Базовые потребности подросткового возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 08:33, реферат

Описание работы

Подросток вступает в значительно расширяющиеся общественные отношения, новые формы взаимосвязи, общения, пытается осознать их характер, самоопределяется. Он все активнее живет многогранной и содержательной жизнью группы резко увеличивается число и объем его обязанностей. Однако изменение места, занимаемого подростком в системе общественных отношений, само по себе не обеспечивает формирования его личности, а характеризует лишь достигнутую ступень. Развитие психики, формирование личности ребенка определяются развитием деятельности, создающей новую структуру отношений.

Работа содержит 1 файл

Базовые потребности возраста.doc

— 60.00 Кб (Скачать)

3) это специфический вид эмоционального контакта. Осознание групповой принадлежности, солидарности, взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает важное для него чувство эмоционального благополучия в социуме. Развитие собственной социальной компетентности – достаточно трудная задача для подростков, так как высокая потребность подростков в общении вступает в противоречие с элементарным неумением общаться, слушать другого человека, поддерживать разговор, выражать свои чувства, реагировать на критику и критично оценивать высказывания и действия других людей.

 Первый блок трудностей в проявлении социальной компетентности отражает недостаточное умение принимать и оказывать сочувствие и поддержку, что связано, видимо, с несвободой выражения собственных чувств и страхом принятия собственных отрицательных эмоций.

 Второй блок проблем у подростков в ходе социального взаимодействия свидетельствует об их неумении реагировать на критику и провокационное поведение. Такое поведение, возможно, является результатом запрета на выражение собственных чувств, несформированности конкретных навыков реагирования. Приобретение умений в области межличностных отношений предопределяет будущий успех или неудачу в жизненных ситуациях. Одн ако невозможно лишь «оттренировать» навыки и шаблоны действий в социальном взаимодействии. Наиболее ценным представляется «выращивание» личностных стратегий и тактик поведения, жизнедеятельности, взаимодействия личности с собой и с социумом. Опора на характеристики базовых потребностей подросткового возраста позволяет понять психологические проблемы развития социальной компетентности. Как личностное образование, социальная компетентность предполагает:

осознание необходимости принятия «норм» (потребностей, требований, реалий) конкретного социума, стремление к его пониманию;

осознание необходимости расширения (или наличия у себя широкого диапазона) социальных знаний-умений с целью достижения высокого уровня адаптивности;

осмысление и адекватную оценку, соотнесение конкретных социальных условий и своих возможностей по достижению предполагаемого результата в данной ситуации;

умение (способность, готовность) актуализировать свой личностный опыт применительно к конкретной социальной ситуации;

определение и выбор возможных и наиболее эффективных способов деятельности, вариантов поведения;

готовность к принятию личной ответственности за выбор собственного поведения в ситуации социального взаимодействия.

 

Старший подростковый возраст создает, на наш взгляд, определенные предпосылки для успешного развития социальной компетентности. К ним следует отнести:

стремление к более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, что выражается в отношении к творчеству, самостоятельности, самореализации, к собственной жизненной позиции – активности в отношении к будущему; существенное возрастание независимости, «автономности» в суждениях и самооценке;

осознание и принятие социальных норм (соответствует включению в «образ Я» такого качества, как ответственность);

высокая критичность при оценивании себя, своей ответственности в определенной ситуации, критика поведения окружающих людей;

стремление к расширению собственных общественных отношений и социальных связей, освоение новых социальных ролей;

повышение ряда показателей самоотношения, таких, как самоуважение, ощущение силы Я, ожидание положительного отношения окружающих, настойчивость и упорство в достижении целей, стремление к преодолению трудностей на своем пути и т.д.;

зарождение способности и готовности брать на себя ответственность за участие в происходящих событиях, анализировать свою роль в ситуациях социального взаимодействия, что связано с формированием внутреннего локуса контроля;

качественный сдвиг в социальном развитии, связанный с переходом от углубленного самопознания и познания окружающих людей к личностному самоопределению.

 

Существуют и другие предпосылки для развития социальной компетентности, в которых в основном отражены потребности и психические новообразования данного возраста.

Литература

Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. М., 1997.

Кон И.О. Психология ранней юности: Книга для учителя. М.,1989.

Кон И.О. Психология старшеклассника. М., 1982.

Подросток на перекрестке эпох // Проблемы и перспективы социально-психологической адаптации подростков / Под ред. С.В. Кривцовой. М., 1997.

Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В.Дубровиной. 2-е изд. М., 1997.

Кайгородов Б. В. Самопонимание и его место в структуре самосознания // Мир психологии. 1997, № 1. С. 129-132.

Токомбаева Н.У. Роль социальной нормы в личностном становлении подростка как субъекта взаимоотношений с миром взрослых // Мир психологии. 1997. №1. С. 120-129.

Шахова И. П. Самоактуализация современных подростков и юношей в определении взросления //Мир психологии. 1996. №1. С. 43-46.



Информация о работе Базовые потребности подросткового возраста