Экспериментальное изучение межличностных конфликтов в общении подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 10:20, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - определить условия и этапы формирования способности к конструктивному разрешению конфликтов у подростков.
Объектом исследования является конфликт в межличностном общении.
Предмет исследования - формирование способности к конструктивному разрешению конфликтов у подростков посредством психологического тренинга.

Содержание

Введение 3
Глава 1
Виды конфликтов, типология и факторы, провоцирующие возникновение 5
Понятие, типология и основные этапы развития конфликта 5
1.2 Причины конфликтности и основные модели конфликтного поведения 7
Психологические особенности подросткового возраста и причины подростковой конфликтности 8
Психологические особенности подросткового возраста 8
Общение как ведущий вид деятельности в подростковом возрасте 11
2.3. Роль межличностных конфликтов в становлении личности подростка 15
Основные причины конфликтности в подростковом возрасте 17
Способы разрешения межличностных конфликтов в общении подростков 17
Разрешение конфликтов: этапы и методы 17
Роль педагогического вмешательства в разрешение подростковых конфликтов 19
Посредничество как метод разрешения конфликтов 20
3.4 Исход конфликтов и критерии его конструктивного разрешения 23
Глава 2
1. Экспериментальное изучение межличностных конфликтов в общении подростков24
1.1 Описание выборки методов исследования 24
Анализ данных, полученных в результате эмпирического исследования 29
Заключение 32
Список литературы 33

Работа содержит 1 файл

мой курсовик.docx

— 104.46 Кб (Скачать)

3. Стадия созревания конфликта - столкновение интересов становится неизбежным. На этой стадии формируется психологическая установка участников развивающегося конфликта, т.е. не осознаваемая готовность действовать тем или иным образом, чтобы снять источники дискомфортного состояния. Состояние психологического напряжения побуждает к “атаке” или к “отступлению” от источника неприятных переживаний. Окружающие люди могут догадываться о зреющем конфликте быстрее, чем его участники, у них более независимые наблюдения, более свободные от субъективных оценок суждения. О созревании конфликта может свидетельствовать и психологическая атмосфера коллектива, группы. 

4. Стадия осознания конфликта - конфликтующие стороны начинают осознавать, а не только чувствовать столкновение интересов. Здесь возможен ряд вариантов: а) оба участника приходят к выводу о нецелесообразности конфликтующих отношений и готовы отказаться от взаимных претензий; б) один из участников понимает неизбежность конфликта и взвесив все обстоятельства, готов уступить; другой участник идет на дальнейшее обострение; рассматривает уступчивость др. стороны как слабость; в) оба участника приходят к выводу о непримиримости противоречий и начинают мобилизацию сил для решения конфликта в свою пользу. 

1.2. Причины конфликтности  и основные модели  конфликтного поведения. 

     В любом конфликте каждый участник оценивает и соотносит свои интересы и интересы соперника, задавая себе вопросы: «Что я выиграю…?, «Что я потеряю...?», «Какое значение имеет предмет спора для моего соперника...?» и т. д. На основе такого анализа он сознательно выбирает ту или иную стратегию поведения (избегание (уход), соперничество, приспособление, сотрудничество, компромисс). Оценка интересов в конфликте - это качественная характеристика выбираемого поведения. В модели Томаса - Киллмена оценка интересов соотносится с количественными параметрами: низким, средним или высоким уровнем направленности на интересы. На основе рассматриваемой модели важно помнить, что уровень направленности на собственные интересы или интересы соперника зависит от трех обстоятельств: содержания предмета конфликта, ценности межличностных отношений, индивидуально-психологических особенностей личности.

     Соперничество.

     Тот, кто выбирает данную стратегию поведения, прежде всего, исходит из оценки личных интересов в конфликте, как высоких, а интересов своего соперника - как низких. Выбор стратегии соперничества в конечном итоге сводится к выбору: либо интереса борьбы, либо взаимоотношения. Выбор в пользу борьбы отличается стилем поведения, который характерен для деструктивной модели. При такой стратегии активно используются власть, сила закона, связи, авторитет и т. д. Она является целесообразной и эффективной в двух случаях. Во-первых, при защите интересов дела от посягательств на них со стороны конфликтной личности. И, во-вторых, при угрозе существованию организации, коллектива. Нередко соперничество выбирается автоматически, без долгих раздумий, просто как эмоциональная реакция на неблагоприятное воздействие.

     Приспособление.

     Человек, придерживающийся данной стратегии, стремится  уйти от конфликта. Направленность на личные интересы здесь низкая, а  оценка интересов соперника высокая. Человек, принимающий стратегию приспособления, жертвует личными интересами в пользу интересов соперника.

     При анализе данной стратегии следует  учитывать некоторые моменты:

     1) иногда в такой стратегии отражается тактика решительной борьбы за победу, уступка здесь может оказаться лишь тактическим шагом на пути достижения главной стратегической цели;

     2) уступка может стать причиной неадекватной оценки предмета конфликта (занижение его ценности для себя). В этом случае принятая стратегия является самообманом и не ведет к разрешению конфликта.

     Нередко уступка становится переломным моментом в напряженной ситуации, меняющим ее течение на более благоприятное.

     Компромисс.

Компромиссная стратегия поведения характеризуется  балансом интересов конфликтующих  сторон на среднем уровне. Иначе ее можно назвать стратегией взаимной уступки. При анализе данной стратегии важно иметь в виду ряд существенных моментов:

     1) компромисс нельзя рассматривать как способ разрешения конфликта. Взаимная уступка часто является этапом на пути поиска приемлемого решения проблемы;

     2) иногда компромисс может исчерпать конфликтую ситуацию. Это наступает при изменении обстоятельств, вызвавших напряженность;

     3) компромисс может принимать активную и пассивную формы.

     Активная  форма компромисса может проявляться в заключение четких договоров, принятии каких-то обязательств и т. п. Пассивный компромисс — это не что иное, как отказ от каких-либо активных действий по достижению определенных взаимных уступок в тех или иных условиях.

     Компромисс  часто служит лишь временным выходом, поскольку не одна из сторон не удовлетворяет  свои интересы полностью, и основа для  конфликта сохраняется. Если компромисс не является равным для обеих сторон, а одна из них уступает больше, чем  другая, то риск возобновления конфликта становится еще выше.

     Сотрудничество.

     Стратегия сотрудничества характеризуется высоким  уровнем направленности, как на собственные  интересы, так и на интересы соперника. Данная стратегия строится не только на основе баланса интересов, но и на признании ценности межличностных отношений. Если предмет конфликта имеет жизненно важное значение для одного или обоих субъектов конфликтного взаимодействия, то о сотрудничестве не может быть и речи. В этом случае возможен лишь выбор борьбы, соперничества. Стратегия сотрудничества включает в себя все другие стратегии (избегание (уход), соперничество, приспособление, сотрудничество, компромисс). При этом другие стратегии в сложном процессе сотрудничества играют подчиненную роль, они в большей степени выступают психологическими факторами развития взаимоотношений между субъектами конфликта. Стратегия сотрудничества отражает стремление противоборствующих сторон совместными усилиями разрешить возникшую проблему. В отличие от компромисса, для сотрудничества необходим переход от отстаивания своих интересов к более глубокому уровню, на котором обнаруживается совместимость и общность интересов.

     Также, при анализе конфликта и выборе адекватных решений по управлению конфликтом выделяют следующие модели поведения  субъектов конфликтного взаимодействия: конструктивную, деструктивную и конформистскую. Каждая из этих моделей обусловлена предметом конфликта, конфликтной ситуацией, ценностью межличностных отношений и индивидуально-психологическими особенностями субъектов конфликтного взаимодействия.

     Давая общую оценку данных моделей поведения, желательной и необходимой моделью  является конструктивная. Деструктивная  же модель не может быть оправданной. Она способна превратить конструктивный конфликт в деструктивный. Опасность  конформистской модели поведения заключается  в том, что она способствует агрессивности  соперника, а иногда и провоцирует  ее. Но если противоречия, вызвавшие  конфликт носят несущественный характер, то конформистское поведение ведет  к быстрому разрешению такого конфликта.

     Таким образом, универсальной реакцией человека на возникающие противоречия, раздвоенность, дезинтеграцию (как в самом себе, так и в отношениях с другими  людьми) является стремление преодолеть эту дисгармонию. Внутренние противоречия рассматриваются как проявления конфликтов, разрушающих психику  человека. Ни одну из приведенных стратегий  и моделей поведения нельзя назвать  однозначно «хорошей» или «плохой». Каждая из них может быть оптимальной  и обеспечить наилучший эффект в  зависимости от конкретных условий  возникновения и развития конфликта. В то же время именно сотрудничество, конструктивная модель поведения в  конфликте в наибольшей степени  соответствуют современным представления  о долгосрочном взаимодействии между  людьми. Достижение внутренней гармонии не может быть проблемой, решенной человеком  для себя раз и навсегда. Стратегии, используемые с целью поиска оптимального решения проблемы, выработки точки  зрения, интегрирующей противостоящие позиции, должны быть приоритетными  для каждого.

2. Психологические  особенности подросткового  возраста и причины  подростковой конфликтности.

2.1. Психологические  особенности подросткового  возраста. 

     Каждый  возраст хорош по-своему. И в  то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст.  
Это самый долгий переходный период, который характеризуется рядом физических изменений. В это время происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение. Из психологического словаря: «Подростковый возраст — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь». Попробую немного рассказать об особенностях и трудностях подросткового возраста.
 

     Психологические особенности подросткового возраста получили название "подросткового комплекса". 

     Что же он представляет собой?

      

     Вот его проявления:

      

  • чувствительность к оценке посторонних своей внешности
  • крайняя самонадеянность и безаппеляционные суждения в отношении окружающих
  • внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров.
 

   Суть "подросткового комплекса" составляют свои, свойственные этому возрасту и определенным психологическим  особенностям, поведенческие модели, специфические подростковые поведенческие  реакции на воздействия окружающей среды.

    

   Причина психологических трудностей связана  с половым созреванием, это неравномерное развитие по различным направлениям. Этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Наиболее аффективные бурные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек - 13-15 лет.  

   Для подростков характерна полярность психики:  

  • Целеустремленность, настойчивость и импульсивность,
  • Неустойчивость может смениться апатией, отсутствие стремлений и желаний что-либо делать,
  • Повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе;
  • Потребность в общении сменяется желанием уединиться;
  • Развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;
  • Романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;
  • Нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости.

 

Характерной чертой этого возраста является любознательность, пытливость ума, стремление к познанию и информации, подросток стремится  овладеть как можно большим количеством  знаний, но, не обращая порой внимания, что знания надо систематизировать.  

     Стенли  Холл назвал подростковый период периодом «Бури и натиска». Так как в  этот период в личности подростка  сосуществуют прямо противоположные  потребности и черты. Сегодня  девочка-подросток скромно сидит  со своими родственниками и рассуждает о добродетели. А уже завтра, изобразив  на лице боевую раскраску и проколов ухо десятком сережек, пойдёт на ночную дискотеку, заявив, что «в жизни надо испытать все». А ведь ничего особенного (с точки зрения ребенка) не произошло: она просто изменила мнение. Как  правило, подростки направляют умственную деятельность на ту сферу, которая больше всего их увлекает. Однако интересы неустойчивы. Месяц позанимавшись  плаванием, подросток вдруг заявит, что он пацифист, что убивать кого бы то ни было — страшный грех. И  по сему увлечется с тем же азартом  компьютерными играми.  
Одно из новообразований подросткового возраста – чувство взрослости.
 

     Когда говорят, что ребёнок взрослеет, имеют в виду становление его  готовности к жизни в обществе взрослых людей, причём как равноправного  участника этой жизни. С внешней  стороны у подростка ничего не меняется: учится в той же школе (если, конечно, родители вдруг не перевели в другую), живет в той же семье. Все так же в семье к ребенку  относятся как к "маленькому". Многое он не делает сам, многое - не разрешают  родители, которых все так же приходится слушаться. Родители кормят, поят, одевают  свое чадо, а за хорошее (с их точки  зрения) поведение могут даже и "наградить» (опять таки, по своему разумению  – карманные деньги, поездка на море, поход в кино, новая вещь). До реальной взрослости далеко – и  физически, и психологически, и социально, но так хочется! Он объективно не может  включиться во взрослую жизнь, но стремиться к ней и претендует на равные со взрослыми права. Изменить они пока ничего не могут, но внешне подражают  взрослым. Отсюда и появляются атрибуты "псевдовзрослости": курение сигарет, тусовки у подъезда, поездки за город (внешнее проявление "я тоже имею свою личную жизнь"). Копируют любые  отношения. Хотя претензии на взрослость бывают нелепыми, иногда уродливыми, а  образцы для подражания – не лучшими, в принципе подростку полезно  пройти через такую школу новых  отношений. Ведь внешнее копирование взрослых отношений - это своеобразный перебор ролей, игры, которые встречаются в жизни. То есть вариант подростковой социализации. И где еще можно потренироваться, как не в своей семье? Встречаются по-настоящему ценные варианты взрослости, благоприятные не только для близких, но и для личностного развития самого подростка. Это включение во вполне взрослую интеллектуальную деятельность, когда подросток интересуется определённой областью науки или искусства, глубоко занимаясь самообразованием. Или забота о семье, участие в решении как сложных, так и ежедневных проблем, помощь тем, кто в ней нуждается. Впрочем, лишь небольшая часть подростков достигает высокого уровня развития морального сознания и немногие способны принять на себя ответственность за благополучие других. Более распространённой в наше время является социальная инфантильность.

Информация о работе Экспериментальное изучение межличностных конфликтов в общении подростков