Бихевиоризм: понятие и цели

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2011 в 21:03, доклад

Описание работы

Бихевиоризм (от англ. behaviour – поведение) — психологическое направление, начало которого было положено публикацией в 1913 г. статьи американского психолога Дж. Уотсона „Психология с точки зрения бихевиориста“. В качестве предмета психологии в нем фигурирует не субъективный мир человека, а объективно фиксируемые характеристики поведения, вызываемого какими–либо внешними воздействиями.

Работа содержит 1 файл

Бихевиоризм.docx

— 18.07 Кб (Скачать)

   Бихевиоризм (от англ. behaviour – поведение) — психологическое  направление, начало которого было положено публикацией в 1913 г. статьи американского психолога Дж. Уотсона „Психология с точки зрения бихевиориста“. В качестве предмета психологии в нем фигурирует не субъективный мир человека, а объективно фиксируемые характеристики поведения, вызываемого какими–либо внешними воздействиями. При этом в качестве единицы анализа поведения постулируется связь стимула (S) и ответной реакции (R).

   Бихевиоризм зародился как одно из ведущих  направлений в американской психологии в конце XIX начале XX веков. Своим предшественником бихевиористы по праву считают русского физиолога И. П. Павлова. Среди отцов-основателей в США центральное место принадлежит Б. Ф. Скиннеру.

   По  мнению бихевиористов поведение  человека подчиняется схеме S-R: «стимул - реакция», то есть поведение человека является ответом на всевозможные раздражители, стимулы, приходящие как из внешней среды (загорающаяся лампочка в опытах Павлова), так и из внутренней (чувство голода). В более современных концепциях модель поведения человека выгладить либо как S-O-R («стимул — организм — реакция»), т. е. все стимулы, так или иначе перерабатываются организмом. Либо же, как S-V-R («стимул — промежуточные переменные — реакция»), когда на поведение оказывают влияние другие стимулы - временные переменные, такие как цели, мотивы, намерения, гипотезы и т. п.

   Все ответные реакции можно разделить  на наследственные (рефлексы, физиологические  реакции и элементарные „эмоции“) и приобретенные (привычки, мышление, речь, сложные эмоции, социальное поведение), которые образуются при связывании (обусловливании) наследственных реакций, запускаемых безусловными стимулами, с новыми (условными) стимулами. В частности, в исследованиях Уотсона показано, что, если сочетать безусловные стимулы, вызывающие у младенца эмоцию страха (резкий звук, потеря опоры), с другими, первоначально нейтральными (например, показ белого кролика), то через некоторое время реакция страха может вызваться уже одним только показом кролика. Но в дальнейшем было показано, что само обусловливание представляет собой достаточно сложный процесс, имеющий психологическое содержание. Постепенно возникли изменения в концептуальном аппарате бихевиоризма, что заставило говорить о преобразовании его в необихевиоризм. В схеме S – R появились „промежуточные переменные“ (образ, цель, потребность).

   Согласно  бихевиористам, такие понятия, как  «осознание», «переживание», «страдание»  и т.п. не могут считаться научными; все они – продукт человеческого  самонаблюдения, т.е. субъективны; наука  же, с их точки зрения, не может  оперировать представлениями о  том, что не может быть зафиксировано  объективными средствами.

   Бихевиористами  применялось два основных направления  для исследования поведения —  проведение экспериментов в лабораторных, искусственно создаваемых и управляемых условиях, и наблюдение за субъектами в естественной для них среде обитания.

   Большинство экспериментов бихевиористы проводили  на животных, затем установление закономерности реакций в ответ на воздействия окружающей среды перенесли на человека. Позже эта методика подвергалась критике, в основном по этическим причинам (смотри, например, гуманистический подход). Также бихевиористы полагали, что благодаря манипуляциям внешними стимулами можно формировать у человека разные черты поведения. Однако, отрицая роль и вообще наличие внутренних ненаблюдаемых свойств (целей, мотивов, представлений, мышления, самосознания, психической саморегуляции и т. д.) в поведении и деятельности человека, бихевиоризм, несмотря на высокую экспериментальную культуру исследования навыков, привычек, «стимулов-реакций», не смог непротиворечиво объяснить все проявления поведения, оказался уязвимым в методологическом и теоретическом отношении, хотя и не утратил своего влияния.

  В качестве описательной и объяснительной Д. Уотсон предложил схему S - R, в соответствии с которой воздействие, т.е. стимул (S) порождает некоторое поведение  организма, т.е. реакцию (R), и, что важно, в представлениях классического  бихевиоризма, характер реакции определяется только стимулом. С этим представлением была связана и научная программа  Уотсона – научиться управлять  поведением. В самом деле, если реакция  определяется стимулом, то достаточно подобрать нужные стимулы, чтобы  получить нужное поведение. Следовательно, нужно проводить эксперименты, направленные на выявление закономерностей, по которым  формируются стимул-реактивные связи, организовать тщательный контроль ситуаций, регистрацию поведенческих проявлений в ответ на воздействие стимула.

  Одним из наиболее авторитетных бихевиористов  является Б. Скиннер, предположивший, что  поведение может строиться и  по иному принципу, а именно, определяться не стимулом, предшествующим реакции, а вероятными последствиями поведения. Это не означает свободы поведения (хотя в рамках его подхода и  обсуждается проблема «самопрограммирования» человека); в общем случае имеется  в виду, что , имея определенный опыт, животное или человек будут стремиться воспроизводить его, если он имел приятные последствия, и избегать, если последствия были неприятны. Иными словами, не субъект выбирает поведение, но вероятные последствия поведения управляют субъектом.

Таким образом, цель бихевиоризма — превращение психологии в область знания управляющую и предсказывающую поведение. Исследования, проведенные на животных, бихевиористы автоматически переносили на человека. Обучение животного — это повторение (закон упражнения), т.е. выработка приспособительных реакций, затем закрепление, установление прочной зависимости между стимулом и реакцией (закон эффекта).

Бихевиористы  правильно определили зависимость  поведения от воздействия среды, но не учитывали обусловленности ответной реакции не только стимулам, но и внутренними явлениями. Вероятно, к модели поведения человека можно было подойти, изучая психику животных, но, не отрицая различия психики человека и животного. 

 
 

    

Информация о работе Бихевиоризм: понятие и цели