Бессознательное в жизни человека. Сновидения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 19:02, реферат

Описание работы

Понятие бессознательного.
Основные типы бессознательных явлений
ПСИХОЛОГИЯ СНОВ
Толкование сновидений
Биохимия снов

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 36.62 Кб (Скачать)

     Со  времени появления компьютеров  психологи сравнивали мозг с компьютером, выполняющим задачи в соответствии с набором команд – программой. Перепрограммирование может осуществляться в момент, когда компьютер не занят  своими повседневными задачами –  то есть ночью, в состоянии покоя. Во сне приток новой информации в  мозг значительно падает, поэтому  сон является подходящим временем для  того, чтобы мозг пересмотрел и  сгруппировал новую информацию и  перепрограммировал себя соответствующим  образом.

     В свете недавних достижений в исследованиях  мозга все эти теории все чаще отвергаются как упрощенные и  проводятся эксперименты, пытающиеся научно определить функцию сна и  сновидений, если таковая есть.   

2. Толкование сновидений 

Сны — по Фрейду

Дневные помыслы 

Перешагнули в ночь.

Владислав Ходасевич 

     Известный американский философ Ральф Эмерсон (1803–1882) утверждал, что опытный человек изучает сны не для того, чтобы предугадать своё будущее, а для того, чтобы познать себя. Эта мысль наиболее полно развита основателем психоанализа Зигмундом Фрейдом (1856–1939), книга которого „Толкование сновидений“ появилась на прилавках книжных магазинов в ноябре 1899 года.

     Жизнь французского художника Анри Руссо (1844–1910) была так же похожа на причудливый  сон, как и его произведения. Не случайно одна из самых знаменитых его картин — „Спящая цыганка“.

     По  Фрейду, сновидение ничего не предвещает и вообще не имеет ни малейшего  отношения к будущему. В нём  только прошлое и пережитое. Анализ сна даёт возможность разобраться в затаённых стремлениях и страх, к корням которых другими путями очень трудно подобраться.

     У человека нередко появляются сильные  желания, противоречащие его воспитанию и психологическим установкам. Он боится себе в них признаться. Днём, когда человек бодрствует, эти  недостижимые желания отправляются в область бессознательного и  находятся там под надёжной охраной  „цензуры“. Состояние сна вызывает перераспределение психической  энергии.

     Спящий  лишён возможности действовать  и исполнять свои желания, у него нет необходимости тратить силы на искоренение безобидных галлюцинаций. Единственный вред, который они могут  принести, — прерывание сна. Поэтому  желания в сновидении не гасятся, но только переводятся на особый символический  язык, необходимый для того, чтобы  обмануть „цензуру“, не пропускающую в сознание ничего запретного. Таким  образом достигается компромисс: во сне кипят страсти и проигрываются  запрещенные сценарии, а после  пробуждения они забываются или  вспоминаются в настолько искажённом виде, что кажутся совершенно бессмысленными. Сновидения в представлениях людей  разных культур прочно связаны с  мечтами и фантазиями. Неудивительно, что психоанализ превратил интерпретацию  сновидений в толкование фантазий и  мечтаний, а образы сновидений —  в символы и объекты страстных  домогательств. 
 

Сны — по Холлу 

Образы  сна — материализация мыслей.

Кэлвин  Холл 

     Известный американский психолог Кэлвин Холл (1909–1985) подошёл к созданию снов как к творческому интеллектуальному познавательному процессу, который не требует от спящего ни особых способностей, ни специальной подготовки. В отличие от Фрейда у Холла в центре сна — мысли. Но не о чём угодно. Во всяком случае, не о политике и экономике.

     Холл  занимался исследованием снов своих  студентов в дни, когда американцы сбросили атомную бомбу на Хиросиму. Это событие прямо не отразилось ни в одном из проанализированных снов. Крупнейшие спортивные соревнования, выборы президента, столкновения интересов  сверхдержав, от которых зависит  будущее мира, также игнорировались снами.

     Поэтому Холл пришёл к выводу, что в снах люди, как правило, имеют дело не с интеллектуальными, научными, культурными  или профессиональными проблемами, а со своим внутренним миром. В  снах выражаются мысли человека о  себе и своих желаниях, о людях, с которыми он общается, о запретах и наказаниях за их нарушение, о жизненных  затруднениях и путях достижения цели. 

3. Биохимия снов

Сменяется иной —

Бессмыслица дневная

Бессмыслицей  ночной. 

     Эти слова Андрея Белого вполне подходят к нейрофизиологической модели сновидений, предложенной в 1977 году сотрудниками Гарвардского университета Алланом Хобсоном и  Робертом Мак-Карли.

     Оказывается, при объяснении механизма сновидений можно вообще забыть о человеческих чувствах, мыслях и стремлениях. В  стволе головного мозга расположен „генератор снов“. Он регулярно, как  по расписанию, включается и начинает „бомбардировать“ кору головного  мозга, то есть активизировать нервные  клетки на отдельных её участках.

Выбор объектов бомбардировки (в отличие  от времени работы генератора, которое  можно рассчитать с большой степенью точности) происходит совершенно случайно. Возбуждённые участки коры головного  мозга производят сновидения, начало и продолжительность которых  запрограммированы, а содержание лишено всякого смысла. Случайные картинки сменяют одна другую, как в калейдоскопе.

     Если  верить гарвардским учёным, сновидения не имеют никакого специального назначения. Они лишь сопровождают жизненно важный физиологический процесс, регулирующий работу мозга. Стоит ли удивляться нелогичности сновидений и придумывать психоаналитические оправдания их причудливости?

     Такая теория вызвала бурю протестов со стороны психологов. В самом деле, трудно поверить в то, что сны, которые  нередко бывают очень сложными и  искусно сконструированными, являются результатом случайных процессов. Непонятно также, каким образом  одно и то же сновидение повторяется  иногда несколько раз.

     В двадцатые годы прошлого столетия начались исследования влияния сна на память. В 1960-1970-е годы производилось много  экспериментов на животных, которые  должны были доказать, что лишение  быстрого сна ухудшает способность  к обучению и разрушает память. Однако затем интерес к этой теме значительно уменьшился. Во-первых, стало ясно, что во многих случаях  решающее влияние оказывало не лишение  сна, а стрессовая ситуация. Во-вторых, принятие антидепрессантов уничтожает быстрый сон, однако не обязательно  ведёт к ухудшению памяти.

     За  целый день беготни, суеты, работы или  даже отдыха человек получает массу  информации, которой он, вполне возможно, никогда в жизни не воспользуется, но которую он, тем не менее, заботливо хранит в своей памяти. Мозг не в силах постоянно заниматься сортировкой. Он механически берёт много лишнего и рискует уподобиться переполненному бесполезным хламом чулану, в котором нельзя ничего отыскать.

     Человек постоянно пользуется сведениями из своей памяти. Так что же, для  того, чтобы что-то вспомнить, он должен каждый раз перебирать, просматривать  и продумывать всё, что успел  накопить его мозг? У людей бывают болезненные воспоминания. Каждое прикосновение  к ним способно вызвать психическую  травму. Однако здоровый человек живёт  с ними и не испытывает особых неудобств. Люди ничего не забывают. Они лишь ставят на отдельные участки своей памяти метки: сюда не заглядывать.

     Ненужная  информация, усвоенная днём, может  торчать в мозгу как заноза. Она становится причиной возникновения  новых вредных связей между отдельным  участками коры головного мозга  и активирует нервные клетки, что  влечёт за собой фантазии и навязчивые представления.

Человеку, когда он просыпается, кажется, что  он вспоминает о событиях, которые  виделись ему в течение сна. Вроде  бы совершенно очевидно: наяву этого  не происходило, значит — приснилось. Однако нельзя исключить возможность  того, что мнимые сновидения целиком  или частично конструируются в краткий  промежуток пробуждения и в самом  начале бодрствования.

     Можно предположить, что во время сна (как  быстрого, так и медленного) никаких  психических процессов не происходит. Сознание полностью отключено. Но вот  оно постепенно просыпается. В него опять входят образы окружающего  мира. Их надо заново упорядочить до такой степени, чтобы ими можно  было оперировать. То, что мы привыкли называть сновидениями, в действительности является своеобразной утренней психической гимнастикой, происходящим ежедневно приспособлением сознания к реальности.

     А что, если сновидение вовсе не зеркало, в котором отражаются наши душевные конфликты и травмы? Что, если у  него своё специальное предназначение, отнюдь не связанное с психическим  нездоровьем?

     Сны ничего не могут рассказать не только о будущем, но и о прошлом и  настоящем. Они неспособны раскрыть нам секреты бессознательного, потому что не являются средствами коммуникации. Спящему не нужна смысловая информация — ведь он лишён возможности её переработать. Кроме небольшого числа  забавных, но туманных историй о  пришедших в сновидениях замечательных  научных идеях и открытиях  нет даже намёков на то, что человек  способен решить во сне хотя бы самую  простую задачу.

     Проанализировав 10 000 сновидений, Холл пришёл к выводу, что 64 процента из них связаны с  печалью, дурными предчувствиями, страхами, раздражением, гневом и только 18 процентов  — с радостными и весёлыми ощущениями.

     Если  спящий сознательно или бессознательно сам участвует в выборе сюжетов  для своих снов, зачем ему ночные кошмары? Можно, конечно, попытаться объяснить  распространённость мучительных сновидений страхом людей перед жизнью, но почему мы упорно говорим „как во сне“ о чём-то необычайно хорошем, не обращая  внимания на опыт, который подсказывает каждому, что приключения во сне  обычно не слишком приятны?

4. Логика сновидения 

     Привяжите к пробке или спичечному коробку  нитку и потяните за неё на глазах у кошки. Мурка забудет обо  всём на свете и попытается догнать  и поймать движущийся предмет. Собака мчится за летящей палкой или бегущим  человеком. Животное ведёт себя как  автомат. А человек? Как часто  он торопится просунуться в закрывающиеся  двери вагона метро, хотя никуда не спешит. Ему это вовсе не нужно, но он это делает. Он зевает, если кто-нибудь зевает перед ним, и смеётся, если смеются другие. Весёлые лица возбуждают в нём радостное настроение, печальные наводят тоску.

     Зрителя, следящего за сценой погони в кинофильме, иногда охватывает такое беспокойство, как будто от результата зависит  его будущее. Да и вообще любое  стремительное движение на экране пробуждает волнение. Конечно, бывают наивные зрители, путающие реальность с вымыслом, но речь сейчас не о них.

     Человек ясно осознаёт, что повода для тревоги  нет, однако любое живое существо устроено так, что невольно реагирует  на всё, что выделяется и привлекает его внимание. Причём ответ бывает немедленным и однозначным.

     Беспокойство  вызывается невозможностью вмешаться  в происходящее или хотя бы выразить свою реакцию. Человек с детства  привыкает к тому, что всякое движение символизирует приближающиеся перемены. Любые перемены связаны с ожиданием, с необходимостью быть готовым к  различного рода сюрпризам. Надо поспешить  и успеть принять меры, иначе можно  попасть в беду.

     Зритель сочувствует героям кинофильма. Ему  кажется, что именно сопереживание  заставляет его смеяться, радоваться, возмущаться, приходить в ярость, плакать. Но рядом с сопереживанием присутствуют стандартные механические реакции на простые раздражения. Они-то часто и пробуждают тревогу, которая должна наполниться понятным содержанием. Самый естественный способ такого наполнения для зрителя —  восприятие экранных образов и событий  как реальных и сопутствующее  этому сопереживание. Возникающие  на экране ситуации могут быть неправдоподобными, а иногда и нелепыми, но это имеет  второстепенное значение и для постановщиков  картины, и для её зрителей. 
 
 
 
 

5. Стадии сна. 

     В зависимости от активности мозга, от бодрствования до глубокого сна, электрические сигналы миллионов  нейронов имеют характерный ритм, отличающийся по частоте и амплитуде. Выделяют четыре стадии сна. На первой стадии, переходной между бодрствованием и сном и длящейся всего несколько  минут, преобладает тета-ритм с короткими  периодами альфа-ритма. На второй стадии, которая также продолжается несколько  минут, на фоне тета-ритма появляются пики высокой амплитуды — так  называемые „сонные веретена“. Третья и четвёртая стадии — это глубокий сон, для которого характерен дельта-ритм. Примерно каждые полтора часа глубокий сон прерывается фазой быстрого сна, который продолжается около 20 минут.

6. Возрастные нормы сна 

Информация о работе Бессознательное в жизни человека. Сновидения