Бихевиористические концепции религии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 18:10, курсовая работа

Описание работы

Слово «религия» встречается очень часто в обыденной речи, и в научных текстах, в публицистике ив художественной литературе. Может показаться, что, употребляя это слово, все имеют в виду одно и то же и знают, что это такое. На самом деле большей частью за этим словом стоят лишь представления, выражающие внешние проявления религии, с которыми она, как правило, связана. Это - совокупность взглядов на мир, которые чаще всего основываются на вере в бога, этот мир и самого человека сотворившего и давшего ему в «откровении» знание, которое должно принимать на веру, не требуя доказательств (поэтому религию называют часто просто верой); религиозные верования составляют мировоззренческий, интеллектуальный компонент религии.

Содержание

1.ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..….3
2.ПОНЯТИЕ БИХЕВИОРИЗМА. БИХЕВИОРИЗМ ДО БИХЕВИОРИЗМА....6
3. БИХЕВИОРИЗМ УОТСОНА………………………………………………...10
4.Л. КЕСЛЕР, Д.ТРАУТ, У.УЭЛЛС……………………………………………18
5.БИХЕОВИРИЗМ Б. СКИННЕРА…………………………………………….24
6.ВЛИЯНИЕ РЕЛИГИОЗНОСТИ НА ПОВЕДЕНИЕ………………………....31
7.ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..36
8.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………38

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 82.85 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ 

1.ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..….3

2.ПОНЯТИЕ БИХЕВИОРИЗМА. БИХЕВИОРИЗМ ДО БИХЕВИОРИЗМА....6

3. БИХЕВИОРИЗМ УОТСОНА………………………………………………...10

4.Л.  КЕСЛЕР, Д.ТРАУТ, У.УЭЛЛС……………………………………………18

5.БИХЕОВИРИЗМ Б. СКИННЕРА…………………………………………….24

6.ВЛИЯНИЕ РЕЛИГИОЗНОСТИ НА ПОВЕДЕНИЕ………………………....31

7.ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..36

8.СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………38 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1.ВВЕДЕНИЕ

      Слово «религия» встречается очень часто в обыденной речи, и в научных текстах, в публицистике ив художественной литературе. Может показаться, что, употребляя это слово, все имеют в виду одно и то же и знают, что это такое. На самом деле большей частью за этим словом стоят лишь представления, выражающие внешние проявления религии, с которыми она, как правило, связана. Это - совокупность взглядов на мир, которые чаще всего основываются на вере в бога, этот мир и самого человека сотворившего и давшего ему в «откровении» знание, которое должно принимать на веру, не требуя доказательств (поэтому религию называют часто просто верой); религиозные верования составляют мировоззренческий, интеллектуальный компонент религии. Это, затем, совокупность действий, составляющих культ, в которых религиозный человек выражает свое отношение к богу и вступает с ним в связь в молитве, жертвоприношении и т. д. Это также совокупность норм, правил, поведения, которым должен следовать человек как требованиям, предъявляемым ему богом. И, наконец, это объединения религиозных людей в те или иные организации, такие, как церковь или секта, монашеский орден, особые группы профессиональных служителей культа. Признаки, фиксирующие лежащие на поверхности проявления религиозной жизни, образуют то, что называется феноменом религии. Не довольствуясь выявлением и описанием признаков религии, человеческая мысль с давних пор стремится объяснить феномен религии, понять его природу и значение, понять, что составляет его сущность.

  В первой половине XX в. сложились три  подхода к объяснению человеческого  поведения: один из них сводил все  к врожденным инстинктам; другой утверждал, что врожденных стимулов не существует и человеческое поведение является результатом социальных условий  и манипулирования человеком со стороны общества, семьи (бихевиоризм), и третий подход представлен психоанализом.

  В данной работе будет рассмотрен один из этих подходов – бихевиоризм.

    Бихевиоризм, определивший облик американской психологии в XX столетии, радикально преобразовал всю систему представлений о психике. Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание. (Отсюда и название — от англ.  behavior — поведение.) Поскольку тогда было принято ставить знак равенства между психикой и сознанием (психическими считались процессы, которые начинаются и кончаются в сознании), возникла версия, будто, устраняя сознание, бихевиоризм тем самым ликвидирует психику. Впервые основные положения бихевиоризма были сформулированы его основателем Джоном  Уотсоном  (1878–1958) в 1913 г., в журнале «Psycholo - gicalreview» вышла его программная статья. Позже эту статью станут называть «Манифестом бихевиоризма» (на самом деле она называлась «Психология глазами бихевиориста»). В статье Уотсон в частности отмечал: «Похоже, пришло время, когда психологии придется отказаться от всяких упоминаний сознания, когда больше нет нужды обманывать себя тем, будто бы ментальные состояния могут быть предметом наблюдения». Это фактически и являлось первым постулатом бихевиоризма — отказ от сознания.

    Его интересовали процессы научения, анализируемые  в терминах «стимул  - реакция». По-мнению Уотсона, реакции могут быть явными и неявными. К неявным относятся  внутренние процессы в организме, не выходящие на уровень внешних проявлений, например деятельность желез внутренней секреции, к явным – наблюдаемые реакции. На основе простых или первичных реакций формируются более сложные, называемые Уотсоном актами. Последними следует считать употребление пищи, написание книги, игра в футбол, строительство дома, ходьба, произнесение слов и т.п. Любое поведение представляет собой набор стимулов и может быть разложено на эти стимулы. Учитывая, что реакции бывают не только безусловными, но и условными, поскольку отражают весь предшествующий опыт человека, а также процессы научения, станет понятно, что  желания бихевиористов описать при помощи подобного подхода все формы поведения человека не столь уж безпочвенны.1

  Большое внимание вопросам религии уделял и  наиболее известный представитель  бихевиористического направления  Б.Скиннер (1904-1990). Он не разработал отдельной концепции религии, однако посвященная этой теме глава в книге «Наука и человеческое поведение», а также отдельные места о религии в его исследованиях, которые встречаются в других работах, достаточно отчетливо представляют позицию Скиннера. Высказывания Скиннера касаются, прежде всего двух тем: темы источников религиозного поведения и темы религиозных институтов в контроле поведения.2

  Актуальность  данной темы заключается в том, что и в наши дни стоит вопрос, что оказывает большее влияние на поведение человека, его психологические особенности, общество, семья, религия .

  Цель  работы: изучить бихеовиристические концепции религии наиболее известных представителей бихевиоризма .

  Задача  работы: дать определение понятия бихевиоризм, рассмотреть взаимосвязь бихеовиристических учений с религией, сделать выводы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. ПОНЯТИЕ БИХЕВИОРИЗМА. 

    Бихеворизм (от анг. behavior – поведение) – направление в американской психологии ХХ в., начало коему было положено публикацией в 1913г. статьи американского психолога Дж. Уотсона «Психология с точки зрения бихевиориста». Он провозгласил, что психологию можно будет считать наукой, лишь тогда когда она выработает объективный подход к исследуемым явлениям. Поэтому психология должна ограничиться описанием и количественной оценкой форм поведения, возникающих в определенных ситуациях. Бихевиоризм складывался направление с явным естественно – научным уклоном, его основатели пытались найти формы объективного подхода к психической жизни. Согласно бихевиористам, такие понятия, как осознание, переживание, сострадание и прочее не могут считаться научными, ибо они как продукт самонаблюдения субъективны и не поддаются фиксации  объективными научными средствами. Предметом изучения могут быть поведение, активность. Активность, внешняя и внутренняя, описывается через понятие реакции, к коей относятся те изменения в организме, что могли быть зафиксированы объективно.3

    «Бихевиоризм — это не просто наука о поведении людей, а теория этой науки. Некоторые вопросы, которые он поднимает, звучат следующим образом: возможна ли вообще такая наука? Способна ли она представлять все аспекты поведения людей? Какие методы она может использовать? Являются ли ее законы такими же строгими, как законы физики или биологии? Выходит ли она за пределы чистого управления поведением, и если да, то какую роль она играет в человеческом общежитии? Особое значение имеет ее влияние на более ранние формы обращения с тем же самым субъектом. Человеческое поведение — наиболее общая характеристика мира, в котором мы живем.»4

    Бихеовиризм до бихевиоризма. 

Учение Уотсона базировалось на трудах предшественников Э. Торндайка и И. Павлова. Два этих ученых подготовили и разработали основные идеи, взятые затем Уотсоном за основу.

Эдвард  Торндайк

(1874–1949) сам себя бихевиористом не называл, он предпочитал слово «коннексионист» (от англ. «коннексия» — связь). Начинал он свои исследования с поведения кур. Он создавал для них лабиринты и учил их искать выход. В это время он познакомился с Уильямом Джеймсом, лекции которого слушал в Гарварде. Джеймс предоставил Торндайку подвал своего дома для проведения экспериментов. Позже Торндайк переехал в Нью-Йорк, где расширил количество подопытных объектов, включив туда котов и собак. Выводы своих исследований Торндайк изложил в 1898 г. в докторской диссертации «Интеллект животных. Экспериментальное исследование ассоциативных процессов у животных». Термины Торндайк употреблял традиционные — «интеллект», «ассоциативные процессы», но содержанием они наполнялись новым. Опытами Торндайка было показано, что природа интеллекта и его функция могут быть изучены и оценены без обращения к идеям или другим явлениям сознания. Ассоциация означала уже связь не между идеями или между идеями и движениями, как в предшествующих ассоциативных теориях, а между движениями и ситуациям. Торндайк заимствует из эволюционной теории идею «проб и ошибок», как одного из главных факторов развития живых существ. За основу он принимает ситуацию, когда организм не имеет заданной схемы действий по отношению к тем стимулам, которые оказывает на него внешняя среда. Таким образом, организм должен приспосабливаться к воздействиям среды. Отсюда выводится именно та пара, которую Уотсон положил в основу своей теории — связь «ситуация — реакция». Ее отличие от рефлекса, в механистическом его понимании, характеризуется следующими признаками: 

1) исходный пункт — проблемная ситуация;

2) организм противостоит ей как  целое;

3) он активно действует в поисках выбора и

4) выучивается путем упражнения.

    Торндайк показал, что психология простирается далеко за пределы сознания. Раньше предполагалось, что психолога за этими пределами могут интересовать только бессознательные явления, скрытые в «тайниках души». Торндайк решительно изменил ориентацию. Сферой психологии оказывалось взаимодействие между организмом и средой.

    Вторым  предшественником бихевиоризма Уотсон называет Ивана Петровича Павлова  (1849-1936). Его труды Уотснон читал в переводах на французский язык. Надо отметить, что в то время на западе Павлов был известен и почитаем не меньше, а возможно и больше чем в России, и Нобелевская премия 1904 г. за исследования механизмов пищеварения лишь подтверждает это. Его открытия в области физиологии, такие как условный рефлекс, сигнальные системы, изучение аналитико-синтетической функции головного мозга, сильно повлияли на исследования бихевиористов. Но вернемся опять к Уотсону. По его мнению, старая субъективная психология повсеместно обнажала свою несостоятельность. Это ярко продемонстрировали опыты над животными, которые были главным объектом исследований психологов США. Рассуждения о том, что происходит в сознании животных при исполнении ими различных экспериментальных заданий, оказывались бесплодными. Уотсон пришел к убеждению, что наблюдения за состояниями сознания так же мало нужны психологу, как физику. Только отказавшись от этих внутренних наблюдений, настаивал он, психология станет точной и объективной наукой. Зависимость различных психических функций от двигательной активности была в те годы прочно установлена экспериментальной психологией. Это касалось, например, зависимости зрительного восприятия от движений глазных мышц, эмоций — от телесных изменений, мышления — от речевого аппарата и т. д. Эти факты Уотсон использовал в качестве доказательства того, что объективные мышечные процессы могут быть достойной заменой субъективных психических актов. Исходя из такой посылки, он объяснял развитие умственной активности. Утверждалось, что человек мыслит мышцами. Речь у ребенка возникает из неупорядоченных звуков. Когда взрослые соединяют с каким-нибудь звуком определенный объект, этот объект становится значением слова. Постепенно у ребенка внешняя речь переходит в шепот, а за тем он начинает произносить слово «про себя». Такая внутренняя речь (неслышная вокализация) есть не что иное, как мышление. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.БИХЕВИОРИЗМ  УОТСОНА. 

     Бихевиоризмом (от англ. behavior – поведение) называют направление в американской психологии, утвердившее ее предметом поведение, понимаемое как совокупность объективных  реакций на внешние стимулы и  не требующее для своего объяснения обращения к психическим явлениям. Это направление основано было в 1910-х годах американским психологом Джоном Бродесом Уотсоном (1878–1958).

Информация о работе Бихевиористические концепции религии