Базовые групповые эффекты: их сущность и содержание

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 21:54, курсовая работа

Описание работы

Вторая мировая война активизировала исследования межличностного взаимодействия. Сплоченность и боеспособность групп, устойчивость их структуры при действии сил, направленных на разрыв внутригрупповых связей, эффективность деятельности групп в зависимости от типа или стиля руководства - все это выступило в качестве предмета экспериментального изучения, активно поощрявшегося заинтересованными официальными структурами. Группы (формальные и неформальные, первичные и вторичные, референтные и пр.) стали объектом пристального внимания.

Содержание

Введение 1
1. Групповые эффекты 1
1.1 Эффекты социальной фасилитации и социальной ингибиции 1
1.2 Эффект принадлежности к группе 2
2. Последствия эффектов социальной фасилитации и групповой идентичности 3
2.1 Психофизиологический эффект 3
2.2 Эффект социальной лени 3
2.3 Эффект «синергии» 4
2.4 Эффект группомыслия 4
2.5 Эффект конформизма 4
2.6 Эффект подражания 5
2.7 Эффект «ореола» 5
2.8 Эффект «бумеранга» 6
2.9 Эффект группового фаворитизма 6
2.10 Эффект группового эгоизма 6
2.11 Эффект «маятника» 6
2.12 Эффект «волны» 7
2.13 Эффект «пульсара» 7
Заключение 7

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ_соц.психология малой группы - копия.doc

— 143.00 Кб (Скачать)

      Д. Майерс называет три причины конформного поведения. Во-первых, настойчивое и упрямое поведение других людей может убедить человека в ошибочности его первоначального мнения. Во-вторых, член группы осознанно или неосознанно стремится избежать наказания, порицания, осуждения, остракизма со стороны группы за несогласие и непослушание. В-третьих, неопределенность ситуации и неясность информации способствует ориентации человека на мнения других людей, они становятся определенными и ясными источниками информации.

      В групповом взаимодействии эффект конформизма  играет существенную роль, поскольку  является одним из механизмов принятия группового решения. 

2.6 Эффект подражания

      Эффект  подражания – это следование общим образцам поведения, примерам, эталонам, стереотипам, принятым в группе. Подражание — один из основных механизмов групповой интеграции. В процессе группового взаимодействия члены группы вырабатывают общие стереотипы поведения, следование которым подчеркивает и укрепляет их членство в группе. Во внешнем выражении такая стереотипизация даже может вылиться в униформу (например, форма военных, деловой костюм бизнесмена, белый халат врача), которая показывает окружающим, к какой именно социальной группе принадлежит тот или иной человек, какими нормами, правилами и стереотипами регулируется его поведение.

      Р. Чалдини вводит два принципа для объяснения эффекта подражания. Первый принцип: «Мы считаем свое поведение правильным, данной ситуации, если часто видим других людей, ведущих себя подобным образом». Второй принцип: «Когда люди не уверены в себе когда ситуация представляется им не ясной или двусмысленной, они склонны оглядываться на других и признавать их действия правильными». То есть, когда люди не чувствуют себя уверенно, они в большей степени ориентируются на действия других, чтобы решить, как действовать им самим. Люди более склонны следовать примеру похожего на них человека, чем непохожего.

      Эффект  подражания лежит в основе любого научения и способствует адаптации  людей друг к другу, согласованности  их действий, подготовленности к решению групповой задачи.

      Эффект  подражания близок к эффекту конформизма. Однако если при конформизме группа так или иначе оказывает давление на своего члена, то при подражании следование групповым требованиям  является добровольным. 

2.7 Эффект «ореола»

      Эффект  «ореола» – это влияние на содержание знаний, мнений, оценок личности специфической установки, имеющейся у одного человека по отношению к другому. Эффект «ореола», или «гало-эффект», - явление, возникающее при восприятии и оценке людьми друг друга в процессе общения. Специфическая установка может возникнуть у воспринимающего человека на основе ранее полученной информации или на основе искажения информации о статусе, репутации, профессиональных качествах или личностных характеристиках другого человека. Э. Аронсон отмечает, что то, что мы узнаем о человеке, в первую очередь имеет решающее значение на наше суждение о нем. Сформировавшаяся специфическая установка служит «ореолом», мешающим видеть субъекту реальные черты, достоинства и недостатка объекта восприятия.

      Эффект  ореола возникает  в условиях:

      - дефицита времени. У человека  нет времени, чтобы обстоятельно  познакомиться с другим человеком  и внимательно обдумать его  качества личности или ситуацию, в которую он попал;

      - перегруженность информацией. Человек настолько перегружен информацией о различных людях, что у него нет возможности и времени подумать детально о каждом в отдельности;

      - незначимость другого человека. Соответственно возникает смутное,  неопределенное представление о другом, его «ореол»;

      - стереотип восприятия, возникший  на основе обобщенного представления  о большой группе людей, к  которой данный человек по  тем или иным параметрам принадлежит;

      - яркость, неординарность личности. Одна какая-то черта личности  бросается в глаза окружающим и оттеняет на задний план все его другие качества. Психологи установили, что физическая привлекательность часто является именно такой характерной чертой.

      Эффект  «ореола» может проявляться как  в позитивном, так и негативном смыслах. Преувеличение достоинств объекта восприятия приводит к восхищению им и полному игнорированию его реальных статуса и качеств. Известный литературный герой Хлестаков прекрасно воспользовался таким «гало-эффектом»: специфическая установка Городничего и его компании, что перед ними ревизор, позволила Хлестакову долгое время играть роль влиятельного лица. В негативном смысле этот эффект проявляется в преуменьшении достоинств объекта восприятия, что приводит к предубеждению в отношении к нему со стороны воспринимающих людей. Предубеждение - это специфическая установка субъектов, основанная на информации об отрицательных качествах объекта. Такая информация, как правило, не проверяется на достоверность и надежность, а воспринимается на веру. Например, негативная информация о качествах личности нового работника способна вызвать предубеждение членов трудового коллектива в отношении к нему, что значительно затруднит процесс его адаптации в коллективе.

2.8 Эффект «бумеранга»

      Эффект  «бумеранга» заключается в том, что действия или информация, направленные против кого-либо, оборачиваются против тех, кто совершил эти действия или дал эту информацию. Эффект «бумеранга» впервые был зафиксирован в деятельности средств массовой коммуникации. Он заключается в следующем: человек, воспринимающий информацию, не признает ее содержание или вывод истинными и продолжает придерживаться ранее существовавшей установки или вырабатывает новое оценочное суждение по отношению к освещаемому событию, но это суждение или установка, как правило, оказываются противоположными той установке, которую пытались ему внушить через средства массовой коммуникации. Эффект «бумеранга» может возникнуть в случае противоречивости информации, недоверия к ее источнику, методам убеждения и пр.

      Этот  эффект проявляется и в непосредственном общении и взаимодействии людей. Социально-психологические исследования показывают, что агрессивные действия или слова одного человека, направленные против другого, в итоге оборачиваются против того, кто совершил эти действия или произнес эти слова. Окружающие люди, как правило, рано или поздно устанавливают истину, и тогда агрессивные действия бумерангом возвращаются к совершившему их человеку. Например, в ситуации возникновения конфликта более вероятно, что члены группы психологически будут на стороне спокойного, уравновешенного человека, чем на стороне его агрессивного противника. Так случается в большинстве ситуаций, когда группа выбирает себе «козла отпущения» и единодушно проявляет агрессивность в отношении его. Но наличие «козла отпущения» говорит о низком психологическом уровне развития этой группы. Здесь «бумеранг» оборачивается против всей группы, поскольку разрушает ее единство, целостность, нормальные человеческие отношения, что препятствует эффективности групповой деятельности. 

2.9 Эффект группового  фаворитизма

      Эффект  группового фаворитизма – это тенденция каким-либо образом благоприятствовать членам своей группы в противовес членам другой группы. Отечественный психолог В. С. Агеев подробно изучил действие этого эффекта, опираясь на результаты экспериментальных исследований американских и российских психологов. Эффект группового фаворитизма может проявляться как во внешне наблюдаемом поведении, так и в процессах социальной перцепций. Он базируется на эффекте «мы и они» и как бы устанавливает «демаркационную линию» между теми людьми, которые по каким-либо критериям воспринимаются как «свои», и теми, которые по этим же критериям воспринимаются как «чужие».

      В. С. Агеев считает, что феномен  группового фаворитизма способствует образованию конкурентных и защитных стратегий межгруппового взаимодействия. 

2.10 Эффект группового  эгоизма

      Эффект  группового эгоизма – это направленность групповых интересов, целей и норм поведения против интересов и целей, норм поведения отдельных членов группы или всего общества. Цели группы достигаются за счет ущемления интересов ее отдельных членов, в ущерб интересам общества. Групповой эгоизм проявляется в том случае, когда цели, ценности группы, стабильность ее существования становятся важнее отдельной личности, значимее целей общества. Тогда личность обычно приносится в жертву целостности группы, полностью подчиняется ее требованиям и стандартам поведения. Эффект группового эгоизма может сыграть очень негативную роль в дальнейшей жизнедеятельности группы и судьбе ее отдельных членов. 

2.11 Эффект «маятника»

      Эффект  «маятника» – это циклическое чередование групповых эмоциональных состояний стенического и астенического характера. Интенсивность проявления и временная протяженность эмоциональных состояний определяются значимыми для членов группы условиями и событиями их совместной трудовой деятельности. Показателем эмоционального состояния группы является настроение работников в процессе труда. Так, В. В. Бойко, А. Г. Ковалев и В. Н. Панферов определили, что события производственной жизни, имеющие положительный смысл для большинства членов группы, способствуют подъему настроения (резкий подъем общественного настроения был зафиксирован в день получения зарплаты), а события производственной жизни, имеющие негативный смысл для большинства членов группы (неполадки в работе оборудования, сбои в поставке сырья, аварии и пр.), приводят к спаду общего настроения.

      Динамика  настроения зависит  от следующих факторов:

      - степени занятости работников  в течение рабочего дня: чем больше занятость и меньше простоев, тем лучше настроение;

      - стиля управления, применяемого  непосредственным руководителем:  авторитарные приемы управления  не способствуют повышению настроения;

      - времени суток и дня недели: в конце рабочего дня и недели настроение работников ухудшается, поскольку накапливается усталость;

        - уровня дисциплины труда в коллективе: чем выше дисциплина труда, тем лучше настроение и эмоциональное состояние работников;

      - сложившейся системы взаимоотношений  в группе, уровня конфликгности или сплоченности: чем выше уровень конфликтное тем хуже настроение работников.

      Несовпадение  эмоционального воздействия с эмоциональным  состоянием группы может вызвать  парадоксальные реакции. Например, в  группу хмурых и подозрительно настроенных рабочих приходит веселый и оптимистически настроенный начальник участка. Неучет им эмоционального состояния работников может вызвать нежелание выполнять срочное задание, вплоть до отказа. В этой ситуации руководителю следовало вначале определить эмоциональное состояние группы, изменить его - повысить настроение, и только затем обращаться с просьбой или распоряжением о выполнении задания.

2.12 Эффект «волны»

      Эффект  «волны» – это распространение в группе идей, целей, норм и ценностей. Новая идея зарождается в голове одного человека, он делится ею со своим ближайшим окружением, которое обсуждает, корректирует, дополняет и развивает предложенную идею. Затем идея распространяется и среди других членов группы; происходит ее групповая оценка и обсуждение. Как камешек, брошенный в воду, идея распространяется и охватывает все большее число людей. Правда, волновой эффект возможен только тогда, когда новая идея отвечает потребностям и интересам людей, а не противоречит им. В первом случае она понимается и развивается людьми, служит стимулом их активности, а во втором - волновой эффект затухает. 

2.13 Эффект «пульсара»

      Эффект  «пульсара» – это изменение групповой активности в зависимости от различных стимулов. Групповая активность проходит цикл «оптимальная активность, необходимая для нормальной работы группы, — подъем активности - спад активности - возвращение к оптимальному уровню активности». Этот цикл может зависеть как от внешних стимулов (например, получение группой срочного производственного задания), так и от внутренних субъективных побудителей деятельности (например, сотрудниками фирмы принимается совместное решение о быстрейшем освоении новой техники, что требует с их стороны определенных усилий и проявления активности в повышении своей квалификации и освоении приемов работы на новом оборудовании). Эффект «пульсара», как проявление групповой активности, заключается в резком повышении активности в начале процесса деятельности, затем, когда задача решена, наступает спад активности, т. е. людям требуется отдых. Потом групповая активность возвращается на оптимальный уровень, необходимый для нормальной, слаженной, бесперебойной работы группы. Продолжительность групповой активности и ее интенсивность зависят от силы стимула, или побудительного мотива, от таких групповых состояний, как организованность, сплоченность, направленность, подготовленность и пр. Выраженность этих групповых состояний определяет количество усилий группы, требуемых для решения задачи. Например, группа подготовленная (знающая алгоритм решения задачи), организованная (четко обозначившая функции и распределившая роли), направленная (не отвлекающаяся на решение других задач) затрачивает меньше интеллектуальных и физических усилий, не переходит предел своих возможностей. Соответственно всплеск активности будет более упорядоченным, а период отдыха, после которого группа опять входит в нормальный ритм и режим своей работы, более кратковременным.

Информация о работе Базовые групповые эффекты: их сущность и содержание