Брак в Древнем Риме

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 21:21, доклад

Описание работы

Брак в Древнем Риме считался священным таинством и опорой государства. Большинство браков в богатых семьях Древнего Рима заключалось по расчёту: для продолжения рода (лат. matrimonium — брак, от лат. mater — мать), для объединения владений, а также для укрепления политических союзов.

Среди бедного населения нередко также преобладал расчёт, однако не исключались браки по любви. Авторы времён Римской империи придерживались мнения, что республика была периодом расцвета римского брака, так как мужчины строго следили за моралью и поведением своих жён.

Содержание

1) Брак в Древнем Риме;

2) Ромул – основатель первых законов Римского права о браке;

3) Значение брака;
4) Мотивы для вступления в брак;
5) Предпосылки для вступления в брак;
6) Свадьба;
7) Брачный договор;
8) Виды брака:
Брак «cum manu»;
Брак «sine manu»;
Другие виды брака;
9) Развод;
10) Измена;
11) Мораль и брак;

Работа содержит 1 файл

CРС №1(Доклад)т.docx

— 106.15 Кб (Скачать)

Костанайский  государственный педагогический институт

 

«Психолого-педагогический факультет»

 

                                     «Кафедра Психологии»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад

на тему:

«Брак в Древнем Риме»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    Выполнил: Герасимов Е.Ф.

                                                                  Проверил: к.п.н., Демисенова Ш.С.

 

 

 

 

Костанай, 2012 год

 

План:

 

1) Брак в Древнем Риме;

 

2) Ромул – основатель первых законов Римского права о браке;

 

3) Значение брака;

4) Мотивы для вступления в брак;

5) Предпосылки для вступления в брак;

6) Свадьба;

7) Брачный договор;

8) Виды брака:

  1. Брак «cum manu»;

  1. Брак «sine manu»;

  1. Другие виды брака;

9) Развод;

10) Измена;

11) Мораль и  брак;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1) Брак в Древнем Риме считался священным таинством и опорой государства. Большинство браков в богатых семьях Древнего Рима заключалось по расчёту: для продолжения рода (лат. matrimonium — брак, от лат. mater — мать), для объединения владений, а также для укрепления политических союзов.

 

Среди бедного населения  нередко также преобладал расчёт, однако не исключались браки по любви. Авторы времён Римской империи придерживались мнения, что республика была периодом расцвета римского брака, так как мужчины строго следили за моралью и поведением своих жён.

 

Партнёрство супругов в  современном понимании не требовалось, было не только ненужным, но и невозможным: в Древнем Риме считалось, что  жена должна была посвятить свою жизнь  поддержке мужа и заботе о нём.

 

2) Ромулу, легендарному основателю Рима, приписываются и первые законы Римского права о браке.

В соответствии с  этими законами женщина, соединенная  с мужчиной священными узами брака, должна была стать частью его имущества. На нее распространялись все права  мужа. Закон обязывал замужних женщин полностью приспосабливаться к  характеру своих супругов, а мужей  управлять женами как необходимым  своим имуществом.

На протяжении почти всей римской истории мужья  обладали абсолютной полнотой власти над женами, сменяя в этом отцов, полностью распоряжавшихся своими дочерьми до замужества. Законы Рима гласили, что брак существует исключительно  ради деторождения, а также ради того, чтобы неделимой оставалась семейная собственность. Много веков  спустя Римское право легло в  основу английского законодательства, и, хотя суровость наказания за его  нарушение была ослаблена, за мужьями  все равно сохранялись очень  большие права.

Как и в Афинах, муж в Древнем Риме имел право  убить жену, не выполнявшую своих  супружеских обязанностей или нарушившую строгие правила поведения. Римское право разрешало карать женщину смертью, если она изменила мужу, выпила специальное средство, чтобы прервать нежелательную беременность, или подделала ключи от винного погреба мужа. Пить вино римским женщинам строго-настрого запрещалось, так как считалось, что каждая женщина, неумеренно пьющая вино, закрывает сердце для добродетелей и открывает его порокам.

В начале века н. э. взгляды римлян на брак отразили отношение к той роли, которая  возлагалась на женщину обществом. В основу брака была положена идея, господствовавшая многие века и частично сохранившая значение в настоящее  время. Современными выглядят некоторые  взгляды древних, так как они  близки нам по своей сути, а именно: «Что может быть лучше жены целомудренной, любящей семейную жизнь, хорошей  хозяйки и воспитательницы детей, той, что радует вас в здоровье и ухаживает в болезни, соратницы  в удаче и утешительницы в  горе, той, что обуздала страсть вашей  юности и смягчит чрезмерную жестокость старости...»

 

3) Если желавшие заключить брак находились на содержании главы семьи (арх.-лат. pater familias), им требовалось получить его разрешение. Брак также мог состояться по инициативе главы семьи, например, в целях укрепления политического или торгового партнёрства. Согласие детей было выражением «расположения к браку» (лат. affectio maritalis), «решения соединить жизнь» и тесно связано с почитанием друг друга как мужа и жены (лат. honor maritalis). Юридический характер браку придавала именно эта моральная сторона, а не формальная и не физическая. II титул XXIII книги Дигест «De ritu nuptiarum» в собрании трудов римских юристов открывается словами Модестина: «Брак есть супружеский союз мужа и жены, общность всей жизни, единение божеского и человеческого права», что, по мнению учёных, подходит лишь к раннеримскому браку.

В свободном браке  присутствовал сакральный элемент, и брачные обряды также именовались «священными». Юристы конца республики уделяли большее внимание «человеческому», чем «божественному» праву, а в Институциях Юстиниана определение брака выглядит так: «Законный брак заключают между собой римские граждане, которые сходятся, следуя предписания законов».

 

4) Поиск подходящего жениха для девочки отец семейства порой начинал уже вскоре после её рождения. Аналогично ситуация складывалась для мальчиков. Сенека писал о том, что отцы семейства иногда выбирали для своих наследников неподходящих жён. Так [родители] тщательнее и придирчивее выбирают для себя скот и рабов, но не будущую супругу своего сына. О недостатках будущей жены жених, согласно Сенеке, часто узнаёт лишь на свадьбе.

Одной из важных причин для вступления в брак являлось заключение политических альянсов. Известны многочисленные примеры подобных союзов в I веке до н. э., в которых невеста и родившиеся у неё дети поддерживали стабильность политических объединений. Для мужчины брак служил укреплению богатства и подтверждал высокий гражданский статус.

Кроме того, пока длился брак, муж мог распоряжаться  денежной составляющей приданого и  ожидать от семьи супруги финансирования его карьеры.

Не менее важным было рождение законных наследников, которые  тем самым сохраняли положение  в обществе из поколения в поколение. Иногда отец жениха посылал к будущей  супруге повивальную бабку, чтобы та осмотрела невесту и узнала, способна ли она к деторождению и продолжению рода.

 

  • 5) Возраст. Девочки могли быть отданы замуж по достижении совершеннолетия, то есть в возрасте 12 лет (девушка считалась лат. viri potens — «в состоянии принимать мужчин»), мальчики в 14 лет (лат. pubes). Причинами рано выдавать дочь замуж были ранняя смертность женщин и детей и более низкая ожидаемая продолжительность жизни. Иногда девочки жили в доме жениха с более раннего возраста, однако для такой невесты обязанности жены в полном объёме наступали строго по закону. По мнению некоторых учёных, в действительности девушки чаще всего выходили замуж в возрасте между 17 и 23 годами, а мужчины женились в среднем в 27—30 лет. Однако один из современников императора Траяна считал, например, рекомендованный Гесиодом возраст для вступления в брак (18 лет), по «сегодняшним меркам, довольно поздним». Разница в возрасте супругов иногда доходила до 30 лет.
  • Родственные связи. Супруги не должны были состоять в родстве. Браки, в которых муж и жена являлись родственниками до 4 колена, считались инцестом и карались смертной казнью (позднее ссылкой). Также были запрещены браки между приёмными детьми и родителями. Со временем условие о родственных связях между супругами стало менее строгим: с I века до н. э. был разрешён брак между двоюродными братьями и сёстрами. Такой брак, заключённый в 171 году до н. э., описывает Тит Ливий . В III веке н. э. было разрешено вступать в брак также дядям и племянницам. Брак между братьями и сёстрами встречался в Римском Египте среди простолюдинов, что для римлян являлось нарушением закона, но местными обычаями разрешалось.
  • Согласие. Для заключения брака согласие отца семьи было обязательным. В ранний период римской истории не требовалось согласие детей, однако позднее глава семьи не мог повлиять на решение сына. Для обручения и брака дочери, по словам Ульпиана, её согласие рассматривалось как формальное. Девушка могла не согласиться на свадьбу только в том случае, если отец выбрал для неё недостойного (например, по характеру или поведению) или «запятнанного позором» жениха.
  • Более взрослые дети часто сами выбирали себе супругов, а с введением законов Августа дети могли обратиться к магистрату, если отец не давал разрешения на брак.
  • Статус. Право на создание семьи (лат. conubium) имели лишь свободные римские граждане. Брак был запрещён лицам, занимавшим определённые должности и имевшим определённый статус: например, опекунам и их подопечным, магистратам провинций во время нахождения в должности, солдатам и иноземцам, рабам.

6) Свадьба была большим семейным праздником, а для невесты свадьба являлась формальным «переходом» от девочки к женщине. Из письменных источников известны обычаи подготовки и проведения свадьбы в высших сословиях Древнего Рима, о традициях в семьях крестьян, торговцев, ремесленников точно ничего не известно.

 

7) Брачный договор (лат. tabulae nuptiales) не являлся обязательным для заключения брака, однако такой договор часто составлялся, так как он регулировал вопросы, связанные с приданым и формальностями его выплаты в случае развода. Во время свадьбы договор зачитывался вслух, а затем десять свидетелей ставили свои печати.

Брачный контракт составлялся на табличках, ни одной  из которых не сохранилось. Сохранилось  несколько брачных договоров (из Египта, I век н. э.), представляющих собой листы папируса, на которых указаны все украшения и одежды невесты, составлявшие её приданое.

 

8) Поначалу доминировала форма брака лат. cum manu — «с рукой», что означало, что женщина, покидая родной дом, уходила из-под власти главы своей семьи, лат. pater familias, и попадала во власть (лат. patria potestas) мужа или главы семьи мужа. Женщина при этом не могла распоряжаться приданым и принесённым богатством. Однако, в отличие от афинских женщин, римская матрона была значительно самостоятельнее и пользовалась большим уважением. Она могла принимать участие в праздничных обедах, ходить в театр и на игры, в термы, имела доступ к искусству, образованию и науке.

К этой форме брака  относились следующие ритуалы:

Церемония бракосочетания: новобрачные подают друг другу правую руку

  • конфарреация (лат. confarreatio) — торжественный ритуал, проводившийся в основном в семьях патрициев. Обряд совершали главный жрец(лат. pontifex maximus) и фламин Юпитера (лат. flamen Dialis): зачитывались прошения к богам, в жертву приносился хлеб из полбяной муки(лат. far — «полба», отсюда название ритуала). В ходе церемонии в жертву Церере и Теллусу приносились также овца и фрукты. Обязательным было присутствие десяти свидетелей. Установление этой традиции Дионисий Галикарнасский приписывал Ромулу. Плиний писал, что «Ничего не было священнее уз брака, заключённого таким образом». Невеста передавалась из рук отца в руки жениха — это подчёркивало полную зависимость римской патрицианки. Этот обряд не допускал развода — на труднейшую процедуру расторжения подобного брака решались только тогда, когда не оставалось никакого другого выхода. При заключении других видов брака женщина получала больше прав и возможностей. По этим причинам такая форма брака постепенно вышла из употребления, и в 23 году н. э., по словам Тацита, нельзя было найти даже трёх кандидатов на должность жреца Юпитера, которые должны были происходить от родителей, сочетавшихся путём конфарреации, и сами находиться в браке, заключённом таким же образом.
  • coemptio («купля») — при этом ритуале для более простых граждан и плебеев времён начала республики, девушка в присутствии пяти свидетелей символически «выкупалась» женихом у её отца за один асс, при этом женщина становилась как бы собственностью мужа, причём «мужчина спрашивал, хочет ли женщина стать матерью семейства; она отвечала, что хочет. Также и женщина спрашивала, хочет ли мужчина стать отцом семейства». Эта форма брака также исчезла к середине I века до н. э.
  • При браке в форме usus («по привычке, давности»), женщина, прожившая безотлучно в доме своего фактического мужа один год, признавалась его законной женой, находившейся в его manus. При этом важное значение имело само выражение намерения стать мужем и женой, иначе такое совместное проживание считалось конкубинатом. Чтобы избежать брака по причине usus, согласно законам XII таблиц достаточно было ежегодно отлучаться на три ночи подряд из своего дома (лат. trinoctium), прерывая таким образом годичное совместное проживание. «Но это право частью уничтожено законодательным путем, частью исчезло вследствие неприменения», — пишет Гай. Брак в такой форме редко заключался уже при Цицероне, и законами Августа был формально упразднён.

 

В поздний период Римской республики распространилась форма брака лат. sine manu — «без руки», при которой жена не находилась под властью мужа (лат. sine in manum conventione) и оставалась во власти отца или опекуна. Когда брак sine manu вытеснил все остальные формы, эта опека стала терять своё значение. Так, уже в конце республики опекаемой было достаточно пожаловаться на отлучку своего опекуна, продлившуюся хотя бы один день, и она могла выбрать себе другого по собственному желанию. По законам Августа, женщина, имевшая троих детей, освобождалась от опеки. О пожизненном пребывании женщины под властью отца, мужа, опекуна Гай писал: «В старину хотели, чтобы женщины и в совершенных годах находились по причине своего легкомыслия под опекой». Фактически замужняя женщина уже к концу республики пользуется в частной жизни такой же свободой, как и её муж: распоряжается самостоятельно своим имуществом, обладает свободой подать на развод.

 

В фиктивный брак вступали, например, бедные мужчины за плату, и это, возможно, было нередким случаем в Древнем Риме. Такой брак заключался, чтобы избежать законов о незамужестве и получить неограниченную свободу. Фиктивный брак упоминается Сенекой в книге о браке, а Тертуллиан пишет о терпении «купленных мужей».

Заочный брак. Выйти замуж можно было и в отсутствие жениха, если женщина по его письму или его посланцем будет отведена в дом мужа. Жениться на отсутствующей невесте было невозможно, так как для этого «необходимо введение (жены) в дом мужа, как бы в брачное жилище, а не (мужа) в дом жены». Заочный брак (так и не ставший фактическим) обязывал женщину оплакивать мужа, если тот погибнет.

Конкубинат (лат. concubinatus) встречался в зажиточных семьях высшего сословия, а также в других слоях населения. Так, женщины в сенаторском сословии иногда жили в конкубинате с вольноотпущенными мужчинами, так как в случае заключения брака она теряла свой статус (по той же причине сенаторы жили с вольноотпущенными женщинами в конкубинате). Такую форму «брака» можно было встретить среди солдат, рабов, сенаторов и вольноотпущенниц. Сенатор не мог сделать вольноотпущенницу законной женой, что считалось позором и для него, и для всей его семьи, однако отношения в конкубинате не налагали на него никакого пятна.

К конкубинату  были такие же требования, как и  к браку: жизнь с одним партнёром, жена должна быть верна партнёру и  также исполнять свои обязанности. Конкубинат и распространённый «брак  рабов» (лат. contubernium), часто поощрявшийся хозяевами, признавались обществом как форма сожительства.

 

9) Во времена республики для развода требовались существенные основания, которые обсуждались на семейном совете. Развод в период ранней республики встречался редко, а первый случай датируется 306 годом до н. э. у Валерия Максима(когда Луций Анний развелся с женой, за что цензорами был исключен из сената) либо 231 (или 227) годом до н. э. у Сервия Сульпиция (когда консул Спурий Карвилий с согласия цензоров развелся с женой из-за её бесплодия).

Информация о работе Брак в Древнем Риме