Чувственные формы освоения действительности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2010 в 14:27, контрольная работа

Описание работы

Для восприятия любого явления необходимо, чтобы оно смогло вызвать ориентировочную реакцию, которая и позволит нам «настроить» на него свои органы чувств. Подобная произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия и называется вниманием. Сложности объяснения феномена внимания вызваны тем, что оно не обнаруживается в «чистом» виде, функционально оно всегда «внимание к чему-либо». Поэтому внимание следует рассматривать как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательных процессов. Внимание и обусловливает избирательность, сознательный или полусознательный отбор информации, поступающий через органы чувств

Содержание

Введение…………………………………………………………………....3


1.Ощущение………………………………………………………………4


2.Восприятие……………………………………………………………...8


3.Внимание………………………………………………………………10


Заключение………………………………………………………………..13


Библиографический список………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Ощущение психология.doc

— 103.50 Кб (Скачать)

     е) обонятельные ощущения

Тесно связанные между собой обоняние и вкус являются разновидностями химической чувствительности. До недавнего времени принято было думать, что у человека обоняние не играет особенно существенной роли. Действительно, обоняние у человека играет значительно меньшую роль в познании внешнего мира, шум, зрение,     слух, осязание. Но значение его все же велико в силу влияния, которое обоняние оказывает на функции вегетативной нервной системы и на создание положительного или отрицательного эмоционального фона, окрашивающего самочувствие человека в приятные или неприятные тона. Из всех ощущений, пожалуй, ни одни не связаны так широко с эмоциональным чувственным тоном, как обонятельные: почти всякое обонятельное ощущение обладает более или менее ярко выраженным характером приятного или неприятного; многие вызывают очень резкую положительную или отрицательную эмоциональную реакцию.

     ж) вкусовые ощущения

Вкусовые  ощущения, как и обонятельные, обусловлены  химическими свойствами вещей. Как  и для запахов, для вкусовых ощущений не имеется полной, объективной классификации. Из комплекса ощущений, вызываемых вкусовыми веществами, можно выделить четыре основных качества – соленое, кислое, сладкое и горькое. К вкусовым ощущениям обычно присоединяются ощущения обонятельные, а иногда также ощущения давления, тепла, холода и боли. Едкий, вяжущий, терпкий вкус обусловлен целым комплексом разнообразных ощущений. Именно таким более или менее сложным комплексом обусловлен обычно вкус пищи, которую мы едим. Вкусовые ощущения играют заметную роль в настройке эмоционального состояния, через вегетативную нервную систему вкус, наряду с обонянием, влияет на пороги других рецепторных систем, например на остроту зрения и слуха, на состояние кож ной чувствительности и проприоцепторов.

     з) слуховые ощущения

Слуховые  ощущения являются отражением воздействующих на слуховой рецептор звуковых волн, которые порождаются звучащим телом и представляют собой переменные сгущение и разрежение воздуха. Слуховые ощущения могут вызываться как периодическими колебательными процессами, так и непериодическими с нерегулярным изменяющейся неустойчивой частотой и амплитудой колебаний. Первые отражаются в музыкальных звуках, вторые – в шумах. Различают внешний и внутренний слух. Кроме способности воспринимать предлагаемую для слушания музыку (внешний слух) можно обладать способностью представлять музыку мысленно, не полу- чая извне никаких реальных звуковых впечатлений (внутренний слух).

     и) зрительные ощущения

Роль  зрительных ощущений в познании мира особенно велика. Они доставляют человеку исключительно богатые и тонко дифференцированные данные, притом огромного диапазона. Зрение дает нам наиболее совершенное, подлинное восприятие предметов. Зрительные ощущения наиболее дифференцированы от эффективности, в них особенно силен момент чувственного созерцания. Зрительные восприятия – наиболее «опредмеченные», объективированные восприятия человека. Именно поэтому они имеют очень большое значение для познания и для практического действия.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. ВОСПРИЯТИЕ

 

    Восприятие – это форма познания действительности. Восприятие не только связанно с действием, с деятельностью – и само оно специфическая познавательная деятельность сопоставления, соотнесения возникающих в нем чувственных качеств предмета. В восприятии чувственные качества как бы извлекаются из предмета – для того, чтобы тотчас же быть отнесенными к нему.

    Процесс восприятия включает  в себя познавательную деятельность  « прощупывания», обследования, распознавания  предмета через образ; возникновении образа из чувственных качеств в свою очередь опосредовано предметным значением, к которому приводит истолкование этих чувственных качеств. Предметное значение как бы апперципирует, вбирает в себя и истолковывает данные, возникающие в процессе восприятия. 

    Восприятие строится на чувственных,  на данных ощущений, доставляемых  нашими органами чувств под  воздействием внешних раздражений,  действующих в данный момент. Попытка оторвать восприятие  от ощущений явно несостоятельно.

    Но восприятие вместе с тем и не сводится к простой сумме ощущений. Оно всегда является более или менее сложным целым, качественно отличным от тех элементарных ощущений, которые входят в его состав. В каждое восприятие входит и воспроизведенный прошлый опыт, и мышление воспринимающего, и – в известном смысле – также его чувства и эмоции. Отражая объективную действительность, восприятия делает это не пассивно, не мертвенно - зеркально, потому что в нем одновременно преломляется вся психическая жизнь конкретной личности воспринимающего.

                Основные свойства восприятия:

  1. ПРЕДМЕТНОСТЬ – это отнесенность восприятия как внутреннего, субъективного, психологического явления к реально существующим в мире предметам и явлениям. Предметность образа проявляется в том, что набор входящих в его состав разнообразных ощущений мы связываем вместе, в единый, целостный образ и относим этот образ к вполне определенному, конкретному предмету. Иными словами, образ без предмета, к которому он относится, за исключением случаев некоторых иллюзий, не существует.
  2. КОНСТАНТНОСТЬ можно определить как его постоянство при изменениях условий восприятия. Точнее, речь в данном случае идет об относительном постоянстве отдельных, существенных свойств образа, например его формы, величины, цвета. Константность проявляется в том, что даже при значительных изменениях подобного рода условий в сознании человека образ остается более или менее постоянным по таким его характеристикам, которые позволяют всегда узнавать соответствующий ему объект. Если бы образы не обладали свойством константности, они бы постоянно менялись при малейших изменениях условий восприятия – так, как обычно меняются отдельные ощущения. Благодаря константности восприятия человек способен сохранять свои образы и хорошо ориентироваться в тех предметах и явлениях, к которым эти образы относятся.
  3. ЦЕЛОСТНОСТЬ восприятия можно определить так: это способность восприятия к сознанию целостного образа воспринимаемого предмета или явления на основе не полной, ограниченной информации о нем. К примеру, мы можем узнать буквы родного для нас алфавита, ознакомившись только с некоторыми, наиболее информативными фрагментами этих букв, которых достаточно для того, чтобы определить, какая буква находится перед нами, и далее в нашей голове автоматически складывается полный образ соответствующей буквы. По нескольким буквам мы можем догадаться, что за слово перед нами. По фрагментам геометрической фигуры мы можем точно определить и восстановить в памяти соответствующую фигуру.
  4. КАТЕГОРИАЛЬНОСТЬ образа проявляется в том, что он почти всегда нами обозначается определенным словом и относится к той категории, которая соответствует данному слову как понятию. Если, например, мы обозначили образ фигуры как треугольник, это значит, что мы включили предмет, соответствующий данному образу, в множество других, называемых треугольниками, предметов и наделили воспринятый объект всеми признаками, которые присущи всем объектам данной категории.
 

     Благодаря приобретению образом  восприятия указанных выше свойств  восприятия человека становится связанным с человеческой культурой, оно присуще именно человеку и отсутствует у животных. У животных, по крайней мере у высших, также есть восприятие, но его образы не обладают теми свойствами, которые присущи восприятию человека. Поэтому, говоря о развитии человеческого восприятия, мы, также имев в виду процесс приобретения им тех специфических свойств, которые были перечислены и определенны выше.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. ВНИМАНИЕ

 

    Внимание своего особого содержания  не имеет; оно проявляется внутри восприятия, мышления. Оно – сторона всех познавательных процессов сознания, и притом та их сторона, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект.

     Внимание – это в первую очередь динамическая характеристика протекания познавательной деятельности: оно выражает преимущественно связь психической деятельности с определенным объектом, на котором она как в фокусе сосредоточенна. Внимание – это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность.

    Оно служит для выражения активности  сознания и используется как  корректив к ассоциативной психологии, сводящей сознании к механическим  связям ощущений и представлений.  Но при этом внимание по большей  части мыслиться как внешняя по отношению ко всему содержанию сила, которая извне формирует данный сознанию материал.

  

   Виды:

  1. ПРИРОДНОЕ – внимание человека, которое дано ему с рождения, от природы, которое начинает функционировать довольно рано в онтогенезе, совершенствуется по мере созревания мозга и практически не зависит от приобретаемого человеком опыта, от обучения и воспитания. Установлено, что в конце первого месяца жизни ребенок начинает обращать свое внимание на новые раздражители. Это свидетельствует о том, что его природное внимание включилось в работу. С возрастом увеличивается количество информации, которую ребенок способен удерживать в сфере  своего внимания, и это также  связано с развитием его природного внимания. Довольно рано, уже в дошкольном возрасте, у некоторых детей наблюдается рассеянность, которая потом сохраняется в течение всей жизни.
  2. СОЦИАЛЬНОЕ ИЛИ СОЦИАЛЬНО ОБУСЛОВЛЕННОЕ – внимание, которым ребенок не располагает с рождения и которое он приобретает в процессе жизни. Социально обусловленным называют, например, внимание к предметам и явлениям, связанным с жизнью человека в обществе, то есть к предметам и явлениям, представляющим собой человеческую культуру. Это внимание  к книгам, к музыке, к другим произведениям искусства, к машинам, сделанным руками человека, к событиям, происходящим в обществе. Человеческое внимание привлекается к происходящему вокруг и тогда, когда основные жизненные, органические потребности достаточно полно удовлетворенны.
  3. НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ – это внимание, которое включается, функционирует, переключается с объекта на объект и отключается автоматически, без участия сознания и воли человека. Этим вниманием человек при всем своем желании не в состоянии управлять. Например, невольное реагирование на все необычное, что происходит вокруг. Внимание человека может вызвать неожиданный звук, необычный предмет или явление, которое он случайно увидел, яркая вспышка света и многое другое. Этот вид внимания не находится под влиянием обучения и воспитания и так же, как природное внимание, является врожденным.
  4. ПРОИЗВОЛЬНОЕ – это внимание, которое, напротив, регулируется волей человека, находится под его сознательным контролем. В этом случае для того, чтобы обратить свое внимание на что-либо и удержать его в течение определенного времени на данном объекте, человек вынужден прилагать усилие. Например, человек может быть усталым, но ему необходимо продолжать заниматься каким-либо делом, довести его до конца, и поэтому приходится усилием воли удерживать внимание на данном деле.
  5. ПОСЛЕПРОИЗВОЛЬНОЕ – напоминает непроизвольное внимание, но всегда возникает только спустя некоторое время после установления произвольного внимания к какому-либо делу или объекту. Например, учащийся для того, чтобы сдать экзамен, заставляет себя заниматься, читать учебник, содержание которого вначале для него не представляет никакого интереса. Но затем может случиться так, что учащийся проявит непосредственный интерес к тому, что написано в данном учебнике, и ему дальше не придется заставлять себя читать; этот процесс пойдет у него легко и непринужденно. В этом случае мы говорим, что у учащегося возникло послепроизвольное внимание.
  6. НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ – это внимание, которое привлекается и удерживается на некотором объекте самим этим объектом. В этом случае между объектом, привлекающим к себе внимание, и самим процессом внимания нет ничего постороннего, что участвовало бы в его регуляции. Заметим, что непосредственное внимание, так же как и уже рассмотренные нами виды внимания -  природное и непроизвольное, - человек имеет с момента своего рождения. Иногда объект, на который необходимо обратить внимание, например, вспомнить его, подумать над ним, в данный момент физически отсутствует, и его невозможно воспринимать непосредственно с помощью органов чувств. В этом случае человек обращается к опосредствованному вниманию.
  7. ОПОСРЕДСТВОВАННОЕ – это внимание, в котором все его процессы управляются с помощью различного рода дополнительных, специальных средств. Эти средства люди придумали давно, и постепенно, в ходе истории развития человеческой культуры, данные средства сами развивались и совершенствовались. Одним из наиболее простых средств управления вниманием являются жесты, движения головой в сторону объекта, на который необходимо обратить внимание. Несколько более сложным, но появившимся в истории человеческой культуры сравнительно давно, средством управления вниманием является стрелка, направленная в сторону объекта, на который необходимо обратить внимание.  
 

    Такие виды внимания, как социально  обусловленное, произвольное (послепроизвольное) и опосредствованное, выступают как приобретенные виды внимания. Их с рождения у человека нет, и он начинает активно пользоваться этими видами внимания только к концу дошкольного возраста. При этом те виды внимания, которые человек получил от природы, не пропадают. Ими человек продолжает пользоваться и будучи взрослым. Но в случаях, когда необходимо на чем-то специально сосредоточить свое внимание и удержать его на высоком уровне в течение достаточно длительного времени, приходится обращаться к приобретенным видам внимания.

     В тех случаях, когда человеку  для удержания внимания на  объекте достаточно того, что  он получил от природы, он  пользуется врожденными видами  внимания. Это требует меньших  затрат энергии, чем мобилизация приобретенных видов внимания, но последние гораздо более продуктивны.

     Свойства:

  1. УСТОЙЧИВОСТЬ – это такое свойство внимания, которое проявляется в сохранении его в течение длительного времен на более или менее постоянном уровне. Если внимание человека неустойчивое, то его работоспособность часто и в разные периоды времени меняется. Такой человек допускает в работе немалое количество ошибок, число которых время от времени может меняться.
  2. КОНЦЕНТРАЦИЯ – это свойство, благодаря которому человек может сосредоточить свое внимание на чем-либо одном, отвлекаясь от всего остального. Например, при чтении книги можно полностью сосредоточить внимание на отдельной букве, на одном слове, на предложении, на абзаце или странице текста. Все это примеры, иллюстрирующие различную степень концентрации внимания.
  3. ПЕРЕКЛЮЧАЕМОСТЬ – способность сравнительно быстро переходить с одного объекта на другой, отвлекаясь от прежнего объекта, отключаться от него и сосредоточиваться (концентрироваться) на новом объекте. Ригидность как противоположное переключаемости свойство проявляется в том, что внимание, напротив, с трудом переходит с одного объекта на другой. На это расходуется много времени, причем отвлечение внимания от одного объекта не является полным, так же как и концентрация внимания на новом объекте.
  4. ОБЪЕМ – среднее число объектов, которое человек в состоянии удержать в сфере своего внимания одномоментно, то есть внимательно воспринимать, удерживать в своем сознании все эти объекты. Подсчитано, что средний объем внимания взрослого человека составляет от 3 до 7 объектов и в большинстве случаев равняется примерно 5 объектам. Так, например человек может внимательно воспринимать от 3 до 7 разных звуков, от 3 до 7 цифр, от 3 до 7 простых изображений, одновременно выполнять от 3 до 7 различных движений, распределяя между ними свое внимание.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

      Ощущения  являются главным источником знаний человека о себе и об окружающем мире. Под этим понимают тот факт, что всю информацию об окружающем мире человек получает только через  разнообразные ощущения. Ничто человек не может узнать иначе, чем через опыт, получаемый в результате восприятия окружающего мира с помощью органов чувств.

 Действительно,  человек, не способный видеть, вряд ли сможет себе представить,  что такое свет и цвет так, как это способен представлять и ощущать зрячий человек. Тот, кто лишен слуха, не в состоянии представлять и воспринимать звуки музыки и тонкие нюансы человеческого голоса точно так же, как это способен делать хорошо слышащий человек.

      Таким образом, когда говорят, что ощущения являются главным источником знаний человека, под этим подразумевают то, что, не имея ощущений, человек не имел бы и сознания (в нем в основном и представлены разнообразные ощущения). Не получая ощущений, человек действительно ничего бы не знал, так как его сознание было бы отключено. Так, например, случается, когда человек на время теряет сознание. Как только у него появляются ощущения, он обретает сознание вновь, и только в этот момент времени он может иметь знания о себе и мире.

      Роль  внимания в человеческих взаимоотношениях достаточно очевидна и весьма показательна. Когда человек вступает в личные взаимоотношения или в прямое общение с другими людьми, то он должен сделать, по крайней мере, следующие вещи. Помня о своей собственной цели, которую. Он преследует, вступая в контакт с другим человеком, он должен воспринять и правильно оценить другого человека как личность. Одновременно с этим необходимо слушать и понимать другого человека, наблюдать за его поведением, воспринимать и правильно оценивать его реакции на свои собственные действия. Все это, естественно, требует не только повышенного внимания, но и проявления практически всех его свойств: устойчивости, концентрации, переключаемости и объема.     
 
 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

 
 
    1. Рубинштейн  С.Л. Основы общей психологии. М:1999.
 
    1. Немов Р.С. Общая психология. М:2003.
 
    1. Радугина  А.А. Психология и педагогика. М:2002.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Чувственные формы освоения действительности