Эмоциональный интеллект

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 16:20, реферат

Описание работы

Рассмотрен ряд концепций эмоционального интеллекта: эмоциональный интеллект как способность, эмоциональный интеллект как набор навыков и эмоциональный интеллект как набор черт характера.
Своей популярностью концепция эмоционального интеллекта обязана книге Д.Гоулмана «Эмоциональный интеллект». В ней автор утверждает, что эмоциональный интеллект является залогом успеха во всем, начиная от личной жизни и до карьерного продвижения, а также активно пропагандирует идею развития эмоционального интеллекта.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………3
Модели эмоционального интеллекта……………………………………………………..5
Модель Сэловея и Мэйера………………………………………………………....5
Модели Гоулмена и Бар – Она………………………………………………….....6
Модель Люсина……………………………………………………………………..7
Эмоциональный интеллект и социальное взаимодействие в различных возрастах……….9
Эмоциональный интеллект и успешность обучения в школе и институте…………...10
Эмоциональный интеллект и профессиональное развитие…………………………….11
Отношение к надежде и значимые жизненные события………………………………...12
Отношение мотивации достижения, темперамента и когнитивных стилей в структуре личности…………………………………………………………………………………….12
Исследование социально-психологической адаптации как продуктивного проявления индивидуальности……………………………………………………………………….…13
Связь способности к обману и распознаванию обмана с социальным интеллектом, мотивационным профилем………………………………………………………………...14
Диспозиционная модель эмоционального интеллекта…………………………………..15
Эмоциональный интеллект в социальной сфере………………………………………….15
Психологическое и физическое здоровье и эмоциональный интеллект………………..16
Заключение………………………………………………………………………………….18
Список использованной литературы ………………...…………………………………....19

Работа содержит 1 файл

Реферат (эмоциональный интеллект).docx

— 64.26 Кб (Скачать)

  ·  понимает причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведёт.

Способность к управлению эмоциями означает, что  человек:

  ·  может контролировать интенсивность эмоций, прежде всего приглушать чрезмерно сильные эмоции;

  ·  может контролировать внешнее выражение эмоций;

  ·  может при необходимости произвольно вызвать ту или иную эмоцию.

И способность  к пониманию, и способность к  управлению эмоциями может быть направлена и на собственные эмоции, и на эмоции других людей. Таким образом, можно говорить о внутриличностном и межличностном эмоциональном интеллекте.

С точки  зрения Люсина, представляется неправильным трактовать эмоциональный интеллект как чисто когнитивную способность по аналогии с пространственным или вербальным интеллектом. Разумно предположить, что способность к пониманию эмоций и управлению ими очень тесно связана с общей направленностью личности на эмоциональную сферу, т.е. с интересом к внутреннему миру людей (в том числе и к своему собственному), склонностью к психологическому анализу поведения, с ценностями, приписываемыми эмоциональным переживаниям. Поэтому эмоциональный интеллект можно представить как конструкт, имеющий двойственную природу и связанный, с одной стороны, с когнитивными способностями, а с другой стороны – с личностными характеристиками. Эмоциональный интеллект – это психологическое образование, формирующееся в ходе жизни человека под влиянием ряда факторов, которые обуславливают его уровень и специфические индивидуальные особенности. Можно указать на три группы таких факторов.

Факторы, влияющие на эмоциональный интеллект 

                           
   
  Эмоциональный интеллект
  
   
                           
       
         
                 
                           
 
  Когнитивные способности

  (скорость  и точность переработки эмоциональной  информации)

  
 
  Представления об эмоциях

  (как  о ценностях, как о важном  источнике информации о себе  самом и о других людях и  т.п.)

  
 
  Особенности эмоциональности

  (эмоциональная  устойчивость, эмоциональная чувствительность  и т. п.)

  

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Предлагаемая  модель эмоционального интеллекта принципиально отличается от смешанных моделей тем, что в конструкт не вводятся личностные характеристики, которые являются коррелятами способности к пониманию и управлению эмоциями. Допускается введение только таких личностных характеристик, которые более или менее прямо влияют на уровень и индивидуальные особенности эмоционального интеллекта. Для измерения предложенного конструкта могут использоваться задачи, характерные для интеллектуальных тестов, и опросники. Для измерения внутриличностного эмоционального интеллекта больше подходят опросники, поскольку сомнительно, что внутренний рефлексивный опыт человека можно оценить с помощью задач, имеющих правильные и неправильные ответы. При измерении межличностного эмоционального интеллекта использование задач более уместно, хотя при этом возникают сложные методические вопросы, связанные с определением правильных и неправильных ответов.

Эмоциональный интеллект и социальное взаимодействие в  различных возрастах.

Раз за разом  подтверждается, что высокий уровень  развитый эмоционального интеллекта положительно влияет на качество социального взаимодействия и успешность обучения в школе. В  частности, Изард и др. обнаружили, что положительную связь между  знаниями об эмоциях у пятилетних детей и их последующими навыками социального взаимодействия (ассертивностью, склонностью к сотрудничеству, самоконтролем) в третьем классе.  В этом же исследовании было обнаружено, что  эмоциональный интеллект имеет  отрицательную корреляцию с интернализацией  и гиперактивностью.

Навык эмоциональной  регуляции у детей, видимо, влияет на их социальное благополучие в целом. В лонгитюдном исследовании детей  в возрасте 3-4 года, Денхам собрал данные об их эмоциональной регуляции и  знаниях об эмоциях. Модель структурного уравнения показала влияние эмоциональной  регуляции и знаний об эмоциях  на уровень эмоциональной компетенции  в возрасте 3-4 года и более старших  возрастах детского сада.

Исследование  подростков, проведенное Местре, показало, что у 15-летних испанских студентов  эмоциональный интеллект положительно коррелировал с социометрическим статусом в группе.

Лопес и  коллеги провели двухнедельное  дневниковое исследование социального  взаимодействия студентов в Германии. В своих дневниках участники  рассказывали о каждой беседе, длившей 10 и более минут.  Была обнаружена значимая корреляция между баллами, полученными в тесте MSCEIТ по шкалам восприятие эмоций, фасилитация и  управление эмоциями (понимание же не влияло) и тем, насколько интересной, приятной, желаемой и уважительной была беседа.

Бреккет и коллеги обнаружили, что более  высокий эмоциональный интеллект  у близких друзей оказывало положительное  влияние на оценку респондентом уместности своих реакций  на события в  жизни друга. Испытуемые с более  высоким эмоциональным интеллектом  делали меньше критических замечаний  по поводу успехов своего друга и  реже выбирали пассивно-депрессивный способ реагирования, такой как «Я не обращаю особого внимания»  в отношении позитивных событий  в жизни друга. В том же исследовании более высокий эмоциональный  интеллект отрицательно коррелировал с частотой выбора испытуемыми мужского пола деструктивных способов реагирования в ситуации конфликта, в том числе  активно деструктивных (Я кричу  на него) и пассивно-деструктивных (Я  избегаю ее).

В ряде исследований было показано, что личность с более  высоким эмоциональным интеллектом  воспринимается окружающими более  положительно. Например, Бреккет и  др. записал на видеопленку как  студенты младших курсов знакомятся с единомышленником. Затем четыре судьи оценили запись этого взаимодействия по определенным критериям. Для мужской  части выборки, корреляция общего уровня эмоционального интеллекта по MSCEIT и  общей социальной компетентности достигала 0.50. Социальная компетентности включала следующие критерии: насколько человек  является командным игроком, насколько  он вовлечен в общении и насколько  он заинтересован в единомышленнике.  Для женщин значимых корреляций получено не было.

Аналогичные результаты были получены в исследовании Лопес и др. В этом исследовании была обнаружена корреляция  от 0.28 до 0,29 с самооценкой испытуемыми  общего качества взаимодействия с другими  людьми и с полученными ими  номниациями на «человека, обращающего  внимания на чувства и заботы других»  и «всегда готового прийти на выручку». Согласно данным того же исследования, испытуемые с более высоким эмоциональным  интеллектом чаще выбирали респондентов, которые выбирали их.

Эмоциональный интеллект и успешность обучения в школе  и институте.

Был проведен ряд исследований, направленных на изучение влияния эмоционального интеллекта на успешность обучения. Вышеупомянутое исследование Изарда и др. показало, что знания об эмоциях пятилетних дошкольников в дальнейшем влияет на их академические успехи (напр., арифметические навыки, навык чтения и мотивацию  на успех). Корреляция осталась значимой даже после вычета влияния вербального  интеллекта, пола и социоэмоциональных черт характера.

Халберстадт и Холл изучили 22 исследования невербальной восприимчивости, направленных на детей  начальной, средней и старшей  школы, и обнаружили небольшую, но значимую положительную корреляцию между  способностью понимать невербальные сигналы  и когнитивной способностью, оценивавшейся  при помощи стандартных тестов и  на основании учебных успехов.

Общий уровень  эмоционального интеллекта, стратегический эмоциональный интеллект и шкала  понимания эмоций позволяют предсказывать  школьные оценки с вероятностью r=0,14 и r=0,23. Однако эта связь может  быть отчасти обусловлена совпадением  этих шкал и когнитивного интеллекта. Корреляции успешности в обучении с  данными MSCEIT и других шкал часто  понижаются или перестают быть значимыми  при устранении влияния когнитивного интеллекта, а также других черт характера.   

Эмоциональный интеллект и профессиональное развитие.

Вопрос  связи эмоционального интеллекта с  профессиональными результатами личности исследовался рядом ученых. Здесь приведены только некоторые. Так, при исследовании, проведенном при участии девяносто одного руководителя высшего звена, было обнаружено, что с повышением уровня занимаемой руководителем позиции эмоциональный интеллект может понижаться. Именно такие результаты показали 59 руководителей, занимающих высокие должности в крупной международной организации.

С другой стороны, сотрудники, очевидно, ценят  высокий эмоциональный интеллект  у руководителей. В исследовании, включавшем две небольшие группы менеджеров (по 13 человек из частной  и общественной организации) и 108 их подопечных, Джайлс обнаружил положительную  связь между приверженностью  сотрудников компании и уровнем  эмоционального интеллекта у супервизоров. (В одной компании была обнаружена связь эмоционального интеллекта с  управлением эмоциями, а в другой – с пониманием эмоций).

Аналогичным образом, эмоциональный интеллект  хорошо влияет на отношения с клиентами.

Некоторые межличностные отношения предполагают способность мотивировать других. Люди с более высоким эмоциональным  интеллектом способны лучше формулировать  заявление о видении компании, чем остальные. Данные результаты были получены в исследовании, в котором 137 респондентов, поделенных на 40 групп, согласившихся участвовать в  симулированном консультационном проекте  попросили написать видение компании.

Элфенбейн и др. исследовала поведение студентов  в роли покупателя и продавца и  обнаружила связь точности восприятия эмоций продавцом и вознаграждения, полученного в результате переговоров. Точность восприятия эмоций покупателем  на данный процесс не оказывала влияния. 

Мюллер  и Курхан обнаружили корреляцию между  высоким уровнем понимания эмоций одним участником переговоров и  более позитивным восприятием результатов  переговоров его партнером по переговорам. Отметим, создание положительных  эмоций людьми с высоким эмоциональным  интеллектом может играть важную роль, поскольку эти эмоции могут  распространяться на других участников группы в результате действия механизма  заражения и способствовать созданию более благоприятного психологического климата в компании.

На данный момент также существуют предварительные  данные о связи эмоционального интеллекта и эффективности рабочей деятельности. Лопес и др. измерили эмоциональный интеллект 44 сотрудников страховой компании и сравнили полученные результаты с оценками их профессиональных достижений коллегами, супервизорами и данными, предоставленными компанией. Была обнаружена корреляция на уровне от 0,28 до 0,45 между общим показателем эмоционального интеллекта и уровнем занимаемой в компании позиции, надбавками к зарплате, оценками коллегами и супервизорами общительности испытуемых и их вклада в позитивную рабочую атмосферу.  

      Отношение к надежде и значимые жизненные события

Традиционно в психологии, вслед за основоположниками  отечественной концепции отношений  А.Ф. Лазурским и В.Н. Мясищевым, отношение  рассматривается как психологическая  связь человека с окружающим его  миром вещей и людей, движущая сила личности, образующая целостную  систему из трех взаимосвязанных  между собой компонентов: 1) отношение  к себе; 2) отношение к другим; 3) отношение к предметам и явлениям внешнего мира.

«Отношение  – целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами действительности, вытекающая из всей истории развития человека, выражающая его личный опыт, внутренне определяя его действия и переживания». Особое значение приобретает положение о детерминации отношений личности жизненным опытом. Отношение к надежде – это частный компонент системы отношений личности, представляющий собой, согласно концепции В.Н. Мясищева, интериоризированный опыт существования в социальном окружении. Таким образом, под отношением к надежде нужно понимать субъективно – избирательное, в разной степени осознаваемое представление о надежде, включающее в себя конативный, когнитивный и эмоционально – оценочный компоненты. При этом в определенном социальном контексте надежда для субъекта выступает как наделенная смыслом для субъекта и презентируется в его сознании как представление о значении (месте, роли и функциях) надежды в жизнедеятельности субъекта. Отношение к надежде является результатом определенного жизненного пути личности и формируется под влиянием жизненных событий, отношений человека к своей жизни, под влиянием сформировавшихся аттитюдов к различным временным отрезкам жизни, оценок и восприятия им своего прошлого, настоящего и будущего. Своеобразие отношения к надежде заключается в его социокультурной обусловленности. Надежда – есть всегда некая совокупность человеческих отношений – отношений к миру, к самому себе, к другим людям, к жизни в целом. Отношение к надежде формируется, актуализируется у человека в результате пере-живания и про-живания им значимых жизненных событий, в результате осмысливания и пере-осмыливания своего жизненного пути. Исходя из такого понимания отношения к надежде существующие в настоящий момент количественные методы измерения надежды и безнадежности (шкала безнадежности А. Бека, шкала диспозиционной надежды С. Снайдера, Индекс надежды С. Стаатс, шкала ожидаемого баланса Н .Брадбурна, опросник атрибутивного стиля М. Селигмана и Т. Петерсона, шкала жизненных ориентаций Шейера и Карвера и др.) становятся малоприменимыми и неадекватными целям исследования.

Информация о работе Эмоциональный интеллект