Близнецовый метод психогенетического исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2011 в 12:35, контрольная работа

Описание работы

Метод близнецов является одним из наиболее информативных. Он основан на том, что монозиготные (однояйцевые) близнецы имеют идентичный генотип, дизиготные (двуяйцевые) — неидентичный. При этом члены близнецовых пар любого типа должны иметь сходную среду воспитания, тогда большее внутрипарное сходство монозиготных близнецов по сравнению с дизиготными может свидетельствовать о наличии наследственных влияний на изменчивость изучаемого признака. Существенное ограничение этого метода состоит в том, что сходство собственно психологических признаков монозиготных близнецов может иметь и негенетическое происхождение

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
БЛИЗНЕЦОВЫЙ МЕТОД ПСИХОГЕНЕТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Психогенетика.doc

— 74.50 Кб (Скачать)

     Особый  интерес вызывают эффекты цитоплазматической наследственности, которые можно обнаружить (в психологических признаках человека) пока только таким путем. Дело в том, что, помимо генов, заключенных в хромосомах ядра клетки, носителями наследственной информации являются некоторые структуры, находящиеся вне ядра, в цитоплазме клетки (соответственно эти два вида наследственности и называются «ядерной», или «хромосомной», и «цитоплазматической»).

     Объем цитоплазмы в женской яйцеклетке не сопоставим с ее объемом в сперматозоиде: по некоторым данным, в яйцеклетке он во много тысяч раз больше, чем в спермии, состоящем практически полностью из ядра и оболочки. Вот почему все передающееся потомству через цитоплазматические структуры идет от матери — это и есть генетический материнский эффект.

     Помимо  материнского эффекта эта экспериментальная  модель позволяет более детально изучить феномен ассортативности, т.е. неслучайного подбора супружеских пар (похожи ли супруги у генетически одинаковых людей?), и сцепление с полом. В последнем случае полусиблинги-мальчики должны быть более похожими, если монозиготы — их матери (поскольку свою единственную Х-хромосому каждый из них получит от генетически идентичных женщин), и менее похожими — если отцы. У девочек-полусиблингов картина должна быть обратной[1,с.177-179].

     Метод контрольного близнеца (взаимоконтроля близнецов, контроля по партнеру, близнеца-свидетеля) основан на том, что МЗ близнецы, — генетически одинаковые люди, имевшие общую эмбриональную и в обычных условиях семейную среду, — являются идеальным контролем друг к другу. Если группу МЗ близнецов разделить на две выборки так, чтобы в каждую вошли по одному близнецу из каждой пары, то исследователь получит уникальную ситуацию — две выборки, уравненные и по генетической конституции, и по основным средовым (общесемейным) параметрам. Метод близнецовой пары. Еще в 30-х годах появились работы, в которых рассказывалось об особой психологической ситуации в парах близнецов, особом «эффекте пары», или «эффекте близнецовости». Они были выполнены и в психоаналитической традиции, и в психологии развития, и, специально, в русле психогенетических исследований. Основными характеристиками этой особой психологической ситуации являются две борющиеся тенденции: к идентификации со своим соблизнецом и, наоборот, к индивидуализации каждого члена пары. Первая приводит к ощущению себя сначала членом пары и лишь затем — отдельной личностью; вторая, в крайних случаях, может привести к выраженным конфликтным отношениям близнецов, своеобразному протесту против «второго — такого же». С возрастом первая тенденция обычно ослабевает, уступая место второй, причем у близнецов-мужчин данный процесс происходит легче, чем у женщин.

     С помощью этого варианта метода решаются две задачи. Первая из них — общепсихологическая: поскольку индивидуум существует только внутри некоторых систем связей (например, в диаде) и «в этом смысле можно сказать, что мы все «близнецы», постольку близнецовая пара, особенно генетически идентичные МЗ близнецы, может быть прекрасной моделью для изучения процессов индивидуализации, влияния конкретных средовых (внутрипарных и семейных) факторов на формирование тех или иных психологических черт и т.д. Вторая задача по существу есть проверка, во-первых, валидности самого близнецового метода, а также постулата о равенстве средовых влияний в парах МЗ и ДЗ близнецов и, во-вторых, вопроса о том, репрезентативна ли среда близнецов среде, в которой развиваются одиночнорожденные дети. Если условия развития и жизни близнецов высоко специфичны, имеют собственные, только им присущие закономерности, то близнецы перестают быть выборкой, репрезентативной общей популяции, и не могут быть использованы для изучения общих закономерностей.

     К двум указанным задачам необходимо, на наш взгляд, добавить третью, связанную с жизнью самих близнецов. Чрезмерная, не компенсируемая идентификация себя со своим соблизнецом, или пары как целого, как особой «единицы», приводящая к отсутствию личной идентичности, может стать причиной формирования личностных черт, затрудняющих социальную адаптацию и в детстве, и во взрослом возрасте. Кроме того, отмеченные еще Р. Заззо и затем А. Р. Лурия особенности речевого развития близнецов, точнее формирование примитивной, синпрактической речи («криптофазия», по Заззо), может привести к отставанию и в общем интеллектуальном развитии. Поэтому     изучение     специфических     психологических     характеристик близнецовой   пары    необходимо    и   для   проведения    консультационной работы с родителями, имеющими детей-близнецов[1, с.181-182].

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Близнецовый метод и  его  разновидности  является  одним  из  немногих экспериментальных  методов  исследования  влияния  среды   и   генотипа   на психологические  характеристики.  Как  и  все  остальные   экспериментальные методы  психогенетики  (семейный  метод,  метод   приемных   детей,   анализ родословных), он не является  методом,  позволяющим  с  полной  уверенностью разделить  влияние  генотипа  и   среды   на   исследуемые   характеристики. Исключением является метод разлученных  близнецов,  но  по  вполне  понятным причинам его использование на практике весьма  ограничено.  Поэтому,  как и при использовании других  экспериментальных  схем,  следует  с  определенной осторожностью подходить к интерпретации экспериментальных данных  полученных близнецовым  методом  и  проводить  верификацию  полученных   данных всеми возможными  способами,  например  путем  сравнения  с  данными,  полученными другими методами [4].

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Равич-Щербо И. В., Марютина Т. М., Григоренко Е. Л. «ПСИХОГЕНЕТИКА» Москва 2000

2. Ярыгин В.Н., Васильева В.И., Волков, В.В. Синелыцикова И.Н. «БИОЛОГИЯ» Москва «Высшая школа» 2003

3. http://ru.wikipedia.org/wiki/Психогенетика

4. http://psylist.net/praktikum/39.htm

Информация о работе Близнецовый метод психогенетического исследования