теоретические - анализ литературы;

      2) психодиагностические - определение  стиля педагогической деятельности  учителей по методике В.П.Симонова  и определение темпа умственного развития младших школьников с помощью модифицированной нами методики А.З. Зака;

      3) эмпирические - наблюдение за поведением  педагога на уроке по разработанной  нами схеме; 

      4) математические - корреляционный и  факторный анализ для обработки результатов исследований.

      Теоретико-методологической основой работы являются:

       1) принцип развития, разрабатываемый  в трудах отечественных философов  и психологов (Б.М.Кедров (52), (53), (54); А.Н.Леонтьев (68), (71); Б.Ф.Ломов (78), (79); А.Ф.Лосев (76), (77); А.В.Петровский (95));

Информация о работе Эмпирическое влияние стиля