История социальной психологии. Основные школы и направления в социальной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 16:47, контрольная работа

Описание работы

Истоки социально-психологических идей в античной философии и в социально-философской мысли нового времени. Первые социально-психологические теории и отражение в них общего уровня развития психологической науки.

Содержание

1. Основные тенденции развития социальной психологии за рубежом и в России…3
1.1. Этапы развития социальной психологии………………………………………….3
2. Характеристика основных подходов к изучению социально-психологических явлений ………………………………………………………………………………..5
2.1. Основные направления в современной и зарубежной социальной психологии...5
Список литературы …..……………………………………………………...………9

Работа содержит 1 файл

История развития соц.псих. этапы.doc

— 58.50 Кб (Скачать)


2

МОСКОВСКАЯ ОТКРЫТАЯ СОЦИАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ

 

 

 

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

 

 

Контрольная работа

 

 

по предмету: Социальная психология

 

на тему:  История социальной психологии. Основные школы и      направления в социальной психологии

 

 

 

 

 

 

Работа выполнена

Студентом группы ФЭ-09-4

Васильевой Ольгой Витальевной

 

 

Преподаватель-рецензент

___________________________

___________________________

___________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ноябрьск, 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.   Основные тенденции развития социальной психологии за рубежом и в России…3

1.1. Этапы развития социальной психологии………………………………………….3

2.   Характеристика основных подходов к изучению социально-психологических явлений    ………………………………………………………………………………..5

2.1. Основные направления в современной и зарубежной социальной психологии...5

Список литературы     …..……………………………………………………...………9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Основные тенденции развития социальной психологии за рубежом и в России

 

1.1.         Этапы развития социальной психологии

 

Истоки социально-психологических идей в античной философии и в социально-философской мысли нового времени. Первые социально-психологические теории и отражение в них общего уровня развития психологической науки.

     Описательный этап возникновения социально-психологического знания (6 в. до н. э.- середина ХIХ века):

1 период  (античный):

а) линия социоцентризма Платона (коллективистская концепция – социум стоит над индивидом, диктует ему линию поведения);

б) линия эгоцентризма Аристотеля (индивидуалистическая концепция – решая общественные проблемы, нужно идти от интересов индивида к массе);

2 период (средние века и эпоха Возрождения):

а) индивидуалистическая линия   (Т.Гобсс-«естественное право человека» имеет примат над обществом и государством; А.Смит – движущими силами общественной жизни является стремление индивидов к удовлетворению собственных интересов, а общество это зеркало для индивидуальной самооценки);

б) социоцентристская линия (Дж.Вико, Прудон, Макиавелли, К.Гельвеций, Л.Фейербах и др. – общественная среда формирует личность, ее характер, потребности, межличностные отношения).

     Этап относительно самостоятельного становления социально-психологического знания (60-е гг. Х1Х в. – 20-е годы ХХ века): «Психология народов» (М.Лацарус, Г.Штейнталь) – главная сила истории народ, «дух целого», душа индивида это часть народной души. Развитие этой теории В.Вундтом и А.Потебней;

«Психология масс» (Г.Лебон, С.Сигеле) – основой социального поведения является подражание (от Г.Тарда), индивид в массе (в толпе) обезличен, чувства преобладают, интеллект и ответственность утрачиваются, массе нужен вождь поскольку она хаотична, неупорядочена);

«Теория инстинктов социального поведения»  (У.Мак- Дауголл) – «гормэ» (врожденные инстинкты) определяют поведение и эмоции людей (борьбы-страх, бегства-самосохранение, воспроизведения рода-ревность, робость, приобретения-чувство собственности, стадности-чувство принадлежности и т.д.).

Общественные и научные (создание методологических, в том числе философских основ) предпосылки выделения социальной психологии в самостоятельную научную дисциплину.  Развитие социальной психологии и появление ее новых отраслей знания в ХХ веке.

Этап экспериментально-теоретического развития социальной психологии в ХХ веке: 1 период – господство эксперимента в социальной психологии (20-е – 40-е годы), прагматическое, прикладное направление в социальной психологии (В.Меде, Ф.Олпорт) о влиянии группы на поведение индивида. Переход к выявлению закономерностей социально-психологических процессов. Бихевиоризм, психоанализ и гештальт-психология о детерминированности поведения стимулами, бессознательным и целостными структурами психики.

Развитие социальной психологии в России. Н.К.Михайловский о «массовой психологии», Г.В.Плеханов об общественной психологии, Г.И.Челпанов об общетеоретической и экспериментальной психологии, П.П.Блонский о детерминированности психики человека социальной средой. Рефлексология В.М.Бехтерева, М.В.Ланге, В.Н.Мясищева о проявлении в поведении людей сознательного и бессознательного, о взаимосвязи личности и коллектива.

Л.С.Выготский о культурно-исторической обусловленности общественной психологии, о взаимосвязи личности и коллектива. С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев о единстве сознания и деятельности. Возникновение и развитие возрастной психологии (Фортунатов, Залужный, Макаренко Вахтеров, Канторов, Крупская).

     2 период – развитие теоретического и экспериментального социально-психологического знания (с 50-х годов ХХ века по настоящее время): необихевиористское, когнитивистское, психоаналитическое, интеракционистское, культурологическое и отечественное направления в развитии социальной психологии.

 

 

2.  Характеристика основных подходов к изучению социально-психологических явлений

 

2.1. Основные направления в современной и зарубежной социальной психологии

 

Необихевиористские концепции:

1. Теория агрессии и подражания (Н.Миллер, Д.Доллард, А.Бандура) об оперантной обусловленности поступков и поведения, о промежуточных переменных между стимулами и реакциями;

2. Теории диадического взаимодействия:

а) Теория «взаимодействия исходов» (Д.Тибо, Г.Келли) о зависимости взаимоотношений от суммы «вознаграждений», получаемых каждым (выигрыш в статусе, власти и т.п.);

б) Теория социального обмена Г.Хоманса о зависимости качества взаимодействия от соотношения «вознаграждений» (позитивных подкреплений) и «издержек» (негативных подкреплений).

Когнитивистская социальная психология:

1. Теории когнитивного соответствия:

а) Теория структурного баланса Ф.Хайдера (Р-О-Х) – поведение человека обусловлено стремление к сбалансированию межличностных отношений, отношений с миром («L» – «nL»,  «U» – «nU»);

б) Теория коммуникативных актов Т.Ньюкома –  у позитивно относящихся в диаде друг к другу, имеет место тенденция к развитию сходных ориентаций по отношению к объекту путем снятия дисбаланса;

в)Теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера – переживание противоречия между знанием и поведением (две когнитивные структуры), как фактор побуждающий к действию;

г) Теория конгруэнтности Ч.Осгуда и П.Танненбаума об изменении отношений личности, под влиянием потребности установить соответствие когнитивной структуры (знаний, отношений), одновременно к двум объектам;

     2.Когнитивный подход С.Аша, Д.Креча, Р.Крачфилда  о восприятии человеком социальной действительности в зависимости от предшествующего знания, о «перцептивной интеграции» (соединении старого и нового знания).

     Психоаналитическое направление социальной психологии о роли бессознательного в динамике развития личности:

1. Динамическая теория функционирования группы В.Байона (2 уровня функционирования группы:

рациональный компонент - осознанные действия и иррациональный уровень –

групповая культура, между ними неизбежны конфликты, которые приводят в действие «коллективные защитные механизмы»);

2.Теория группового развития В.Бенниса и Г.Шепарда о двух фазах развития группы (решение вопроса о лидерстве и установление межличностных отношений);

3.Трехмерная теория интерперсонального поведения В.Шутца о 3- этапах развития группы (включение, контроль, любовь).

     Интеракционистское направление в социальной психологии: 1.Концепция символического интеракционизма Джорджа  Мида о личности как продукте социального взаимодействия на основе символов (мимики, жестов), принятия роли другого, о зависимости поведения индивида от структуры личности, ее роли и референтной группы.  Чикагская школа (Г.Блумер) – поведение человека это динамический процесс, его можно объяснить на основе символов, но нельзя предсказать; Айовская школа (М.Кун) – познав самооценку личности, в том числе на основе символов, можно предсказать ее поведение;

2.Ролевые теории (Т.Сарбин, Э.Гоффман, Р.Линтон, Р.Ромметвейт, Н.Гросс) о видах социальных ролей (конвенциональные, предписанные, активные и латентные), о межролевом  и внутриролевом конфликтах; 3.Теории референтной группы  (Т.Хайман, Т.Ньюком, М.Шериф): Т.Ньюком о типах референтных групп (позитивные, негативные); М.Шериф о группах членства и референтных группах и их роли в формировании социальных установок.

     Культурологические социально-психологические концепции (С.Московичи, Г.Тэджфел, Р.Харре), как стремление к созданию общей социально-психологической теории:

1. Концепция социальных представлений С.Московичи  о предмете социальной психологии (совокупность социально-психологических представлений о социальном процессе), о структуре социальных представлений (информация, поле представлений, установка субъекта), детерминирующих поведение индивида;

2. Теория «межгрупповых отношений» Г.Тэджфела об опосредованности взаимодействия индивида с социальной средой через групповое взаимодействие;

3. «Этогенетический подход» Р.Харре  - модель человека (мотив-борьба за репутацию, счастье человека в обретении репутации, борьба за репутацию способствует общественному развитию,  необходимость программы поведения в борьбе за репутацию и создания для этого необходимых условий).

     Особенности развития отечественной социальной психологии:

1. Стремление к созданию общей социально-психологической теории;

2.Преемственность от зарубежной социальной психологии всего позитивного;

3.Определение социальной и деятельностной детерминированности социально-психологических явлений;

4.Разработка методологических основ социально-психологических исследований;

5.Исследование новых социально-психологических явлений;

6.Возрастание роли  прикладных и практических социально-психологических  исследований;

7.Проблема использования результатов исследований социальных психологов в различных областях профессиональной деятельности людей.

     Основные категории: описательный этап возникновения социально–психологического знания, этап относительно самостоятельного развития социально–психологических идей, этап экспериментально – теоретического развития социальной психологии, западная социальная психология, отечественная социальная психология.

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Социальная психология в трудах отечественных психологов: Хрестоматия. СПб., 2000.

2.     Шихарев П.Н. Современная социальная психология. М., 1999.

3.     Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная  социальная психология на Западе. М., 1989.

4.     Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М., 1966.

5.     Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1995.

4.  Шихарев П.Н. Современная социальная психология в Западной Европе. М., 1984.

 



Информация о работе История социальной психологии. Основные школы и направления в социальной психологии