Биография и влияние Марии Монтессори

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 17:51, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является – описать биографию Марии Монтессори и описать её вклад в педагогику, как науку.

Содержание

1. Введение
2. Глава 1. Биография Марии Монтессори.
3. Глава 2. Особенности педагогики М. Монтессори.
4. 2.1. «Система Монтессори».
5. 2.3. «Виды классификаций развивающих игр Монтессори»
6. Заключение.
7. Библиографический список.
8. Приложение.

Работа содержит 1 файл

методика воспитания.docx

— 699.72 Кб (Скачать)

ФГАУ ВПО «Российский  Государственный 

Психолого – Педагогический Университет»

Институт психологии

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине: «Методика  воспитания»

На тему: «Биография и  влияние Марии Монтессори»

 

 

 

 

 

Выполнил студент:

Группы Пу-511ПП

Севостьянова В.В.

Проверил              :                       

 

 

Екатеринбург

2012

Содержание.

  1. Введение
  2. Глава 1. Биография Марии Монтессори.
  3. Глава 2. Особенности педагогики М. Монтессори.
  4. 2.1. «Система Монтессори».
  5. 2.3. «Виды классификаций развивающих игр Монтессори»
  6. Заключение.
  7. Библиографический список.
  8. Приложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Темой данной работы является: «Биография и влияние Марии Монтессори».

Актуальность данной темы заключается в том, что на сегодняшний  день                 в современном мире у нас есть всё необходимое для полноценного воспитания ребёнка. Мария Монтессори открыла нам удивительный мир глазами ребёнка, она первая кто заговорила о том, что к ребёнку необходимо относиться в соответствии с его возможностями, что не следует делать из него «послушного робота», а наоборот создавать все условия для того, что бы он мог свободно мыслить, подходить творчески к решению задач.

Мария Монтессори  разработала  отдельный принципиально новый  подход к воспитанию, где она экспериментировала не над детьми, а над средой педагогического воздействия, начиная от удобных и лёгких парт, заканчивая всевозможными игрушками.

Её новый способ воспитания он применим не только для детей  с отклонением или задержкой  психического развития, но и для  здоровых детей, которым тоже необходим  индивидуальный подход. Вот почему очень важно знать и применять  на практике методику воспитания Монтессори.

В моей работе было использовано 7 источников литературы  – интернет – ресурсов. Состоит работа из 4 глав. Целью данной работы является – описать биографию Марии Монтессори и описать её вклад в педагогику, как науку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Биография Марии  Монтессори.

День  рождения выдающегося педагога-гуманиста  и философа Марии Монтессори - 31 августа 1870года.

В год объединения Италии, накануне нового учебного года в небольшом  итальянском городке Кьяровалле в семье Алессандро и Ренильде Монтессори родилась дочь. Семья была католической, отец - крупный чиновник, мать - из рода ученых и священников Стопани. Именно мать занялась образованием дочери.

Учеба давалась Марии легко. Особенно ее увлекала математика. Даже в театр она брала  с собой учебник и в полутемноте  решала задачки, радуясь найденному неординарному решению. Мария решила поступать в техническую школу, но посещать ее лицам женского пола запрещалось. В 12 лет она одержала свою первую победу над системой образования - ее настойчивость, при поддержке  родителей, сломала все преграды. Она не только попала в школу для  юношей, но и с успехом окончила её. Уже тогда она решила, что  сделает всё от неё зависящее, чтобы воспрепятствовать подавлению личности учащегося.

В 1890 году, увлекшись естествознанием, М. Монтессори принимает решение стать детским врачом. Но в Италии конца ХIХ века это было невозможно! Заниматься медициной и учиться в университете могли только мужчины. Отец не одобрял выбор дочери, даже перестал разговаривать с ней. Но целеустремленная, умная и красивая девушка опять добилась своего: её приняли на курс сначала вольным слушателем, затем, ввиду особых успехов, перевели в число студентов.

Учеба не была легкой. Работать в морге  ей приходилось в одиночку по ночам, чтобы сокурсники-юноши не мучили её своими насмешками и критическими замечаниями. Чтобы оплачивать обучение Мария начала работать в университетской  клинике, где впервые она увидела  детей с различными нарушениями  в развитии. Они были предоставлены  сами себе, ничто не побуждало их к активному полезному действию. Наблюдая за этими несчастными детьми, Монтессори пришла к мысли, которая  стала отправным пунктом в  её педагогической системе: для детей  нужна специальная развивающая  среда, в которой будут сконцентрированы знания о мире, представленные через  эталоны основных достижений человеческой мысли, а ребенок должен пройти путь человека в цивилизацию в дошкольном возрасте.

На  защите дипломного проекта ей нужно  было прочитать лекцию. Ее отец попал  в этот день в университет случайно.

Увидев, как его дочь после лекции осыпают  овациями, увидев признание преподавателей и публики, Алессандро Монтессори простил Марию и они наконец помирились. Упорство Марии Монтессори опять дало плоды - она стала первой женщиной - врачом в Италии. Мария получила место ассистента в клинике Сан-Ажиованни и занялась частной врачебной практикой. Она была прекрасным лектором, её статьи стали печатать в европейских журналах.

В 1897 - 98 годах Монтессори посещает лекции по педагогике и изучает все основные работы по терапии восприятия и образования. Во время работы с умственно-отсталыми  детьми Мария Монтессри находит книги двух французов - Жана-Поля Гаспара Итара и Эдуарда Сегена. Она сама переводит их работы, переписывая 600 страниц вручную в толстые тетради «я читала медленно и внимательно, пытаясь проникнуть в самый дух автора», - так потом вспоминала она об этой работе. Эти труды вдохновили ее. Именно от Сегена Мария узнает о том, что если проводить занятия по особой методике, то «из ста идиотов двадцать пять становятся, по сути, нормальными людьми».

Вместе  со своим спутником жизни, доктором Джузеппе Монтессано, она работала в психиатрической клинике Рима. В 1898 году родился сын Марии - Марио. Мать Джузеппе не дала согласия на брак, ребенок был незаконнорожденным. В католической Италии такая ситуация могла стать катастрофой и для Марии и ее карьеры, и для самого ребенка. Поэтому до 10 лет он воспитывался в деревне. Только потом мать смогла забрать его к себе. С тех пор он жил с мамой и стал продолжателем дела всей её жизни, сыграв потом значительную роль в распространении идей М. Монтессори по всему миру.

После того, как воспитанники Монтессори были представлены к экзаменам вместе с детьми начальной школы муниципального совета в Риме, и сдали их лучше  нормальных детей, правительство создало  Ортофренический институт по подготовке учителей для умственно-отсталых детей. В 1898 году Монтессори возглавила его и руководила им до 1900 года.

В 1901 г. Мария Монтессори поступает  на философский факультет Римского университета. Еще она занимается экспериментальной психологией  и педагогической антропологией. Становится заведующей кафедрой антропологии, пишет  книгу «Психологическая антропология», читает лекции на тему: «Истинное обучение - помочь, а не осуждать. Истинное обучение дает ребенку энергию, а не обесточивает его».

6 января 1907 года, при поддержке итальянского  миллионера Эдуардо Таламо, в Сан-Лоренцо М. Монтессори открывает первый «Дом ребенка» - школу для нормальных, хотя и запущенных детей.

С тех пор и до конца жизни, т.е. 45 лет, Монтессори занималась проблемами воспитания и образования здоровых детей.

Работа  в «Доме ребенка» была построена  по принципам Монтессори. Она оборудовала  его так, чтобы в нем было уютно  и удобно детям разных возрастов. Был изготовлен первый комплект сенсорного, математического и языкового  материала. Монтессори наблюдала, как  дети с удовольствием и большой  концентрацией занимаются. «Выбор подсказывается инстинктом, который природа дает каждому в поводыри его психического роста; руководимая инстинктом деятельность развивается с большей энергией и с максимальным энтузиазмом, благодаря чему дети без всякого утомления исполняют такие работы, которых ни одной учительнице и не снилось от них требовать».

Понимание законов естественного развития ребенка, уникальная автодидактическая среда, любовь и уважение к детям, подача материалов - (презентации), разновозрастность групп - всё это принесло очевидные результаты. В «Дом ребенка» стали приезжать гости со всего мира, у           М. Монтессори появились последователи и ученики.

В 1909 г. М.Монтессори проводит первый международный учебный семинар, который посетили около ста учителей из Италии, Франции, Испании, Англии.

После её триумфальных лекций в США в 1913 г. изобретатель телефона Александр  Белл и его жена основывают в Вашингтоне образовательную Монтессори - ассоциацию, попечителем которой становится дочь президента США Вильсона.

Во  время второго путешествия в  США Мария выступает в «Карнеги-холле» и получает 2 золотые медали Панамско -Тихоокеанской выставки в сфере образования.

Еще в 1910 г. Дом ребенка посетила дочь Льва Толстого Татьяна Сухотина-Толстая. Она увидела в Монтессори - школе воплощение идей своего отца. А в 1914 г. Российское министерство народного просвещения командировало в "Дом ребенка" группу общественных деятелей дошкольного воспитания, среди которых была Юлия Фаусек. Почти 30 лет своей жизни она посвятила потом распространению метода Монтессори в России.

В 1922г. Правительство Италии назначает  её государственным инспектором  школ.

В 1929 году вместе со своим сыном Монтессори организует Международную Монтессори Ассоциацию (AMI), которая действует  и поныне.

Популярность  метода в Европе растет. Монтессори приглашают в Испанию, затем в  Англию. Именно там она знакомиться  с Ганди, посетившим курс в 1932 году. Среди последователей Монтессори - известные психологи.

  Её учеником был Эрик Эриксон, она дружила с Жаном Пиаже, а Фрейд говорил: «Там где Монтессори, я не нужен».

Отношения Монтессори с фашистским правительством окончательно испортились в 1934 году. Она навсегда покидает Италию и переезжает в Индию. Там она вместе с сыном  провела 7 лет. Читала лекции в Мадрасе, Карачи и других городах, а позже открыла свою школу в Кодайканале. Она говорила, что только в этой стране люди духовно готовы к её методу. Здесь она строит следующую школьную ступень своего метода - для детей 6 - 12 лет, разрабатывает свою периодизацию детского развития.

Мария Монтессори обращается к человечеству: «У нас есть проблема - взрослые находятся  в центре внимания цивилизации. Если власти перенесут свой взгляд на детей, на душу ребенка, мы сможем создать  мирный мир. Образование - оружие мира».

После войны она вернулась в Европу и поселилась в Нидерландах. В  своем итоговом труде «Разум ребенка» («Абсорбирующий ум») 1952г.,                  М. Монтессори создала не просто новое направление в педагогике - развития детей первых трех лет, а заставила взрослых увидеть: дети - другие!

Мария Монтессори умерла в 1952 году в Ноордвик-ан-зее, в Голландии.

При жизни её номинировали на получение  Нобелевской премии мира.

Её  сын Марио возглавлял АМИ до своей  смерти в 1982 г. В мире работают тысячи Монтессори школ, в 1988 г. решением ЮНЕСКО её имя включено в список четырех  педагогов, определивших способ педагогического  мышления XX века: Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер, Мария Монтессори, Антон Макаренко.

До  введения в Италии Евро, портрет  М.Монтессори украшал купюру 1000 лир. (Это единственный в мире прецедент печати на деньгах портрета педагога). [1]

Мария Монтессори трижды (в 1949, 1950 и 1951 годах) была выдвинута на Нобелевскую премию мира. [4]

 

 

Глава 2. Особенности педагогики М. Монтессори.

Каждому ребенку от природы  дано быть умным и успешным человеком. Задача взрослых - просто помочь малышу раскрыть свой потенциал, научить его  самостоятельно постигать мир. Для  этого очень важно создать  среду, в которой ребенок сможет и захочет проявить свои индивидуальные способности, будет развиваться и обучаться в собственном ритме. Такую возможность предоставляет нам педагогика итальянского психолога Марии Монтессори.

Метод Монтессори основан  на наблюдении за ребенком в естественных условиях и принятии его таким, каков  он есть. Основной принцип монтессори-педагогики: подвигнуть ребенка к самовоспитанию, к самообучению, к саморазвитию. Девиз метода знаком многим: "Помоги мне сделать это самому". В группах Монтессори ребенок учится в основном самостоятельно с помощью специально разработанной окружающей среды - Монтессори-материалов. В Монтессори-материалах заложена возможность самоконтроля, ребенок сам видит свои ошибки, и взрослому не нужно указывать на них. Роль учителя состоит не в обучении, а только в руководстве самостоятельной деятельностью ребенка. Еще одна ключевая особенность монтессори-педагогики: дети занимаются в разновозрастных группах. В одном монтессори-классе рядом работают 2-летний и 4-летний малыш, они не мешают, а наоборот, помогают друг другу.

Монтессори-класс включает в себя множество зон:

  • зона реальной жизни: ребенок учится самостоятельно одеваться, пересыпать и переливать, мыть, чистить перемешивать, вырезать, раскрашивать, рисовать и т.п. Здесь дети учатся концентрировать внимание и развивают крупную и мелкую моторику;
  • зона сенсорного развития: изучение окружающего мира (различать высоту, длину, вес, цвет и др. свойства предметов). Здесь дети играют с предметами, изучая размер, форму и цвет. К примеру, малыш по порядку выставляет на стол цилиндры от самого большого до самого маленького. Детишки также учатся следить глазами слева направо, что помогает освоиться с чтением;
  • зоны языковая, географическая, математическая, естественно-научная: умственное развитие ребенка.
  • двигательные упражнения - в основном на линии. В большинстве Монтессори-классов на ковре или на полу нарисована ленточная линия в виде круга(овала), которая используется для физических упражнений по развитию равновесия и координации движений, а также внимания.

Информация о работе Биография и влияние Марии Монтессори