Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 08:33, реферат
Подросток вступает в значительно расширяющиеся общественные отношения, новые формы взаимосвязи, общения, пытается осознать их характер, самоопределяется. Он все активнее живет многогранной и содержательной жизнью группы резко увеличивается число и объем его обязанностей. Однако изменение места, занимаемого подростком в системе общественных отношений, само по себе не обеспечивает формирования его личности, а характеризует лишь достигнутую ступень. Развитие психики, формирование личности ребенка определяются развитием деятельности, создающей новую структуру отношений.
3) это специфический вид эмоционального контакта. Осознание групповой принадлежности, солидарности, взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает важное для него чувство эмоционального благополучия в социуме. Развитие собственной социальной компетентности – достаточно трудная задача для подростков, так как высокая потребность подростков в общении вступает в противоречие с элементарным неумением общаться, слушать другого человека, поддерживать разговор, выражать свои чувства, реагировать на критику и критично оценивать высказывания и действия других людей.
Первый блок трудностей в проявлении социальной компетентности отражает недостаточное умение принимать и оказывать сочувствие и поддержку, что связано, видимо, с несвободой выражения собственных чувств и страхом принятия собственных отрицательных эмоций.
Второй блок проблем у подростков в ходе социального взаимодействия свидетельствует об их неумении реагировать на критику и провокационное поведение. Такое поведение, возможно, является результатом запрета на выражение собственных чувств, несформированности конкретных навыков реагирования. Приобретение умений в области межличностных отношений предопределяет будущий успех или неудачу в жизненных ситуациях. Одн ако невозможно лишь «оттренировать» навыки и шаблоны действий в социальном взаимодействии. Наиболее ценным представляется «выращивание» личностных стратегий и тактик поведения, жизнедеятельности, взаимодействия личности с собой и с социумом. Опора на характеристики базовых потребностей подросткового возраста позволяет понять психологические проблемы развития социальной компетентности. Как личностное образование, социальная компетентность предполагает:
осознание необходимости принятия «норм» (потребностей, требований, реалий) конкретного социума, стремление к его пониманию;
осознание необходимости расширения (или наличия у себя широкого диапазона) социальных знаний-умений с целью достижения высокого уровня адаптивности;
осмысление и адекватную оценку, соотнесение конкретных социальных условий и своих возможностей по достижению предполагаемого результата в данной ситуации;
умение (способность, готовность) актуализировать свой личностный опыт применительно к конкретной социальной ситуации;
определение и выбор возможных и наиболее эффективных способов деятельности, вариантов поведения;
готовность к принятию личной ответственности за выбор собственного поведения в ситуации социального взаимодействия.
Старший подростковый возраст создает, на наш взгляд, определенные предпосылки для успешного развития социальной компетентности. К ним следует отнести:
стремление к более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, что выражается в отношении к творчеству, самостоятельности, самореализации, к собственной жизненной позиции – активности в отношении к будущему; существенное возрастание независимости, «автономности» в суждениях и самооценке;
осознание и принятие социальных норм (соответствует включению в «образ Я» такого качества, как ответственность);
высокая критичность при оценивании себя, своей ответственности в определенной ситуации, критика поведения окружающих людей;
стремление к расширению собственных общественных отношений и социальных связей, освоение новых социальных ролей;
повышение ряда показателей самоотношения, таких, как самоуважение, ощущение силы Я, ожидание положительного отношения окружающих, настойчивость и упорство в достижении целей, стремление к преодолению трудностей на своем пути и т.д.;
зарождение способности и готовности брать на себя ответственность за участие в происходящих событиях, анализировать свою роль в ситуациях социального взаимодействия, что связано с формированием внутреннего локуса контроля;
качественный сдвиг в социальном развитии, связанный с переходом от углубленного самопознания и познания окружающих людей к личностному самоопределению.
Существуют и другие предпосылки для развития социальной компетентности, в которых в основном отражены потребности и психические новообразования данного возраста.
Литература
Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. М., 1997.
Кон И.О. Психология ранней юности: Книга для учителя. М.,1989.
Кон И.О. Психология старшеклассника. М., 1982.
Подросток на перекрестке эпох // Проблемы и перспективы социально-психологической адаптации подростков / Под ред. С.В. Кривцовой. М., 1997.
Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В.Дубровиной. 2-е изд. М., 1997.
Кайгородов Б. В. Самопонимание и его место в структуре самосознания // Мир психологии. 1997, № 1. С. 129-132.
Токомбаева Н.У. Роль социальной нормы в личностном становлении подростка как субъекта взаимоотношений с миром взрослых // Мир психологии. 1997. №1. С. 120-129.
Шахова И. П. Самоактуализация современных подростков и юношей в определении взросления //Мир психологии. 1996. №1. С. 43-46.
Информация о работе Базовые потребности подросткового возраста