Эмоциональные состояния личности и их диагностика

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 16:20, курсовая работа

Описание работы

Цель: описание эмоционального состояния личности и их диагностика.
Задачи:
- объяснения некоторых эмоциональных состояний человека;
- классификация и виды эмоций;

Содержание

Содержание
Введение…………………………………………………………….…………….3
Глава 1. Исследование эмоций ……………………………………………..5
1.1 Общая характеристика эмоций ………………………….……………5
1.2 Эмоции и развитие личности …………………………………..…......7
1.3 Функции эмоций………………...…………………………………….10
1.4 Классификация эмоций. Виды эмоций….…………………...……...16
Глава 2. Особенности диагностики эмоциональной сферы
личности……………………………………………………………………..…..23
2.1 Что такое диагностика……………………………………………......23
2.2 Методика "самооценка эмоциональных состояний"……………….24
2.3 Шкала оценки значимости эмоций………………………….……….27
2.4 Методика диагностики уровня эмоционального выгорания
В.В. Бойко……………………………………………………………..….28
2.5 Тест………………………………………………………………..…...29
2.6 Обработка данных…………………………………………………….34
Заключение………………………………………………………………….…..37
Список литературы………………………………………………………..…...

Работа содержит 1 файл

Курсовая (переделанная).doc

— 188.00 Кб (Скачать)
-align:justify">2. Эмоционально-нравственная дезориентация:

+6 (10),-18 (3),+30 (3),+42 (5),+54 (2),+66 (2),-78 (5)

3. Расширение сферы экономии эмоций:

+7 (2),+19 (10),-31 (2),+43 (5),+55 (3),+67 (3),-79 (5)

4. Редукция профессиональных обязанностей:

+8 (5),+20 (5),+32 (2),-44 (2),+56 (3),+68 (3),+80 (10)

"ИСТОЩЕНИЕ "

1. Эмоциональный дефицит:

+9 (3),+21 (2),+33 (5),-45 (5),+57 (3),-69 (10),+81 (2)

2. Эмоциональная отстраненность:

+10 (2),+22 (3),-34 (2),+46 (3),+58 (5),+70 (5),+82 (10)

3. Личностная отстраненность (деперсонализация):

+11 (5),+23 (3),+35 (3),+47 (5),+59 (5),+72 (2),+83 (10)

4. Психосоматические и психовегетативные нарушения:

+12 (3),+24 (2),+36 (5),+48 (3),+60 (2),+7,2 (10),+84 (5)

Интерпретация результатов. Предложенная методика дает подробную картину синдрома "эмоционального выгорания ". Прежде всего надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:

9 и менее баллов - не сложившийся симптом,

10-15 баллов - складывающийся симптом,

16 и более - сложившийся.

Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме "эмоционального выгорания ". Методика позволяет увидеть ведущие симптомы " выгорания ". Существенно важно отметить, к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число. Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса - осмысление показателей фаз развития стресса - "напряжение ","резистенция " и "истощение ". В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако сопоставление баллов, полученных для фаз, не правомерно, ибо не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления существенно разные - реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени:

36 и менее баллов - фаза не сформировалась;

37-60 баллов - фаза в стадии формирования;

61 и более баллов - сформировавшаяся фаза.

Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома "выгорания ", можно дать достаточно объемную характеристику личности и, что не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции. Освещаются следующие вопросы: какие симптомы доминируют; какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается "истощение "; объяснимо ли "истощение " (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику "выгорания ", или субъективными факторами; какой симптом (какие симптомы) более всего отягощают эмоциональное состояние личности; в каких направлениях надо влиять на производственную обстановку, чтобы снизить нервное напряжение; какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное "выгорание " не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам.


Заключение

В эмоциональных проявлениях личности можно выделить три сферы: ее органическую жизнь, ее интересы материального порядка и ее духовные, нравственные потребности. Эмоции человека, прежде всего, связаны с его потребностями. Они отражают состояние, процесс и результат удовлетворения потребностей. Люди, как личности, в эмоциональном плане отличаются друг от друга по многим параметрам: эмоциональной возбудимости, длительности и устойчивости возникающих у них эмоциональных переживаний, доминированию положительных (стенических) или отрицательных (астенических) эмоций. Стенические эмоциональные явления, которые связаны с большим влиянием на окружающую среду, воспринимаются как наиболее высокостатусные, свидетельствующие о большом личном ресурсе. Но более всего эмоциональная сфера личностей различается по силе, глубине чувств, а также по содержанию и предметной отнесенности.

Эмоции выполняют роль внутренних сигналов, позволяющих окружающим оценивать место индивида в социуме и строить по отношению к нему свое поведение.

Эмоции играют чрезвычайно важную роль в жизни человека. Эмоции связаны с особенностями жизнедеятельности организма. Под влиянием эмоций изменяется деятельность органов кровообращения, дыхания, пищеварения, желез внешней и внутренней секреции. Излишняя интенсивность и длительность переживаний может вызвать в организме неблагоприятные последствия. «Сердце чаще поражается страхом, печень – гневом, желудок – апатией и подавленным состоянием». Однако существует немало случав, когда под влиянием эмоционального состояния ускоряется процесс исцеления.


Список литературы

 

1. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. 3- издание. СПб.:Питер, 2010.

2. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е  изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии.

3. Выготский Л.С. — Психология развития человека. Изд.: Смысл, Эксмо, 2005 г. – 1136 с.

4. Большой психологический словарь.  Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. М.: Прайм-Еврознак, 2003 - 672 с

5. Райх В. Анализ характера: Пер. с англ. Е. Поле. — М: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 528 с.

6. Буртовая Е.В. Конфликтология. Учебное пособие, 2002

7. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: учебник для ВУЗов. — СПб.: Питер, 2006.

8. Бреслав Г.М. Психология эмоций. – М.: Смысл; Издательский дом «Академия», 2004.

9. Кочемировская Е.А., Жидко М.Е. Введение в общую психологию. Х. «ХАИ», 2002.

10. Общая психология; Учебник для вузов/ А. Маклаков. – СПб.: Питер, 2003.

11. Практикум по общей и экспериментальной и прикладной психологии. Под ред. Крылова А.А. и Маничева С.А. Издание 2-е, С-Пб, «Питер», 2002

12. Хьелл Л. Зиглер Д. Теории личности. С-Пб.: «Питер», 2005.

13. Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии. – СПб., 2001

14. Райгородский Д. Я., Практическая психодиагностика. Методики и тесты. — Издательство Бахрах. — М: 2006.

 

2

 



[1] Большой психологический словарь.  Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. М.: Прайм-Еврознак, 2003

[2] Бреслав Г.М. Психология эмоций. – М.: Смысл; Издательский дом «Академия», 2004. стр.128

[3] Выготский Л.С. — Психология развития человека. Изд.: Смысл, Эксмо, 2005, стр. 151

[4] Бреслав Г.М. Психология эмоций. – М.: Смысл; Издательский дом «Академия», 2004, стр.137

[5] Кочемировская Е.А., Жидко М.Е. Введение в общую психологию. Х. «ХАИ», 2002. стр.205

[6] Бреслав Г.М. Психология эмоций. – М.: Смысл; Издательский дом «Академия», 2004, стр.167

[7] Бреслав Г.М. Психология эмоций. – М.: Смысл; Издательский дом «Академия», 2004, стр.140

[8] Хьелл Л. Зиглер Д. Теории личности. С-Пб.: «Питер», 2005, стр.311

[9] Хьелл Л. Зиглер Д. Теории личности. С-Пб.: «Питер», 2005, стр.341

[10] Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: учебник для ВУЗов. — СПб.: Питер, 2006, стр.174

[11] Выготский Л.С. — Психология развития человека. Изд.: Смысл, Эксмо, 2005, стр.209

[12] Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: учебник для ВУЗов. — СПб.: Питер, 2006, стр.94

[13] Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: учебник для ВУЗов. — СПб.: Питер, 2006, стр.101


Информация о работе Эмоциональные состояния личности и их диагностика