Дисгармоническое психическое развитие

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 18:17, творческая работа

Описание работы

Этот вид дизонтогенеза клинически определяется как психопатия или патологическое развитие личности. Дисгармоничность психики изначально обусловлена нарушениями в эмоционально-волевой сфере ребенка, при первично сохранном интеллекте. Для таких больных характерна неадекватная реакция на внешние средовые раздражители, вследствие чего происходит сбой в поведении ребенка и его адаптации к окружающей среде. Особенности детей с психопатиями и патологическим развитием личности сказываются на их поведении, которое можно характеризовать словами: протест, демонстративные или агрессивные реакции, страх и негативизм.

Работа содержит 1 файл

дисгармонияиспр.pptx

— 388.72 Кб (Скачать)

Дисгармоническое  психическое  развитие

 

Выполнила:Носенко Виктория

 

  • Дисгармоническое психическое развитие — это тип дизонтогенеза,основой которого является врожденная или рано приобретенная диспропорциональность развития психики ребенка, преимущественно в эмоционально-волевой сфере. Этот вид дизонтогенеза клинически определяется как психопатия или патологическое развитие личности. Дисгармоничность психики изначально обусловлена нарушениями в эмоционально-волевой сфере ребенка, при первично сохранном интеллекте. Для таких больных характерна неадекватная реакция на внешние средовые раздражители, вследствие чего происходит сбой в поведении ребенка и его адаптации к окружающей среде. Особенности детей с психопатиями и патологическим развитием личности сказываются на их поведении, которое можно характеризовать словами: протест, демонстративные или агрессивные реакции, страх и негативизм.

 

Этиология

 

    • Причины возникновения психопатии различны. Дисгармония личности может возникнуть под влиянием наследственных факторов, внутриутробного воздействия вредностей, родовых травм, патологии раннего постнатального периода. Незрелость психики проявляется в повышенной внушаемости, склонности к преувеличениям, фантазиям у истеричных субъектов; в эмоциональной лабильности у возбудимых; в слабости воли у неустойчивых; в незрелом мышлении у параноических личностей. Большое значение в формировании психопатии имеет неблагоприятное влияние среды (неправильное воспитание, психические травмы и др.). По О. В. Кербикову, в одних случаях ведущим фактором в развитии психопатии становится конституциональный («ядерные психопатии»), в других — воздействие окружающей среды («патохарактерологическое развитие»).

 

 

Включает четыре варианта нарушений:

    • психопатии
    • патологическое формирование личности
    • невропатии
    • отклонение от темпа полового созревания.

Динамика  формирования психопатических синдромов проходит в три этапа. На первом этапе появляются отдельные патологические реакции у ребенка, которые носят неустойчивый характер. Например, реакция негативизма, протеста в подростковом возрасте. На следующем этапе появляются более длительные патологические состояния: высокая аффективность, склонность к бродяжничеству и пр. На третьем этапе наблюдается формирование психопатии как стойкой девиации поведения. Например, клептомания, патология сексуальных влечений и пр.

 

 

Дисгармоническое  психическое развитие

Психопатия

 

    – стойкий дисгармонический склад психики, психопатические личностные свойства не имеют тенденцию к прогрессированию. Могут видоизменяться под влиянием биологических и социальных факторов. Систематика психоопатий сложна, связано с многообразием вариантов их промежуточном положением и не четкостью границ между нормальными вариантами характера и психическими заболеваниями, в этом заключается проблематика дифференциальной диагностики.

Этиология психопатий:

 

    •      конституционально- генетическое наследование фактора.
    • органические психопатии возникают под влиянием экзогенно обусловленных вредностей на ранних этапах онтогенеза.
    • Крепелин считал, о в основе лежит парциальный инфантилизм в личностной сфере,не затрагивающий интеллектуальной сферы.
    • Кречмер считал, что патогенез  психопатии подобен психическому   заболеванию.
    • Сухарева – в основе патогенеза лежит нарушение формирования корково-подкорковых связей.

Классификация психопатий

 

Сухарева в 1959 году предложила систематику по этиологическому  критерию. Выделено три группы –  конституциональные, органические, смешанные.

В результате синтеза  накопленного опыта Личко и Ковалев разработали систематику психопатий: 1. к конституциональным относятся – шизоидная, эпилептоидная, циклоидная, психоастеническая; к органическим – возбудимая и безтормозимая;  к смешанным – истерическая, неустойчивая.

 

Особенности психологической  деятельности:

 

    • Шизоидная психопатия обусловлена влиянием конституциональных черт, характеризуется повышенной чувствительностью, чертами аутизма, ранимость, отсутствие непосредственности и жизнерадостности, сухость в отношениях. Ранним развитием речи при задержке моторного развития. Протекает как скрытые формы  Раннего детского аутизм, различие в отсутствии интеллектуального дефекта.
    • Эпилептоидная психопатия может быть обнаружена в 2 года: отмечается эмоциональная вязкость, определенная направленность эмоций и влечений, склонность к колебаниям настроения в сторону дисфорий. Присущи мстительность, упрямство, агрессивность, конфликтность, повышенное стремление к самоутверждению, жестокость и педантичность и аккуратность. Отсутствие интеллектуального дефекта и судорожных припадков, отмечается характерная вязкость мышления.
    • Циклоидная психопатия – диагноз редко ставиться в детстве. Отмечаются колебания настроения, у детей нет фазности все время эйфорический фон настроения, гипертимный вариант циклоидной психопатии. Активность, склонность к шуткам, озорству, чрезмерная общительность.
    • Психоастеническая психопатия – характеризуется наличием постоянного страха за жизнь и здоровье близких и себя. Ребенок мучим тревожными опасениями, пугает все новое и незнакомое. Нерешительность, ипохондричность, склонность к навязчивым действиям и мыслям. Для совладения с тревогой  и страхами формируются навязчивые ритуалы, любовь к порядку и постоянному неизменному режиму.

 

    • Органические психопатии:
    • возбудимый\эксплозивный тип. Чаще наблюдается у мальчиков, характеризуется аффективной и двигательной возбудимостью, легкостью возникновения аффективных вспышек, агрессией, упрямством, злобностью, негативизмом. Астенической расслабленностью и вялостью и слезами. Настроение не устойчиво, колебание в сторону дисфорий. Конфликтность и бурные протестные реакции, часто попадают в асоциальные группы.
    • безтормозной вариант – может быть спровоцирована инфекционными заболеваниями ( эпидемический энцефалит перенесенный в раннем возрасте). Характеризуется повышенным фоном настроения, эйфорический. Грубая откликаемость на внешние раздражители, не критичность при сохранности интеллекта. Отмечается патология влечений, привязанность к импульсивным сексуальным эксцессам, склонность к бродяжничеству.
    • Истерическая психопатия – обусловлена влиянием конституционально- генетических факторов, ранним воздействием экзогенных факторов, чаще характерна для женщин. Капризны, ревнивы к чужим успехам, демонстративны в поведении, жажда признания, не способность к волевому усилию, учатся хуже чем позволяет интеллектуальное развитие. Повышенно конфликтны, при ущемленном самолюбии склонны к интригам и сплетням, склонность к вымыслам сексуального содержания. Основная дисгармония между жаждой признания и не способностью к волевым усилиям.
    • неустойчивая психопатия – сочетание психической не зрелостью и дисгармонического инфантилизма – не зрелость интересов, поверхностность, нестойкость привязанностей, импульсивность поступков, снижение продуктивности при хорошем интеллекте, не способность к длительной целенаправленной деятельности. Характеризуются сенсорной жаждой, потребность ярких впечатлений, не способны к борьбе с трудностями, могут быть побеги из дома, бродяжничество. Безответственность и повышенная внушаемость, легко попадают в асоциальные группы.

 

Патологическое  формирование личности

 

    • Этиология:неблагоприятные условия воспитания, длительная психотравмирующая ситуация, накладывается на  органическую церебральную недостаточность не грубого резидуального характера, на дисгармоническое протекание периода полового созревания.
    • Патогенез: формирование идет через два механизма – 1. закрепление патологических реакций, становятся постепенно личностными реакциями. 2.непосредственное воспитание патологических черт характера, копирование родителя ( возбудимость, не устойчивость, истеричность0 в результате отрицательной стимуляции.

Систематика

 

    • аффективно – возбудимая форма , формируется если в семье складывается длительная конфликтная ситуация и жизнь в семье наполнена ссорами и агрессией. Жесткое обращение  в семьях алкоголиков, характеризуется аффективной взрывчатостью, разрядами раздражительности во вне, конфликтность.
    • истероидный – характерен для девочек, формируется при конфликтных ситуациях в семье, в ситуации гиперопеки и воспитании ребенка по типу кумира семьи. Характерно кокетство и демонстративность
    • психическая неустойчивость формируется в ситуации гипоопеки и безнадзорности. Характерно безответственность, отсутствие чувства долга, слабоволие, лабильность аффекта, импульсивность и повышенная внушаемость.
    • тормозимый тип формируется в ситуации доминирования гиперопеки – характерна зависимость и безинициативность, пассивность, неуверенность, робость, и обидчивость.
    • невротический формируется в качестве хронизации невроза у соматически ослабленных детей при неблагоприятных условиях. Характерна боязливость, страхи, ипохондричность.

 

Невропатия

 

    • особый вид аномалии эмоционально-волевой сферы, обусловленный неустойчивостью регуляции вегетативных функций.

    Может быть конституциональной и органической. Дефект вегетативной нервной системы проявляется в нарушении сна, аппетита, терморегуляции, метео чувствительности, эмоциональные нарушения вторичны.

    Сухарева выделяет два варианта; астенический – характерна пассивность, чувствительность, впечатлительность, ранимость, истощаемость. Эти обстоятельства способствуют подверженности невротическим проявлениям в виде страхов, энуреза, тиков, заикания; возбудимый тип невропатии – ребенок раздражительный, двигательная расторможенность.

Отклонение  темпов полового созревания

 

     Первичный дефект нарушение вегетативно-эндокринной регуляции, возникает ретардация или акселерация темпов  полового созревания. Возникает в следствие генетических особенностей, конституционально, или под влиянием экзогенно обусловленной органической недостаточности нервной системы. В период полового созревания отмечается недоразвитие моторики, медлительность, неуклюжесть, снижение эмоционально-волевой сферы, несамостоятельность, внушаемость, трусливость. Дисбаланс  моторики и эмоций, в речевом развитии отмечается  чрезмерная речевая продукция – говорят стройно и красиво, это компенсаторный механизм. Ускоренное развитие приводит к одностороннему развитию интересов, ранее пробуждение сексуальности не в 16 а в 7- 8 лет, аффективная возбудимость, взрывчатость,  усиление влечений, стремление к самостоятельности в жизни, трудоустройству при органической незрелости интеллектуальной сферы. Дисгармония интеллектуальной и эмоционально- волевой сферы, диссоциация высших психических функций.

ОСНОВНЫЕ  ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ  КОРРЕКЦИИ

 

   Основной  целью психологической коррекции подростков с дисгармоничным развитием является согласование их личностной структуры, семейных взаимоотношений и решение актуаль­ных психотравмирующих проблем.

 

 

Задачи  психокоррекции

 

    • раскрыть ребенку или подростку его личностный потенциал. Психолог на основе комплексного психологического и патопсихологического обследования ребенка или подростка выделяет системообразующий фактор, определяющий их поведение. В качестве системообразующего фактора могут выступать мотивы, установки, субъективноличностные отношения, эмоциональные состояния и др.
    • это обучение их умению распознавать и объективизировать психотравмирующие ситуации. Для каждого типа дисгармоничного развития характерны свои специфические реакции на различные психотравмирующие воздействия, которые способствуют нарушению поведения.
    • обучение их расширению диапазона возможных вариантов поведения в трудных для них ситуациях. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста рекомендуется проводить занятия в форме игры с использованием кукол, масок и других игровых материалов. Детям предлагаются драматизации, в которых отражены их страхи, аффективные переживания, поведенческие особенности.

      Например, у девочки 7 лет наблюдался выраженный эгоцентризм, что проявлялось в желании быть в центре внимания, в бурных протестах, когда ей отказывали в удовлетворении ее просьб. Перед началом коррекционной работы психолог совместно с родителями изучал реальные ситуации, при которых у девочки возникали патохарактерологические реакции, и на основе этого были разработаны сценарии игровой психокоррекции.

    В игре участвовали психолог, кот Мурзик (игрушка) и девочка. Психолог выполнял роль ведущего, кот Мурзик был главным героем и в процессе игры реагировал на ситуации таким же образом, как девочка в реальной жизни (был упрямым, закатывал истерики, ругался и даже пытался драться). Девочка выступала в роли подруги кота, его матери, бабушки, воспитательницы и др. После каждого игрового сеанса психолог вместе с девочкой обсуждал поведение Мурзика, обращал внимание на негативные и позитивные стороны его поступков. После занятия девочке предлагалось домашние задание — придумать ситуации, где Мурзик ведет себя правильно, проявляет героизм и т. д. После двух месяцев игровой коррекции родители обратили внимание на улучшение поведения ребенка.

Информация о работе Дисгармоническое психическое развитие